Методические рекомендации для педагогов ДОУ « Применение песочной игротерапии в образовательной деятельности дошкольников"
консультация по логопедии

Жирнова Алена Владимировна

Методические рекомендации для педагогов ДОУ « Применение песочной игротерапии в образовательной деятельности дошкольников"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Большеелховский детский сад № 1комбинированного вида»

Рекомендации для педагогов ДОУ « Развитие связной речи у детей с ОНР с применением песочной анимации»

Подготовила : воспитатель   Жирнова    А.В.

   

      Связная речь - смысловое развернутое высказывание, изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно, обеспечивающее общение и взаимопонимание.

Старшие дошкольники с общим недоразвитием речи испытывают значительные трудности в овладении навыками связной речи. Это обусловлено недоразвитием фонетико-фонематического, лексического и грамматического компонентов языковой системы. У детей с ОНР отмечаются трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления, также речь отличается бедностью и однообразием синтаксических конструкций. В речи отмечается  наличие лишь простых нераспространенных предложений, реже распространенных.

Анализируя различные формы коррекционной работы с детьми с нарушениями речи, я  искала такие, которые позволили бы ускорить процесс развития связной речи,  коммуникативных навыков, и пришла к выводу - связать логопедическую работу с привлечением нетрадиционных средств развития, такой как техника порошка или песочная анимация.

Метод «терапии песком» был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Быть может, естественная потребность человека «возиться» с песком, сама его структура подсказали великому Юнгу эту идею. Песок — загадочный материал, обладающий способностью завораживать человека своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным.

Технология песочной терапии многофункциональна, она позволяет одновременно решать задачи диагностики, коррекции и развития речи. Сам же ребенок решает задачи самовыражения, самосознания и развивает самооценку, учится работать в коллективе. Игра на песке  особенно плодотворна в работе с детьми, которые никак не могут выразить свои переживания в словесной форме.

Цели применения песочной анимации:

  •  создание системы работы по развитию связной речи  у детей с ОНР посредством целенаправленного применения песочной анимации;
  • внедрение новой технологии (песочной анимации) в практику работы ДОУ.
  • развитие речевых способностей и умений, культуры речевого общения,
  • разработка способов овладения дошкольниками навыками практического общения в различных жизненных ситуациях.

Для реализации поставленных целей были выдвинуты следующие задачи. 

Образовательные:

  1. познакомить детей с новой творческой формой работы – песочной анимацией;
  2. закрепить и обогатить знания детей о свойствах песка;
  3. выявить степень эффективности техники порошка в коррекции речи дошкольников с ОНР;
  4. привлечь родителей к совместной работе посредством создания проекта;
  5. разработать рекомендации для педагогов и родителей по использованию песочной анимации в практике;
  6. разработать систему работы по развитию речи детей с использованием песочной анимации.

Развивающие:

1.создать условия для свободного и защищенного пространства при работе с песком;

2.создать условия для развития у детей интереса к нетрадиционной форме развития речи- песочной анимации;

3.содействовать развитию навыков исследовательской деятельности, познавательной активности;

4.поощрять инициативность и самостоятельность в творчестве;

Воспитательные:

1.содействовать воспитанию коммуникативных навыков, самостоятельности, наблюдательности, активности;

2.содействовать активному участию родителей к проведению совместной деятельности с ребенком дома;

3.способствовать воспитанию творческой инициативы, самостоятельности, аккуратности.

Условия реализации:

- организация предметно-развивающей среды в ДОУ, выступающей в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности дошкольника;

-осуществление коммуникативно-диалоговой основы взаимоотношений дошкольников с взрослыми и сверстниками;

- создание единого ценностно-смыслого сотрудничества педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы, форм и методов обеспечения социальной успешности, сохранения и укрепления здоровья детей;

- включение в педагогический процесс разнообразных форм и методов работы с песком

Дети с ОНР должны уметь:

  • Аргументировано и доброжелательно оценивать ответ, высказывание сверстника, участвовать в беседе.
  •  Составлять рассказы по образцу о предмете, рассказы по сюжетной картине, набору картинок с последовательно развивающимся действием.
  •  Связно, выразительно, последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения.
  • Использовать монологическую и диалогическую формы речи.  
  •     Составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам.
  •  Составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем.
  •  Высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища. 
  • адекватно реагировать на оценку своей деятельности;

Требования к речи педагога:

- содержательность (хорошее знание предмета, о котором говорится);

- точность (правдивое изображение окружающей действительности, подбор слов и словосочетаний, наиболее подходящих к данному содержанию);

-логичность (последовательное изложение мыслей);

-ясность (понятность для окружающих);

- эмоциональность;

 -выразительность.

     Методы развития связной речи: совместная деятельность, пересказ, рассказывание по картине по серии сюжетных картинок из личного опыта; творческое рассказывание по заданной теме,составление описательного рассказа, заучивание стихотворений ,беседа, сюжетно-ролевая игра, речевые игры, индивидуальная работа, интеграция видов деятельности, наблюдения, экскурсии, игры-драматизации, игры-инсценировки, загадки.

     Приемы развития связной речи:

 Наглядные: составление рассказов по серии картин, по сюжетной и пейзажной картине; составление рассказа о единичных предметах, применение песочной анимации.

 Рассказы по серии картин: При работе над серией картин у детей формируется представление об основных принципах построения связного сообщения; последовательное изложение произошедших событий. Дети составляют рассказ коллективно. Кроме того, такая деятельность развивает у детей умение договариваться между собой, уступать товарищам.

Для составления рассказа по сюжетным картинам используются картины с изображением нескольких групп действующих лиц или нескольких сценок в пределах общего, хорошо знакомого детям сюжета («Мы дежурим», «Игры на детской площадке», «Зимние развлечения»). Также детям предлагается жанровая живопись («Опять двойка», «Три богатыря», «»Алёнушка», «Утро в сосновом бору»). Пейзажные картины («Золота осень» И.Левитана, «Февральская лазурь» И.Грабаря и др.).

 План составления рассказа по картине: название картины, место действия, время действия, композиция картины( передний план, центральная часть, задний план картины), действующие лица, действия героев картины, их одежда, настроение и характер действующих лиц, цветовая палитра, какие чувства вызывает у них картина.

Словесные: Чтение и рассказывание художественного произведения, заучивание наизусть, составление рассказов из личного опыта; рассказывание (с элементами творчества); пересказ (по частям и по ролям), обобщающая беседа. Во всех словесных приёмах используются наглядные приёмы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций.

Рассказы из личного опыта. Этот вид рассказывания имеет большие значение в развитии связной речи. Дети приучаются к широкому речевому общению, развивается умение использовать свой чувственный опыт, передавать его в связной повествовании. Формируется умение четко, понятно, ясно, образно излагать свои мысли.

    Составление творческого рассказа. Существуют различные варианты творческого рассказывания.

  1. Придумывание продолжения и завершения рассказа.
  2. Придумывание рассказа или сказки по плану воспитателя.
  3. Придумывание рассказа по теме, предложенной воспитателем (без плана).
  4. Придумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему.

Придумывание продолжения  и завершения рассказа.

Воспитатель сообщает начало рассказа, его завязку, а основные события, приключения героев придумывают дети. Однако педагогу необходимо проследить за тем, чтобы придумывались правдоподобные, реальные ситуации и чтобы рассказы детей не повторяли один другой. Если рассказы получаются однообразными, он должен предложить детям подумать и подсказать различные варианты.

Темы для детских рассказов могут быть как реалистичными («Случай в лесу», «Что произошло с Катей» и др.), так и сказочные («День рождения зайца», «Как слоненок гулять пошел» и др.).

Придумывание рассказа или сказки по плану воспитателя требует уже большей самостоятельности, так как план намечает лишь последовательность рассказывания, а развитие содержания детям предстоит осуществлять самостоятельно.

Придумывание рассказа по теме, предложенной воспитателем (без плана), даёт еще больший толчок творческому воображению и самостоятельности мысли. Ребенок выступает автором, сам выбирает содержание и его форму. Сама формулировка должна эмоционально настраивать детей на сочинение рассказа. Некоторые рассказы могут составлять серию рассказов про одного героя. Дети учатся наглядно и образно описывать предметы, передавать чувства, настроение и приключения героев, самостоятельно придумывать интересную концовку рассказа.

Придумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему – самый сложный вид рассказывания . успехи детей во многом зависят от того, как сумеет воспитатель заинтересовать детей, создать у них эмоциональное настроение, дать толчок творческому воображению. Этот вид творческого рассказывания можно иногда проводить под девизом: «Кто интереснее придумает сказку».

Очень важно научить детей оценивать рассказы и сказки, придуманные другими детьми, видеть и положительные, и отрицательные стороны рассказов. Воспитателю необходимо обращать внимание и на интересное, занимательное содержание рассказа, и на словесную форму, которой оно передано;  следить за тем, как дети в самостоятельной творческой деятельности применяют усвоенные слова и выражения. 

Игровые методы.

Игры на развитие связной речи с применением светового стола с песком

Игровое упражнение “Распространи предложение”

Цель – развитие умения строить длинные предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями.

Детям предлагается продолжить и закончить начатое предложение, опираясь на наводящие вопросы. Например: “Дети идут … (Куда? )”.

Игра “Пойми меня”

Цель – развитие умения составить короткий рассказ по картинке, используя разные характеристики предмета.

Воспитатель показывает детям красивую коробочку и говорит, что эта коробочка не простая, а волшебная. В ней приготовлены для детей разные подарки. Получить подарок может только тот, кто умеет хранить секреты. Что это значит? (Это значит, не рассказывать раньше времени). Дальше воспитатель объясняет, что, когда он подойдёт к кому-то, то этот ребёнок должен закрыть глаза и, не глядя, вытянуть из коробочки картинку, посмотреть на неё, но никому не показывать и не говорить, что на ней. Это нужно сохранить в секрете. После того, как все дети вытянут себе по – одной картинке, воспитатель спрашивает детей, хочется ли им узнав, кому что досталось? Дети отвечают, что да. Тогда воспитатель говорит, что показывать подарки нельзя, но их можно нарисовать на песке и рассказать о нем. Но слово-подарок тоже называть нельзя. Потом воспитатель рассказывает про свой подарок, показывая детям, как это нужно делать правильно, а дети угадывают, что досталось воспитателю. После этого дети рассказывают про свои подарки по очереди и, когда подарок угадан, открывают свою картинку.

Игровое упражнение “Закончи сам”

Цель – развитие воображения, связной речи.

Воспитатель рассказывает и рисует на песке детям начало сказки или рассказа, а детям даётся задание продолжить или придумать концовку с зарисовкой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для педагогов по использованию ТИКО конструктора в образовательной деятельности

Использование «ТИКО» конструкторов в образовательной работе с детьми выступает оптимальным средством развития навыков конструктивной деятельности и критерием психофизического развития дете...

Методические рекомендации для педагогов по использованию ТИКО конструктора в образовательной деятельности

Использование «ТИКО» конструкторов в образовательной работе с детьми выступает оптимальным средством развития навыков конструктивной деятельности и критерием психофизического развития дете...

Методические рекомендации для педагогов по использованию ТИКО конструктора в образовательной деятельности

Использование «ТИКО» конструкторов в образовательной работе с детьми выступает оптимальным средством развития навыков конструктивной деятельности и критерием психофизического развития дете...

Методические рекомендации для педагогов по использованию конструктора ТИКО в образовательной деятельности

Трансформируемый Игровой Конструктор Объемного моделирования) - это полифункциональный трансформируемый игровой материал, предназначенный для развития дошкольников в игровой, коммуникативной, непосред...

Методические рекомендации для педагогов ДОУ: «Использование интерактивных игр в образовательной деятельности старших дошкольников»

Применение интерактивной доски   в детском саду.В настоящее время компьютерные технологии стали активно применятся в образовательном процессе. Создается множество простых и сложных ком...

Методические рекомендации для педагогов по использованию кейс-технологии в образовательной деятельности ДОУ

Методические рекомендации для педагогов по использованию кейс-технологии в образовательной деятельности ДОУ...