Картотека задания по ФЭМП детям с ЗПР
картотека по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Филина Марина Николаевна

Формирование элементарных математических представлений у детей с ЗПР, ОНР на занятиях учителя-дефектолога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл femp.docx54.44 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА ЗАДАНИЙ

ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ

МАТИМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

  1. ФЭМП

Количество и счёт:

1. Счёт в пределах «5» в прямом и обратном порядке.

2. Выделение из множества одного предмета. Различение понятий «один» - «много».

3. Соотнесение количества, числа и цифры  в пределах «1».

Восприятие формы:

1. Закрепление представлений  о круге, его характерных признаках.

Дид. упр: «Круг – квадратик»

                  «Геометрическое лото»

2. Выделение предметов круглой формы в окружающем.

Дид. упр: «Поможем Оле».

Развитие внимания:

1. Формирование слухового внимания:

Дид. упр. «Что  звучало?»

Демонстрируем ребёнку звучание бубна, губной гармошки, дудки и т.п.

Ребёнок слушает, запоминает, как звучит каждый инструмент, потом закрывает глаза и определяет на слух, что звучало.

Дид. упр. «Разложи правильно»

Воспитатель называет геометрические  фигуры, овощи. фрукты и т.д., а дети выкладывают на столах.

2. Формирование зрительного внимания:

Дид. упр. «Где спряталась цифра «1».

Дид. упр. «Продолжи ряд»: выкладывание кругов по цвету детьми по образцу.

Ориентировка в пространстве:

1. Различение понятий «сверху – снизу» - различение их.

Дид. упр. «Расставь правильно» - дети выкладывают игрушки по инструкции воспитателя в группе, на участке.

Развитие мелкой моторики:

1 Выкладывание на фланелеграфе, коврографе из цветных ниток  кругов, цифры «1».

2. Рисование овощей по шаблонам, трафаретам. Закрашивание их, штриховка.

  1. ФЭМП

Количество и счёт:

1. Выделение из множества «1»го предмета.

2.  Цифра «1»

Соотнесение количества и цифры.

Дид. упр.: «Соедини картинки с нужной цифрой».

Ориентировка в пространстве:

1. Дид. упр. « Где звучало?»

Педагог берёт любую звучащую игрушку. Ребёнок сидит с закрытыми глазами.  Педагог звенит, например, слева, справа, впереди, сзади, над ним. Ребёнок, не открывая глаз, показывает и называет направление, откуда исходит звук.

2. Педагог даёт ребёнку следующие команды: «Подойди к окну и подними левую руку », «Встань лицом к  двери и поставь руки на пояс», «Положи левую руку на пояс, а правую на голову» и т.д.

Восприятие цвета:

1. Сравнение предметов по цвету: находить одинаковые и разные по цвету предметы на основе практических действий; составлять группы предметов, одинаковых по цвету.

Дид. упр: «Разложи предметы»

2. Дид. упр: «Продолжи ряд»

3. Дид. упр: «Измени цвет»

Развитие мелкой моторики:

1. Обведение трафаретов, рисование по шаблонам фруктов, закрашивание и штриховка изображений.

2. Учить выполнять ритмичные круговые навыки простым карандашом  в тетради или мелом на доске.

3. Предложите детям написать в тетрадях, мелом на доске, вылепить из пластилина, выложить из ниток (мулине) цифру «1»

  1. ФЭМП

Количество и счёт:

1. Счёт в пределе «10» в прямом и обратном порядке, от заданного и до заданного числа.

2. Выделение из множества 2х предметов, соотнесение количества, числа и цифры в пределе «2х».

3. Состав числа «2».

Ориентировка на листе бумаги.

1. Воспитатель  предлагает детям задание: например, нарисовать 3 листочка так, чтобы красный листочек был между жёлтым и зелёным и т.п.

2. Дид. упр: «Волшебный листок»

Воспитатель называет направление, а дети выкладывают листочки: берёзовый лист  - в правый верхний угол, дубовый лист – в левый нижний угол, рябиновый лист  - в середину листа и т.д.

Восприятие величины:

1. Дид. упр. «Разложи деревья по высоте»

                   От низкого……

                   От высокого……

2. Дид. упр. « Разложи шишки по размеру»

                   От маленькой… до самой большой.

                   От большой… до самой маленькой.

Восприятие цвета:

1. Учить  различать и соотносить основные цвета:

Воспитатель предлагает раскрасить берёзовые листья  - жёлтым цветом; ягоды рябины – красным, дубовые листья – коричневым цветом, веточку ели – зелёным цветом.

2. Предложить детям на прогулке найти только красные листочки, только оранжевые, жёлтые, составить букет из жёлтых, красных и коричневых листьев и т.д.

Развитие мелкой моторики:

1. Обведение шаблонов, трафаретов с изображением деревьев, кустарников, листьев; закрашивание их и штриховка.

2. Выкладывание  из ниток,  мозаики, крупы, лепка из пластилина,  письмо на доске мелом, в тетради  карандашом  цифр «1», «2».

  1. ФЭМП

Количество и счёт:

1. Уточнить счёт в прямом и обратном порядке в пределе «10».

2. Упражнение: «Назови соседей числа»

(Сначала с опорой на числовой ряд, затем отвлечённо).

3. Закрепить с детьми состав числа  «2».

2 – это 0 и ещё 2;

2 – это 1 и ещё 1;

2 – это 2 и ещё 0

Восприятие величины:

1Закрепить понятия «высокий  - низкий», «выше – ниже», «одинаковые по высоте».

Упражнения:

«Найди грибы одинаковые по высоте»;

«Расставь грибы по высоте  от самого низкого».

Развитие логического мышления:

1. Побеседуйте с детьми:

 - Что лучше найти: 5 мухоморов или 1 боровик? Почему?

 - Чего в лесу больше : ягод или клюквы? Почему?

Развитие зрительного восприятия:

1.Упражнение: «Зашумлённые картинки» (грибы, ягоды).

2. Упражнение: «Найди 2 одинаковые банки с вареньем»

3. Упражнение: «Построй такую же фигуру из палочек» (картотека)

Ориентировка во времени:

1. Уточнить представления детей о временах года, их последовательности.

Упражнение: «Когда это бывает?» (по картинкам,  словесному описанию)

2. Закрепить знание детьми осенних месяцев.

Развитие мелкой моторики:

1.Обведение трафаретов, шаблонов грибов, ягод, раскрашивание их, штриховка.

2. Выкладывание из ниток, палочек, мозаики по образцу грибов, ягод, цифр 1 «1», «2».

5. ФЭМП   Количество и счёт:

1. Закрепить представления о числовом ряде.

Учить  детей пересчитывать предметы от «1», до «10» в прямом и обратном порядке.

2. Закрепить счёт от заданного  до заданного числа в пределе «10».

3. Упражнение «Какая цифра убежала?»

12345678910   1…34…67…910   10…8…65…3…1.

4. Упражнение «Назови соседей числа».

Восприятие формы:

1. Упражнение «Сравни»

Круг и квадрат; круг и овал; квадрат и прямоугольник.

2. Упражнение «Найди и назови»

Предложить детям найти в окружающем и назвать предметы названной формы: круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник.

3. Упражнение «Дорисуй»

Воспитатель предлагает детям дорисовать

чтобы  получился предмет.

Ориентировка во времени:

1. Закрепить с детьми времена года и их последовательность.

Упражнение «Помоги Незнайке разложить картинки».

2. Уточнить и систематизировать представления детей о днях недели; понятиях: «сегодня», «завтра», «вчера».

Ориентировка в пространстве:

1.Учить детей ориентироваться в пространстве групповой комнаты и участка.

Упражнения: «Расскажи, что видишь»

«Найди игрушку»: Воспитатель  называет направления, а дети разыскивают спрятанную игрушку.

«Расскажи, как отыскать друга»: Воспитатель предлагает готовую схему, а ребёнок рассказывает, куда нужно идти.

Развитие мелкой моторики:

1. Выкладывание из палочек силуэтов домашних животных по предложенному образцу; из палочек, мозаики, ниток, простым карандашом в тетради и цифр: 1, 2, 3.

2.  Обведение трафаретов, шаблонов домашних животных; их раскрашивание.

3. Проведение прямых линий от опорных точек.

Упражнения: «Помоги кролику попасть в клетку»

«Помоги детёнышам отыскать своих мам».

  1. ФЭМП

Количество и счёт:

1.  Счёт в пределах «10» в прямом и обратном порядке; счёт от заданного до заданного числа.                                                                                                                        2.  Упражнение « Назови  соседей числа»  (последующее и предыдущее число).                                                                                                                                      3.  Упражнение «Думай и называй» Педагог предлагает  назвать все числа <  или  >  «4х».

Восприятие величины:

1.  Сравнение предметов по величине: большой – маленький.                      Упражнение: «Сравни и подбери».                                                                                            2.  Воспитатель предлагает детям найти в  группе, на участке и назвать все маленькие и большие предметы.

Развитие внимания:

1.  Упражнение «Продолжи ряд» - выкладывание детьми геометрических фигур.

               

                                                                                         

2.  Упражнение «Зашумлённые картинки» - домашние птицы.

Ориентировка в пространстве:

1.  Упражнение «Помоги птицам найти свои домики»                                          Воспитатель называет направление:  влево, вправо,  вперёд, назад -  а дети передвигаются по группе  в заданном направлении.

Развитие мелкой моторики:

1.  Письмо в тетради   цифр: 1, 2, 3, 4.                    

2.  Обведение контуров, трафаретов домашних птиц, их штриховка, закрашивание.                                                                                                   3. Проведение прямых линий (горизонтальных и вертикальных).

  1. ФЭМП.

Количество и счёт:

1.   Закрепить счёт в пределах «10» в прямом и обратном порядке, от заданного до заданного числа (подг. гр.), в пределе «3» в прямом и обратном порядке (ст. гр.).

2.   Формировать умение детей соотносить количество, число и цифру в пределе «10 (подг. гр.), в пределе «3» (ст. гр.).

3.   Закрепить состав чисел «2», «3», «4» (подг.гр.).

4.   Упражнение «Найди соседей числа» в пределе «10» (подг. гр.).

 

Восприятие формы:

1.   Учить различать геометрические формы: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник. Находить в окружающем предметы, похожие на эти геометрические фигуры  (ст. и подг. гр.).

Ориентировка в пространстве:

1.   Упражнять детей в различении  понятий «слева», «справа». (ст. гр. – на себе, подг.гр. – в окружающем пространстве.)

Восприятие цвета:

1.   Учить детей соотносить, различать и  называть  основные цвета (ст. гр.).

Ориентировка во времени:

1.  Закрепить  с детьми временные представления:  времена года,  части суток,  дни  недели  (ст. гр.);  времена года,  месяцы осени, части суток,  дни недели,   и их последовательность (подг. гр.).

Развитие мелкой моторики и зрительно – двигательной координации:

1.   Предложить детям написать в тетради, на доске мелом,  вылепить из пластилина, выложить из крупы, из ниток  цифры «1», «2», «3», «4»,

   

Развитие памяти:

Повторить с детьми стихи: «Осень» Е.Трутневой, «Осень» М. Ходяковой,

«Дуб», стихи о цифрах.

  1. ФЭМП

 Количество и счёт:

1.   Осознанный соотнесённый счёт в прямом и обратном порядке в пределе «10»  (подг.гр), в пределе «3» (ст. гр.)

2.  Соотнесение количества, числа и цифры в пределе «10» (подг.гр.), в пределе «3» (ст. гр.)

3.   Закрепить состав чисел «2», «3», «4», «5» (подг.гр.).

4.   Сравнение  множеств, чисел (используя знаки: =,

                        5 и 7;   1 и 9;   6 и 6   и т.д. (подг. гр.)

Восприятие величины:

1.  - У кого длиннее уши – у зайца или у волка?

 - А у кого длиннее хвост?

 - Кто больше – лиса или заяц?

 - А у кого лап больше?

 - У кого лап  больше – у зайца или  у медведя?

 - Кого (чего) больше – зайцев или заячьих ушей?

2.  Упражнение «Скажи наоборот»

Лось большой, а заяц …;

У волка хвост длинный,  а у медведя …;

Лиса большая, а лисёнок…

 

Ориентировка в пространстве:

1. Упражнение «Спрячь зайчонка от волка»

Использование предлогов: «в», «на», «под» (ст. гр.)

«за», «около», «между» (подг. гр.)

Ориентировка во времени:

1.  Закрепить  с детьми временные представления:  времена года,  части суток,  дни  недели  (ст. гр.);  времена года,  месяцы осени, части суток,  дни недели,   и их последовательность (подг. гр.).

Развитие мелкой моторики и зрительно – двигательной координации:

  1. Предложить детям написать в тетради, на доске мелом,  вылепить из пластилина, выложить из крупы, из ниток  цифры «1», «2», «3», «4», «5»
  2. обведение контуров и трафаретов диких животных, их закрашивание (ст. гр.)

Развитие внимания;

Упражнение  «Продолжи ряд»: выкладывание кругов по цвету:

Чередование 2х цветов (ст. гр.), чередование 3х  цветов (подг. гр.)

  1. ФЭМП

Количество и счёт: 

1.  Закрепить  с детьми количественный счёт в пределе «10» (подг. гр.), в пределе «3» (ст. гр.)

2.  Счёт от заданного до заданного числа (подг. гр.)

3.   Соотнесение количества, числа и цифры.

Выкладывание  предметов по заданному числу в пределе «5» (подг. гр.),

в пределе «3» (ст. гр).

4.    Упражнение «Сравни  количество предметов» (предметы одежды, обуви, головные уборы) (ст. гр.),                                                                                      «Сравни числа и поставь знаки: <,   >,   = (подг. гр.)

 5   2         3   1         4   3          1   5         2   3          2   2          1   1            5   5

Восприятие величины:

Различение понятий: «длинный» - «короткий», «одинаковые по длине» «длиннее» - «короче».

Сравнение предметов по длине (ленточек, карандашей, дорожек и т.д.)

(ст. и подг. гр.)

Ориентировка в пространстве:

Различение понятий: «далеко» - «близко», «около», «рядом».

Развитие зрительной памяти, внимания:

Упражнение: «Продолжи ряд»

135135…;  2424…;   5432154...;

Развитие тонкой моторики:

Письмо в тетради,  выкладывание на коврографе из ниток, из мозаики, лепка из пластилина изученных цифр: 1  2  3  4  5; обведение трафаретов, контуров предметов одежды, обуви, головных уборов – раскрашивание, штриховка.

  1. ФЭМП

Количество и счёт:

1.   Счёт в прямом и обратном порядке в пределе 4х (ст.гр.), в пределе 10 (подг. гр.)

2.    Счёт от заданного до заданного числа (подг. гр).

3.   Соотнесение количества, числа и цифры  в пределе «6» (подг. гр.), в пределе «4х» (ст. гр.)

4.   Состав числа «5». (подг. гр.)

    5 –        1 и 4

    5  -        2 и 3

    5  -        3 и 2

    5  -        4 и 1

Восприятие величины:

1.  Сравнение предметов по величине (длине, ширине, высоте, толщине).

2.  Уравнивание количества предметов в группе (больше, меньше, поровну, одинаково).

Восприятие формы:

1.   Узнавание и правильное называние геометрических фигур: круга, квадрата, прямоугольника, овала, треугольника.

 

Ориентировка во времени:

1. Определение последовательности  времён года,  дней недели, частей суток.

Восприятие цвета:

1. Различение и называние всех основных цветов и их оттенков.

Развитие тонкой моторики:

1.  Учить детей пользоваться различными изобразительными средствами: мелками, красками, карандашами, фломастерами.

2.  Проведение детьми различных линий  разной длины и направления; рисование простых предметов, обводка, штриховка, копирование, рисование по клеточкам, раскрашивание картинок.

  1. ФЭМП

Количество и счёт:

1.   Счёт в прямом и обратном порядке в пределе 4х (ст.гр.), в пределе 10 (подг. гр.) Упражнение «Будь внимательным»

2.   Соотнесение количества, числа и цифры в пределе «4х» (ст. гр.), в пределе «7» (подг. гр.).

3.  Состав числа «6» (подг. гр.).

6 это    1 и 5

6 это    2 и 4

6 это    3 и 3

6 это    4 и 2

6 это    5 и 1

Восприятие величины:

1.  Сравнение предметов по высоте.

 «Высокий – низкий», «выше – ниже», «одинаковые по высоте».

 Упражнения: «1,2,3,4,5 – ребята стройтесь в ряд» (по росту);

 «Какой домик лишний»;

 выкладывание из палочек ёлочек, домиков разных по высоте.

Пространственные понятия:

1.  Закрепить понятия «внутри», «снаружи».

Упражнения:  «Где лежит игрушка?»

«Положи правильно», «Четвёртый лишний».

Временные понятия:

1.  Уточнить последовательность осенних и зимних месяцев.

2.   Закрепить умение оперировать на практике понятиями «вчера», «сегодня», «завтра» (подг. гр.).

Восприятие цвета:

1. Различение и называние всех основных цветов и их оттенков.

Развитие тонкой моторики:

1.  Проведение детьми различных линий разной длины и направления; рисование простых предметов, обводка, штриховка, копирование, рисование по клеточкам, раскрашивание картинок.

2.  Письмо мелом на доске, полочкой на снегу, выкладывание из мозаики, ниток цифры «7».

  1. ФЭМП

Количество и счёт:

1.   Выделение из множества «4х» (ст. гр.), «7» (подг. гр.) предметов, с последующим пересчётом.

2.   Сравнение множеств по количеству. Установление  равенства (ст. гр.) 2 мя способами, неравенства (подг. гр.).

3.  Решение математических задач в стихах на вычитание в пределе «7» (подг. гр.)

4.    Повторение состава числа  «6» (подг. гр.), числа «4» (ст. гр).

Восприятие формы:

1. Упражнение: «Выкладывание зимующих птиц из плоскостных геометрических форм».

2.     Узнавание геометрических фигур в окружающем.

Временные понятия:

1.  Уточнить и систематизировать представления о частях суток: утре, дне, вечере, ночи (характерных особенностях дня и ночи зимой и летом).

Восприятие величины:

1. Упражнение «Скажи наоборот» (с иллюстрациями).

Воробей маленький, а ворона - …,

у синички хвост короткий, а у сороки - …,

голубь тяжёлый, а  воробей - …,

у синички клюв тонкий, а у вороны - …

Развитие тонкой моторики:

1.   Выкладывание птиц из крупы риса, гречки, пшена на пластилине.

2.   Письмо цифры «7», на доске, выкладывание из мозаики, лепка из пластилина.

3.   Штриховка, обведение трафаретов (зимующих птиц), работа по контурам с последующим   раскрашиванием.

  1. ФЭМП

Количество и счёт:

1.   Формировать осознанный,  соотнесённый  счёт в пределе «4х» (ст. гр.),  в пределе «8» (подг. гр.)

2.   Закрепить у детей умение соотносить количество, число и цифру в пределе «4х» (ст. гр.), в пределе «8» (подг. гр.)

3.   Решение   простых  примеров на  сложение и вычитание (на конкретном материале),  с последующей  записью на доске.

4.   Сравнение  множеств, чисел – с последующей записью на доске.

Упражнения:

        «Разложи фигуры в мешки так, чтобы получились одинаковые наборы».

        «Сравни новогодние подарки  Винни – Пуха и Пятачка, Чебурашки и Крокодила Гены и поставь знак равенства или неравенства.

Восприятие времени:

1.   Таня украшала ёлочку. Сначала она повесила  звезду, потом шарик и сосульку.  Что Танюша повесила раньше всего, а что позже?

2.   Ваня мастерил игрушки на ёлку.  Сначала он сделал гирлянду, потом фонарик и звёздочку.  Что Ванюша смастерил раньше всего, что позже всего?

3. Что произошло перед тем, как случились эти события?

  • Снег.
  • Празднование Нового года.

Восприятие величины:

1.   Под ёлкой стояли дед Мороз, Снегурочка и Снеговик. Дед  Мороз выше Снегурочки и Снеговика.   Снеговик выше  Снегурочки. Какая игрушка самая низкая?

2.   На ёлке висели шарики: красный, синий и  жёлтый.  Красный шар больше синего и жёлтого. Жёлтый  шар  больше синего. Какой шарик самый маленький?

Развитие тонкой моторики:

1.  Рисование, вырезание из бумаги снежинок разного размера и цвета.

2.  Письмо на доске,  лепка, складывание из мозаики и конструктора  цифры «8».

14. ФЭМП. Количество и счёт:

1.   Формировать осознанный,  соотнесённый  счёт в пределе «4х» (ст. гр.),  в пределе «9» (подг. гр.)

2.   Закрепить у детей умение соотносить количество, число и цифру в пределе «4х» (ст. гр.), в пределе «9» (подг. гр.)

3.   Решение   простых  примеров на  сложение и вычитание (на конкретном материале),  с последующей  записью на доске.

4.   Состав чисел «7» (подг.гр.) и «4» (ст. гр.)

7 это 1 и 6;                               4 это 1 и 3

7 это 2 и 5;                               4 это 2 и 2

7 это 3 и 4;                               4 это 3 и 1

7 это 4 и 3;                               4 это 4 и 0

7 это 5 и 2;

7 это 6 и 1;

7 это 7 и 0

Упражнение: «Сделай так, чтобы на каждой гирлянде было «7» и «4» лампочки.

Восприятие формы:

1.  Уточнить и систематизировать представления детей о треугольнике, его характерных признаках: 3 – угла и 3 – стороны.

Формировать умение детей узнавать в окружающем и называть предметы треугольной формы.

Ориентировка в пространстве:

1.   Учить детей различать понятия «выше – ниже», «слева – справа», «под», «над».

Упражнение «Ёлочка»

 - Что висит выше всех?

 - Что ниже?

 - Что висит под красным большим шариком?

 - Что висит над жёлтой сосулькой?

 - Назовите игрушки, которые висят слева на ёлке?

 - Назовите игрушки, которые висят справа на ёлке?

 - Где висит синий фонарик?

 - Где висит красная большая звезда?

Развитие тонкой моторики:

1.  Рисование, выкладывание из ниток на фланелеграфе снеговиков.

2.  Письмо на доске,  лепка, складывание из мозаики и конструктора  цифры «9».

  1. ФЭМП

Количество и счёт:

1.   Закрепить умение детей пересчитывать предметы (животных разных стран) в пределе «10» (подг.гр.) и в пределе «5» (ст.гр.) в прямом и обратном порядке.

2.   Формировать умение называть «соседей» числа (предыдущее и последующее числа).

3.   Упражнение «Числовые домики». Закрепление  состава чисел: «7»; «8»; «9».

4.   Решение детьми простых примеров на сложение и вычитание (используя иллюстрации животных разных стран).

Ориентировка во времени:

1.   Уточнить представления детей о понятиях «вчера», «сегодня», «раньше», «позже».

Упражнение: «Что вы делали  вчера, а что сегодня?»

Упражнение: «Раньше – позже».

Восприятие величины:

1. Решение логических задач (с использованием наглядного материала).

  • Бегемот меньше слона, но больше зебры.

 - Кто больше всех?  Кто меньше всех?

  •  Слон выше кенгуру, но ниже жирафа?

 - Кто выше всех?  Кто ниже ?

  •  Жили  -  были  три бегемотика:  Мик, Мук и Мак. Мик толще Мука,         Мук толще Мака.

 -   Кто из них самый худой? А кто самый толстый?

  • Если носорог больше  льва, то лев …(меньше носорога)
  • Если северный олень выше полярного волка, то полярный волк … (ниже северного оленя)
  • Если морж толще морского котика, то морской котик …(тоньше моржа)

Развитие тонкой моторики:

1.  Письмо на доске,  лепка, складывание из мозаики и конструктора  цифры «10».

2.  Обрисовка трафаретов, шаблонов с  изображением животных разных стран; штриховка, закрашивание.

3.  Конструирование из мелкого « лего»  животных разных стран.

16. ФЭМП. Количество  и счёт:

1.  Учить считать единицами до «10» в прямом и обратном порядке.  

2. Закрепить умение расставлять числа в правильной последовательности. Находить пропущенное число.

3.  Учить  раскладывать числа на два меньших (состав чисел). Например:

8 – это 2 и 6; 9 – это 1 и 8;

                       9 – это 2 и 7;

                       9 – это 3 и 6;

                       9 -  это 4 и 5;

                       9 -  это 5 и 4;

                       9 – это 6 и 3;

                       9 – это 7 и 2;

                       9 – это 8 и 1;

                       9 – это 9 и 0

4. Упражнять детей  в  решении  простых примеров на сложение и вычитание, используя иллюстрации инструментов (в пределе 10).  

Восприятие формы:

1. Формировать  умение  узнавать и правильно называть словом геометрические фигуры  (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал), находить в окружающем  предметы похожие на эти фигуры.

2. Поупражнять детей в делении круга на 2 и 4 равные части.

Восприятие цвета:

1. Упражнять детей в различении основных цветов и их оттенков: голубого, розового, оранжевого, коричневого.

Развитие тонкой моторики:

1.  Учить пользоваться различными изобразительными средствами: мелками, красками, карандашами, фломастерами.

2. Писать печатные буквы: В, Ж; цифры от «1» до «9», выполнять задания в прописях.

3. Учить детей регулировать силу нажима на карандаш и кисть и изменять направление движения руки в зависимости от формы изображённого предмета.

Развитие памяти и внимания:

1.  Упражнение «Продолжи ряд»:

  1. 3 5 1 3 5…

17. ФЭМП

Количество и счёт:

1.   Порядковый счёт от «1» до «10».

Упражнение « Пересчитай членов своей семьи»

Дедушка – первый, бабушка – второй, папа – третий и т.д.

2.   Сравнение количества предметов, использование в речи слов: «больше», «меньше», «поровну», «одинаково».

Упражнение «Сравни, чья семья больше?» ( по фотографиям).

3.  Соотнесение количества, числа, цифры.

Упражнение «Посчитай членов своей семьи и поставь нужную цифру».

4.   Закрепление состава числа «10»

Упражнение «Раздели 10 конфет между сестрой и братом»:

10 – это 1 и 9: 2 и 8; 3 и 7; 4 и 6; 5 и 5; 6 и 4; 7 и 3; 8 и 2; 9 и 1; 10 и 0.

5. Упражнять детей  в  решении  простых примеров на сложение и вычитание (в пределе 10).  

Ориентировка в пространстве:

1.   Использование  и употребление предлогов «в», «на», «за», «под», «перед»

Упражнение  «Куда спрятался  малыш?»:  (в шкаф, за кресло, под стол и т.д.)

2.   Ориентировка на листе бумаги:

Упражнение  «Составь узор».  

Дети раскладывают геометрические фигуры по словесной инструкции воспитателя:  красный круг в правый верхний угол, синий треугольник в левый нижний угол, зелёный прямоугольник в середину листа и т.д.

Ориентировка во времени:

1.   Различение понятий  «раньше» - «позже», «старше» - « младше».

Упражнение « Кто из этих людей родился раньше?»

Воспитатель  предлагает иллюстрации младенца, ребёнка – дошкольника, ребёнка – школьника, дедушки  и т.д. Дети раскладывают картинки последовательно от младшего.

Развитие тонкой моторики:

1.  Учить пользоваться различными изобразительными средствами: мелками, красками, карандашами, фломастерами.

2. Писать печатные цифры от «1» до «10», выполнять задания в прописях.

18. ФЭМП

Количество и счёт:

1.   Закрепить умение детей устанавливать последовательность чисел в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа.

2.   Упражнение: «На 1 больше, на 1 меньше…» (танки и танкисты, лётчики и самолёты, пограничники и собаки и т.д.)

Учить сравнивать смежные числа, увеличивая или уменьшая на 1, 2 единицы, используя на письме знаки: <,  >, =.

Упражнения: «Сколько вместе?»,  «На сколько меньше, больше?».

3.   Уточнить представления детей об арифметической задаче, её структуре: условие, вопрос, решение, ответ.   Учить составлять задачи в предметно – практической деятельности детей.  

4.   Упражнять детей в усвоении приёмов вычислений  в пределе «10» и чтении примеров.

Упражнения: «Торопись, да не ошибись», «Цепочка», «Сколько вместе?», «Сколько осталось?».

Восприятие формы:

1.  Развивать представления о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.

Упражнения: «Угадай,  какая это фигура?», «Дорисуй картинки»  - индивидуально (был прямоугольник – получился конверт и т.д.).

Восприятие величины:

1.   Упражнять детей в сравнении  нескольких предметов по величине разными способами (наложения, приложения, на глаз).  Определять эти признаки  предметов словами «больше – меньше, одинаковые по величине», «Больше – меньше, самый большой, самый маленький».

Развитие тонкой моторики:

1.  Учить пользоваться  карандашами: штриховать в различных направлениях в ограниченном пространстве, в том числе и с нахождение закономерностей расположения линий в пространстве.

2. Писать печатные цифры от «1» до «10», выполнять задания в прописях.

Упражнения: «Посмотри, запомни, напиши».

19. ФЭМП

Количество и счёт:

1.   Последовательный счёт в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа (в пределах «10»).

2.   Соотнесение количества, числа и цифры в пределе «10».

3.   Сравнение смежных чисел, увеличивая или уменьшая на 1 -2 единицы.

4.   Упражнение «Числовые домики»: состав числа «10».

10  - это 1 и 9; 2 и 8; 3 и 7; 4 и 6; 5 и 5; 6 и 4; 7 и 3; 8 и 2; 9 и 1; 10 и 0.

5.   решение задач, составленных на основе предметно – практической деятельности детей.

Восприятие формы:

1.   Развивать и расширять представления о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике, прямоугольнике, овале.

2.   Упражнения «Дорисуй картинки»,

                             «Зрительный диктант»,

                              «Что изменилось?»

Восприятие временных представлений:

1.   Закрепление знаний дней недели.

Упражнения:  «Назови соседей дня недели»,

                         « Что будет завтра, было вчера?»

Развитие внимания:

Упражнение «Продолжи ряд»:

2 4 6 8 2 4 6 8 …

Развитие тонкой моторики:

1.  Учить пользоваться  карандашами: штриховать в различных направлениях в ограниченном пространстве, в том числе и с нахождение закономерностей расположения линий в пространстве.

2. Писать печатные цифры от «1» до «10», выполнять задания в прописях.

Упражнения: «Посмотри, запомни, напиши».

20. ФЭМП

Количество и счёт:

1.   Закрепить с детьми количественный и порядковый счёт в пределах «10».

2.   Продолжать учить соотносить количество, число и цифру в пределах «10», сравнивать смежные числа, увеличивая или уменьшая на 1, 2 единицы.

Упражнение «На «1» больше, на «1» меньше».

3.   Упражнение «Числовые домики» - состав чисел до «10».

4.   Решение задач с использованием иллюстрированного материала и схематичного изображения.

5.    Упражнять в счёте на слух, на ощупь, в счёте движений в пределе «8» (старшая подгруппа), в пределе «10» (подготовительная группа).

Развитие зрительного восприятия:

1.   Учить детей различать основные цвета (старшая подгруппа) и их оттенки: коричневый, оранжевый, голубой, розовый, серый (подготовительная группа).

2.   Упражнение «Разложи по цвету»

Учить детей сравнивать предметы по цвету, находить разные и одинаковые по цвету предметы на основе практических действий, составлять группы предметов, одинаковых по цвету.

Восприятие величины:

1.   Упражнение «Сравни и назови».

Сравнение предметов по величине: широкий – узкий;  длинный – короткий; высокий – низкий, толстый – тонкий; большой – маленький.

Развитие внимания:

Упражнение «Продолжи ряд»:

 

13579 13579 …

Развитие тонкой моторики:

1.  Учить пользоваться  карандашами: штриховать в различных направлениях в ограниченном пространстве, в том числе и с нахождение закономерностей расположения линий в пространстве.

 

3.   Писать цифры от «1» до «10», записывать примеры и задачи, решать их.

21. ФЭМП

Количество и счёт:

1.        Посчитать машины на улице в пределах «8» - старшая подгруппа, «10» -подготовительная подгруппа, пересчитать    колёса,   фары, дверцы, вагоны

2.        Упражнение « Какой цифры не хватает?»
8             9           10        6743

/ \      /  \      /  \    / \    / \     / \    2.7 .5.3.4.1.

3.        Упражнять в счёте на слух, на ощупь, в счёте движений в пределе «8»
(старшая подгруппа), в пределе «10» (подготовительная группа).

4.        Закрепить с детьми практические навыки сложения и вычитания, учить анализировать, что было в начале, что получилось в результате действий.

Восприятие величины:

  1. Упражнять детей в сравнении нескольких предметов по длине способом приложения (машина, автобус, поезд): определять эти признаки словами длинный - короткий,  одинаковые  по  длине,  длиннее - короче,  самый длинный - самый короткий.
  2. Упражнение «Расскажи какие?»

Грузовой автомобиль большой, а легковой - ... маленький. Поезд длинный, а трамвай - ... короткий.                                                    Автобус тяжёлый, а велосипед - ... лёгкий.                                         Корабль широкий, а лодка - ... узкая.

Ориентировка в пространстве:

1.   Упражнения: «Расскажи про свой узор», «Что изменилось».

Уточнить и закрепить пространственные представления впереди - сзади, на -

над — под в действиях с конкретными предметами и на плоскости

Развитие тонкой моторики:

  1. Учить пользоваться карандашами: штриховать в различных направлениях
    в ограниченном пространстве, в том числе и с нахождение закономерностей
    расположения линий в пространстве.

3.        Писать цифры от «1» до «10», записывать примеры и задачи, решать их.

22. ФЭМП

Количество и счёт:

1.        Отсчёт заданного количества предметов (старшая подгруппа - в пределах
«8», подготовительная подгруппа - в пределе «10»). Счёт от заданного до
заданного числа.

  1. Упражнение «Назови соседей числа». - выделение детьми предыдущего и
    последующего чисел.
  2. Упражнение «Какие цифры убежали?»:
    1 .34. .7   .. 10:

1.3.5.7 8 9.; .2.4.6.8   .10; 10.8 .6 . 4 .2. 1; .   9.7.5.3.2.

Восприятие формы:

1.   Упражнять детей в сравнении нескольких предметов (дорожки) по

ширине способами приложения, наложения;

определять указанные признаки словами широкий - узкий; одинаковые по

ширине; шире - уже; самый широкий - самый узкий.

Упражнения: «Что изменилось?», «Мышонок едет в гости».

Восприятие временных представлений:

1.   Закрепление знаний месяцев года.

Упражнения: «Назови месяцы года (осенние, зимние, весенние)»,

« Что было сначала, что будет потом?» (весенние месяцы)

Развитие зрительной памяти и внимания:

Упражнения: «Выложи узор» (из геометрических фигур разного цвета).

« Что изменилось», «Каждую фигуру на своё место».

Развитие зрительного восприятия:

  1. Формировать целостный образ предметов (различные виды транспорта) Упражнения: «Разрезные картинки», «Сборно - разборные игрушки».

Развитие тонкой моторики:

  1. Проведение   волнистых   линий   в   горизонтальном   и   вертикальном
    направлениях без ограничения в пространстве.
  2. Писать цифры от «1» до «10», записывать примеры и задачи, решать их.

23. ФЭМП.

Количество и счёт:

1.  Закрепить с детьми количественный и порядковый счёт в пределе «10» в прямом и обратном порядке, от заданного и до заданного числа.

2.   Упражнять детей в навыке сложения и вычитания в пределе «10».

3.   Формировать умение детей решать задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, используя конкретные предметы.

4.   Упражнение «Числовые домики»:

Уточнить состав чисел первого десятка.

Ориентировка во времени:

1.   Упражнение «До, между, после»

 - Какой месяц перед апрелем, после апреля?

 - Какое время года перед весной, после весны?

 - Какая часть суток перед днём, после вечера?

 - Какой день недели перед понедельником, после четверга?

Ориентировка в пространстве:

Закрепить понятия «далеко – близко»; «левый – правый»;  «влево – вправо»;

«впереди – сзади»; «вверх – вниз»; «верхний – нижний».

Развитие внимания:

  1. Поменяй местами слоги в слове НАВЕС.  Прочитай какое слово получилось.  ВЕС –НА

4.  Развитие тонкой моторики:

1.  Закрепить умение  пользоваться различными изобразительными средствами: мелками, красками, карандашами, фломастерами

2.  Писать цифры от «1» до «10», записывать примеры и задачи, решать их.

3.  Упражнять детей в написании графических диктантов (по клеточкам).

24. ФЭМП.

Количество и счёт:

1.  Закрепить с детьми навык последовательного, осознанного счёта в прямом и обратном порядке, от заданного до заданного числа в пределе «10».

2.   Упражнение «Посчитай птиц и расставь цифры».

Соотнесение количества, числа и цифры в пределе «10"»

  1. Упражнение «Числовые домики»:

Состав чисел первого десятка.

  1. Решение задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, используя конкретный материал (о птицах) и отвлечённо.

Ориентировка в пространстве:

1.  Упражнения: «Найди игрушку». «Составь узор».

Закрепить умения детей ориентироваться в пространстве, используя в речи понятия: далеко – близко; дальше – ближе; влево – вправо; левый – правый; вперёд – назад; впереди – сзади.

Ориентировка во времени:

1. Упражнения: «Когда это бывает», «Что сначала, что потом?»

Закрепить знание времён года, месяцев года, их последовательность.

Учить называть предыдущее и последующее временное понятие заданного.

Восприятие величины:

1.  Упражнение «Выложи в ряд», «Сравни и подбери».

Сравнение предметов по величине: самый большой, большой, поменьше, самый маленький; больше – меньше.

Развитие внимания:

Упражнение:  «Разложи слова на 3 группы (предварительно отхлопав в ладоши) с 1им, 2- мя, 3 – мя слогами»

Кукушка, аист, цапля, грач,  скворец.

Развитие тонкой моторики:

1.  Закрепить умение  пользоваться различными изобразительными средствами: мелками, красками, карандашами, фломастерами.

3.  Писать цифры от «1» до «10», записывать примеры и задачи, решать их (в тетради и на доске).

4.  Упражнять детей в написании графических диктантов (по клеточкам).

25. ФЭМП.

Количество и счёт:

1.    Упражнение «Поезд с вагонами».

Учить располагать предметы в указанном порядке и определять пространственные отношения: между, перед, за.

2.    Упражнения: «Какого числа не хватает», «Домино».

Учить раскладывать числа первого десятка на 2 меньших, а из 2х меньших составлять одно целое (по числовым карточкам). 

3.    Упражнение «Считаем парами».

Закрепить умение считать по «2».

4.     Упражнение «Составь, реши и запиши»

Учить составлять задачи всех видов по картинкам в пределе «10».

Развитие зрительного восприятия и логического мышления:

1.     Дидактическая игра «Измени цвет».

2.     Упражнение  «Найди и назови»

Формировать умение различать основные цвета и их оттенки.

3.     Упражнение «Четвёртый лишний»(по  форме, цвету, размеру).

Восприятие  формы:

1.     Упражнение «Измени форму», «Разложи правильно».

Соотнесение одинаковых и разных  по форме предметов, на основе практических действий.

Составление групп  предметов, одинаковых по форме и различных по другим признакам.

Восприятие величины:

1.    Упражнение «Что лишнее и почему?»

2.    Упражнение «Продолжи ряд».

Учить выявлять  общий признак расположений ряда фигур и продолжать ряд по заданному признаку (величина).

Развитие тонкой моторики:

1.   Учить проводить волнистые линии различной конфигурации.

3.  Писать цифры от «1» до «10», записывать примеры и задачи, решать их (в тетради и на доске).

4.  Упражнять детей в написании графических диктантов (по клеточкам).

26. ФЭМП.

Количество и счёт:

1.    Рассмотреть  с детьми иллюстрацию с изображением Солнечной системы.  Предложить  пересчитать все планеты , включая солнце (в прямом и обратном порядке в пределах «10»).

2.    Упражнение  «Назови соседей числа»:

Учить ориентироваться в числовом ряду, называть предыдущее и последующее числа.

3.    Решение всех видов задач в пределе «10».

4.    Упражнения: «Числовые домики», «Числовые ракеты».

Закрепление состава чисел в пределах «10».

Ориентировка в пространстве:

1.   Упражнение «Далеко – близко»,

 «Около, рядом»,

 «Отгадай, где летит ракета»,

«Какая звезда дальше от нас, какая ближе к нам?»

2.    Ориентировка на листе бумаги.

Упражнения: «Сложи  картинку», «Выложи узор».

Восприятие величины:

1.  Упражнять детей в сравнении предметов по ширине, длине, высоте, толщине несколькими способами: приложения, наложения.

2.   Группировка предметов по заданным признакам.

Например: справа выкладываем все большие и толстые фигуры, слева длинные и тонкие и т.д.

Развитие внимания:

1.  Упражнения: «Чем отличаются картинки?»,

 «Найди двух одинаковых космонавтов»,

 «Найди две одинаковые ракеты».

Развитие тонкой моторики:

1.   Учить выполнять петлеобразные линии в различных направлениях.

2.  Писать цифры от «1» до «10», записывать примеры и задачи, решать их (в тетради и на доске).

3.  Упражнять детей в написании графических диктантов (по клеточкам).

27. ФЭМП.

Количество и счёт:

1.  Упражнение «Считай, называй, запоминай».

Закрепление количественного счёта, соотнесение количества. Числа и цифры в пределе «10».

2.   Упражнения: «Примеров много – ответ один»,

«Торопись, да не ошибись»,

«Сколько вместе?»

Закрепить практические навыки сложения и вычитания. Учить определять, какое действие должно быть выполнено,  и обосновать выбор знака.

3.   Решение задач на смекалку:

В реке плавали  2 карася и 4 воробья.  Сколько рыб всего плавало в реке?

Ответ: 2 карася – воробьи птицы, а не рыбы.

Сколько плавников у одной щуки, у двух щук?

Сколько хвостов у трёх акул?

Развитие зрительного восприятия и мышления:

1.   Упражнения «По цвету и форме»,

«По цвету и величине»,                                                                                                «По величине и толщине»,                                                                                 «По форме и величине».

Учить детей ориентироваться по  2м  признакам.

Восприятие формы:

Упражнение «Измени форму»

Закрепить умение детей  узнавать, различать и называть геометрические фигуры:  круг, прямоугольник, квадрат, овал, треугольник.

Учить сравнивать предметы по форме на основе практических действий.

Развитие мелкой моторики:

1.   Учить выполнять петлеобразные линии в различных направлениях.

2.   Формировать умение продолжать линии с сохранением нужной системы простых соотношений.  (написание диктантов «Продолжи линию, рисунок).

4.  Писать цифры от «1» до «10», записывать примеры и задачи, решать их (в тетради и на доске).

28. ФЭМП

Количество и счёт:

1.  Закрепить осознанный, последовательный счёт в пределе «10» в прямом и обратном порядке.

Упражнения «Будь внимателен», «Считай дальше».

2.   Упражнять детей в  назывании и обозначении чисел от одного до «10».

Учить понимать выражения «до», «после», «между», «перед».

Упражнения: «Какие цифры убежали»,

«Какое число я загадала?», «Соседи числа».

3.   Уменьшение и увеличение числа на 1 – 2 единицы.

Упражнения: «Сколько нас без «1го»,

«Назови число на «1» < или  >.

  1. Решение задач на смекалку:

     Росли в лесу на полянке 2 тюльпана, 3 одуванчика и 1 подснежник. Сколько всего цветов росло на полянке?  (4 цветка.   т.к. тюльпаны в лесу не растут.)

     Летели по небу 4 лебедя, 2 утки и 1 щука. Сколько птиц летело в небе?

В небе летело 6 птиц, т.к. щуки не летают.

Ориентировка во времени:

1.  Закрепление частей суток, дней недели, времён года.

Упражнение «Когда это бывает?», «Расставь картинки правильно».

2.  Учить различать и называть месяцы года: зимние, весенние, летние, осенние.

Ориентировка в пространстве:

Уточнить и закрепить пространственные представления: вверху – внизу, слева – справа, впереди – сзади, -на, -под, -над.

Формировать умение ориентироваться на листе бумаги.

Упражнения: «Нарисуй узор», «Закончи узор».

Развитие мелкой моторики:

1.   Учить проводить волнистые линии различной конфигурации.

2.   Упражнять в выполнении петлеобразных линий в различных направлениях.

29. ФЭМП

Количество и счёт:

1.   Упражнение: «Сосчитай до «5»

Один мохнатый шмель, …, пять мохнатых шмелей.

Одна изумрудная стрекоза, …, пять изумрудных стрекоз.

Один майский жук, …, пять майских жуков.

Одна пёстрая бабочка, …, пять пёстрых бабочек.

2.   Счёт от заданного до заданного числа.

3.   Упражнение «Найди и назови соседей числа»

4.   Учить детей составлять задачи всех видов по картинкам, учить выделять числовые данные.

Развитие зрительного восприятия  и  памяти:

1.   Упражнение: «Считай и называй»:

Соединить линиями насекомых одного вида с кружками соответствующего цвета. Предложите детям посчитать насекомых и записать в кружок цифру или обозначить количество точками.

2.   Упражнение «Составь такой же узор»:

Предложите детям запомнить узор и составить его (по памяти).

3.   Упражнения: «Чего не стало?», «Какая цифра убежала?»

Предложите детям для запоминания 6 – 8 цифр. Затем уберите

1 букву или цифру и попросите детей узнать  - чего не стало.

4.   Упражнение: «Считай и запоминай».

Детям предлагается 4 картинки с изображением насекомых, рыб, домашних животных и птиц. Дети пересчитывают предметы на каждой картинке. Через несколько минут детям предлагается вспомнить – сколько было насекомых, домашних животных, птиц и рыб.

Ориентировка в пространстве:

1.   Игровые  упражнения: «Найди игрушку»,

«На какой цветок села пчела?»,

«Что изменилось?»

Развитие мелкой моторики:

1.   Учить проводить волнистые линии различной конфигурации.

2.   Упражнять в выполнении петлеобразных линий в различных направлениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тестовые задания по ФЭМП для детей 5 - 6 лет

Выполнение предложенных заданий поможет воспитателю определить уровень знаний, умений и навыков детей 5 лет в области формирования элементарных математических представлений....

Задания по ФЭМП для детей подготовительной группы "Геометрические фигуры"

Задания по ФЭМП для детей подготовительной группы "Геометрические фигуры"...

Картотека заданий по подготовке детей к школе

Картотека заданий по подготовке детей к школе...

картотека заданий для ознакомления детей старшей группы с цифрами от 1 до 10

Материал рассчитан на 10 занятий, в процессе которых дети познакомятся с цифрами, научатся их писать и считать до 10....

Альбом развивающих игровых головоломок и заданий по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста.

Альбом развивающих игровых головоломок и заданий по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста....