Главные вкладки

    «Песочная игротерапия в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья».
    методическая разработка

    Зевакова Мария Сергеевна

    «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их  пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

    В. Сухомлинский

    Пояснительная записка

         Одной из важнейших задач образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования является обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, детей с ограниченными возможностями здоровья.

         Согласно  требованиям  ФГОС  ДО  к  структуре образовательной программы дошкольного образования коррекционная работа и   инклюзивное  образование должны  быть  направлены  на  коррекцию нарушений  развития  различных  категорий  детей  с ОВЗ,  оказание  им квалифицированной  помощи  в  освоении  программы;  их  разностороннее развитие  с  учетом  возрастных  и  индивидуальных  особенностей  и  особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

         Выстраивая  коррекционную  работу  с  детьми  с  ОВЗ  достаточно эффективным методом зарекомендовала себя песочная игротерапия.

         Игра с песком как  процесс  развития  самосознания  ребенка  и  его спонтанной «самотерапии» известен с древних времен. Сегодня игра с песком или песочная терапия становится все более популярной в психологической, в психотерапевтической и педагогической практике. В  песочнице  создается  дополнительный  акцент  на  тактильную чувствительность, «мануальный  интеллект» ребенка.  Поэтому  перенос традиционных  обучающих  и  развивающих  заданий  в  песочницу  дает дополнительный  эффект. С  одной  стороны,  существенно  повышается мотивация  ребенка  к  занятиям,  с другой  стороны,  более  интенсивно  и гармонично происходит развитие познавательных процессов. А если учесть, что  песок  обладает  уникальным  свойством  «заземлять»  негативную психическую  энергию,  то  в  процессе  коррекционной работы  происходит и гармонизация  психоэмоционального  состояния ребенка.

    Метод песочной терапии можно использовать в работе с детьми, начиная с 3-х летнего возраста. Метод позволяет решать ряд проблем, возникающих у детей с ОВЗ.

     Песочная терапия объединяет массу упражнений, направленных на общую релаксацию, снятие двигательных стереотипов и судорожных движений. В процессе песочной игры ребёнок имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов, и пережитое не развивается в психическую травму. Задачи песочной терапии согласуются с внутренним стремлением ребёнка к самоактуализации.

     В своей системе эти упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Во-первых, они стабилизируют эмоциональное состояние детей. Во-вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, учат ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, помогают ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде.

    Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка с ОВЗ. Важно, что проективные игры на песке открывают потенциальные возможности ребенка с ОВЗ, развивая его творческий потенциал и фантазию.

    Актуальность

    На сегодняшний день одной из актуальных проблем является осуществление психологического сопровождения детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения.

    Работая с такими детьми, я использую различные инновационные технологии. Очень интересной и эффективной педагогической технологией является песочная игротерапия. Притягательность данной технологии заключается в том, что комплексное развитие личности ребенка происходит через игру, близкую и понятную ему. Игры с песком использую в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение, для повышения познавательной активности. Зона песочной игротерапиипривлекает их внимание яркостью, необычностью, оригинальностью. В ней размещены: емкости с песком, миниатюрные фигурки из «киндер - сюрпризов», игрушки животных, растений, естественные предметы, наборы букв и цифр, геометрические фигуры и др. Для результативности работы по данной теме составлен перспективный план (приложение 1).

    Цели:

    1.        Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность.

    2.        Развитие познавательных и психических процессов: восприятия (формы, цвета, целостного восприятия), памяти, внимания, мышления, воображения, пространственных представлений.

    3.        Развитие фантазии, наглядно-образного мышления, словесно-логического мышления, побуждая детей к активным действиям и концентрации внимания.

    4.        Снижение психофизического напряжения.

    5.        Актуализация эмоций.

     

    Задачи:

    Образовательные:

    1.        Учить детей последовательно и точно передавать увиденное, с учетом развития сюжета.

    2.        Учить выстраивать композиции на песке по образцу.

    3.        Закрепить представления об окружающем мире.

    Развивающие:

    1.        Развивать психические процессы (внимание, память).

    2.        Развивать логическое мышление.

    3.        Развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику.

    Воспитательные:

    1.        Вызывать эмоционально положительное состояние, удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми.

    2.        Воспитать внимательное отношение к коллективу при организации групповой деятельности.

    3.        Воспитывать доброту, бережное отношение ко всему живому.

     

    Игротерапия выполняет следующие функции:

    1. Коммуникативную - установление эмоционального контакта, объединение учащихся в коллектив;

    2. Релаксационную - снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему;

    3. Воспитательную - психотренинг и психокоррекция проявлений личности в игровых моделях жизненных ситуаций;

    4. Развивающую - развитие психических процессов и функций (памяти, внимания, восприятия и т.д.), двигательной сферы;

     5. Обучающую - обогащение информацией об окружающем мире.

    При организации песочной игротерапии учитываются следующие принципы работы:

    1.Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищенно, проявляя творческую активность. Для этого подбираются   задания, соответствующие возможностям   ребенка; формулируется инструкция к играм  в  сказочной  форме;  исключается негативная оценка его действий и идей, результатов. Поощряются фантазии и творческий подход.

    2. Реальное проживание и проигрывание  всевозможных  ситуаций,  вместе  с героями сказочных игр. Определяя содержание коррекционной  работы,  важно  учитывать комплекс  симптомов,  свидетельствующих  о  проблемах  развития,  которые испытывают дети.Практически у всех детей с ОВЗ в отличии от нормально-развивающихся сверстников:

    часто снижен темп речемыслительной деятельности, для них характерна повышенная утомляемость;

    у большинства детей нарушены коммуникативные навыки;

    нарушения тонких движений;

    нарушения равновесия;

    проблемы зрительно-пространственной координации.

    Таким  образом,при  проведении коррекционныхзанятий,возникла необходимость включения следующих упражнений:

    дыхательных упражнений;

    упражнений для глаз;

    двигательных упражнений;

    упражнений на развитие познавательных процессов.

    Общие условия организации песочной терапии

    Для организации игр с песком необходим большой набор миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих мир. В классической песочной терапии существует следующая классификация предметов, используемых в процессе создания песочных картин:

     

    • наземные животные (домашние, дикие, доисторические);
    • обитатели водного мира (разнообразные рыбы, млекопитающие);
    • жилища с мебелью (дома, мебель, замки, другие постройки);
    • посуда;
    • деревья и другие растения (цветы, трава, кустарники, зелень и пр.);
    • объекты небесного пространства (солнце, луна, звезды, облака);
    • транспортные средства(наземный, водный, воздушный транспорт);
    • объекты среды обитания человека (заборы, изгороди, мосты);
    • естественные природные предметы (кристаллы, камни, раковины, куски дерева, металла, семена, перья и пр.);
    • фантастические предметы и персонажи мультфильмов, фэнтези, фигурки-оборотни;

    Формы и варианты песочной терапии определяются  особенностями конкретного ребёнка с ОВЗ, специфическими задачами и её продолжительностью. Песочная терапия может применяться со следующими целями: с целью диагностики, с целью оказания первичной психологической помощи; в процессе краткосрочной психотерапии; в процессе долгосрочного психотерапевтического воздействия.  Итак, песочная терапия зарекомендовала себя как один из  результативных нетрадиционных методов в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ.

    В своей практической деятельности я использую различные группы методов и приемов песочной игротерапии:

    1. Исследовательская, практическая деятельность

    Работа с раздаточным материалом (совочками, формочками, пульверизаторами, кисточками). Экспериментирование, поиск, наблюдение, опыт.

    1. Игровая деятельность

    Обыгрывание ситуаций (Ветер; знойное солнце; проливной дождь…). Инсценировка и театрализация (животные пустыни, поиски воды, загадочное место…).

    1. Словесные методы

    Мини-беседа, доверительная беседа (наши чувства в пустыне, как справиться с грустью). Диалог и рассказ педагога (что такое пустыня, кто здесь живет?). Чтение произведений литературы (сказки, стихи).

    1. Наглядные методы

    Показ игрушек (жители пустыни, здания, сказочные персонажи…). Рассматривание картин и иллюстраций с жизненными и проблемными ситуациями (оказание помощи другу, создание водоема…). Моделирование (сооружение  моста, строительство домов).

    Занятия организованы индивидуально и по подгруппам (не более шести детей).

    В  процессе  работы  мною  былииспользованы сказки,  которые получили    свое    отражение    в    песочной    игротерапии.

    Погружение детей в сказку предполагает определенную последовательность обсуждения событий.

     

    Подготовка и проведение занятия  условно делится на 7 этапов:

    1.Подготовка.

    2.Ритуал входа.Установка на внимательное слушание.На этом этапе можно использовать «волшебные слова», дыхательные упражнения, присказки.

    3.Знакомство со сказочной страной ее героями. Выбор детьми  игрушек для вхожденияих в игровое пространство.

    4.Возникновение  конфликта  и  трудностей.Детям  предлагается  разрешить конфликт и помочь героям сказки.

    5. Выполнение заданий и специальных упражнений.

    6. Подведение итогов.

    7.Ритуал выхода.

    Завершая работу в песочнице, ребятишки разбирают свои постройки, расставляют игрушки на полки стеллажа; разравнивают песок.

    Теперь, есть все, чтобы отправиться вместе с ребенком в увлекательное путешествие по стране Песочных Игр. Итак, в путь!

     

    Непосредственно образовательная деятельность  для детей старшей группы с ОВЗ

    Тема: « Приключения в песочной стране».

     

    Цель: дать детям понятие о свойствах песка, развивать мелкую моторику, воображение, координацию движений, познавательных способностей дошкольников, стабилизация психоэмоционального состояния ребенка.

     Задачи:

       - развитие познавательных процессов (восприятие, внимание, память, образно-  логическое мышление, пространственное воображение, речь).

       - развитие процессов саморегуляции;

       - развитие сенсорно-перцептивной сферы;

       - формирование творческого  потенциала ребенка;

       - тренировать мелкую моторику рук;

       - формировать установку на положительное отношение к себе;

       - снижение тревожности и психофизического напряжения.

    Оборудование: ёмкость с песком, игрушки животных, одноразовые трубочкидля   коктейля, игрушечные змейки, лейки с водой.

    Количество участников: 4 ребенка  старшего дошкольного возраста.

     

    Ход  непосредственно образовательной деятельности 

     

    Психолог: Добрый день ребята, сегодня я  хочу пригласить Вас в волшебную песочную страну, и показать Вам много интересных игр в необыкновенном песочном мире. Но чтобы попасть в нее нужно произнести волшебные слова и совершить специальный, волшебный ритуал

    Ритуал «входа» в Песочную страну:

    Давайте поздороваемся с нашим новым другом — песком:

    Вредных нет детей в стране —
    Ведь не место им в песке!
    Здесь нельзя кусаться, драться
    И в глаза песком кидаться!
    Стран чужих не разорять!
    Песок — мирная страна.
    Можно строить и чудить,
    Можно много сотворить:
    Горы, реки и моря,
    Чтобы жизнь вокруг была.
    Дети, поняли меня?
    Или надо повторить?!
    Чтоб запомнить и дружить!

     (Цель: настроить на работу в песочнице, повышение уверенности в своих силах)

    Психолог:  В волшебном песочном мире есть свои правила, ребята, мне о них поведала песочная фея, я сейчас Вас с ними познакомлю:

    1. Береги песчинки — не выбрасывай их из песочницы. Если случайно песок высыпался, покажи это взрослому, и он поможет им вернуться обратно в песочницу. Нельзя выбрасывать песок из песочницы.

    2. Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей. Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей.

    3. Песочная фея любит, когда у детей чистые ручки и носики. Поиграл с песком — помой ручки и покажи чистые ладошки.

    Психолог: Итак, Добро пожаловать в Песочную страну….

     

    Упражнение "Необыкновенные следы"

    Цель: развитие тактильной чувствительности.

    Психолог:  В нашей песочной стране живут разные животные, как вы думаете какие?», «А какая природа их окружает?» Давайте попробуем представить какие следы оставляют разные животные.

    "Идут медвежата" - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок, оставляя следы. Обсуждение результатов.

    "Прыгают зайцы" - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

    "Ползут змейки" - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

    "Бегут жучки-паучки" - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом - "жучки здороваются"). Обсуждаем что получилось.

    Психолог:  А теперь подумаем какая природа их окружает? (Леса, озера, солнышко, цветочки и др. учитываем все фантазии детей). Попробуем изобразить. Обсуждение.

    Психолог:  Давайте поразмышляем о свойствах сухого песка. Какой он? ( Сухой, сыпучий, теплый и др.)

            Упражнение «Песочный ветер» (Дыхательное упражнение).

     Дети учатся управлять вдохом - выдохом, не затягивая песок в трубочку. Можно предложить сказать приятное пожелание своим друзьям, подарить пожелания песочной стране«задувая его в песок». Они могут также выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Для этих игр понадобятся одноразовые трубочки для коктейля.

            Упражнение "Змейки"

    Цель: снять эмоциональное напряжение.

    Психолог:  В Волшебной песочной стране живут волшебные Змейки, возьми Змейку за голову или хвост и проведи по песку. Теперь возьми веревочку так, как ручку, плавно пройди по змеиному следу. Ребенок берет Змейку за голову и пишет узоры: кружочки, петельки, палочки.

    Змейки на песке играли

    Письма не прочесть никак!

    И хвостом слова писали,

    Как узнать ей о змеятах?

    За узором шли петельки

    - Что случилось? Где? И как?

    Это письма Маме-змейке.

    Ты теперь у нас волшебник!

    Но пронесся ветерок

    Напиши скорей слова,

    И засыпал все в песок.

    Помоги ты маме-змейке

    И в печали мама-змейка: Доброй силой волшебства.

    Психолог: Мы познакомились с сухим песком, как вы думаете, чем отличается мокрый песок от сухого? Давайте проверим». Льем водичку на песок  на одном столе, а на втором песок остается сухим.

    Психолог показывает,  как можно играть с мокрым песком(лепим колобок, пирожки, куличики формами) и пробуем делать точно такие же упражнения с сухим песком.

    Делаем выводы: - «Мокрый песок не сыпучий, он держит форму, он холодный и др., принимаем все высказывания детей».

           Рефлексия занятия:

    Психолог:Дети, сегодня мы с вами начали знакомство с волшебной страной. Узнали, какой песок на ощупь. Чем отличается сухой песок от влажного. У меня сейчас очень хорошее настроение: я много узнала нового. А что нового узнали вы? (Ответы детей)

     

    Ритуал «выхода» из Песочной страны:
    В ладошки наши посмотри —
    Мудрее стали ведь они!
    Спасибо, милый наш песок,
    Ты нам смелее стать помог

     

    Заключение

             Как показала практика использование песочной игротерапии даёт положительные результаты.

             По результатам проведенной  работы в рамках песочной игротерапии с детьми с ОВЗ были получены следующие результаты:

    1.Повысилась мотивация детей к занятиям.

    2.Улучшились межличностные взаимоотношения детей в группе сверстников.

    3. Повысилась самооценка детей.

    4.Снизилсяуровень проявления тревожности.

    5.Ребенок стал увереннее проявлять себя в образовательной деятельности.

    Таким образом, занятия, проводимые в песочнице, позволяют сделать коррекционно-развивающий  процесс  творческим,  интересным,  приносящим радость открытий и удовольствие детям. Он успешно применим с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

    Казалось бы, всё очень просто – ребёнок строит что-то из песка, без сожаления разрушает созданные им самим творения, и снова строит… Но именно это простое действие хранит уникальную тайну - нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено — на смену старому всегда приходит новое. Совместная игра способствует лучшему взаимопониманию и приобретению нового опыта.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

                                       Список  литературы:

    1. Бережная Н. Ф. Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей  дошкольного возраста. Дошкольная педагогика. Январь-Февраль, 2007.
    2. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.; № 2 2005г.
    3. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.; № 4 2005г.
    4. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. – СПб.: Детство-Пресс, 2002. -208 с.
    5. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия – СПб., 1998 г.
    6. ЕпанчинцеваО. Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. – СПб.: ООО «Издательство «Детство – пресс», 2010. – 80 с.
    7. Жителева С. С. Песочная терапия. Ребенок в детском саду.;№ 4 2006г.
    8. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по песочной психотерапии. – СПб.: «Речь», 2002 г., Чудеса на песке. – СПб.: «Речь», 2005 г.
    9. К логопеду или в песочницу. «Обруч№.;№ 5 2005г.
    10. Статья «Возможности песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).»

    11. Н.В. Микляева «Авторские методики и программы ДОУ: технология разработка и описания»

    12. С. Д. Сажина « Составление  рабочих учебных программ для ДОУ»

    13. Большебратская Э.Э. Песочная терапия. -- Петропавловск, 2010 – 74с.

    14. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. «Как помочь "особому" ребенку». Книга для педагогов и родителей. 2-е издание.- СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2000. – 96 с.

     

     

     

    Приложение 1

    Тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности  для детей старшей группы с ОВЗ

     

    Номер

    занятия

    Название занятия

    Октябрь

    1

    «Здравствуй песок»

    Цель:знакомство детей с правилами поведения в песочнице.

     

    2

    «Знакомство с песочной феей»

    Цель: Регуляция мышечного напряжения и расслабления.

    3

    «Необыкновенные следы»

    Цель: Развитие тактильной чувствительности, воображения.

    4

    «Добрый лес – старый лес».

    Цель: Развитие тактильной чувствительности, воображения.

    Ноябрь

    1

    «Песочный дождик».

    Цель: Регуляция мышечного напряжения и расслабления, тактильной чувствительности.

    2

    «Узоры на песке».

    Цель: развитие творческого воображения, тактильной чувствительности.

    3

    «Украсим ковёр для Песочной феи».

    Цель:  развитие творческого воображения, тактильной чувствительности, установление закономерностей.

    4

    «Волшебная поляна».

    Цель: развитие творческого воображения, тактильной чувствительности, произвольности.

     

    Декабрь

    1

    «В гости к песочным жителям» (строим песочный город).

    Цель: развитие и расширение знаний ребёнка об окружающем мире и рукотворном мире.

    2

    «Песочные прятки»

    Цель: Развитее тактильной чувствительности, зрительного восприятия, расслабление, активизация интереса.

    3

    «Прятки со сказочными героями» (киндер – сюрпризы)

    Цель: Развитее тактильной чувствительности, зрительного восприятия, внимания, памяти.

    4

    «Загадки с пальцами» (пальчиковая гимнастика)  

    Цель: Развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса.

    Январь

    1

    «Секретное задание» («мина»)

    Цель: Развитие произвольности, внимания, активизация интереса.

    2

    «Раскопки с картинками» (с помощью кисточки)

    Цель: Развитие памяти, внимания, поисковой активности.

    3

    «Дождик – ручеёк».

    Цель: Познакомить детей со свойствами мокрого песка, развитие тактильной чувствительности.

    4

    «Необычные следы»

    (Аналогично играм с сухим песком)

    Февраль

    1

    «Здравствуй, песок»

    (Аналогично играм с сухим песком)

    2

    «Отпечатки»(с помощью формочек)

    Цель: Классификация предметов (геом. фигуры, животные, предметы).

    3

    «Песочные домики».  

    Цель: закрепление пространственных представлений, развитее слуховой и зрительной памяти.

    4

    «Узоры на песке»

    Цель: Развитие зрительно – моторной координации, процесса классификации, воображения.

    Март

    1

    «Угадай чей след».

    Цель: Развитие внимания, памяти, зрительного и тактильного восприятия.

    2

    «Украшение отпечатка ладошки»

    Цель: Повышение самооценки ребёнка.

    3

    «Узоры из камешков»

    Цель:учить детей создавать картинки, рисунки на песке, используя камешки, развивать фантазию.

    4

    «Мы исследователи»

    Цель: способствовать развитию мелкой моторики, зрительного и тактильного восприятия.

     

    Апрель

    1

    «Сказки»

    Цель: развивать воображение, учить располагать предметы по всей плоскости песочного ящика.

    2

    «Сочиняем сказки»

    Цель : развивать умение выражать свое эмоциональное состояние.

     

    3

    «Песочные строители»

    Цель: развивать пространственные представления, развивать слуховую и зрительную память.

     

    4

    «Мы ищем клад»

    Цель: развивать зрительную память, воображение.

     

    Май

    1

    «Мы путешественники»

    Цель: развивать образное мышление,воображение.

     

    2

    «Мы исследователи»

    Цель: способствовать развитию мелкой моторики, зрительного и тактильного восприятия.

     

    3

    «Археология»

    Цель: учить находить предмет и определять его на ощупь.

     

    4

    «Спасение принцессы»

    Цель: развивать пространственные отношения, учить ориентироваться на «песочном листке».

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл metodicheskaya_razrabotka_meropriyatiya.docx47.88 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное  автономное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад комбинированного вида «Светлячок»

    п. Любохна Дятьковского района

    «Песочная игротерапия в работе с детьми

     с  ограниченными возможностями

    здоровья».

    Педагог – психолог:

    Зевакова Мария Сергеевна

    1 квалификационная категория

    Любохна

    2019г.

    Содержание

    Пояснительная записка…………………………………………………………3-5

    Цели и задачи……………………………………………………………………5-6

    Функции и принципы работы………………………………………………….6-8

    Методы и приёмы……………………………………………………………… 8-9

    Этапы проведения занятия……………………………………………………9-13

    Заключение…………………………………………………………………   13-14

    Список литературы………………………………………………………………15

    Приложение 1………………………………………………………………...16-18

    «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их  пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

    В. Сухомлинский

    Пояснительная записка

         Одной из важнейших задач образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования является обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, детей с ограниченными возможностями здоровья.

         Согласно  требованиям  ФГОС  ДО  к  структуре образовательной программы дошкольного образования коррекционная работа и   инклюзивное  образование должны  быть  направлены  на  коррекцию нарушений  развития  различных  категорий  детей  с ОВЗ,  оказание  им квалифицированной  помощи  в  освоении  программы;  их  разностороннее развитие  с  учетом  возрастных  и  индивидуальных  особенностей  и  особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

         Выстраивая  коррекционную  работу  с  детьми  с  ОВЗ  достаточно эффективным методом зарекомендовала себя песочная игротерапия.

         Игра с песком как  процесс  развития  самосознания  ребенка  и  его спонтанной «самотерапии» известен с древних времен. Сегодня игра с песком или песочная терапия становится все более популярной в психологической, в психотерапевтической и педагогической практике. В  песочнице  создается  дополнительный  акцент  на  тактильную чувствительность, «мануальный  интеллект» ребенка.  Поэтому  перенос традиционных  обучающих  и  развивающих  заданий  в  песочницу  дает дополнительный  эффект. С  одной  стороны,  существенно  повышается мотивация  ребенка  к  занятиям,  с другой  стороны,  более  интенсивно  и гармонично происходит развитие познавательных процессов. А если учесть, что  песок  обладает  уникальным  свойством  «заземлять»  негативную психическую  энергию,  то  в  процессе  коррекционной работы  происходит и гармонизация  психоэмоционального  состояния ребенка.

    Метод песочной терапии можно использовать в работе с детьми, начиная с 3-х летнего возраста. Метод позволяет решать ряд проблем, возникающих у детей с ОВЗ.

     Песочная терапия объединяет массу упражнений, направленных на общую релаксацию, снятие двигательных стереотипов и судорожных движений. В процессе песочной игры ребёнок имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов, и пережитое не развивается в психическую травму. Задачи песочной терапии согласуются с внутренним стремлением ребёнка к самоактуализации.

     В своей системе эти упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Во-первых, они стабилизируют эмоциональное состояние детей. Во-вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, учат ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, помогают ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде.

    Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка с ОВЗ. Важно, что проективные игры на песке открывают потенциальные возможности ребенка с ОВЗ, развивая его творческий потенциал и фантазию.

    Актуальность

    На сегодняшний день одной из актуальных проблем является осуществление психологического сопровождения детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения.

    Работая с такими детьми, я использую различные инновационные технологии. Очень интересной и эффективной педагогической технологией является песочная игротерапия. Притягательность данной технологии заключается в том, что комплексное развитие личности ребенка происходит через игру, близкую и понятную ему. Игры с песком использую в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение, для повышения познавательной активности. Зона песочной игротерапиипривлекает их внимание яркостью, необычностью, оригинальностью. В ней размещены: емкости с песком, миниатюрные фигурки из «киндер - сюрпризов», игрушки животных, растений, естественные предметы, наборы букв и цифр, геометрические фигуры и др. Для результативности работы по данной теме составлен перспективный план (приложение 1).

    Цели:

    1.        Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность.

    2.        Развитие познавательных и психических процессов: восприятия (формы, цвета, целостного восприятия), памяти, внимания, мышления, воображения, пространственных представлений.

    3.        Развитие фантазии, наглядно-образного мышления, словесно-логического мышления, побуждая детей к активным действиям и концентрации внимания.

    4.        Снижение психофизического напряжения.

    5.        Актуализация эмоций.

    Задачи:

    Образовательные:

    1.        Учить детей последовательно и точно передавать увиденное, с учетом развития сюжета.

    2.        Учить выстраивать композиции на песке по образцу.

    3.        Закрепить представления об окружающем мире.

    Развивающие:

    1.        Развивать психические процессы (внимание, память).

    2.        Развивать логическое мышление.

    3.        Развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику.

    Воспитательные:

    1.        Вызывать эмоционально положительное состояние, удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми.

    2.        Воспитать внимательное отношение к коллективу при организации групповой деятельности.

    3.        Воспитывать доброту, бережное отношение ко всему живому.

    Игротерапия выполняет следующие функции:

    1. Коммуникативную - установление эмоционального контакта, объединение учащихся в коллектив;

    2. Релаксационную - снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему;

    3. Воспитательную - психотренинг и психокоррекция проявлений личности в игровых моделях жизненных ситуаций;

    4. Развивающую - развитие психических процессов и функций (памяти, внимания, восприятия и т.д.), двигательной сферы;

     5. Обучающую - обогащение информацией об окружающем мире.

    При организации песочной игротерапии учитываются следующие принципы работы:

    1.Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищенно, проявляя творческую активность. Для этого подбираются   задания, соответствующие возможностям   ребенка; формулируется инструкция к играм  в  сказочной  форме;  исключается негативная оценка его действий и идей, результатов. Поощряются фантазии и творческий подход.

    2. Реальное проживание и проигрывание  всевозможных  ситуаций,  вместе  с героями сказочных игр. Определяя содержание коррекционной  работы,  важно  учитывать комплекс  симптомов,  свидетельствующих  о  проблемах  развития,  которые испытывают дети.Практически у всех детей с ОВЗ в отличии от нормально-развивающихся сверстников:

    часто снижен темп речемыслительной деятельности, для них характерна повышенная утомляемость;

    у большинства детей нарушены коммуникативные навыки;

    нарушения тонких движений;

    нарушения равновесия;

    проблемы зрительно-пространственной координации.

    Таким  образом,при  проведении коррекционныхзанятий,возникла необходимость включения следующих упражнений:

    дыхательных упражнений;

    упражнений для глаз;

    двигательных упражнений;

    упражнений на развитие познавательных процессов.

    Общие условия организации песочной терапии

    Для организации игр с песком необходим большой набор миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих мир. В классической песочной терапии существует следующая классификация предметов, используемых в процессе создания песочных картин:

    • наземные животные (домашние, дикие, доисторические);
    • обитатели водного мира (разнообразные рыбы, млекопитающие);
    • жилища с мебелью (дома, мебель, замки, другие постройки);
    • посуда;
    • деревья и другие растения (цветы, трава, кустарники, зелень и пр.);
    • объекты небесного пространства (солнце, луна, звезды, облака);
    • транспортные средства(наземный, водный, воздушный транспорт);
    • объекты среды обитания человека (заборы, изгороди, мосты);
    • естественные природные предметы (кристаллы, камни, раковины, куски дерева, металла, семена, перья и пр.);
    • фантастические предметы и персонажи мультфильмов, фэнтези, фигурки-оборотни;

    Формы и варианты песочной терапии определяются  особенностями конкретного ребёнка с ОВЗ, специфическими задачами и её продолжительностью. Песочная терапия может применяться со следующими целями: с целью диагностики, с целью оказания первичной психологической помощи; в процессе краткосрочной психотерапии; в процессе долгосрочного психотерапевтического воздействия.  Итак, песочная терапия зарекомендовала себя как один из  результативных нетрадиционных методов в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ.

    В своей практической деятельности я использую различные группы методов и приемов песочной игротерапии:

    1. Исследовательская, практическая деятельность

    Работа с раздаточным материалом (совочками, формочками, пульверизаторами, кисточками). Экспериментирование, поиск, наблюдение, опыт.

    1. Игровая деятельность

    Обыгрывание ситуаций (Ветер; знойное солнце; проливной дождь…). Инсценировка и театрализация (животные пустыни, поиски воды, загадочное место…).

    1. Словесные методы

    Мини-беседа, доверительная беседа (наши чувства в пустыне, как справиться с грустью). Диалог и рассказ педагога (что такое пустыня, кто здесь живет?). Чтение произведений литературы (сказки, стихи).

    1. Наглядные методы

    Показ игрушек (жители пустыни, здания, сказочные персонажи…). Рассматривание картин и иллюстраций с жизненными и проблемными ситуациями (оказание помощи другу, создание водоема…). Моделирование (сооружение  моста, строительство домов).

    Занятия организованы индивидуально и по подгруппам (не более шести детей).

    В  процессе  работы  мною  былииспользованы сказки,  которые получили    свое    отражение    в    песочной    игротерапии.

    Погружение детей в сказку предполагает определенную последовательность обсуждения событий.

    Подготовка и проведение занятия  условно делится на 7 этапов:

    1.Подготовка.

    2.Ритуал входа.Установка на внимательное слушание.На этом этапе можно использовать «волшебные слова», дыхательные упражнения, присказки.

    3.Знакомство со сказочной страной ее героями. Выбор детьми  игрушек для вхожденияих в игровое пространство.

    4.Возникновение  конфликта  и  трудностей.Детям  предлагается  разрешить конфликт и помочь героям сказки.

    5. Выполнение заданий и специальных упражнений.

    6. Подведение итогов.

    7.Ритуал выхода.

    Завершая работу в песочнице, ребятишки разбирают свои постройки, расставляют игрушки на полки стеллажа; разравнивают песок.

    Теперь, есть все, чтобы отправиться вместе с ребенком в увлекательное путешествие по стране Песочных Игр. Итак, в путь!

    Непосредственно образовательная деятельность  для детей старшей группы с ОВЗ

    Тема: « Приключения в песочной стране».

    Цель: дать детям понятие о свойствах песка, развивать мелкую моторику, воображение, координацию движений, познавательных способностей дошкольников, стабилизация психоэмоционального состояния ребенка.

     Задачи:

       - развитие познавательных процессов (восприятие, внимание, память, образно-  логическое мышление, пространственное воображение, речь).

       - развитие процессов саморегуляции;

       - развитие сенсорно-перцептивной сферы;

       - формирование творческого  потенциала ребенка;

       - тренировать мелкую моторику рук;

       - формировать установку на положительное отношение к себе;

       - снижение тревожности и психофизического напряжения.

    Оборудование: ёмкость с песком, игрушки животных, одноразовые трубочкидля   коктейля, игрушечные змейки, лейки с водой.

    Количество участников: 4 ребенка  старшего дошкольного возраста.

    Ход  непосредственно образовательной деятельности  

    Психолог: Добрый день ребята, сегодня я  хочу пригласить Вас в волшебную песочную страну, и показать Вам много интересных игр в необыкновенном песочном мире. Но чтобы попасть в нее нужно произнести волшебные слова и совершить специальный, волшебный ритуал

    Ритуал «входа» в Песочную страну:

    Давайте поздороваемся с нашим новым другом — песком:

    Вредных нет детей в стране —
    Ведь не место им в песке!
    Здесь нельзя кусаться, драться
    И в глаза песком кидаться!
    Стран чужих не разорять!
    Песок — мирная страна.
    Можно строить и чудить,
    Можно много сотворить:
    Горы, реки и моря,
    Чтобы жизнь вокруг была.
    Дети, поняли меня?
    Или надо повторить?!
    Чтоб запомнить и дружить!

     (Цель: настроить на работу в песочнице, повышение уверенности в своих силах)

    Психолог:  В волшебном песочном мире есть свои правила, ребята, мне о них поведала песочная фея, я сейчас Вас с ними познакомлю:

    1. Береги песчинки — не выбрасывай их из песочницы. Если случайно песок высыпался, покажи это взрослому, и он поможет им вернуться обратно в песочницу. Нельзя выбрасывать песок из песочницы.

    2. Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей. Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей.

    3. Песочная фея любит, когда у детей чистые ручки и носики. Поиграл с песком — помой ручки и покажи чистые ладошки.

    Психолог: Итак, Добро пожаловать в Песочную страну….

    Упражнение "Необыкновенные следы"

    Цель: развитие тактильной чувствительности.

    Психолог:  В нашей песочной стране живут разные животные, как вы думаете какие?», «А какая природа их окружает?» Давайте попробуем представить какие следы оставляют разные животные.

    "Идут медвежата" - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок, оставляя следы. Обсуждение результатов.

    "Прыгают зайцы" - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

    "Ползут змейки" - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

    "Бегут жучки-паучки" - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом - "жучки здороваются"). Обсуждаем что получилось.

    Психолог:  А теперь подумаем какая природа их окружает? (Леса, озера, солнышко, цветочки и др. учитываем все фантазии детей). Попробуем изобразить. Обсуждение.

    Психолог:  Давайте поразмышляем о свойствах сухого песка. Какой он? ( Сухой, сыпучий, теплый и др.)

            Упражнение «Песочный ветер» (Дыхательное упражнение).

     Дети учатся управлять вдохом - выдохом, не затягивая песок в трубочку. Можно предложить сказать приятное пожелание своим друзьям, подарить пожелания песочной стране, «задувая его в песок». Они могут также выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Для этих игр понадобятся одноразовые трубочки для коктейля.

            Упражнение "Змейки"

    Цель: снять эмоциональное напряжение.

    Психолог:  В Волшебной песочной стране живут волшебные Змейки, возьми Змейку за голову или хвост и проведи по песку. Теперь возьми веревочку так, как ручку, плавно пройди по змеиному следу. Ребенок берет Змейку за голову и пишет узоры: кружочки, петельки, палочки.

    Змейки на песке играли

    Письма не прочесть никак!

    И хвостом слова писали,

    Как узнать ей о змеятах?

    За узором шли петельки

    - Что случилось? Где? И как?

    Это письма Маме-змейке.

    Ты теперь у нас волшебник!

    Но пронесся ветерок

    Напиши скорей слова,

    И засыпал все в песок.

    Помоги ты маме-змейке

    И в печали мама-змейка: Доброй силой волшебства.

    Психолог: Мы познакомились с сухим песком, как вы думаете, чем отличается мокрый песок от сухого? Давайте проверим». Льем водичку на песок  на одном столе, а на втором песок остается сухим.

    Психолог показывает,  как можно играть с мокрым песком(лепим колобок, пирожки, куличики формами) и пробуем делать точно такие же упражнения с сухим песком.

    Делаем выводы: - «Мокрый песок не сыпучий, он держит форму, он холодный и др., принимаем все высказывания детей».

           Рефлексия занятия:

    Психолог:Дети, сегодня мы с вами начали знакомство с волшебной страной. Узнали, какой песок на ощупь. Чем отличается сухой песок от влажного. У меня сейчас очень хорошее настроение: я много узнала нового. А что нового узнали вы? (Ответы детей)

    Ритуал «выхода» из Песочной страны:
    В ладошки наши посмотри —
    Мудрее стали ведь они!
    Спасибо, милый наш песок,
    Ты нам смелее стать помог

    Заключение

             Как показала практика использование песочной игротерапии даёт положительные результаты.

             По результатам проведенной  работы в рамках песочной игротерапии с детьми с ОВЗ были получены следующие результаты:

    1.Повысилась мотивация детей к занятиям.

    2.Улучшились межличностные взаимоотношения детей в группе сверстников.

    3. Повысилась самооценка детей.

    4.Снизилсяуровень проявления тревожности.

    5.Ребенок стал увереннее проявлять себя в образовательной деятельности.

    Таким образом, занятия, проводимые в песочнице, позволяют сделать коррекционно-развивающий  процесс  творческим,  интересным,  приносящим радость открытий и удовольствие детям. Он успешно применим с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

    Казалось бы, всё очень просто – ребёнок строит что-то из песка, без сожаления разрушает созданные им самим творения, и снова строит… Но именно это простое действие хранит уникальную тайну - нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено — на смену старому всегда приходит новое. Совместная игра способствует лучшему взаимопониманию и приобретению нового опыта.

                                       Список  литературы:

    1. Бережная Н. Ф. Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей  дошкольного возраста. Дошкольная педагогика. Январь-Февраль, 2007.
    2. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.; № 2 2005г.
    3. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.; № 4 2005г.
    4. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. – СПб.: Детство-Пресс, 2002. -208 с.
    5. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия – СПб., 1998 г.
    6. ЕпанчинцеваО. Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. – СПб.: ООО «Издательство «Детство – пресс», 2010. – 80 с.
    7. Жителева С. С. Песочная терапия. Ребенок в детском саду.;№ 4 2006г.
    8. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по песочной психотерапии. – СПб.: «Речь», 2002 г., Чудеса на песке. – СПб.: «Речь», 2005 г.
    9. К логопеду или в песочницу. «Обруч№.;№ 5 2005г.
    10. Статья «Возможности песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).»

    11. Н.В. Микляева «Авторские методики и программы ДОУ: технология разработка и описания»

    12. С. Д. Сажина « Составление  рабочих учебных программ для ДОУ»

    13. Большебратская Э.Э. Песочная терапия. -- Петропавловск, 2010 – 74с.

    14. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. «Как помочь "особому" ребенку». Книга для педагогов и родителей. 2-е издание.- СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2000. – 96 с.

    Приложение 1

    Тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности  для детей старшей группы с ОВЗ

    Номер

    занятия

    Название занятия

    Октябрь

    1

    «Здравствуй песок»

    Цель:знакомство детей с правилами поведения в песочнице.

    2

    «Знакомство с песочной феей»

    Цель: Регуляция мышечного напряжения и расслабления.

    3

    «Необыкновенные следы»

    Цель: Развитие тактильной чувствительности, воображения.

    4

    «Добрый лес – старый лес».

    Цель: Развитие тактильной чувствительности, воображения.

    Ноябрь

    1

    «Песочный дождик».

    Цель: Регуляция мышечного напряжения и расслабления, тактильной чувствительности.

    2

    «Узоры на песке».

    Цель: развитие творческого воображения, тактильной чувствительности.

    3

    «Украсим ковёр для Песочной феи».

    Цель:  развитие творческого воображения, тактильной чувствительности, установление закономерностей.

    4

    «Волшебная поляна».

    Цель: развитие творческого воображения, тактильной чувствительности, произвольности.

    Декабрь

    1

    «В гости к песочным жителям» (строим песочный город).

    Цель: развитие и расширение знаний ребёнка об окружающем мире и рукотворном мире.

    2

    «Песочные прятки»

    Цель: Развитее тактильной чувствительности, зрительного восприятия, расслабление, активизация интереса.

    3

    «Прятки со сказочными героями» (киндер – сюрпризы)

    Цель: Развитее тактильной чувствительности, зрительного восприятия, внимания, памяти.

    4

    «Загадки с пальцами» (пальчиковая гимнастика)  

    Цель: Развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса.

    Январь

    1

    «Секретное задание» («мина»)

    Цель: Развитие произвольности, внимания, активизация интереса.

    2

    «Раскопки с картинками» (с помощью кисточки)

    Цель: Развитие памяти, внимания, поисковой активности.

    3

    «Дождик – ручеёк».

    Цель: Познакомить детей со свойствами мокрого песка, развитие тактильной чувствительности.

    4

    «Необычные следы»

    (Аналогично играм с сухим песком)

    Февраль

    1

    «Здравствуй, песок»

    (Аналогично играм с сухим песком)

    2

    «Отпечатки»(с помощью формочек)

    Цель: Классификация предметов (геом. фигуры, животные, предметы).

    3

    «Песочные домики».  

    Цель: закрепление пространственных представлений, развитее слуховой и зрительной памяти.

    4

    «Узоры на песке»

    Цель: Развитие зрительно – моторной координации, процесса классификации, воображения.

    Март

    1

    «Угадай чей след».

    Цель: Развитие внимания, памяти, зрительного и тактильного восприятия.

    2

    «Украшение отпечатка ладошки»

    Цель: Повышение самооценки ребёнка.

    3

    «Узоры из камешков»

    Цель:учить детей создавать картинки, рисунки на песке, используя камешки, развивать фантазию.

    4

    «Мы исследователи»

    Цель: способствовать развитию мелкой моторики, зрительного и тактильного восприятия.

    Апрель

    1

    «Сказки»

    Цель: развивать воображение, учить располагать предметы по всей плоскости песочного ящика.

    2

    «Сочиняем сказки»

    Цель : развивать умение выражать свое эмоциональное состояние.

    3

    «Песочные строители»

    Цель: развивать пространственные представления, развивать слуховую и зрительную память.

    4

    «Мы ищем клад»

    Цель: развивать зрительную память, воображение.

    Май

    1

    «Мы путешественники»

    Цель: развивать образное мышление,воображение.

    2

    «Мы исследователи»

    Цель: способствовать развитию мелкой моторики, зрительного и тактильного восприятия.

    3

    «Археология»

    Цель: учить находить предмет и определять его на ощупь.

    4

    «Спасение принцессы»

    Цель: развивать пространственные отношения, учить ориентироваться на «песочном листке».

            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование песочной игротерапии в работе с дошкольниками

           Есть ли такая детская игра, которая сможет гармонизировать картину мира, поставить заслон на пути жестокости, избавит от внутренних конфликтов и страхов, раскроет пон...

    Песочная игротерапия в работе с дошкольниками

    Цель песочной терапии - не менять и не переделывать ребенка, не учить его специальным поведенческим навыкам, а дать ребенку возможность быть самим собой.Песочная игротерапия является наиболее продукти...

    Игротерапия для детей с ограниченными возможностями здоровья.

    Игротерапия для детей с ограниченными возможностями здоровья....

    Использование песочной игротерапии в работе с детьми с ОВЗ.

    Использование песочной игротерапии в работе с детьми с ОВЗ.Есть ли такая детская игра, которая сможет гармонизировать картину мира, поставить заслон на пути жестокости, даст ощущение разнообразия прир...

    Мастер-класс "Использование песочной игротерапии в работе с дошкольниками"

    . Песочная терапия – это не просто игра с песком. Игра с песком – это отличный способ развить мелкую моторику, мышление, творческое воображение, наладить взаимоотношения между детьми. А пе...

    Методическая разработка по психологическому сопровождению воспитанников с ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении на тему: «Использование песочной игротерапии в работе с детьми ОВЗ»

    laquo;Картина на песке – изображение душевного состояния.....Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, конфликтпереноситься из внутреннего мира во внешний и делает зримым»Дора Колф...