Консультация-практикум для педагогов "Обогащение самостоятельной игры дктей. Составление технологической карты СОД. Решение задач преемственности детского сада и начальной школы".
статья (старшая группа) по теме

Федоренко Марианна Викторовна

«Решение задач преемственности детского сада и начальной школы. Обогащение самостоятельной игры детей.  Составление технологической карты СОД»

 

.

                   «Дошкольный и младший школьный возраст–это одна эпоха человеческого развития,именуемая «детством»

                                                                                                                                                                                 Д.Б.Эльконин

 

Образование в течение первых десяти лет жизни является успешным и эффективным в том случае, если дошкольный и начальный уровни образования строятся преемственно, следуют единым общефилософским и дидактическим принципам. Различия между детьми при переходе из детского сада в начальную школу не должны приводить к попыткам педагогов привести всех детей к единому уровню развития путем переноса школьных форм обучения в детский сад. ФГОС ДО формулирует требования к результату не в форме четких показателей возрастного развития, а в виде целевых ориентиров, что препятствует стремлению привести всех детей к единому нормативному уровню развития.

Современное дошкольное образование нацелено на формирование ключевых компетентностей, под которыми понимаются основные умения и личностные характеристики, позволяющие ребенку взаимодействовать с другими детьми и со взрослыми, а так же с реалиями окружающего его мира. Инициативность, активность, умение и желание учиться, ответственность, креативность, умение работать в команде - все эти качества, как убедительно показывают исследования,  закладываются в период дошкольного детства.

Многообразие исходных предпосылок и способностей детей должно учитываться и приниматься как педагогами ДОО, так и учителями начальных классов, так как детство – период, который является определяющим для всей последующей жизни человека, но дошкольники не готовы учиться ни в «урочной», ни даже в игровой форме. А что же делать, чтобы ребенок был готов обучаться в школе?

В первую очередь необходимо создать мотивирующую образовательную среду, включающую комфортную эмоциональную атмосферу, возможность отрытого общения всех участников образовательных отношений, развивающую предметно-пространственную среду. Для решения этой задачи в МАДОУ МО г. Краснодар «Центр –детский сад № 201» образовательная деятельность осуществляется на основе соконструктивного подхода, что соответствует основным принципам дошкольного образования, прописанным во ФГОС ДО. Такой подход позволяет реализовать равновесие между игровой, поисковой и исследовательской активностью самого ребенка и активностью взрослого, поддерживающего и обогащающего учебный опыт ребенка.

Организация соконтруктивных образовательных процессов предполагает определенную позицию педагога: он не стремится единолично направлять процесс образования, но принимает всерьез и включает в этот процесс идеи и интересы детей. Педагог адаптирует свой уровень вмешательства в текущую деятельность детей. Он создаёт условия для взаимодействия детей между собой и инициирует образовательную деятельность, обогащает самостоятельную игру детей.

 

Памятка для обогащения самостоятельной игры детей.

 

1. Создание нестандартных ситуаций:

- А у вас делают маникюр (Парикмахерская)

- Как отправить телеграмму? (Почта)

2. Развивающее взаимодействие:

Обучение:

- Посмотри, как это сделать удобнее.

- Можно еще сделать вот так.

- Это называется…

Принятие на себя роли участника игры.

3. Обогащение РППС:

- Периодическая смена игр, игрушек и материалов.

- Появление нового материала.

- Исключение какого-либо материала.

 

 

 

Памятка для составления технологической карты СОД,

 с опорой на деятельностный подход.

 

1.Этап мотивации – «Для чего мне это?»

Создание проблемной ситуации и побуждение детей к деятельности:

- «Что же нам делать?»

- «Как правильно поступить в этой ситуации?»,

2. Этап планирования – «Как я это буду делать?»

- «Подумайте, где вам будет удобно работать?»,

- «Что вам для этого понадобиться?»,

- «Как именно это лучше сделать?»,

- «Что вы сначала будете делать?».

3. Этап реализации замысла – «Я сделаю сам!»

Создание ситуаций для получения собственного значимого опыта:

- схема рисования, конструирования, составления загадок, выполнения упражнений;

- памятка экспериментирования, игры;

4.Этап рефлексии – «Что и почему у меня получилось?»

- «Для чего вы это делали?»

- «Какие трудности?»,

- «Что самое интересное?».

- «Где еще пригодится?»

- «Кому и что расскажете?».

 

 

Таким образом, одна из важнейших задач педагога - создание условий для проявления познавательной активности и инициативности ребенка. Альберт Эйнштейн говорил, «Каждый ребенок приносит с собой в мир божественное любопытство, которое часто погибает, не успев раскрыться…». Ребенок – прирожденный исследователь, в избытке одаренный любознательностью. То, что нам, взрослым кажется привычным и обыденным, ново и незнакомо ребенку, может заинтересовать и вызвать у него удивление. Исследовательская активность является естественной формой детского освоения мира, процессов детского учения. Задача взрослых разделить с ребенком его удивление и интерес, восхититься и удивиться вместе с ним и лишь затем дать необходимые знания, окрашенные этим удивлением. Когда любознательности детей дают свободу, им приходит в голову множество идей о том, как совершать открытия и показать свои результаты. Если дети самостоятельно находят или решают поставленные перед ними задачи, то они воспринимают учение как приключение, как увлекательное путешествие, полное открытий. Нахождение собственных решений является предпосылкой для того, чтобы дети привыкли самостоятельно задавать вопросы и размышлять, принимать на себя ответственность за свои учебные процессы, проявлять терпение, выдержку и мотивацию при решении задач и воспринимать себя в качестве успешных, иногда даже творческих исследователей. Знания, которые они при этом усваивают, более прочные и глубокие.

Введение ФГОС ДО требует гибкого планирования, поскольку жесткое определение целей и содержания образования только педагогом, затрудняет возможность или вовсе не позволяет растущему человеку получить опыт самоопределения и саморегуляции в различных видах деятельности, созидательного отношения к миру и себе самому, не способствует его желанию учиться постоянно и самостоятельно. Педагогам необходимо формировать содержание образования по ходу образовательной деятельности, создавая условия для свободного, осознанного и ответственного выбора детьми содержания своего образования. В ДОО № 201 разработан алгоритм планирования и формы планов, которые предполагает опору на детские потребности и образовательные запросы. Планы образовательной деятельности открыты для спонтанных детских идей и  дают возможность ребенку получить собственный значимый опыт, поддержать детских потребностей и образовательных запросов. Наши воспитанники участвуют в определении содержания работы: больше половины всех занятий по содержанию инициируется самими детьми; дети делают то, что им нравится – взрослые поддерживают детскую инициативу.

                Организация соконструктивных образовательных процессов предполагает определенную позицию педагога: он не стремится единолично  направлять процесс образования, но принимает всерьез и включает в этот процесс идеи и интересы детей. Педагоги относятся к детям уважительно, внимательно, с любовью и позитивно реагируют на их поведение, учитывают потребности и интересы детей и выстраивают свои предложения в соответствии с ними

Основная задача взрослых обеспечить такие условия, при которых дети смогут проявлять собственную активность и инициативность.

Идеальной технологией для содействия и сотрудничества детей и взрослых получения детьми собственного значимого опыта является проектная деятельность. Проектная работа для детей интересна и богата переживаниями в том случае, если они сами могут влиять на ход проекта. Поэтому они планируются не педагогом для детей, а совместно всеми участниками образовательных отношений. Учение в проектах – это исследовательское и открывающее учение. При использовании технологии проектирования, мы ориентируемся на следующие признаки и принципы проектного подхода:

1. Проекты связаны с повседневной жизнью.

2. В проекте важен процесс, а не продукт или результат.

3. Индивидуализация образовательной деятельности.

4. Взаимодействие с сетевым сообществом.

5. Проекты планируются и реализуются совместно детьми и взрослыми.

Особый акцент мы делаем на то, что проекты планируются и реализуются совместно детьми и взрослыми.

В МАДОУ МО г. Краснодар был реализован проект «Путешествие в мир книг».

Наша история началась с того, что однажды педагог искал в группе книгу                 В. Драгунского «Денискины рассказы». Из которой мы накануне читали рассказ «Тайное становится явным». Детям он очень понравился, и они хотели еще прочесть рассказы из этой книги. Дети приняли активное участие в поисках книги, но ее нигде не было. Что же делать? А Лёва  предложил сходить в библиотеку и взять там такую же книгу. Эта идея всем понравилась! Так была определена тема проекта «Путешествие в мир книг».

          Для совместного составления плана работы над проектом, необходимо выявить инициативы и образовательные запросы детей. Понимание того, что дети знают, а что хотят узнать о ком-либо или чем-либо дает «модель четырех вопросов», модификация «модели трех вопросов» Л.В. Свирской. Оценив познавательные инициативы и образовательные запросы детей, педагог, опираясь на опыт детей, осуществляет образовательный процесс в зоне ближайшего развития.

В результате совместного обсуждения, план совместной работы над проектом был составлен. Он записан на листе бумаги формата А-3 печатными буквами, так чтобы дети могли его читать (некоторые ребята уже умеют читать). В плане фиксируется автор идеи или инициативы, делаются отметки о выполнении пунктов плана. Работа с планом происходит два раза в день: утром – при планировании совместной образовательной деятельности, и вечером – при подведении итогов, анализе результатов.

Одним из запланированных мероприятий стало посещение библиотеки         им. Н. Островского. В выходной день, дети с родителями отправились в библиотеку. Ребята с удовольствием рассматривали стеллажи, удивлялись большому количеству книг. Дети узнали, что такое «Читальный зал», «Абонентский отдел», «Картотека книг», что в библиотеке не продают книги, а выдают на время почитать. В результате экскурсии почти все дети захотели записаться в библиотеку, чтобы вместе с родителями брать и читать книги.

К сожалению, не все смогли посетить экскурсию. Ребята, посетившие библиотеку, поделились впечатлениями об увиденном. После эмоциональных рассказов экскурсантов, у ребят возникло множество новых вопросов: Разговоры на тему книг звучали с утра до вечера. Родители тоже активно включились в наши обсуждения. Они проявили инициативу и предложили принести в группу книги, чтобы создать собственную библиотеку. Была проведена акция «Подари книгу детям». Дети изготовили атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Библиотека». Игра в «Библиотеку» стала очень популярна у детей.

В процессе поиска ответа на вопрос «Откуда пришла книга?» у детей появилась идея создание книжек-малышек собственными руками. Совместно с родителями дети придумывали и рисовали иллюстрации к любимым произведениям, некоторые сами придумали историю. В процессе работы получилось много разнообразных книжек. Мы решили дополнить нашу групповую библиотеку этими книгами. А несколько книг подарить малышам.

Так работа над проектом значительно обогатила РППС, позволила решить задачи по направлениям развития и образования детей, определенным во ФГОС ДО, помогла возобновить семейные чтения и объединить всех участников образовательных отношений для совместной деятельности. Самое важное в проектной деятельности - это процесс, а не результат или продукт, так как именно в процессе деятельности у дошкольников формируются ключевые компетенции, предпосылки универсальных учебных действий, происходит их личностное становление с позиций непрерывности образования. В ходе работы над проектом формируется способность к саморазвитию, самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а это и значит умение учиться!

Подводя итог, хочется еще раз отметить, что решать задачи преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования необходимо исключительно в формах специфических для  дошкольника, тогда готовность к школе созреет вместе с ребенком, еще Жан-Жак Руссо обращал внимание на то, как важнее видеть в ребенке ребенка и уважать его право на детство. «Природа хочет, чтобы дети были детьми, прежде, чем быть взрослыми. Если мы хотим нарушить этот порядок, мы произведем скороспелые плоды, которые не будут иметь ни зрелости, ни вкуса… у нас получатся юные ученые и старые дети…».

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность детского сада и начальной школы

Преемственность детского сада и начальной школы...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе с использованием ИКТ Тема: «Животные жарких стран в цирке» (в рамках реализации плана по преемственности детского сада и начальной школы)

Активизировать словарь по теме: “Животные жарких стран”. Продолжать учить различать гласные, согласные твердые мягкие звуки.Совершенствовать умение находить слова с заданным звуком, делить слова ...

план работы по преемственности детского сада и начальной школы на 2015-2016 уч. год

МДОУ как современное дошкольное образовательное учреждение не может успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства....

Преемственность детского сада и начальной школы в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Переход ребенка-дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этог...

актуальные вопросы преемственности детского сада и начальной школы

Тема: «Актуальные вопросы преемственности дошкольногои начального образования» Цель: обеспечение преемственности и непрерывности в организации образовательной, воспитательной, уч...

Доклад "Преемственость детского сада и начальной школы"

Преемственность детского сада и школы, как уровни единой системы имеют большое значение для развития ребенка, сохранения и укрепления его психического здоровья.....

КОНСУЛЬТАЦИЯ: - «Основы преемственности детского сада и начальной школы с реализацией ФГОС дошкольного воспитания и ФГОС начального образования»

laquo;Основы преемственности детского сада и начальной школы с реализацией ФГОС дошкольного воспитания и ФГОС начального образования»...


 

Комментарии

Касымова Луиза Макембаевна

Полезная информация по составлению плана образовательной деятельности на каждый день! Не нужно ничего выискивать, выскребать. Сразу все расписано и цель, и мотивы.... все имеется. Приму на заметку.