Интерактивный стол как современное средство развития ребенка в различных видах общения и деятельности
статья по коррекционной педагогике на тему

Статья опубликована в сборнике КИМЦ "Практика введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в городе Красноярске (из опыта пилотной деятельности)"

Скачать:


Предварительный просмотр:

   

Интерактивный стол как средство развития дошкольников

 

                                                                    Рейнсон Н. А., учитель-логопед,  

Курманова О.Н., учитель-логопед

МБДОУ «Детский сад№ 84 комбинированного вида»  

В связи с введением федерального государственного стандарта дошкольного образования,  для педагогов ДОУ  актуальным является вопрос организации деятельности по созданию условий для моделирования ситуации развития ребенка.  

Для реализации задач развития личности ребенка в различных видах общения и деятельности необходимо создание специально организованной и адаптированной к современным детям развивающей предметно - пространственной среды.

Возможность позитивного общения, совместной деятельности детей и педагогов обеспечивает использование в образовательном процессе разнообразных интерактивных  средств,  одним  из которых является интерактивный стол «SMART Table».

Данное оборудование специально разработано для детей дошкольного и младшего школьного возраста и представляет собой интерактивный учебный центр с сенсорной поверхностью, управление которой происходит с помощью прикосновений рук человека. Новая уникальная технология может считывать  сорок одновременных касаний, что позволяет использовать его для совместной работы небольших групп детей (от двух до восьми человек).

Применение интерактивного стола в образовательном процессе ДОУ позволяет решать задачи социально-коммуникативного, познавательного и речевого  развития. Кроме  образовательных функций интерактивный стол  поддерживает игру, как ведущий вид деятельности дошкольников, является ярким и наглядным, что делает значимым его использование в среде дошкольного образования.

Занятия проходят в форме увлекательной игры, в которой  каждый ребенок становится активным участником,  стремится проявить инициативу.

Живой интерес  вызывает  средство, через которое преподносится материал. Ребята не замечают, что выполняют обучающие задания, они просто играют с сенсорными поверхностями и получают от этого огромное удовольствие.

        Игра, организованная за «умным» столом, сплачивает детей, способствует развитию навыков продуктивного сотрудничества, умения работать в команде.  Некоторые задания для стола предполагают только совместные решения. Таким образом, ребята учатся договариваться, прислушиваться к мнению других,  высказывать свои предположения, уступать друг другу.

В процессе игровой деятельности с использованием Smart – технологии возможно обеспечить развитие коммуникативных способностей, обеспечивающих эффективность общения дошкольников со сверстниками и взрослыми:

  • желание вступить в контакт с окружающими;
  • умение организовать общение (слушать собеседника, выражать свои мысли и желания, адекватно проявлять свои чувства, решать конфликтные ситуации);
  • соблюдение правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими.

Технические возможности и функции интерактивного стола позволяют не только воссоздать реальную обстановку, но и продемонстрировать детям процессы и явления, которые невозможно увидеть  в реальности,  например,   деятельность представителей различных профессий,  поведение  животных в естественной среде,  процесс производства некоторых предметов. Сочетание динамики, звука, красочного изображения значительно улучшает восприятие, понимание и запоминание информации дошкольниками, увеличивает  их познавательную активность.

В интерактивной игре у детей повышается концентрация внимания. Решая интерактивные задачи, ребенок пытается сравнивать и обобщать, выделять внутренние связи объектов.

В  речевой деятельности дошкольников интерактивный стол используется для решения  следующих образовательных задач:

  • обогащение  активного словаря;
  • совершенствование  грамматического строя речи;
  • развитие фразовой речи, умения задавать вопросы, делать  

     умозаключения

  • формирование звуковой аналитико–синтетической активности как предпосылки  обучения грамоте.

Выполняя задания, ребята самостоятельно управляют сенсорной    

поверхностью стола с помощью прикосновений рук, что способствует

совершенствованию навыков пространственной ориентировки, развитию произвольной моторики пальцев рук, совместной координированной деятельности зрительного и моторного анализаторов.                                        Таким образом, использование игровых технологий в сочетании с возможностями интерактивного стола в образовательном процессе – это эффективное средство развития дошкольников  при реализации ФГОС дошкольного образования, которое позволяет сделать процесс познания для ребенка увлекательной игрой.

Список литературы:

  1. АфонинаН.Ю. SMART Table: авторские дидактические игры в практике воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста.

http://crr5tula.ru/files/Logoped/Professional2016/SMART_Table.pdf

  1. Власова Д.А. Использование интерактивного оборудования логопедом в ДОУ.

http://io.nios.ru/articles2/61/3/ispolzovanie-interaktivnogo-oborudovaniya-logopedom-v-dou

  1. Интерактивный стол SMART Table

       http://www.smarttech.ru/table_442i.html

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. №1155

Приложение 1.

При апробации интерактивного стола педагогами ДОУ была разработана серия игровых упражнений, которые можно использовать как фрагмент специальной организованной деятельности, так и при организации совместной деятельности  детей и педагога.

Тема: «Основы безопасности жизнедеятельности»

Цель: 

Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе у детей дошкольного возраста.

Задачи:

  • закрепить у детей представления об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях;
  • формировать у детей осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям;
  • развивать умение договариваться, соблюдать очерёдность, работать в команде;
  • развивать связную монологическую речь.

Приложение «Hot Spaces»  (Горячие области).

Педагог приглашает детей подойти к интерактивному столу, обращает внимание детей на знаки, расположенные в «горячих областях».

Дети высказывают предположения, что эти знаки могут означать?

можно» и «нельзя» – запрет и разрешение).

Затем дети рассматривают картинки с изображением определенных ситуаций, определяют, можно или нельзя так поступать.

Возможны варианты проведения игрового упражнения:

  1. Каждый ребенок обосновывает свой выбор, а затем перетягивает картинку в соответствующую область.

Например: На моей картинке дети разводят костер в лесу. Этого делать нельзя, так как может возникнуть пожар в лесу. Поэтому я передвигаю картинку к знаку, который запрещает действия.

  1. Педагог предлагает детям объединиться в 2 команды. Для этого он раздает карточки зеленого и красного цвета, перевернутые изнаночной стороной.

Перевернув карточки, дети узнают кто в какой команде. Команда зеленых выбирает и перемещает картинки, изображающие действия, которые можно делать в лесу (на улице, дома). Команда красных выбирает и перемещает картинки с запрещенными действиями.

         Способ проверки правильного ответа: при правильном ответе горячая область по краю окрашивается желтым цветом и движется, при неправильном ответе – ничего не происходит.

Если дети самостоятельно справляются с заданием, то педагог наблюдает. Если дети сделали неправильный выбор, то педагог предлагает детям самим объяснить, почему так произошло, заметили ли они ошибку? Затем предлагает попробовать еще раз выполнить задание, обсудить ответы в подгруппе.

Тема: «Птицы»

Цель: 

Развитие любознательности и познавательной мотивации детей

Задачи:

  • закрепить у детей представления о зимующих и перелетных птицах;                  
  • обогащать активный словарь;
  • развивать умение  слушать, соблюдать очерёдность, работать в команде;
  • развивать связную монологическую и диалогическую  речь, умение задавать вопросы.

Приложение «Narrow» (Карточки сверху).

Педагог приглашает детей подойти к интерактивному столу. На игровой поверхности стрелка для определения ведущего. Дети договариваются или выбирают с помощью считалки, кто раскрутит стрелку. Таким образом, определяют ведущего, который будет прятать картинку. После этого на столе появляются картинки с  изображением разных птиц. Дети рассматривают и называют их.

Ведущий предлагает ребятам закрыть глаза, затем прячет любую понравившуюся картинку, перетягивая ее к своему краю стола. Когда картинка спрятана, ведущий дает команду открыть глаза. Дети просят рассказать о спрятанной картинке.  

Ребенок – ведущий начинает самостоятельно описывать птицу, опираясь на  её внешний вид, повадки.

Дети по ходу объяснений убирают в «корзину» не подходящие по описанию картинки до тех пор, пока на игровом поле не останется одна картинка с птицей, которую, по мнению группы, спрятал ведущий.

После того, как группа согласилась с тем, что оставшаяся картинка правильная, все дети со своих сторон у корзин нажимают на знаки-вопросы, которые превращаются в галочки, затем нажимают дважды на знак «корзина» и лишние картинки убираются.

Способ проверки правильного ответа: на поле начинает мигать спрятанная картинка в увеличенном размере, а у ведущего она переворачивается.

Если дети самостоятельно справляются с заданием, то педагог наблюдает. Если ребенок-ведущий затрудняется рассказать о спрятанной картинке, то педагог может попросить подгруппу детей задать наводящие  вопросы об этой птице или задать их самому.

 Например: У птицы черное оперение? Это крупная птица? Она каркает? и т.п.

В конце игрового упражнения педагог предлагает детям обсудить, легко ли было  выполнить задание, что вызывало затруднения?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ К РОДИТЕЛЬСКОМУ СОБРАНИЮ НА ТЕМУ: «ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

КОНСУЛЬТАЦИЯ К РОДИТЕЛЬСКОМУ СОБРАНИЮ НА ТЕМУ: «ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»  Все мы хотели бы видеть своих детей счастливыми, эмоционально благополучными, преусп...

КОНСУЛЬТАЦИЯ К РОДИТЕЛЬСКОМУ СОБРАНИЮ НА ТЕМУ: «ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Все мы хотели бы видеть своих детей счастливыми, эмоционально благополучными, преуспевающими в делах, учебе, разносторонне развитыми, словом, воспитать личность. Созидательное начало личности – умение...

Консультация для родителей на тему : «Воспитание и развитие ребенка в различных видах деятельности»

Консультация для родителей на тему "Воспитание и развитие ребенка в различных видах деятельности"...

Консультация «Развитие ребенка в различных видах деятельности через взаимодействие с игрушкой»

Консультация на тему «Развитие ребенка в различных видах деятельности  через взаимодействие с игрушкой»...

"Интерактивный стол SMART как средство развития дошкольников"

Интерактивный стол SMART TABLE -оборудование, предназначенное для использования в детских садах и начальной школе. Интерактивный стол-уникальное решение для школьного и дошкольного образования. Стол п...

Интерактивный лэпбук как современное средство развития дошкольников. Детско - родительский клуб "Творческая академия".

    На детско – родительском клубе  «Творческая  академия» родители ознакомились с интерактивной формой познавательной деятельности дошкольников. Был предс...