Мастер-класс "Использование песочной игротерапии в работе с дошкольниками"
методическая разработка на тему

Садовникова Елена Михайловна

. Песочная терапия – это не просто игра с песком. Игра с песком – это отличный способ развить мелкую моторику, мышление, творческое воображение, наладить взаимоотношения между детьми. А песочная терапия для детей дошкольного возраста – это глубокая психологическая работа. Она позволяет решить множество психологических проблем у ребенка,Материал может быть полезен педагогом и родителям дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 12-11-2018-16-59-th863-0mezenevaolgasegeyevna-985315.docx32 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс

«Использование песочной игротерапии с дошкольниками»

Цель: Познакомить педагогов с возможностями песочной терапии.

Задачи:

  • Дать определение песочной терапии.
  • Познакомить педагогов с играми, используемыми на занятиях, в индивидуальной работе и в свободной деятельности с дошкольниками.
  • Способствовать развитию интереса к данной методике и введению её в практическую деятельность.

Материалы: песок, цветная манка в контейнерах,  персональные планшеты, белая и цветная бумага формата А4, песочницы,  игрушки для песочной терапии, макеты, трафареты,  влажные салфетки.

Техническое оснащение: компьютер, презентация, С D диск с классической музыкой.

Тайна песка в том, что  он раскрывает тайны.

Песочные волны податливы и изменчивы.

Они пропускают через руки то,что не слышит сознание.

Г. Эль

Ход мастер-класса:

Водная часть.

Добрый день, уважаемые коллеги! Свой мастер-класс  хотелось бы начать со слов,  Карл Густав Юнг говорил: «Только руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьется разум».

Все дети любят играть с песком. Детские песочницы уже давно стали главным атрибутом любой детской площадки.Песок - загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека - своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным. Игра в песок захватывает и взрослых, и детей вспомните, как приятно бывает присоединиться к игре в «куличики», построить замок на морском берегу или просто смотреть, как высыпается сухой песок из вашей ладони или пройтись по нему босиком. Но песок — это не просто развлечение и приятное времяпровождение для ребенка, это еще и возможность справиться с психологическими проблемами. А поможет в этом песочная терапия для детей.

Что  такое песочная терапия?

Песочная терапия включает в себя все занятия, связанные с песком – игры с песком, песочное рисование, кинетический песок, юнгианская песочница и т.д. Все эти виды деятельности имеют свои особенности и существенно отличаются по своим целям и результату. Песочная терапия – это не просто игра с песком. Игра с песком – это отличный способ развить мелкую моторику, мышление, творческое воображение, наладить взаимоотношения между детьми. А песочная терапия для детей дошкольного возраста – это глубокая психологическая работа. Она позволяет решить множество психологических проблем у ребенка,

с которыми родители не могут справиться самостоятельно.

Игра с песком впервые была применена на практике основательницей Лондонского института детской психологии Маргарет Ловенфельд. Она была первой, кто решил положить детские игрушки в песок. Маргарет предлагала детям выстраивать на песке картины, и назвала этот процесс «Мой мир». Эта методика получила название «Техника мира». Затем, в 50-х годах детский психотерапевт Дора Калф, которая, кстати, училась у самого Карла Юнга, взяла технику Маргарет и соединила с юнгианским анализом.

Как работает песочная терапия?

Чтобы ребенок продемонстрировал свое подсознание, он должен перенести все эмоции изнутри вовне, т.е. выразить все свои переживания или радости, так сказать, в трехмерном игровом пространстве. Во время игры ребенок как бы на некоторое время уходит из окружающей реальности и переходит в свой вымышленный мир, где он фантазирует, выстраивает сюжет. В результате получаются образы и символы, которые очень хорошо отображают, что было в его подсознании.

Но суть метода не столько в том, чтобы понять, что на душе у ребенка, сколько помочь ему справиться с этим. Во время такой психотерапии с песком ребенок выражает себя на бессознательно-символическом уровне, как бы освобождает то, что он не может выразить словами и эмоциями, тем самым освобождая себя самого. Чтобы было более понятно, можно привести пример. Когда взрослый человек долгое время накапливает в себе негативные эмоции и стресс, рано или поздно происходит всплеск – это может быть крик (сорвался на кого-то), слезы, разбитая тарелка и т.д. После такого всплеска человек чувствует себя легче, потому что он высвободил то, что внутри него копилось. Во время песочной терапии происходит тоже самое, НО! на подсознательном уровне. Т.е. ребенок просто играет, а во время игры неосознанно избавляет свою голову от тяжелой ноши – страха, комплекса, неврозов и т.д.

Кстати, во время песочной игры могут также выражаться и положительные эмоции, которые, по каким-то причинам не могут быть выражены в жизни. Здесь также можно привести пример на взрослом человеке – есть много людей, которые на вид угрюмые, невеселые, холодные, не эмоциональные, а внутри обладают широкой душой, добротой, полны любви. Такая своего рода закрытость также говорит о том, что человек по каким-то причинам не желает выражать своих истинных чувств. С детьми происходит тоже самое. Например, если мальчика воспитывает очень строгий и холодный мужчина, который, желая вырастить из сына настоящего мужчину, запрещает ребенку проявлять чувства – плакать, целовать, обнимать, говорить «люблю» и т.д. Ребенок испытывает эти чувства, но постоянно подавляет их, в результате чего, они «задерживаются» в подсознании. Во время игры, эти чувства выходят наружу.

Чем песочная терапия отличается от других видов?

Конечно, подобную терапию можно проводить с другими предметами – пластилином, глиной, красками и т.д. Но у песочной терапии есть свои преимущества – песок является природным материалом, приятным на ощупь. Сыпучий, мягкий, вне зависимости от того, сухой он или мокрый. С ним можно проводить много манипуляций, он дает больше возможностей для раскрытия внутреннего мира ребенка. А главное, здесь не нужно иметь никаких особых навыков – даже если ребенок отстает по развитию, он не будет переживать, что у него ничего не получается.

Песочная терапия для детей дошкольного возраста – это самый простой и доступный способ психологической помощи, разгрузки.

Во-первых, само по себе взаимодействие с песком развивает тактильную чувствительность и мелкую моторику, что напрямую взаимосвязано с интеллектом и речью.

Во-вторых, обучение в песочнице происходит с удовольствием и приносит ребенку позитивные эмоции. Ребенку хочется узнавать что-то новое, экспериментировать.

В-третьих, методы и техники песочной терапии для дошкольников способствуют развитию всех познавательных функций ребенка, совершенствованию его игровых навыков. Таким образом, обучающие занятия, основанные на методах песочной терапии для дошкольников, позволяют одновременно работать как с интеллектуальной, так и с эмоциональной сферой ребенка.

Игры с песком улучшают эмоциональное состояние детей: гиперактивных песок уравновешивает, зажатых – расслабляет, тревожных – успокаивает, агрессивных – утихомиривает.

В условиях дошкольного учреждения песок можно заменить манкой или любой другой крупой.

Песочные игры бывают трёх видов:

  • Обучающие игры

*моделирование игр-сказок;

*игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой

  моторики рук ;

*игры на развитие фонематического слуха, коррекцию звукопроизношения,

  обучение чтению и письму.

  • Познавательные игры.

*игры на знакомство с окружающим миром.

        *географические игры.

        *фантастические игры.

        *исторические игры.

        *игры-экскурсии по городу.

  • Проективные игры используют психологи и психотерапевты.

     На первом этапе обучения игровой деятельности с  песком самым важным является знакомство детей с элементарными правилами осторожного поведения в играх с песком. В основном все дети уже знают, что после игр с песком надо вымыть руки, нельзя тереть глаза грязными руками, рассыпать и кидаться песком.

Я покажу вам часть работы в маленькой педагогической песочнице.

Поверхность, на которой мы будем работать должна быть ровная. Возьмите простую линеечку и просто проведите по поверхности песка. Поверхность готова к рисованию. 
Первое, что должен усвоить ребенок это пространство, вот этой песочницы. Как пространство листа, на котором он рисует карандашом или красками.

В песочнице есть верх, низ, правая сторона и левая. И левый верхний угол, левый нижний, правый верхний и правый нижний. Чтобы ребенок научился легко в нем ориентироваться, вы проводите несколько игр.

Начинаем учить детей рисовать.

1. Сгладили поверхность и  поставили игрушечку в самый центр. И игрушечка по песку шагает вверх, вниз, в центр и так далее. И оставляет следы. Игрушки можно использовать разные, но чтобы их можно было мыть, и были безопасны для детей.  
2. Посмотрите, как мы начинаем рисовать прямые линии и волнистые. Разложите по песку кораблики из бумаги и предложите ребенку рисовать много волн пальчиком сначала одним, а потом двумя пальчиками между корабликами. Но на самом деле он выполняет волнистую линию!
3. Возьмите большую игрушку и предложите для нее нарисовать широкую дорожку ладошкой. И по этой дорожке уточка идет в гости.  Между играми можно предложить ребеночку самому сглаживать поверхность линейкой. 
4. Возьмите следующую игрушку и предложите нарисовать для нее ступеньки, и по ним игрушка поднимается выше и выше. 
5. Учим детей рисовать предметы округлой формы. Разбросайте по поверхности бабочек и для каждой бабочки рисуйте листочки. Листочки могут быть разные: округлые, овальные, длинные.

Чтобы у детей не пропадал интерес,  даем им различные игровые упражнения. 

Когда научились рисовать самые простые предметы, начинаем из этих форм составлять сложные предметы.

Учимся рисовать сложные предметы.

Например, неваляшку. Эта игрушка хорошо известна всем детям. Много раз ребенок рисует круг, только разного размера. Неваляшка состоит из шаров, а мы будем рисовать из кругов.  Большой круг – туловище, поменьше – голова, два маленьких круга – руки, два кружочка – глазки, и три кружочка -  пуговицы. Сколько раз ребенок нарисовал круг? И все это круг, круг, круг.

Продолжаем усложнять задание для детей.

Песок позволяет упражняться ребенку много раз.  Не получилось что-то, он не расстраивается. Ребенок сгладил поверхность и продолжает рисовать снова.

Как только наши дети научились рисовать  простые предметы, состоящие из прямых линий, округлых форм, нужно усложнять задание. Для того,  чтобы включались мыслительные операции. Например, разложите цветочки и предложите нарисовать вазочки.  Для каждого цветочка разную вазочку.  Можно нарисовать 4 разные формы одного предмета. 

После того, как дети научились рисовать отдельные предметы, форму предметов можно применить свои умения в маленький сюжет.

Например, сказка «Колобок». Ребенок рисует дорожку, по дорожке катится колобок. И по дороге колобок встречает зайца. Заяц может быть нарисован на бумаге. И так с остальными героями сказки. Здесь включается память и речь. Ребенок рассказывает сказку, а если не говорящий, то по очереди выкладывает героев, которые встретились на пути колобку.

Можно использовать игрушки  изкиндер сюрпризов. Игрушки хорошо моются. Можно делать узоры в песке морских камушек, из бусин,  пуговиц, зернышек, так развивается мелкая моторика. Но это только для детей постарше. 
           Я вам показала, как можно рисовать на сухой поверхности.  Но сухая поверхность это не предел.  Великолепно рисовать на влажной поверхности смочив песок на 1 см водой. Но сначала проведите игру «Дождик». Из пульверизатора увлажните песок. Это маленький дождик. Предложите ребенку поиграть с таким песком. Дождик пошел сильнее, тогда можно полить песочек из лейки. Поверхность будет мокрая и плотная. Из такого песка хорошо лепить пирожки, куличи.  На такой поверхности можно отрабатывать  устойчивый навык написания букв и  цифр, начиная написание с элементов букв. Например, игра «Путь пчелы к цветку» (волнистые линии),  «Лепим буквы», «Превращение букв»,  «Найди звук», «Кто это был?», «Какой звук лишний» и т.д.

- Так же мини -песочницу можно использовать для занятий по развитию речи и ФЭМП, при индивидуальной  работе.

- Рисование крупой, песком  по трафаретам, по образцу с карточек.

Практическая часть.

- А сейчас, уважаемые коллеги, я предлагаю  жеребьевку. Перед вами капсулы откиндер- сюрприза со стикерами внутри. Выбирайте. Открывайте. У кого желтый - вы участвуете вмастер - классе по песочной анимации, а синий в игре «Мой мир»

- Приглашаю педагогов. Пожалуйста, занимайте места за столом.

- Предлагаю Вам отделить для себя 1\4 рабочего места.

- Это ваш «Маленький мир», предлагаю поиграть, создать любой  сюжет  при помощи игрушек, они есть на  разные тематики: «Домашние животные», «Дикие  животные», «морские обитатели», «дорога»  и т.д.

-Так же Вам надо дать название своей работе (работа 3 мин.)

А со второй группой, пройдите за эти столы за мини –песочницы.

- В нашем мастер-классе будут использоваться фоторамки. Песок, которым вы будете рисовать, прошел специальную обработку.

- Хотела бы напомнить вам, уважаемые участники, что песок сыпучий материал и поэтому в работе с ним нужно проявлять осторожность, чтобы песок не попал в глаза, не испачкал одежду, не просыпался на пол. По завершению работы вы можете воспользоваться влажными салфетками.

- Сегодня мы с вами сегодня отправимся в путешествие в волшебную страну. Она не обычная песочная.

- Мы начинаем с вами путь по волшебной Песочной стране. Здесь пока еще ничего нет, но скоро вы станете настоящими творцами и добрыми волшебниками.

- Для начала давайте познакомимся с материалом, с которым мы сегодня будем работать, с помощью чего мы с вами будем сегодня рисовать - это песок.

- Положите руки на песок, и потрогайте его! Мне приятно, а вам?

- Когда я двигаю рукой, я ощущаю маленькие песчинки. А, что чувствуете вы?

- Песок, какой?

- Для того, чтобы начать рисовать нужно сначала рассыпать песок по экрану - создаем фон.

- Берем песка столько, сколько помещается в кулаках, и засыпаем тонким слоем. Кулачки не останавливаются на месте, находятся в постоянном движении, стараемся равномерно засыпать поверхность.

- Ставим руку на экран не отрывая руки мизинцем начинаем потихоньку сгребать песок и у нас получается раковина.

- Убираем песок с экрана в правый нижний угол.

- Теперь определим место где у нас будет солнце. Для изображения солнца мы берем песок в кулак, сколько поместится и высоко над поверхностью начинаем разжимать кулак так, чтобы песок сыпался в одну точку. Когда у солнца будет достаточно темный контур перестаем сыпать песок. При помощи пальца рисуем лучи.

- Собираем песок в правый нижний угол опускаем руку и сдвигаем песок таким способом, чтоб он заполнил весь экран.

- Давайте представим, что это у нас будет пляж мы с вами на море все на верно ходили по пляжу. (Кулачки собираем (показ) этой частью кулачка будем ходить по нашему экрану, просто прижали и поднимаем 2 раза техника - отпечатка) гуляем с вами. На что похоже? (на ноги) один пальчик нарисуем указательным пальцем круговыми движениями, а 4 оставшиеся пальца прижимаем.

- Давайте пустим змеек, предположим, что змея выползла из норки на песочек,

- Раз мы заговорили о море, давайте нарисуем с вами что - то морское.

- Кладем ладонь на экран, делаем волновые движения по всему экрану.

- Сжимаем руку в кулак, мизинец выставляем, положили ладонь на экран, зафиксировали таким образом, теперь вычищаем полукруг.

- Теперь берем три или два пальца, как вам удобно, ставим на наш полукруг, направляем в разных направлениях, как змейку рисовали - это хвост.

- Затем указательным пальцем соединяем наш хвостик.

- Чтобы наша рыбка ожила, добавим ей чешуек. Мы берем песочек в щепотку и чуть - чуть рыбку подсаливаем, чуть пониже опускаем руку, чтобы песок не сильно рассыпался желательно, где хвостовая часть.

- Теперь приступим к голове. Очистим от песка большим пальцем от головы к хвосту.

- Давайте сделаем чешую три пальца взяли вместе (можно 2) кому как удобно и оставляем такие следы, просто прижимаем пальчики в ряд, чтобы чешуя была как настоящая.

- Прорисовываем нижние и верхние плавники можно ноготком, какие угодно, рыбки разные бывают.

- Теперь глазик нужно добавить берем щепотку песка, как соль набираем в два пальчика, на экран кладем, низко опускаем руку, высыпаем.

- Теперь глазик нужно открыть опять берем указательный палец, просто нажимаем на кучку песка, чуть - чуть прижали и подняли и глазик как живой сразу со зрачком получается. Делаем блик мизинчиком.

- Теперь у нашей рыбки не хватает губок. Указательным пальцем ставим на нашу рыбку и выдвигаем песок верхняя губка и нижняя губка.

- Рыбка дышит под водой. Подушечкой указательного пальца круговыми движениями рисуем пузырьки.

- Давайте сделаем дно морское собираем кулачки как следы на песке оставляли, просто нарисуем камни.

- И пустим водоросли. Используем указательный палец, будем вести по экрану волновые движения, как змеек рисовали.

- Посмотрите, как здорово у нас получается! Настоящие «песочные художники»!

Завершение работы с первой группой(через 3 мин.)

- Назовите Ваши миры  (каждый)

- А теперь дайте общее название.

- А сейчас найдите пути-дороги к своим соседям.

- Вот так решаются задачи на сотрудничество.

Что нужно для игры в песок?
А нужно в сущности так мало:
Любовь, желанье, доброта,
Чтоб вера в Детство не пропала.

Простейший ящик из стола
Покрасим голубою краской,
Горсть золотистого песка
Туда вольется дивной сказкой.

Игрушек маленький набор
Возьмем в игру… Подобно богу
Мы создадим свой Мир чудес,
Пройдя познания дорогу

Спасибо вам за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование песочной игротерапии в работе с дошкольниками

       Есть ли такая детская игра, которая сможет гармонизировать картину мира, поставить заслон на пути жестокости, избавит от внутренних конфликтов и страхов, раскроет пон...

Песочная игротерапия в работе с дошкольниками

Цель песочной терапии - не менять и не переделывать ребенка, не учить его специальным поведенческим навыкам, а дать ребенку возможность быть самим собой.Песочная игротерапия является наиболее продукти...

Использование песочной игротерапии в работе с детьми с ОВЗ.

Использование песочной игротерапии в работе с детьми с ОВЗ.Есть ли такая детская игра, которая сможет гармонизировать картину мира, поставить заслон на пути жестокости, даст ощущение разнообразия прир...

Методические рекомендации для педагогов ДОУ « Применение песочной игротерапии в образовательной деятельности дошкольников"

Методические рекомендации для педагогов ДОУ « Применение песочной игротерапии в образовательной деятельности дошкольников"...

«Песочная игротерапия в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья».

laquo;Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их  пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Други...