актуальные вопросы преемственности детского сада и начальной школы
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

Бексе Чечек Ендановна

Тема: «Актуальные вопросы преемственности дошкольного

и начального образования»

 

Цель: обеспечение преемственности и непрерывности в организации образовательной, воспитательной, учебно-методической работы между дошкольным и начальным звеном образования.

 

Задачи:

  • Согласовать цели и задачи дошкольного и школьного начального образования.
  • Создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие сохранность и укрепление здоровья, непрерывность психофизического развития дошкольника и младшего школьника.
  • Обеспечить условия для реализации плавного, бесстрессового перехода детей от игровой к учебной деятельности.
  • Преемственность учебных планов и программ дошкольного и школьного начального образования.

         Начиная говорить об актуальности дошкольной и школьной преемственности со слов Д. Б. Эльконина, логично на мой взгляд «Дошкольный и младший школьный возраст - это одна эпоха человеческого развития, именуемая "детством". Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя – педагог». Действительно правильные слова, вникающие в суть сегодняшней научно-практической конференции.

        Важнейшая задача образования и его основной результат – это преемственность, создающая общий благоприятный фон для физического, эмоционального и интеллектуального развития ребёнка в ДОУ и начальной школе.

        Преемственность, которая способствует сохранению и укреплению здоровья ребёнка, ведёт к успешной адаптации детей. Важно, чтобы детский сад остался в памяти как островок детства, а школа приобрела яркие и желанные черты. Об этом можно много рассуждать.

       Завершение дошкольного периода и поступление в школу – это сложный и ответственный этап в жизни ребенка. Создание условий для успешной адаптации младших школьников – наша общая задача. Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь ребенка- первоклассника.

       «Став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений» (В. А. Сухомлинский).

       Проблема непрерывности и преемственности всегда была одной из самых насущных и важных в образовании, в том числе и нашего сада.

      Наш детский сад тесно работает по преемственности с МБОУ Гимназией № 5 г. Кызыла на протяжении нескольких лет. В первый класс в этом году в гимназию поступили в целом 137 детей из них 42- выпускники нашего сада. По результатам диагностики на уровень развития познавательных процессов и готовности к школьному обучению на 2017-2018 учебный год выявило (дети нашего сада):

 

 

 

(Приложение 1)

Высокий уровень- 59%

Средний уровень- 41%

Низкий уровень-0%

       На логопедический пункт МБОУ гимназии № 5 определили на 2016-2017 учебный год из нашего сада 4 детей:

ФНР-1

ОНР III уровня-3

      Диагностику проводили по методике О. Б. Иншаковой, обследовали по следующим критериям:

Звукопроизношение

Фонетическое восприятие

Фонематического анализа и синтеза

Грамматического строя речи

Словарного запаса

Самостоятельной речи

 

       На вопрос «Каким бы Вы хотели видеть выпускника детского сада на пороге школы»? Учителя часто отвечают так: «хорошо читающего», «знающего состав числа», «умеющего решать логические задачи», «умеющего составлять рассказ, пересказывать», «умеющего списать печатными буквами текст без ошибок». Тем самым, уже на входе в школьную жизнь предъявляют к детям завышенные требования и, не смотря на все запреты, пропускают их через входные испытания.

       Родители, боясь не соответствовать входным школьным испытаниям, стараются научить своих детей бегло читать, писать, решать сложные задачи. Они считают, что это и будет залогом их успешной учебы. В 2009 году утверждены федеральные государственные требования (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования, а 1 сентября 2013 года вступил в силу ФГОС дошкольного образования. Обязательная часть программы содержит раздел «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования», который предусматривает «социальный портрет выпускника», ориентированный на результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы.

       Модель выпускника определяет следующие качества личности ребёнка:

 

1. Физически развитый.

 

2. Эмоционально отзывчивый.

 

3. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

 

4. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения.

 

5. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту).

 

6. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме, государстве) стране, мире и природе.

 

7. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности.

 

8. Овладевший необходимыми умениями и навыками.

 

      Отличительной чертой ФГОС начального общего образования, является деятельный характер обучения, ставящий главной целью развитие личности учащегося и устанавливает требования к результатам обучающихся: к личностным качествам, способность к саморазвитию, формирование мотивации к обучению и познанию, социальной компетентности.  В нем так же отражает преемственность начального общего и дошкольного образования.

       Современная ситуация требует выработки общих подходов к оценке готовности ребёнка к школе с позиции дошкольного детства и обеспечения нормального перехода к школьному обучению.

        В содержание готовности входит:

Достижение уровня развития овладение предпосылками учения

 

- физического - управляемость поведением

 

- познавательного - планировать и контролировать свои действия

 

(с учётом школьной - психологической готовности) сверстниками и взрослыми

 

- слушать учителя

 

- выполнять его требования.

 

     В нашем саду проводим цикл мероприятий по обеспечению преемственности:

 

- родительское собрание «Скоро в школу»

 

- анкетирование

 

- диагностика знаний и умений в игровой форме

 

- день открытых дверей.

 

       Весной по преемственности, провели конференцию «Старший дошкольник – будущий первоклассник». Участники конференции: родители старших дошкольников, воспитатели, специалисты ДОУ, учителя начальных классов.

 

Задачи:

 

1) Вовлечь родителей, воспитателей, учителей в единый процесс – обеспечение безболезненной адаптации.

 

2) Формирование правильной, устойчивой мотивации детей к обучению.

 

3) Ребёнок – субъект образовательного процесса.

 

4) Повысить уровень педагогической компетентности родителей.

 

5) Идеальный ученик и счастье – это составляющие одного управления

 

На собраниях рассматривались вопросы по преемственности:

 

- физическая, психологическая, интеллектуальная готовность детей к школе.

 

- анализ степени готовности самих родителей к обучению детей в школе

 

- результаты анкетирования

 

- результаты интервьюирования

 

      Такие встречи превращаются в дискуссию, деловое общение приобретает форму открытого диалога, возникает атмосфера доверительных отношений, активного участия воспитателей, родителей, учителей МБОУ Гимназии № 5.

      Кроме таких встреч, организовываются для детей старшего дошкольного возраста – экскурсии в школы, так в начале 2016 – 2017 учебного года, дети нашего детского сада посетили МБОУ Гимназии № 5, где их провели по разным кабинетам. После таких экскурсий дети с восторгам рассказывают родителям, как замечательно в школе.

     Уже на протяжении нескольких лет дети нашего сада посещают субботние мини-школы на базе МБОУ гимназии № 5, что так же положительно сказывается на школьной адаптации. Учителя на протяжении нескольких часов с детьми занимаются в игровой форме, считают, рисуют, пишут, проводят различные игры.

      Такая работа по преемственности определяет следующие результаты:

 

1) повышается компетентность родителей

2) открытый диалог в рамках сотрудничества (родители – воспитатели – учителя)

3) безболезненная адаптация

4) обеспечение равных стартовых возможностей

5) защищённость мира детства.

 

      В угоду школе и родителям многие дошкольные образовательные учреждения стали дублировать цели, задачи, формы и методы работы начальной школы. Это привело к вытеснению в детском саду специфической формы активной деятельности ребенка – игры. В старшем дошкольном возрасте все больше она уступает место «обучению на занятиях».

      Эти проблемы ложатся тяжким грузом на плечи ребенка. Повышенные нагрузки, переутомление, ухудшение здоровья детей, снижение учебной мотивации, потеря интереса к учёбе, отсутствие творческого начала провоцируют неврозы детей и другие нежелательные явления при переходе к школьному образованию. Хорошо, что данные проблемы мало касаются наших детей благодаря правильно выстроенной работе по преемственности детского сада и школы.

       Перспективы преемственности нашего дошкольного учреждения и Гимназии № 5.

 

Основными направлениями развития преемственности остаются:

 

- работа по профилактике семейного неблагополучия.

 

- обеспечение охраны и укрепление здоровья детей.

 

- контроль над процессом адаптации ребенка к школьному обучению.

 

       Методическая работа осуществляется через проведение семинаров-практикумов, бесед, методических встреч для педагогов школы и детского сада по темам: “Психологическая готовность ребенка к школе”, “Задачи детского сада и семьи в подготовке ребенка к школе”, “Адаптация учащихся первых классов к обучению в школе”.

          Хотелось бы включить в совместную работу, взаимопосещения уроков в первых классах школы и открытых занятий в подготовительных группах. Где на занятиях в детском саду присутствуют учителя, набирающие детей в 1-ый класс в следующем учебном году.

       В заключение хочется сказать: только заинтересованность обеих сторон и родительской общественности позволит по-настоящему решить проблемы преемственности дошкольного и начального образования, сделать переход из ДОУ в начальную школу безболезненным и успешным.

       Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задачи преемственности.

 

«Наш труд проходит в мире детства –

 

вот о чём нельзя забывать ни на минуту.

 

Мир детства – это в первую очередь

 

познания сердцем того, что ребёнок

 

видит вокруг себя, что он сам делает».

 

В. А. Сухомлинский

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya_bekse_-_kopiya.ppt1.47 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБДОУ № 36 г. Кызыла Актуальные вопросы преемственности дошкольного и начального образования Презентацию выполнила учитель-логопед первой категории МБДОУ № 36 г Кызыла: Бексе Чечек Ендановна.

Слайд 2

Цель : обеспечение преемственности и непрерывности в организации образовательной, воспитательной, учебно-методической работы между дошкольным и начальным звеном образования.

Слайд 3

Задачи : - Согласовать цели и задачи дошкольного и школьного начального образования. - Создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие сохранность и укрепление здоровья, непрерывность психофизического развития дошкольника и младшего школьника. - Обеспечить условия для реализации плавного, бесстрессового перехода детей от игровой к учебной деятельности. - Преемственность учебных планов и программ дошкольного и школьного начального образования.

Слайд 4

Модель выпускника определяет следующие качества личности ребёнка: 1. Физически развитый. 2. Эмоционально отзывчивый. 3. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. 4. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. 5. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту). 6. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме, государстве) стране, мире и природе. 7. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности. 8. Овладевший необходимыми умениями и навыками.

Слайд 5

Сводная таблица по результатам диагностики на уровень развития познавательных процессов и готовности к школьному обучению на 2017-2018 учебный год (дети МБДОУ № 36 «Найырал» г. Кызыла):

Слайд 6

В содержание готовности входит: Достижение уровня развития овладение предпосылками учения - физического - управляемость поведением - познавательного - планировать и контролировать свои действия (с учётом школьной - психологической готовности) сверстниками и взрослыми - слушать учителя - выполнять его требования.

Слайд 7

Конференция «Старший дошкольник – будущий первоклассник». Участники конференции: родители старших дошкольников, воспитатели, специалисты ДОУ, учителя начальных классов. Задачи: 1) Вовлечь родителей, воспитателей, учителей в единый процесс – обеспечение безболезненной адаптации. 2) Формирование правильной, устойчивой мотивации детей к обучению. 3) Ребёнок – субъект образовательного процесса. 4) Повысить уровень педагогической компетентности родителей. 5) Идеальный ученик и счастье – это составляющие одного управления

Слайд 8

Ожидаемые результаты по преемственности : 1) повышается компетентность родителей 2) открытый диалог в рамках сотрудничества (родители – воспитатели – учителя) 3) безболезненная адаптация 4) обеспечение равных стартовых возможностей 5) защищённость мира детства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность детского сада и начальной школы

Преемственность детского сада и начальной школы...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе с использованием ИКТ Тема: «Животные жарких стран в цирке» (в рамках реализации плана по преемственности детского сада и начальной школы)

Активизировать словарь по теме: “Животные жарких стран”. Продолжать учить различать гласные, согласные твердые мягкие звуки.Совершенствовать умение находить слова с заданным звуком, делить слова ...

план работы по преемственности детского сада и начальной школы на 2015-2016 уч. год

МДОУ как современное дошкольное образовательное учреждение не может успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства....

Преемственность детского сада и начальной школы в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Переход ребенка-дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этог...

Консультация-практикум для педагогов "Обогащение самостоятельной игры дктей. Составление технологической карты СОД. Решение задач преемственности детского сада и начальной школы".

laquo;Решение задач преемственности детского сада и начальной школы. Обогащение самостоятельной игры детей.  Составление технологической карты СОД» .        ...

Доклад "Преемственость детского сада и начальной школы"

Преемственность детского сада и школы, как уровни единой системы имеют большое значение для развития ребенка, сохранения и укрепления его психического здоровья.....

КОНСУЛЬТАЦИЯ: - «Основы преемственности детского сада и начальной школы с реализацией ФГОС дошкольного воспитания и ФГОС начального образования»

laquo;Основы преемственности детского сада и начальной школы с реализацией ФГОС дошкольного воспитания и ФГОС начального образования»...