Взаимосвязь общения с совместной деятельностью в плане становления психики и развития личности .Доминирование различных видов общения и деят-ти на разных этапах возрастного развития.
статья на тему

Кудинова Наталья Владимировна

Психологи различают:

·        общение I рода – обмен информацией, состояниями, познание людьми друг друга;

·        общение II рода ( персонализация) – это процесс, в результате которого субъект получает идеальную представленность в жизнедеятельности других и может выступать в общественной деятельности как личность.

Общение I рода – необходимая предпосылка и составная часть совместной деятельности. Персонализация же (общение II рода), включает в свой состав совместную деятельность, т.к. она более успешно протекает в условиях совместной деятельности.

При общении I рода акцент делается на субъект - субъектное взаимодействие, а в случае совместной деятельности (общение II рода) - на субъект – объектное взаимодействие.

В процессе развития личности происходит периодическая смена доминанты общения и деятельности.

По Эльконину Д.Б. развитие познавательной сферы человека и его личности идет в разных видах общения и деятельности, сменяет друг друга. С рождения до ранней юности происходит периодическая смена ведущих видов деятельности и общения, которые поочерёдно обеспечивают преимущественное становление познавательных процессов и развития личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимосвязь общения с совместной деятельностью в плане становления психики и развития личности .Доминирование различных видов общения и деят-ти на разных этапах возрастного развития.

Психологи различают:

        общение I рода – обмен информацией, состояниями, познание людьми друг друга;

        общение II рода ( персонализация) – это процесс, в результате которого субъект получает идеальную представленность в жизнедеятельности других и может выступать в общественной деятельности как личность.

Общение I рода – необходимая предпосылка и составная часть совместной деятельности. Персонализация же (общение II рода), включает в свой состав совместную деятельность, т.к. она более успешно протекает в условиях совместной деятельности.

При общении I рода акцент делается на субъект - субъектное взаимодействие, а в случае совместной деятельности (общение II рода) - на субъект – объектное взаимодействие.

В процессе развития личности происходит периодическая смена доминанты общения и деятельности.

По Эльконину Д.Б. развитие познавательной сферы человека и его личности идет в разных видах общения и деятельности, сменяет друг друга. С рождения до ранней юности происходит периодическая смена ведущих видов деятельности и общения, которые поочерёдно обеспечивают преимущественное становление познавательных процессов и развития личности.

Возрастной этап

Доминирующий тип общения

или деятельности

Род общения

Младенчество (до 1 года)

Непосредственно-эмоциональное общение

ОбщениеI рода

Ранее детство (1-3 года)

Предметно-манипулятивная деятельность

ОбщениеII рода

Дошкольный возраст

(3-6(7)) лет

Ролевая игра

ОбщениеI рода

Младший школьный возраст (7-11(12)) лет

Учебная деятельность

ОбщениеII рода

Подростковый период

(12- 15(16)) лет

Интимно-личностное общение

ОбщениеI рода

Ранняя юность (16-17) лет

Учебно-профессиональная деятельность

ОбщениеII рода

Влияние сформированности коммуникативных навыков на процесс адаптации в школе и школьную успеваемость у детей со зрительной патологией.

В школьном возрасте у многих учащихся сформированы коммуникативные навыки: ученики проявляют интерес к общению с одноклассниками, активны, самостоятельны в процессе учебного общения; владеют интонационными особенностями речи, используют невербальные средства общения; требовательны и ответственны по отношению к себе и другим, оказывают им помощь и прислушиваются к их советам; критически относятся к результатам общения, правильно оценивают замечания учителя; способны управлять своим эмоциональным состоянием; стараются соблюдать правила поведения в школе. Некоторым школьникам свойственно стремление к общению, но препятствием на пути к успешному общению является неспособность ориентироваться в ситуации общения и критически относиться к результатам общения, неправильная оценка замечаний одноклассников, невладение невербальными средствами общения, неспособность управлять своим эмоциональным состоянием. Уровень развития коммуникативных навыков зависит от особенностей личности детей, семейного воспитания и особенностей обучения.

Первым этапом социально-психологической адаптации следует считать преодоление депрессии, связанной с осознанием дефекта, на который инвалиды по зрению реагируют крайне болезненно. Глубина и длительность реакции зависят как от особенностей личности, так и от темпа развития заболевания, его тяжести и времени появления. Одновременно ведется работа по преодолению фрустрации, возникающей в результате появления в жизни слепого труднопреодолимых препятствий, постоянно высокого психического напряжения. В основе этой работы лежит формирование способов поведения, основанных на двигательном контроле.

Но в специальных школах цели и задачи обучения детей с нарушениями зрения зачастую сужаются до интенсификации интеллектуального развития и формирования тех знаний и представлений, которые позволяют успешно сдать экзамены и поступить в другие учебные заведения. По свидетельству специалистов выпускники средних специальных учебных учреждений закрытого типа испытывают большое количество психологических трудностей и проблем, связанных с их интеграцией в общество здоровых людей. Понятие интеграции в тифлопсихологии предполагает процесс вхождения человека с нарушениями зрения в общество на равных правах с нормально видящими людьми. Закрытость и отгороженность специальных учебных заведений от внешнего мира ограничивает социальный опыт детей-инвалидов, затрудняет формирование коммуникативных навыков. Следствием этого являются не только затруднения при ориентировке в пространстве, адекватном осознании дефекта зрения, налаживании коммуникативных связей выпускников специальных школ-интернатов, но и неосведомленность общества о реальных возможностях и психологических особенностях детей с нарушениями зрения.

Для большинства незрячих и слабовидящих детей первым опытом вхождения в социальную группу является поступление в школу. По мнению специалистов от того, насколько успешно будет проходить становлений личности незрячего ребенка в школьной группе, зависят его возможности интеграции в общество в будущем. В связи с этим возрастает актуальность организации целенаправленного психологического сопровождения незрячих и слабовидящих детей с момента их поступления в школу, в рамках которого психологами и тифлопедагогами осуществлялась бы работа по снижению трудностей в социально-психологической адаптации на всех этапах развития личности ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная деятельность по познавательному развитию и художественному творчеству через интеграцию различных видов деятельности.

Способствовать развитию речевой речи ребенка. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать внимание, стимулировать фантазию. Проявлять творческие способности....

Организация деятельности МБДОУ по познавательному и речевому развитию детей в различных видах деятельности»

В данной презентации представлен опыт работы по организации деятельности МБДОУ по познавательному и речевому развитию детей в различных видах деятельности....

"Воспитание личности в различных видах музыкальной деятельности"

Основной вид музыкальной деятельности,которому принадлежит ведущая роль в реализации познавательной и коммуникативной функции музыки-её восприятие и анализ.Формой приобщения детей к музыке является тв...

Интерактивный стол как современное средство развития ребенка в различных видах общения и деятельности

Статья опубликована в сборнике КИМЦ "Практика введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в городе Красноярске (из опыта пилотной деятельности)"...

«Организация деятельности ДОУ по познавательному и речевому развитию детей в различных видах деятельности»»

Сегодня в соответствии с ФГОС ДО построение образовательной деятельности педагогом строится  на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, на основе содействия и сотрудничества детей и в...

Словарная работа на занятиях по развитию речи в детском саду на разных этапах возрастного развития

Данный материал содержит в себе принципы организации словарной работы с дошкольниками...