Методическая разработка на тему: «Обследование грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья"
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)

   Уровень сформированности грамматического строя речи у детей с ТНР является важным критерием, позволяющим  судить об успешности проведения коррекционной работы.

   Среди детей имеющих ОВЗ посещающих  группу для детей с ТНР детского сада все чаще встречаются дети, у которых недостаточная сформированность грамматического строя речи накладывает свой отпечаток на речь. Обследование речи дошкольников обнаруживает неточности  в понимании и употреблении предлогов, словосочетаний с предложными конструкциями, обозначающими пространственные отношения. Часто  в устная речь детей изобилует стойкими аграмматизмами.

  Своевременное формирование  грамматического строя речи- важнейшее условие полноценного развития ребенка, как речевого так и психического, поскольку язык  и речь выполняют ведущую функцию в развитии его мышления, речевого общения, организации деятельности, формирование социальных связей.

 

  В связи с этим существует необходимость раннего выявления нарушений грамматического строя речи у детей с ЗПР. Своевременное выявление этих нарушений позволит начать раннюю логопедическую работу, тук как в дошкольный возрасте коррекционное воздействие совпадает с естественной в онтогенезе физиологической активностью функциональных речевых систем и стимулирует формирование соответственных навыков и умений.

          Объектом обследования  является грамматический строй речи детей с ТНР 5- 6 лет

           

            Задача обследования выявление уровня сформированности грамматического строя речи воспитанников.

        Теоретическая значимость состоит в том, что полученные данные помогут  учителю- логопеду углубить и расширить представления об особенностях проявления нарушений грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР

        Практическая значимость заключается в возможности использования результатов обследования в построении дальнейшей коррекционной работы, направленной формирование грамматического строя речи у старших дошкольников с ТНР

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obsledovanie_grammaticheskogo_stroya_rechi.docx117.74 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №94 компенсирующего вида Невского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка на тему:

«Обследование грамматического строя

 речи детей старшего дошкольного

возраста с ограниченными возможностями здоровья

с задержкой психического развития»

Автор: учитель-дефектолог Осипова Ю.А.

Санкт-Петербург

2020год

Введение

   Уровень сформированности грамматического строя речи у детей с ОВЗ является важным критерием, позволяющим  судить об успешности проведения коррекционной работы.

   Среди детей имеющих ОВЗ посещающих  группу для детей с ЗПР детского сада все чаще встречаются дети, у которых недостаточная сформированность грамматического строя речи накладывает свой отпечаток на речь. Обследование речи дошкольников обнаруживает неточности  в понимании и употреблении предлогов, словосочетаний с предложными конструкциями, обозначающими пространственные отношения. Часто  в устная речь детей изобилует стойкими аграмматизмами.

  Своевременное формирование  грамматического строя речи- важнейшее условие полноценного развития ребенка, как речевого так и психического, поскольку язык  и речь выполняют ведущую функцию в развитии его мышления, речевого общения, организации деятельности, формирование социальных связей.

  В связи с этим существует необходимость раннего выявления нарушений грамматического строя речи у детей с ЗПР. Своевременное выявление этих нарушений позволит начать раннюю логопедическую работу, тук как в дошкольный возрасте коррекционное воздействие совпадает с естественной в онтогенезе физиологической активностью функциональных речевых систем и стимулирует формирование соответственных навыков и умений.

          Объектом обследования  является грамматический строй речи детей с ЗПР 5- 6 лет

        

        Задача обследования выявление уровня сформированности грамматического строя речи воспитанников.

        Теоретическая значимость состоит в том, что полученные данные помогут  учителю- логопеду углубить и расширить представления об особенностях проявления нарушений грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

        Практическая значимость заключается в возможности использования результатов обследования в построении дальнейшей коррекционной работы, направленной формирование грамматического строя речи у старших дошкольников с ЗПР

Краткое описание методики обследования

грамматического строя речи детей с ЗПР

   Обследование разработано на основе отобранных методик, диагностических материалов, игр и технологий, подбор которых зависел от степени речевого дефекта, возраста и индивидуальных особенностей детей.   Использовались следующие материалы: «Исследование  лексико-грамматического строя речи у детей с ЗПР» Лалаева Р.И., тестовая методика Т.В.Ахутиной, Т.А.Фотековой.

    Обследование грамматического строя у детей старшего дошкольного возраста начинается в сентябре и продолжается на протяжении 2-3 недель параллельно с обследованием развития других сторон речи. Каждый день на обследование затрачивалось от 10 до 20 минут в зависимости от возможностей ребенка. Во время обследования учитель – логопед создает эмоционально-положительный фон, использует различные виды поощрения. При первых проявлениях усталости или негативизма – обследование прекращается.

.

Содержание методики обследования

 грамматического строя речи у детей с ЗПР:

  1. Обследование состояния словоизменения
  1. употребление существительных в разных падежах
  2. употребление и дифференциация существительных в именительном падеже единственного и множественного числа.
  3. Образование существительных множественного числа в родительном падеже
  4. Изменение глаголов по лицам
  5. Согласование существительного с прилагательным в единственном числе
  6. Употребление  существительных с числительным
  7. Согласование существительного с глаголом единственного и множественного числа в настоящем времени.
  8. Употребление предложно-падежных конструкций с предлогами –в-, -на-,-под-,-над-,-за-,-перед-,-около-.

    2.Обследование  словообразования

2.1Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов

2.2.Образование названий детенышей животных

2.3. образование глаголов приставочного значения с приставками –с-, у-,под-,от-,за-,пере-,до-

2.4.образование и дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида

2.5 Образование относительных прилагательных с суффиксами-- -н-,-ан-,ян-,-енн-.

2.6. Образование сложных слов

Методика по оценке уровня сформированности грамматического строя речи включает в себя диагностический инструментарий.

Диагностический инструментарий состоит из специально подобранного  дидактического материала:

  • дидактические игрушки
  •  специально подобранные задания
  • дидактические игры с использованием информационно- компьютерных технологий

Учитель-логопед предлагает ребенку поиграть, выполнить задание в соответствии с исследуемыми параметрами.  Дефектолог наблюдает за выполнением задания и выставляет соответствующий балл.

Например:

               ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ

  1. Употребление существительных в косвенных падежах

Цель : выявить уровень умения детей употреблять существительные в разных падежах.

Материал исследования:  игра-шутка «Ответь одним словом» (Новиковская)

Процедура и инструкция:  Я буду задавать тебе вопросы, а ты можешь отвечать на них только одним словом. (лопата, пила, утюг, ложка, метла)

1.Без чего ты не можешь прожить и дня? (без лопаты)

2.На чём ты любишь кататься? (на лопате)

3.Что ты ел на завтрак? (лопату)

4.Чем ты обычно рисуешь? (лопатой)

5.Очем ты видел сегодня сон? (о лопате) ит.д.

Оценка выполнения:

3 балла – ребенок правильно и быстро выполняет задание

2 балла – затрудняется, но выявляет ошибку и исправляет ее самостоятельно.

1 балл – пользуется помощью при затруднении и исправляет ошибку

0 баллов – отказывается или совсем не выполняет задание.

2.Употребление и дифференциация существительных в именительном падеже единственного и множественного числа

Цель: Выявить уровень умения употреблять и дифференцировать существительные множественного и единственного числа

Речевой материал:

Рот, лев, река, ухо, кольцо, глаз, лист, стул, дерево, пень, воробей.

Процедура и инструкция: Ребенку предлагается игра с мячом: «Один-много»

Я буду бросать тебе мяч и называть один предмет, а ты возвращая мяч, назови слово, которое обозначает много предметов.

Оценка выполнения:

3 балла – ребенок без ошибок выполняет задание

2 балла- выполняет задание, испытывает незначительные трудности в употреблении более продуктивных форм, самостоятельно исправляет ошибку.

1 балл – испытывает затруднения в употреблении продуктивных форм словоизменения, заменяет на более легкую форму.

0 баллов – отказывается от выполнения задания или не выполняет его.

3.Образование существительных множественного числа в родительном падеже.

Цель: Выявить уровень  употребления существительных множественного числа в родительном падеже.

Материал исследования: картинки с изображением предметов (шары, ключи, ложки, карандаши, книги, вилки, ведра)

Процедура и инструкция:

Ребенку предлагается игра «Скажи со словом –много» Ответь на вопрос со словом –много. Много чего? (много шаров)

Оценка выполнения:

3 балла – быстрое и правильное выполнение

2 балла – затрудняется, заменяет на более легкую форму, самостоятельно выявляет и исправляет ошибку.

1 балл – затрудняется, заменяет на более легкую форму, использует помощь , исправляет ошибку.

0 баллов – отказывается от задания.

4. Изменение глаголов по лицам и числам

Цель:  Выявить уровень умения изменять глаголы по лицам

Материал исследования: Игра: «Я и ты»

Я иду, и ты…                               Я веду, и ты…

Я пою, и ты…                              Я плыву, и ты…

Я несу, и ты…                             Я лечу, и ты…

Я беру, и ты…                             Я бегу, и ты…

Процедура и инструкция: Детям предлагается игра «Я и ты» Я буду начинать фразу, а ты продолжи.

Оценка выполнения:

3 балла – быстрое и правильное выполнение.

2 –балла – употребляет в более простой форме, исправляет ошибку самостоятельно.

1 балл- затрудняется, заменяет простой словообразовательной формой, помощью не пользуется.

0 баллов – отказывается от задания или допускает большое количество ошибок.

5. Согласование существительного с прилагательным в единственном числе.

Цель:  Выявить уровень умения ребенка согласовывать существительное с прилагательным в форме единственного числа.

Материал исследования:  карточки -трафареты – шар, чашка, платье, лист, флажок, яблоко, помидор, ведро.  Листы бумаги красного , синего, зеленого, желтого цвета.

Процедура и инструкция: Логопед предлагает ребенку покрасить предметы в разные цвета, подложив под трафарет листы разного цвета и ответить на вопрос какой? (красный шар, синее яблоко и т.д.)

Оценка выполнения:

2 балла – быстрое и правильное выполнение

1 балла – допускает ошибки , самостоятельно исправляет их.

0 баллов – не выявляет ошибки или отказывается от выполнения.

6.Употребление существительных с числительным

Цель: Выявить уровень умения согласовывать существительное с числительным.

Материал исследования:

Детям предлагаются наборы мелких игрушек в количестве пяти штук (матрешки, шарики, пуговицы, кубики)

Процедура и инструкция: На столе пять матрешек. Посчитай, сколько матрешек? (две матрешки, пять матрешек) и т.д.

Оценка выполнения:

3 балла – быстрое и правильное выполнение

2 балла – допускает ошибки в употреблении существительного с числительным, самостоятельно выявляет ошибку и исправляет ее.

1 балл - допускает ошибки в употреблении существительного с числительным, самостоятельно не выявляет ошибку , помощь не использует.

0 баллов – отказ от выполнения задания или с заданием не справляется.

7. Согласование существительного с глаголом единственного и множественного числа в настоящем времени.

Цель: Выявить уровень умения согласовывать существительное с глаголом единственного и множественного числа в настоящем времени.

Материал исследования:

Ребенку предлагаются картинки с изображением следующих действий.

-мальчик бежит

-дети бегут

-самолет летит

-самолеты летят

-солдат идет

-солдаты идут

Процедура и инструкция:

Логопед предъявляет картинку. Посмотри на картинку и скажи, что делает мальчик? Что делают дети? И т.д.

Оценка выполнения:

3 балла – быстро выполняет задание, согласовывая в правильной форме.

2 балла – затрудняется в употреблении формы множественного числа с глаголом, самостоятельно выявляет ошибку и и справляет ее.

1 балл – испытывает затруднения , ошибается, самостоятельно ошибку не исправляет.

0 баллов – отказывается от выполнения задания или не использует помощь логопеда для выявления и исправления ошибки.

8.Употребление предложно-падежных конструкций с предлогами –в, -на-, -под-,-над-,-за-, -перед-, -около-.

Цель:  Выявить уровень умения употреблять предложно-падежные конструкции с предлогами.

Материал исследования:

Ребенку предлагается сюжетная картинка  с изображением дома в котором живут кошки(Иншакова Альбом обследования).

Процедура и инструкция:  

Логопед предлагает посмотреть на картинку  и ответить на вопросы:

-где находится серый кот?

-где сидит белый кот?

-что делает черный кот?

-где рыжий кот и т.д.

Оценка выполнения:

3 балла – ребенок безошибочно употребляет конструкции с предлогами.

2 балла – допускает ошибки при употреблении предлогов раннего онтогенеза, ошибку выявляет  и исправляет самостоятельно.

1 балл- допускает ошибки при употреблении предлогов раннего онтогенеза, помощью логопеда не пользуется, ошибку не выявляет.

0 баллов – отказывается от выполнения задания .

    Баллы выставляются в протокол, далее выводится среднеарифметический показатель, по этому показателю определяем уровень сформированности словообразования и словоизменения.

Все данные индивидуальных протоколов заносятся в сводную таблицу развития грамматического строя группы.

Анализ полученных результатов позволяет :

  • Выявить определенные компоненты  грамматического строя речи, которые требуют дополнительной индивидуальной коррекции воздействия.
  • Использовать данные при планировании коррекционно-образовательного процесса .
  • Помочь в выборе методов, приемов и технологий коррекционного воздействия.
  • Углубить и расширить представления об особенностях проявления нарушений грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР Протокол исследования грамматического строя речи детей 5-6 лет с ЗПР

Протокол исследования грамматического строя речи                          

образец

Состояние словоизменения

Состояние словообразования

итог

Фамилия

имя

ребенка

Употребление существит. в косвенных падежах

Дифференциация сущ. Именит. Падежа в ед. и мн. числе

Образование сущ. Множественного числа в родит. ппадеже

Изменение глаголов по лицам и числам

Согласование существ. с прилагат. в ед числе

Употребление существительного с числительным

Согласование глаголов ед. и мн. Числа в настоящем времени

Употребление предложно-падежных конструкций

Образование сущ. С помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов

Образование названий детенышей животных

Образование глаголов приставочного значения

Образование и дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида

Образование относительных прилагательных

Образование сложных слов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

«…….»  ……..20      год

                                                                            Составила училель-дефектолог    Осипова Ю.А.

образец

Сводная таблица развития грамматического строя речи у детей с ЗПР

п\п

Фамилия

имя ребенка

Состояние словоизменения

Состояние словообразования

месяц

сентябрь

май

сентябрь

май

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

«………»                       20    год        

                                                                             Составила учитель-дефектолог  Осипова Ю.. А.

       

Результаты обследования грамматического строя речи детей с ЗПРР

Сводная таблица развития грамматического строя речи у детей с ЗПР

п\п

Фамилия

имя ребенка

Состояние словоизменения

Состояние словообразования

месяц

сентябрь

май

сентябрь

май

1

Артем П.

61%

88%

66%

90%

2

Диана Г.

47%

80%

52%

88%

3

Эдик Х.

61%

85%

71%

87%

4

Гоша К.

33%

71%

28%

52%

5

Соня Ф.

19%

80%

38%

80%

6

Даша М.

71%

85%

66%

90%

7

Кристина К.

42%

71%

76%

85%

8

Анна К.

80%

100%

90%

100%

9

Егор Ч.

23%

79%

47%

80%

10

Алеша Е.

61%

95%

52%

88%

11

Максим М.

14%

54%

19%

52%

12

Рыбакова М.

47%

78%

66%

85%

13

Миша С.

66%

85%

70%

90%

14

Терещенко Н.

66%

85%

80%

95%

15

Соня Л.

85%

97%

90%

100%

16

Галыгин Р.

42%

61%

42%

66%

17

18

                                                                  «17» мая 20     г.  учитель-дефектолог   Осипова Ю.А

Протокол исследования грамматического строя речи детей 5-6 лет с ЗПР

Состояние словоизменения

Состояние словообразования

Фамилия

имя

ребенка

Употребление существит. в косвенных падежах

Употребление сущ. Множеств. Числа в од. падеже

Дифференциация сущ. Именит. Падежа в ед. и мн. числе

Изменение глаголов по лицам и числам

Согласование существ. с прилагат. в ед числе

Употребление существительного с числительным

Согласование сущ. С глаг.ед. и мн. числа в настоящем времени

Употребление предложно-падежных конструкций

Итог в %

Образование сущ. С помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов

Образование названий детенышей животных

Образование глаголов приставочного значения

Образование и дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида

Образование притяжательных прилагательных

Образование относительных прилагательных

Образование сложных слов

Итог в %

0бщий итог

1

Артем П.

1

1

2

2

2

1

2

3

61

3

1

1

3

2

2

2

66

64

2

Диана Г.

1

1

2

2

2

2

2

2

61

3

2

2

2

2

2

2

71

66

3

Эдик Х.

1

1

1

2

2

1

1

2

47

2

2

1

2

0

2

1

47

47

4

Гоша К.

0

0

1

2

2

1

0

1

33

2

1

1

1

0

0

1

28

30

5

Соня Ф.

0

0

0

1

1

1

0

1

19

2

1

1

3

0

0

1

38

28

6

Даша М.

2

1

1

3

2

2

2

3

71

3

2

2

2

1

2

2

66

69

7

Кристина К.

1

0

1

2

2

1

0

2

42

2

1

2

2

1

3

2

61

52

8

Аня К.

3

1

2

2

2

2

3

3

80

2

3

0

3

2

3

2

76

9

Егор Ч..

0

0

1

0

1

1

1

1

23

2

1

2

2

1

1

1

47

35

10

Алеша Е.

2

1

1

2

2

2

2

2

61

2

2

2

1

1

1

2

52

57

11

Максим М.

0

0

0

0

1

1

0

1

14

1

1

1

1

0

0

0

19

16

12

Маша Р.

3

2

2

2

2

3

2

3

80

3

3

2

2

2

2

3

80

80

13

Миша С.

1

1

0

2

1

2

2

2

47

3

2

1

1

2

2

3

66

57

14

Никита Т.

1

1

2

3

2

1

2

3

66

3

2

2

2

2

3

3

80

73

15

Соня Л.

3

2

2

3

2

3

2

3

85

3

3

0

2

2

2

2

76

88

16

Рома Г.

0

1

2

1

2

1

2

42

1

1

1

2

0

2

2

42

42

17

18

                                                                                                                                                                                                                                                                                   «17» мая  20      уч.год   учитель-дефектолог Осипова Ю..А.

Приложение № 4

Показатели усвоения словоизменения 2019-20 уч.год

Показатели усвоения словообразования 2019-20уч. год

Приложение №1

Соня Ф.

Профиль №1

          уровень усвоения  словоизменения

1.Употребление существительных в разных падежах

 2. Употребление и дифференциация существительных в именительном падеже единственного и множественного числа.

3. Употребление существительных множественного числа в родительном падеже

4.Изменение глаголов по лицам

5.Согласование существительного с прилагательным в единственном числе

6.Употребление  существительных с числительным

7.Согласование существительного с глаголом единственного и множественного числа в настоящем времени.

8.Употребление предложно-падежных конструкций с предлогами

Соня Ф.

Приложение №2

Профиль №2

                Уровень усвоения словообразования

 

1.Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов

2.Образование названий детенышей животных

3. Образование глаголов приставочного значения с приставками

4.Образование и дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида

5 Образование относительных прилагательных с суффиксами

6. Образование сложных слов

Приложение №3

СоняФ.

Профиль№3

           

                    Уровень усвоения грамматического строя речи

 

1.Обследование состояния словоизменения

1.Употребление существительных в разных падежах

2.Употребление и дифференциация существительных в именительном падеже единственного и множественного числа

3.Употребление существительных множественного числа в родительном падеже.

4.Изменение глаголов по лицам

5.Согласование существительного с прилагательным в единственном числе

6.Употребление  существительных с числительным

7.Согласование существительного с глаголом единственного и множественного числа в настоящем времени.

8.Употребление предложно-падежных конструкций с предлогами

 2.обследование  словообразования

1.Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов

2.Образование названий детенышей животных

3. Образование глаголов приставочного значения с приставками

4.Образование и дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида

5.Образование притяжательных прилагательных

6.Образование относительных прилагательных с суффиксами

7. Образование сложных слов

Приложение № 5

Сравнительный анализ уровня сформированности

 грамматического строя речи в начале и в конце  2019-20 уч.года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшей группы с ограниченными возможностями здоровья (с тяжелыми нарушениями речи).Тема: "Домашние животные"

Приоритетная образовательная область: "Речевое развитие". Инновационные технологии: игровые технологии, информационно-коммуникативная технология, здоровьесберегающая технология, технология л...

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшей группы с ограниченными возможностями здоровья (с тяжелыми нарушениями речи). Тема "На бабушкином дворе" ("Домашние птицы").

Приоритетная образовательная область: "Речевое развитие". Инновационные технологии: игровые технологии, информационно-коммуникативная технология, здоровьесберегающая технология, технология л...

Методическая разработка "КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ)"

Приоритетная область: Речевое развитие.Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, художественно-эстет...

Методическая разработка: Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей средней группы с ограниченными возможностями здоровья (с тяжёлыми нарушениями речи) по теме «Домашние птицы». «Курочка – хохлатка»

Цель: уточнять и расширять представления детей о домашних птицах.Коррекционно – образовательные задачи:образовывать и употреблять существительные с суффиксом – онок);согласовывать им...

Методическая разработка: Конспект совместной деятельности для детей старшей группы с ограниченными возможностями здоровья (с тяжелыми нарушениями речи). Игра – путешествие по станциям «Азбука здоровья».

Цель:формировать понятие у детей о здоровом образе жизни.Коррекционно – образовательные задачи:закреплять знания о пользе витаминов;формировать представления о предметах личной гигиены;закреплят...

«Методическая разработка по работе с родителями, имеющими детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья».

Основные проблемы семей, имеющих детей с ОВЗ дошкольного возраста.Методические рекомендации семьям, имеющим детей с ОВЗ дошкольного возраста.  ...