Мастер-класс для педагогов "Развивающие игры с песком для детей раннего возраста"
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему

Боровская Зоя Николаевна

Мастер-класс для педагогов, работающих с детьми раннего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivayushchie_igry.docx26.46 КБ
Файл razviayushchie_igry_s_peskom_buklet.docx257.02 КБ

Предварительный просмотр:

 Развивающие игры с песком для детей раннего возраста 

Боровская Зоя Николаевна

педагог-психолог

МБДОУ №25, ЦДиК г.Канска

  

Актуальность: К Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!» Для малыша песок – это прежде всего материал, который также интересен как и всё вокруг.  Окружающее пространство тянет ребёнка к себе как магнит. Взаимодействуя с предметами, малыш пытается ими овладеть, и пока он не изобретёт некий способ использования предмета, он не успокоится. Для самых маленьких важно почувствовать форму предмета руками, извлечь звуки и т.д. интерес к песку удерживается тем, что он не поддаётся «овладению». Малыш его берёт, а он утекает. Малыш лепит форму, а он легко разрушается. Детей привлекают тайны, которые хранит песок. Они могут его перебирать до бесконечности, выискивая там более крупные зёрна и камушки.

Педагогические аспекты использования песка трудно переоценить.  Песок- это отличная среда для старта работы воображения и развития игровых навыков. Песок – это терапевтический материал, потому что он обладает медиативными свойствами и даёт возможность отреагировать болезненный опыт. Песок – это поле для взаимодействия. Дети в принципе приучены играть в одной песочнице, поэтому они с удовольствием делят это пространство во время занятия с родителями, педагогами, сверстниками.  Песок – это отличная обучающая среда, которая позволяет легко учить ребёнка, с его помощью можно раскрыть  любую лексическую тему, предоставить возможность  потрогать явления окружающего мира.

 Специфика организации занятий с детьми раннего возраста имеет свои особенности: занятия проходят вместе с родителями – это важное условие, т.к родитель для ребёнка раннего возраста является опосредующим звеном в познании окружающей действительности и коммуникации, гарантом безопасности;  при организации игр необходимо учитывать то, что дети в этом возрасте  исследуют предметы, пропускают через все возможные сенсорные системы. С этой точки зрения сыпучие материалы уже находятся в списке потенциально опасных, т. к могут попасть  в рот, глаза, уши и др.  Поэтому с малышами до 1,5 лет важно постепенно увеличивать объём сыпучих материалов, начинать с рассыпчатых масс на основе продуктов, затем давать сыпучие пищевые материалы и только потом – песок.

Сегодня я хочу познакомить вас  с интересными играми с песком, которые способствуют обогащению сенсорного опыта,  развитию мелкой моторики, памяти, внимания.

Участникам  предлагается поделиться на пары, в которой один выступит в роли «родителя», второй – «ребёнка»

Упражнение «Круг приветствия»

 Содержание работы: настрой на работу,  снижение эмоционального напряжения,  знакомство участников

Описание упражнения:  «положите ладошки на песочек и каждый по очереди назовите ему своё имя. А теперь каждый по очереди поздоровайтесь с ним: «Здравствуй песочек, здравствуйте песчинки» (во время произнесения этих слов произвольно перемещаем песок в песочнице)

Ладошками гладим песочек (сначала правой рукой, затем левой) Затем берём песочек в кулачок и крепко-крепко сжимаем и выпускаем его тонкой струйкой обратно в песочницу.

Между своих ладошек аккуратно перетираем песок и опускаем его обратно в песочницу.

 Комментарий: важно при выполнении этих движений предоставить детям больше времени.

Каждый  участник по очереди  над песочницей держит открытые ладошки. По очереди участники из своего кулачка насыпают маленькой струёй на ладошку со словами «Здравствуй….(называют имя)»

Участники по очереди кладут свои ладошки на песок и закрывают глаза, и кто-то один сыпет песочек из своего кулачка.

Закопайте друг другу ладошки (Комментарий: сначала мама закапывает ладошки, а затем ребёнок мамины)

Погрузите пальцы в песок, сжимайте и разжимайте пальцы под толщей песка.

Сделаем высокую гору из песка, при помощи пальцев заберёмся на эту гору, а потом спустимся

А теперь гора превратилась в гору «Дружбы». Необходимо под горой, по дну песочницы перемещать ладошки навстречу друг другу.

Игра «Путешествие по Песочной стране»

Содержание работы: развитие координации движений, познавательных психических процессов, мелкой моторики, обогащение словарного запаса, развитие навыков общения

Описание игры: участникам предлагается  отправиться в путешествие по Песочной стране, познакомится с ёё удивительными местами. В путешествие будем совершать на разных видах транспорта: поедем на машине, потом на поезде и в конце путешествия пойдём в «пальчиковый поход».  Затем на песке, рисуем прямую дорогу, по которой участники должны прокатить игрушечные машинки.   Комментарий: данный приём очень хорошо подготавливает руку к письму. Дороги могут быть прямыми, извилистыми, круговыми.   

Первая остановка   - игры «Потеряшки»

Содержание работы: развитие тактильно-кинестетической чувствительности,  координации движений, познавательных психических процессов, мелкой моторики, обогащение словарного запаса,  развитие навыков общения

Описание игр: участникам  предлагаются варианты игр с поиском различных предметов в песке.

«Горячо-холодно»:  «родитель» закапывает в песочнице клад (бусинки, ракушки, камушки) . Ребёнок выбирает фигурку человечка или животного и водит его по песочнице в произвольном направлении. Если игрушка далеко от «клада» «родитель» говорит «холодно», когда игрушка приближается к  «кладу» - «теплее», когда игрушка дойдёт до цели – «горячо»

 «Найди пару»:  в песке закопаны пары одинаковых предметов

«Игрушки потеряшки»: участники на ощупь ищут  круглые игрушки в песке.

Игра «Путешествие по Песочной стране на поезде»

Содержание работы: развитие координации движений, познавательных психических процессов, мелкой моторики, обогащение словарного запаса, развитие навыков общения

Описание игры: участникам предлагается  продолжить путешествие и отправиться  дальше на поезде. Для этого  необходимо сделать   железную дорогу (рисуем две параллельные линии, а дети дорисовывают шпалы).

 Вторая остановка  - игра « Прогулка по зоопарку

Содержание работы: развитие координации движений, познавательных психических процессов, мелкой моторики, расширение общего кругозора, обогащение словарного запаса, развитие навыков общения

Описание игры: двери зоопарка открылись, но все животные разбежались и спрятались в песке. Нужно отыскать всех животных. А затем одному участнику «родителю»  необходимо нарисовать на песке клетку, а «ребёнок» по этому контуру втыкает  палочки, таким образом,  делает импровизированную клетку.

Игра «Пальчиковый поход»»

Содержание работы: развитие координации движений, мелкой моторики, навыков общения

Описание игры: отправляемся дальше в путешествие, но пойдём пешком. Участники  сначала рисуют дорогу, а затем имитируют движение при помощи пальцев.

Третья остановка – игра  «Огород»

Содержание работы: развитие тактильно-кинестетической чувствительности, познавательных психических процессов, мелкой моторики, расширение общего кругозора, обогащение словарного запаса, развитие навыков общения

Описание игры: участники делают грядку, на которую высаживают овощи (муляжи овощей), затем их поливают и собирают урожай в корзинку. 

Ритуал прощания (завершение занятия)

Описание:  благодарим друг друга за участие, затем ладошками разглаживаем  песочек (сначала правой рукой, затем левой). Затем берём песочек в кулачок и крепко-крепко сжимаем и выпускаем его тонкой струйкой обратно в песочницу. Прощаемся с Песочной страной.

Рефлексия: выводы по эффективности использования представленного материала делают участники с указанием плюсов и минусов.

Список используемой литературы:

  1. Зеленкова- Пешкова Н.В.    Элементы песочной терапии в      развитии детей раннего возраста.
  2. Дерягина Л.Б. Лепим куличики, пускаем кораблики: развивающие игры с песком и водой для детей 1-3 лет
  3. Зейнц М. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница



Предварительный просмотр:

Песочные человечки

Рисуем ручками на песке. Для того, чтобы нарисовать человечков на песке, выровняйте его и нарисуйте человечка. Потом нарисуйте человечка пальчиком ребёнка. После предложите нарисовать человечка ребёнку самостоятельно.C:\Users\пользователь\Desktop\песочек\4484c3722dccb1f789ad4711656915cf.jpg.jpg

Смешные человечки

В песочнице живут,

И без горячей печки

Куличики пекут

Матрёшки

Выкладываем на песке контуры из природного материала. Для того, чтобы сделать бусы для матрёшки, нарисуйте на песке круг и попросите ребёнка выложить по контуру камешки. Таким же способом можно выложить и саму матрёшку.

У хорошеньких матрёшек Сарафанчики в горошек,

Бусы разноцветные.

Издали приметные

Козлик

Попросите ребёнка нарисовать  горки: большие и маленькие. Также горки можно создать из кучек песка. Затем возьмите игрушку «козлик» (это может быть пластмассовая игрушка, камушек или шишка) Пусть ребёнок переносит «козлика» с высокой горки на низкую и наоборот.

Строим горы из песка,

Над горами облака.

Скачет козлик по горам:

тут и там, тут и там!

Река и ручеёк

В данном задании ребёнок может освоить понятия «маленький/большой», «широка», «глубока». Попросите ребёнка ручками разгрести песок до дна, так чтоб видно стало голубое дно, это и будет речка. И далее попросите сделать речку шире, а рядом сделать маленький речек.

Вот большая река-

Широка, глубока,

А вот маленький ручеёк –

Не широк, не глубок

Цветные заборчики

На столе вперемешку лежат счётные палочки различных цветов. Взрослый просит ребёнка выбрать из них синие палочки и построить заборчик синего цвета. Потом красные палочки и построить заборчик красного цвета. Можно предложить ребёнку построить один большой забор, чередуя палочки по цвету.

Баночки и песок

Педагог выставляет перед ребёнком по две баночки и просит его посмотреть в них, достать пальчиком до дна и сказать (показать), где много песка, а где мало. Затем педагог выставляет вторую пару баночек: в одной песок есть, во второй  нет (пусто). Такие же игровые упражнения проводятся с одинаковыми мисками, наполненными песком. Педагог просит ребёнка с открытыми и закрытыми глазами определить, где есть песок, а где нет, где много, а где мало

Игры с песком относятся к наиболее древним забавам человечества. Они до сих пор доставляют удовольствие и взрослым и детям. Но это не только развлечение. Занятия с песком очень полезны для здоровья. Обратите внимание на то, как детям нравится трогать песок, пересыпать его совочком. Это благоприятно влияет на психику, успокаивает, создаёт умиротворённое настроение, гасит негативные эмоции.

Песок – это отличная обучающая среда и перенос традиционных педагогических занятий в песочницу даёт больший эффект, нежели стандартные формы обучения.

 Во-первых, существенно усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

Во-вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность.

В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные процессы

В-четвёртых, совершенствуется развитие предметно-игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка

В-пятых, песок, как и вода способен «заземлять» отрицательную энергию.

Рекомендуемая литература:

E:\ПСИХОЛОГ ДОУ\песочек\1447672131_knigi.jpg

Зеленкова-Пешкова Н.В.

Элементы песочной терапии в развитии детей раннего возраста.

Дерягина Л.Б. Лепим куличики, пускаем кораблики: развивающие игры с песком и водой для детей 1-3 лет

Зейнц М. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 25 «Успех»

МБДОУ № 25

Развивающие игры с песком

для детей раннего возраста

«Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка»C:\Users\пользователь\Desktop\песочек\a0ded9f95718812f6b80d6d2270d5cc8.jpg

К.Д. Ушинский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер -класс для педагогов "Подвижные игры в период адаптации в раннем возрасте"

Представление технологииВступая на первую ступеньку своего развития, малыш испытывает стресс. Очень сложно пережить расставание с родителями, освоить непривычную обстановку, влиться в коллектив незнак...

Мастер -класс для педагогов "Подвижные игры в период адаптации в раннем возрасте"

Вступая на первую ступеньку своего развития, малыш испытывает стресс. Очень сложно пережить расставание с родителями, освоить непривычную обстановку, влиться в коллектив незнакомых детей и взрослых. У...

«Игры с песком для детей раннего возраста»

Игра в песок – одна из немногих традиционных детских игр, сохранившихся в наше время. Для малыша песок – это прежде всего материал, который также интересен как и всё вокруг. Окружающее про...

Мастер-класс для родителей «Сенсорные игры для развития речи детей раннего возраста»

Мастер-класс для родителей«Сенсорные игры для развития речи детей раннего возраста»...

Мастер-класс для воспитателей «Пальчиковая игра, как средство развития детей раннего возраста»

Эти игры очень эмоциональны, увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. Следовательно, пальчиковые игры являются важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка. Уп...