Методическая разработка для педагогов «Песочная игротерапия в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
методическая разработка по коррекционной педагогике

Гулуа Вероника Владимировна

Методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_ovz.docx35.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №2»

Методическая разработка для педагогов

«Песочная игротерапия в работе с детьми

с ограниченными возможностями

здоровья».

Подготовила:

                                                                                          воспитатель Гулуа В.В.

Г. Донской

Содержание

Пояснительная записка………………………………………………………3-4

Цели и задачи…………………………………………………………………5- 6

Функции и принципы работы……………………………………………… ..6-7

Методы и приёмы…………………………………………………………….. 8

Этапы проведения занятия…………………………………………………...8-9

Приложение 1………………………………………………………………...10-12

«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их  пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

В. Сухомлинский

Пояснительная записка

Одной из важнейших задач образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования является обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, детей с ограниченными возможностями здоровья.

Согласно требованиям ФГОС ДО к структуре образовательной программы дошкольного образования коррекционная работа и инклюзивное образование должны быть направлены на коррекцию нарушений развития различных категорий детей с ОВЗ, оказание им квалифицированной помощи в освоении программы; их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

Выстраивая коррекционную работу с детьми с ОВЗ достаточно эффективным методом зарекомендовала себя песочная игротерапия.

Игра с песком как процесс развития самосознания ребенка и его спонтанной «самотерапии» известен с древних времен. Сегодня игра с песком или песочная терапия становится все более популярной в психологической,  психотерапевтической и педагогической практике. В песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, «мануальный интеллект» ребенка. Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный эффект. С одной стороны, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям, с другой стороны, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов. А если учесть, что песок обладает уникальным свойством «заземлять» негативную психическую энергию, то в процессе коррекционной работы происходит и гармонизация психоэмоционального состояния ребенка.

Метод песочной терапии можно использовать в работе с детьми, начиная с 3-х летнего возраста. Метод позволяет решать ряд проблем, возникающих у детей с ОВЗ.

Песочная терапия объединяет массу упражнений, направленных на общую релаксацию, снятие двигательных стереотипов и судорожных движений. В процессе песочной игры ребёнок имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов, и пережитое не развивается в психическую травму. Задачи песочной терапии согласуются с внутренним стремлением ребёнка к самоактуализации.

 В своей системе эти упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Во-первых, они стабилизируют эмоциональное состояние детей. Во-вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, учат ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, помогают ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде.

Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка с ОВЗ. Важно, что проективные игры на песке открывают потенциальные возможности ребенка с ОВЗ, развивая его творческий потенциал и фантазию.

Актуальность

На сегодняшний день одной из актуальных проблем является осуществление психологического сопровождения детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Работая с такими детьми, я рекомендую использовать  различные инновационные технологии. Очень интересной и эффективной педагогической технологией является песочная игротерапия. Притягательность данной технологии заключается в том, что комплексное развитие личности ребенка происходит через игру, близкую и понятную ему. Игры с песком используются в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение, для повышения познавательной активности. Зона песочной игротерапиипривлекает их внимание яркостью, необычностью, оригинальностью. В ней размещены: емкости с песком, миниатюрные фигурки из «киндер - сюрпризов», игрушки животных, растений, естественные предметы, наборы букв и цифр, геометрические фигуры и др. Для результативности работы по данной теме составлен перспективный план (приложение 1) для педагогов.

Цели:

1.        Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность.

2.        Развитие познавательных и психических процессов: восприятия (формы, цвета, целостного восприятия), памяти, внимания, мышления, воображения, пространственных представлений.

3.        Развитие фантазии, наглядно-образного мышления, словесно-логического мышления, побуждая детей к активным действиям и концентрации внимания.

4.        Снижение психофизического напряжения.

5.        Актуализация эмоций.

Задачи:

Образовательные:

1.        Учить детей последовательно и точно передавать увиденное, с учетом развития сюжета.

2.        Учить выстраивать композиции на песке по образцу.

3.        Закрепить представления об окружающем мире.

Развивающие:

1.        Развивать психические процессы (внимание, память).

2.        Развивать логическое мышление.

3.        Развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику.

Воспитательные:

1.        Вызывать эмоционально положительное состояние, удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми.

2.        Воспитать внимательное отношение к коллективу при организации групповой деятельности.

3.        Воспитывать доброту, бережное отношение ко всему живому.

Игротерапия выполняет следующие функции:

1. Коммуникативную - установление эмоционального контакта, объединение учащихся в коллектив;

2. Релаксационную - снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему;

3. Воспитательную - психотренинг и психокоррекция проявлений личности в игровых моделях жизненных ситуаций;

4. Развивающую - развитие психических процессов и функций (памяти, внимания, восприятия и т.д.), двигательной сферы;

5. Обучающую - обогащение информацией об окружающем мире.

При организации песочной игротерапии учитываются следующие принципы работы:

1.Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищенно, проявляя творческую активность. Для этого подбираются задания, соответствующие возможностям ребенка; формулируется инструкция к играм в сказочной форме; исключается негативная оценка его действий и идей, результатов. Поощряются фантазии и творческий подход.

2. Реальное проживание и проигрывание всевозможных ситуаций, вместе с героями сказочных игр. Определяя содержание коррекционной работы, важно учитывать комплекс симптомов, свидетельствующих о проблемах развития, которые испытывают дети. Практически у всех детей с ОВЗ в отличии от нормально-развивающихся сверстников:

часто снижен темп речемыслительной деятельности, для них характерна повышенная утомляемость;

у большинства детей нарушены коммуникативные навыки;

нарушения тонких движений;

нарушения равновесия;

проблемы зрительно-пространственной координации.

Таким образом, при проведении коррекционных занятий, возникла необходимость включения следующих упражнений:

дыхательных упражнений;

упражнений для глаз;

двигательных упражнений;

упражнений на развитие познавательных процессов.

Общие условия организации песочной терапии

Для организации игр с песком необходим большой набор миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих мир. В классической песочной терапии существует следующая классификация предметов, используемых в процессе создания песочных картин:

  • наземные животные (домашние, дикие, доисторические);
  • обитатели водного мира (разнообразные рыбы, млекопитающие);
  • жилища с мебелью (дома, мебель, замки, другие постройки);
  • посуда;
  • деревья и другие растения (цветы, трава, кустарники, зелень и пр.);
  • объекты небесного пространства (солнце, луна, звезды, облака);
  • транспортные средства(наземный, водный, воздушный транспорт);
  • объекты среды обитания человека (заборы, изгороди, мосты);
  • естественные природные предметы (кристаллы, камни, раковины, куски дерева, металла, семена, перья и пр.);
  • фантастические предметы и персонажи мультфильмов, фэнтези, фигурки-оборотни;

Формы и варианты песочной терапии определяются  особенностями конкретного ребёнка с ОВЗ, специфическими задачами и её продолжительностью. Песочная терапия может применяться со следующими целями: с целью диагностики, с целью оказания первичной психологической помощи; в процессе краткосрочной психотерапии; в процессе долгосрочного психотерапевтического воздействия.  Итак, песочная терапия зарекомендовала себя как один из  результативных нетрадиционных методов в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ.

В практической деятельности используются различные группы методов и приемов песочной игротерапии:

  1. Исследовательская, практическая деятельность

Работа с раздаточным материалом (совочками, формочками, пульверизаторами, кисточками). Экспериментирование, поиск, наблюдение, опыт.

  1. Игровая деятельность

Обыгрывание ситуаций (Ветер; знойное солнце; проливной дождь…). Инсценировка и театрализация (животные пустыни, поиски воды, загадочное место…).

  1. Словесные методы

Мини-беседа, доверительная беседа (наши чувства в пустыне, как справиться с грустью). Диалог и рассказ педагога (что такое пустыня, кто здесь живет?). Чтение произведений литературы (сказки, стихи).

  1. Наглядные методы

Показ игрушек (жители пустыни, здания, сказочные персонажи…). Рассматривание картин и иллюстраций с жизненными и проблемными ситуациями (оказание помощи другу, создание водоема…). Моделирование (сооружение моста, строительство домов).

Занятия организованы индивидуально и по подгруппам (не более шести детей).

В процессе работы мною былииспользованы сказки, которые получили свое отражение в песочной игротерапии.

Погружение детей в сказку предполагает определенную последовательность обсуждения событий.

Подготовка и проведение занятия условно делится на 7 этапов:

1. Подготовка.

2. Ритуал входа. Установка на внимательное слушание. На этом этапе можно использовать «волшебные слова», дыхательные упражнения, присказки.

3.Знакомство со сказочной страной ее героями. Выбор детьми игрушек для вхожденияих в игровое пространство.

4. Возникновение конфликта и трудностей. Детям предлагается разрешить конфликт и помочь героям сказки.

5. Выполнение заданий и специальных упражнений.

6. Подведение итогов.

7. Ритуал выхода.

Завершая работу в песочнице или на световом песочном планшете ребятишки разбирают свои постройки, расставляют игрушки на полки стеллажа; разравнивают песок.

Теперь, есть все, чтобы отправиться вместе с ребенком в увлекательное путешествие по стране Песочных Игр. Итак, в путь!

Приложение 1

Тематическое планирование образовательной деятельности для детей с ОВЗ

Октябрь

1

«Здравствуй песок»

Цель:накомство детей с правилами поведения в песочнице.

2

«Знакомство с песочной феей»

Цель: Регуляция мышечного напряжения и расслабления.

3

«Необыкновенные следы»

Цель: Развитие тактильной чувствительности, воображения.

4

«Добрый лес – старый лес».

Цель: Развитие тактильной чувствительности, воображения.

Ноябрь

1

«Песочный дождик».

Цель: Регуляция мышечного напряжения и расслабления, тактильной чувствительности.

2

«Узоры на песке».

Цель: развитие творческого воображения, тактильной чувствительности.

3

«Украсим ковёр для Песочной феи».

Цель: развитие творческого воображения, тактильной чувствительности, установление закономерностей.

4

«Волшебная поляна».

Цель: развитие творческого воображения, тактильной чувствительности, произвольности.

Декабрь

1

«В гости к песочным жителям» (строим песочный город).

Цель: развитие и расширение знаний ребёнка об окружающем мире и рукотворном мире.

2

«Песочные прятки»

Цель: Развитее тактильной чувствительности, зрительного восприятия, расслабление, активизация интереса.

3

«Прятки со сказочными героями» (киндер – сюрпризы)

Цель: Развитее тактильной чувствительности, зрительного восприятия, внимания, памяти.

4

«Загадки с пальцами» (пальчиковая гимнастика)

Цель: Развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса.

Январь

1

«Секретное задание» («мина»)

Цель: Развитие произвольности, внимания, активизация интереса.

2

«Раскопки с картинками» (с помощью кисточки)

Цель: Развитие памяти, внимания, поисковой активности.

3

«Дождик – ручеёк».

Цель: Познакомить детей со свойствами мокрого песка, развитие тактильной чувствительности.

4

«Необычные следы»

(Аналогично играм с сухим песком)

Февраль

1

«Здравствуй, песок»

(Аналогично играм с сухим песком)

2

«Отпечатки»(с помощью формочек)

Цель: Классификация предметов (геом. фигуры, животные, предметы).

3

«Песочные домики».

Цель: закрепление пространственных представлений, развитее слуховой и зрительной памяти.

4

«Узоры на песке»

Цель: Развитие зрительно – моторной координации, процесса классификации, воображения.

Март

1

«Угадай чей след».

Цель: Развитие внимания, памяти, зрительного и тактильного восприятия.

2

«Украшение отпечатка ладошки»

Цель: Повышение самооценки ребёнка.

3

«Узоры из камешков»

Цель:учить детей создавать картинки, рисунки на песке, используя камешки, развивать фантазию.

4

«Мы исследователи»

Цель: способствовать развитию мелкой моторики, зрительного и тактильного восприятия.

Апрель

1

«Сказки»

Цель: развивать воображение, учить располагать предметы по всей плоскости песочного ящика.

2

«Сочиняем сказки»

Цель : развивать умение выражать свое эмоциональное состояние.

3

«Песочные строители»

Цель: развивать пространственные представления, развивать слуховую и зрительную память.

4

«Мы ищем клад»

Цель: развивать зрительную память, воображение.

Май

1

«Мы путешественники»

Цель: развивать образное мышление,воображение.

2

«Мы исследователи»

Цель: способствовать развитию мелкой моторики, зрительного и тактильного восприятия.

3

«Археология»

Цель: учить находить предмет и определять его на ощупь.

4

«Спасение принцессы»

Цель: развивать пространственные отношения, учить ориентироваться на «песочном листке».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Крупные возможности мелкой моторики в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья .

    Исследования ученых обращают внимание на то, что около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Именн...

Опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья Выступление на заседании проблемной секции по теме: «Дети с ограниченными возможностями здоровья. Создание условий для обучения и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях»

На сегодняшний день одной из актуальных проблем является организация  инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, т. к. в последнее время возросло кол...

«Песочная игротерапия в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья».

laquo;Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их  пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Други...

Методическая разработка «Формы и методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ»

Методическая разработка  «Формы и методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ»...

Песочная игротерапия в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Нетрадиционные методы воздействия в работе с детьми с ОВЗ становятся перспективным средством коррекционно - развивающей работы . Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, в...

Методический сборник "Современные педагогические технологии применяемые в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья"

Методический сборник «Современные педагогические технологии применяемые в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»Современные педагогические технологии применяемые в работе ...

Методические подходы к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Дети с особыми образовательными потребностями – это дети, нуждающиеся в получении специальной психолого – педагогической помощи и организации особых условий при их воспитании и обучении. С...