Перспективный план в средней группе на тему "Формирование элементарных математических представлений с использованием занимательных игр"
методическая разработка по математике (младшая, средняя группа) по теме

Парфенова Валентина Николаевна

Перспективный план для средней группы составлен поквартально. Указаны дидактические игру и упражнения, а также программные задачи по каждому разделу. Предлагаются задания для диагностики детей младшего и среднего дошкольного возраста, комплекс упражнений для развития слухового внимания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективное планирование работы

 с детьми среднего возраста

по теме:

«Формирование элементарных математических представлений с использованием занимательных игр»

 на 2013-2014 учебный год

Воспитатель  МАДОУ

 Детский сад №2 «Рябинка»

Парфенова В.Н.


Квартал месяцы

Содержание

Задачи

Темы













I квартал

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь 



Количество


Познакомить с образованием чисел 2, 3, 4 и цифрами 2, 3, 4.

Учить называть числительные от 1 до 4

Учить порядковому счету (до 4).


Д/и «Что бывает по 4?»

Д/у «Назови цифру»

Д/и «Что изменилось?»

Д/и «Который по счету?»




Величина



Продолжать учить сравнивать предметы по высоте, длине, ширине


И/у «Выше – ниже»

И/у «Найди пару»

И/у «Перепрыгнем через ручеек»

НООД на тему: «В гости к паровозику»



Геометрические фигуры


Закрепить названия геометрических фигур.

Продолжать находить и называть предметы круглой и квадратной формы

Познакомить с геометрическими телами – кубом и шаром


Д/и «Чудесный мешочек»

Игра «Кто больше принесет»

Игра «Прокати в ворота»

Д/и «Что бывает такой формы»


Ориентировка в пространстве


Учить ориентироваться в пространстве: наверху, внизу, над, под.

Различать лево, право.


Игра «Что, где?»

И/у «Где левая, где правая?»

Игра «Что где находится?»


Ориентировка во времени


Учить различать части суток: утро – вечер, день – ночь.

Расширять представление о в ременах суток.


Игра «Что за чем?»

И/у «Не ошибись»












II квартал

Декабрь

Январь

Февраль



Количество


Продолжать учить различать количественный и порядковый счет.

Упражнять в счете и отсчете предметов в пределах пяти.

Укреплять знание цифр от 1 до 5.


Д/и «Чего не стало?»

Д/у «Отсчитай столько же»

Д/и «Что бывает по пять?»



Величина


Упражнять в сравнивании до 3 -4 предметов по величине, раскладывание предметов по длине, ширине, высоте в возрастающем и убывающем порядке



И/у «Что длиннее»

И/у «Кто дальше бросит»

И/у «Собери пирамидку»



Геометрические фигуры


Познакомить с прямоугольником, учить различать квадрат и прямоугольник.

Продолжать закреплять представления о геометрических фигурах: квадрате, прямоугольнике, треугольнике


Д/и «Найди такую же»

П/и «Найди свой домик»

П/и «Найди свою пару»

Д/и «Лото» с геометрическими фигурами



Ориентировка в пространстве


Учить двигаться в заданном направлении (вперед, назад, налево, направо).

Уточнить представления о пространственных отношениях далеко – близко.



Д/и «Куда пойдешь, то и найдешь»

И/у «Далеко – близко»

НООД на тему: «Поход в театр»



Ориентировка во времени


Закреплять представление о временах суток и их последовательности


И/у «Когда это бывает?»

Загадывание загадок













III квартал

Март

Апрель

Май 




Количество



Продолжать упражнять в счете в пределах 5.

Учить правильно отвечать на вопросы: «сколько?», «который по счету?»


Д/у «Какое число пропущено?»

Д/и «Расставь по порядку»

НООД на тему: «Математическое путешествие по сказке «Гуси – лебеди»»



Величина



Упражнять в сравнении до 5 предметов в возрастающем и убывающем порядке



И/у «Постройся по росту»

И/у  «Посадим елочки в ряд»



Геометрические фигуры



Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры: круг, прямоугольник, треугольник



Д/у «На что похоже?»

Н/и «Геометрическое домино»

Д/и «Чего не стало?»



Ориентировка в пространстве


Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве.

Совершенствовать представления о пространственных отношениях, выраженных словами далеко – близко.

 


И/у «Найди спрятанную игрушку»

Игра «Прятки»

И/у «Прыгаем близко, прыгаем далеко»


Ориентировка во времени


Учить правильно употреблять слова «сегодня», «завтра», «вчера».

Совершенствовать представления о частях суток и их последовательности


И/у «Наш день»

Игра «Назови пропущенное слово»

Д/у «Утор, день, вечер, ночь – сутки прочь»



Предварительный просмотр:

МАДОУ Детский сад №2 «Рябинка»

Задания  

для диагностики

 детей младшей группы

 по ФЭМП

Подготовила

воспитатель МАДОУ

Детский сад №2 «Рябинка»

Парфенова В.Н.

1. Определение количества: много, мало, один

Подготовьте несколько предметов (игрушек), например 5 машинок,3 елочки,1 мячик. Затем  спросите у каждого ребенка, сколько каких игрушек. Предполагаемые ответы: много (5), мало (3), один.

2. Сравнение двух групп предметов путем наложения и приложения                                                                                                      

Подготовьте 4 блюдца и 6 чашек. Задайте вопросы:  сколько блюдец? Их больше или меньше, чем чашек? Как это проверить?  Предполагаемые  ответы: больше, меньше, поровну.

3.Сравнение двух предметов по длине.

  Подготовьте детали конструктора, игрушки - медвежонок и зайчонок.                                  

  Предложите ребёнку сделать из деталей дорожку любой длины. Затем  попросите сделать еще одну дорожку длиннее, чем  предыдущая. Попросите на длинную дорожку поставить медвежонка, а на  короткую – зайчонка. Задайте вопросы: по какой дорожке идет медвежонок? А по какой  зайчонок? Предполагаемые ответы: длинная, короткая, длиннее, короче.

4. Сравнение двух предметов по ширине.

  Подготовьте широкую и узкую бумажные полоски одинаковой длины синего цвета (река и ручеек), а также игрушечную лодочку и кораблик.

  Предложите ребенку поставить кораблик на широкую полоску, а лодочку – на узкую. Затем  задайте вопросы: на какой полоске стоит кораблик? Лодочка? Предполагаемые ответы: шире, уже.

5. Сравнение двух предметов по высоте.

 Подготовьте  2 игрушечных домика: высокий и  низкий, а также 2  разные по высоте елочки.

 Предложите  ребенку рядом с высоким домом поставить высокую елку, а рядом с низким – низкую. Затем задайте вопросы: какие по высоте дома? Елки? Предполагаемые ответы: высокая, низкая.

6.Геометрические фигуры:  круг, квадрат, прямоугольник.

Подготовьте разные геометрические фигуры.

  Предложите ребёнку сделать из них, например, птичку.

     Затем    задайте вопрос: из каких фигур  она сделана? Попросите назвать их.

7.Правая и  левая стороны.

Подготовьте несколько игрушек - куклу, медвежонка, кошку. Задайте вопросы: кто слева от медведя? Кто справа от куклы?

8.Ориентирование во времени: время суток.

    Подберите картинки, на которых изображены разные временные отрезки. Попросите ребенка определить, что нарисовано на каждой из них. Задавайте вопрос: почему он так решил? Как  это  определить?



Предварительный просмотр:

МАДОУ Детский сад №2 «Рябинка»

Задания  

для диагностики

 детей средней группы

 по ФЭМП

Подготовила

воспитатель МАДОУ

Детский сад №2 «Рябинка»

Парфенова В.Н.

Задание 1

Посчитай матрешек (4). Сколько их? Поставь на стол столько же грибочков, сколько матрешек. Что надо сделать. Чтобы матрешек стало больше? Сколько матрешек получилось?

Задание 2

Дидактическое упражнение «На что похоже?»

Цель: учить соотносить форму предметов с геометрическими фигурами:  

           круг, квадрат, прямоугольник, треугольник.

Задание 3

Дидактическое упражнение «Найди все предметы красного (зеленого, синего, желтого) цвета».

Задание 4

Дидактическое упражнение «Разложи ленточки от самой длинной до самой короткой; поставь дома от самого низкого до самого высокого».

Задание 5

 Дидактическое упражнение «Что где»

Ребенку предлагается назвать, что находится впереди от него (сзади, вверху, внизу, слева, справа).

Задание 6

Дидактическая игра на наглядном материале «Когда это бывает?»

Ребенку предлагается разложить картинки с изображением частей суток и деятельности людей, соответствующей этим отрезкам времени.



Предварительный просмотр:

МАДОУ Детский сад №2 «Рябинка»

Упражнения

по развитию

слухового внимания,

элементарных математических

представлений

Подготовила

воспитатель МАДОУ

Детский сад №2 «Рябинка»

Парфенова В.Н.

Средняя группа

«ЯБЛОКИ»
Три яблока.
Одно сорвать

Ручонка так и тянется,

Но прежде надо сосчитать-
А сколько же останется?

* * *

«ЕЖИК И ЯБЛОКИ»
Три яблока из сада
Ежик притащил,
Самое румяное
Белке подарил
.

С радостью подарок получила белка,
Сосчитайте яблоки

у ежика в тарелке!

* * *

На полянке у дубка

Крот увидел два грибка,

А подальше, у осин,

Он нашел еще один.

Кто ответить нам готов,
Сколько крот нашел грибов?

* * *

Только я в кусты зашла-
Подосиновик нашла,
Две лисички, боровик

И зеленый моховик.
Сколько я нашла грибов?
у кого ответ готов?



Старшая группа

«ПОМОГИ АНДРЮШКЕ»
Расставил Андрюшка

В два ряда игрушки,
Рядом с матрешкой-
Плюшевый мишка.

Вместе с лисой-

Зайка косой.

Следом за ними-

Еж и лягушка.

Сколько игрушек
Расставил Андрюшка?

* * *

«СЛУШАЙ И СЧИТАЙ»
Алеша на руку надел рукавицу,

И пальцы - умельцы попали в теплицу.
Спокойно б сидели они взаперти,

Да брата большого не могут найти.
Живет он отдельно в своем терему,

И братья не знают дороги к нему.
(Сколько братьев у большого братца?)

* * *

Дарит бабушка - лисица
Трем внучатам рукавицы.

- Это вам на зиму, внуки,
Рукавичек по две штуки.
Сколько всех, пересчитайте.

* * *

Пять чашек стояло на полке.
Чаю налили Николке.

Теперь же сколько чашек там?
Подумай - и ответь сам.

* * *

«БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ»
У этого цветка

Четыре лепестка.

А сколько лепестков
У двух таких цветков?

* * *

На ромашке две букашки,
А на лютике - жучок,

В колокольчике - кузнечик,
На гвоздике - паучок.

А на маке - никого.
Сколько было их всего?

По быстрее расскажи,

Как задачу нам решить.


Подготовительная группа

«ВЕСЕЛЫЕ ЗАДАЧИ»
Принесла слону обезьяна
Два банана.

Вот обрадовала подарком
Великана.

Был один банан у него -
Посмотрите,

Теперь сколько всего -
Подскажите!

* * *

На качели, на качели

В зоопарке звери сели.
Два пятнистых леопарда
Солнцу улыбаются

И со старым добрым львом
Весело качаются.

(Сколько всего зверей?)

* * *

Семь мартышек, семь соседок,
Со своих сбежали веток.

Все повисли на одной

На хвостах вниз головой.
Раскричались, раскачались,
Меж собою передрались.
Больше всех досталось в драке
Самой главной забияке.

С ветки сбросили ее

Сколько будет без нее?

* * *
Слон, слониха, два сло
ненка

Шли толпой на водопой.

А навстречу два тигренка

С водопоя шли домой.
Сосчитайте
, поскорей,
Сколько встретилось зверей?

* * *

«СЛУЧАЙ В ПЕТЕРБУРГЕ»
Отряд улан взошел на мост
,
То было в воскресенье.

Но, раскачавшись, рухнул мост,
Упал от сотрясенья!

Никто из них не утонул:

Один поплыл, другой нырнул,
Шестерка крепких остальных
Повисла на цепях стальных .

. . . Дополни нам картину ту:

Так сколько шло их по мосту?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое развлечение для подготовительной группы по формированию элементарных математических представлений с использованием компьютерно-инновационных технологий "Страна сказок"

Цель: продолжать учить считать примеры на сложение и вычитание, закрепление состава числа 10 из двух меньших чисел, развитие логического мышления, моторики рук, воспитание навыков работы в коллективе....

Занятие в средней группе "Капельки" (Формирование элементарных математических представлений) с использованием элементов системного оператора.

В этом занятии вводится вариант дидактической игры " Волшебный лифт" на основе системного оператора( девятиэкранки)С средней группе проблематично введение девятиэкранки полностью из-за несформированно...

Перспективное планирование работы с детьми среднего возраста по теме: «Формирование элементарных математических представлений с использованием занимательных игр»

Перспективное планирование работы с детьми среднего возраста по теме: «Формирование элементарных математических представлений с использованием занимательных игр»...

Конспект занятия для средней группы по формированию элементарных математических представлений «Занимательная математика»

Конспект занятия по ФЭМП для детей средней группыОбучающие задачи:- закрепить знания детей о геометрических фигурах,- закреплять представления о последовательности частей суток: утро, день, вечер, ноч...

Перспективный план по сенсорному развитию и формированию элементарных математических представлений во II младшей группе в условиях малого социума (дома ребенка)

В данной статье представлен годовой перспективный план по сенсорному развитию и формированию элементарных математических представлений во II младшей группе (3-4 года) в рамках дома ребенка. Лексически...