Главные вкладки

    «Организация деятельности ДОУ по познавательному и речевому развитию детей в различных видах деятельности»»
    консультация по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему

    Хорина Елена Викторовна

    Сегодня в соответствии с ФГОС ДО построение образовательной деятельности педагогом строится  на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, на основе содействия и сотрудничества детей и взрослых.

    Основной целью образовательного процесса развить у детей способность людей ориентироваться в огромном информационном поле, умение самостоятельно находить решения и их успешно реализовывать...»

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 42»

    «Организация деятельности МБДОУ по познавательному и речевому развитию детей в различных видах деятельности»»

    Подготовила:

    Старший воспитатель

    Хорина Елена Викторовна

    Воронеж 2017

    Если мы будем учить сегодня так,

    как учили вчера, мы украдём у наших детей завтра.

    Джон Дьюи

    Индивидом — рождаются, личностью — становятся, индивидуальность отстаивают.

                                                    А.Г. Асмолов

    Дошкольное детство – это период интеллектуального развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью. Ребенок учится воспринимать, думать, говорить; он овладевает многими способами действия с предметами, усваивает определенные правила и начинает управлять собой.

    На заседание Совета по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике В.В. Путин определил, - Залогом профессионального успеха уже не могут служить полученные один раз в жизни знания.

    На первый план выходит способность людей ориентироваться в огромном информационном поле, умение самостоятельно находить решения и их успешно реализовывать...»

    Сегодня в соответствии с ФГОС ДО построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования, позволяющим полноценно проживать ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), на основе содействия и сотрудничества детей и взрослых.

    Педагоги стремятся создать условия для амплификации детского развития, поддержки инициативы детей в различных видах деятельности, на основе сотрудничества ДОУ с семьей.  Сегодня важно не просто научить ребенка, ориентироваться в огромном информационном поле, а развить познавательные интересы и познавательных действия в различных видах деятельности, умение самостоятельно находить оптимальное решение и реализовывать его. 

    Приобщение к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, происходит, зарождение личности. Осознавая свое «я» (мой пол, мой возраст, мои интересы, способности, мои отношения со сверстниками и взрослыми, мои стремления), ребенок начинает самоутверждаться «Я сам!», воздействовать на ситуацию, активно вступать в отношения «я и другие». Устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия, миром людей, природы, предметным миром.

    Именно в детстве начинают проявляться индивидуальные особенности и недостатки речевого развития детей, идет становление качественной стороны речи.

    Важно, чтобы каждый ребенок с детства научился содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время, речь должна быть живой, непосредственной, выразительной.

    Великие педагоги и психологи Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Г.А. Фомичева, К.Д. Ушинский отмечали, что чем богаче и правильнее речь ребенка, тем шире его возможности познания окружающей действительности, тем содержательнее и полноценнее его отношения со взрослыми и сверстниками.

    Речь неотделима от мира мыслей: в ней отражаются логика мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логической речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.

    Умение общаться со сверстниками и другими людьми – одно из необходимых условий нормального личностного и социального развития ребенка. Чем лучше будет развита его речь, тем выше гарантия успешного его последующего обучения.

    Развивая речь ребенка, не включая его в познавательно-исследовательскую деятельность невозможно, так как речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей.

    Дошкольники – прирожденные исследователи, и тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача, родителей и педагогов не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.

    Познавательно-исследовательская деятельность детей поначалу представляет собой простое, как будто бесцельное (процессуальное) экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия. С ростом и развитием дошкольников, познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни.

    Целью познавательно - речевого развития ребёнка является:

    • всестороннее развитие личности ребенка;

    • приобщение к человеческим ценностям;

    • формирование творческого воображения, развития любознательности, как основы познавательной активности;

    Задачи:
    - способствовать обогащению активного словаря детей через познавательно-исследовательскую деятельность;

    - обогащать эмоционально – чувственный опыт детей в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми;

    - формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять;

    - создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов у детей, проявления самостоятельности в их познавательно-речевом развитии;

    - поддерживать условия для развития познавательно-речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности;

    - взаимодействие родителей с детьми в исследовательской, продуктивной деятельности, способствующей возникновению речевой активности.

    Направления в организации познавательно-речевого развития ребёнка:

    Совершенствование собственной речи. Дошкольник, проводящий большую часть в семье, детском саду воспринимает нашу речь, как образец. Поэтому при общении с ребенком, необходимо говорить правильно, не искажая звуков, не съедая окончаний. Особое внимание обращать на произношение длинных и незнакомых слов.

    Формирование представлений об окружающем мире. Дети учатся объяснять мир: понимать, что происходит сейчас, предугадать, что произойдет в будущем, принимать нужные решения; определять свое отношение к происходящему: различать, что хорошо, а что плохо; выбирать, как поступить, чтобы потом не было стыдно.

    В жизни людям приходится решать самые разные задачи. Чтобы справиться с проблемами, надо учиться решать их самостоятельно. Для того, чтобы дети чувствовали себя настоящими исследователями необходимо:

    • создание проблемной ситуации;

    • дети высказывают предположение о том, что они будут изучать;

    • в беседе со взрослыми, дети открывают для себя новые знания;

    • дети определяют правильность своих предположений;

    • дети объясняют, что они узнали и учатся оценивать, как они работали.

    Тематическое планирование образовательного процесса, интегрируют содержание, методы и приемы из разных разделов программы. Единая тема отражается в планируемых развивающих ситуациях детской практической, игровой, изобразительной деятельности, в музыкальной, в наблюдениях и общении воспитателя с детьми. 

    Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ДОУ, Группы, а также территории, приспособленной для реализации Программы, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

    Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной, музыкально-художественной, трудовой, а также чтения художественной литературы) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы.

    Цель образовательной деятельности - активизация самостоятельного добывания знаний и накопление детьми необходимого личностного опыта.  

    Любознательность – качество присущее всем детям. Оно выражается в активном интересе к окружающему миру, в стремлении все рассмотреть, потрогать, привезти в действие. О наличии этого качества у ребенка, свидетельствуют бесчисленные вопросы. И здесь важная задача – поддерживать любознательность ребенка, организуя познавательно - исследовательскую деятельность, наблюдения, стараться вовремя и доступным для понимания языком ответить на возникшие вопросы, направлять детские мысли на самостоятельный поиск ответа и умения делать выводы.

    Сенсорное воспитание, так как для ребенка-дошкольника, познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятий. Чем выше уровень их развития, тем богаче возможности познания окружающего мира.

    Игра, являющаяся одной из самых действенных средств познавательно-речевого развития. Именно через игру можно ввести ребенка в сложнейший мир познания. В игре, дети овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Ведь в правилах игры заложен глубокий смысл – познание мира, воспитание определенных нравственных качеств.

    Отдельные игры по-разному действуют на речевое развитие детей.

    1. Сюжетно-ролевые игры. Здесь ребенок использует выразительные средства речи (интонация, громкость, темп, эмоциональная окрашенность, звукоподражание и пр.) для создания образа персонажа. Он учится планировать замысел игры, развивать его, придумывать дальнейший ход событий, смотреть на игровую ситуацию с разных позиций, поскольку он исполняет несколько ролей.
    2. В театрализованных играх, дети разыгрывают сюжеты и берут на себя роли из литературных произведений, сказок, мультфильмов и пр. В этих играх имеется готовый сюжет, а характер и действия героев определяются содержанием произведения. Театрализованная игра приобщает детей к творческой художественной деятельности и к искусству. Она способствуют более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и активизируют речь детей.
    3. Строительно-конструктивные игры.

    В замысле, содержании строительных игр заключена та или иная умственная задача, решение которой требует предварительного обдумывания: что сделать, какой нужен материал, в какой последовательности должно идти строительство. Это способствует развитию конструктивного мышления, умению создавать различные модели, расширяет знания детей о цвете, величине, форме.

    В процессе строительно-конструктивных игр, дети учатся наблюдать, различать, сравнивать, запоминать и воспроизводить приемы строительства, сосредотачивать внимание на последовательности действий. Дети усваивают схему изготовления постройки, учатся планировать работу, представляя ее в целом, осуществляют анализ и синтез постройки, проявляют фантазию.

    1. Дидактические игры занимают особенно важное место в этой работе, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи. Этому виду игры уделено большое внимание, т.к. она развивает активность ребенка. Дидактическая игра создается специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе игровой и дидактической задач. В этой игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. У дошкольников развиваются познавательные процессы и способности, они усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности, активизируется его речь.
    2. Игры-эксперименты - особая группа игр, которые очень эффективны в решении познавательно-речевых задач, а так же интересны и увлекательны для дошкольников.
    3. Главное достоинство экспериментов и игр-экспериментирований заключается в том, что они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы, что стимулирует речевое развитие. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

    В результате усвоения детьми причинно-следственных связей обогащается словарный запас детей, улучшается грамматический строй речи (образование прилагательных от существительных, образование множественного числа существительных). Развитие получает такой вид связной речи, как описательный рассказ.

    В заключении, можно сделать вывод о том, что исследовательская деятельность, во-первых, способствует развитию, как познавательной потребности, так и творческой деятельности; во-вторых, учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового; в-третьих, облегчает овладение методом научного познания в процессе поисковой деятельности.

    Все выше сказанное способствует возникновению речевой активности и развитию познавательной мотивации у детей, развивает воображение, формирует первичные представления о себе, об объектах окружающего мира, о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Повышение речевой активности детей в различных видах образовательной деятельности»

    "Повышение речевой активности детей в различных видах образовательной деятельности"...

    Организация деятельности МБДОУ по познавательному и речевому развитию детей в различных видах деятельности»

    В данной презентации представлен опыт работы по организации деятельности МБДОУ по познавательному и речевому развитию детей в различных видах деятельности....

    «Повышение речевой активности детей в различных видах образовательной деятельности»

    quot;Повышение речевой активности детей в различных видах образовательной деятельности"...

    Тема: Позитивные результаты развития детей в различных видах деятельности

    Программа дошкольного образования основана на  важнейшем дидактическом принципе – развивающем обучении. Дети  приобретают знания  в ходе самостоятельной деятельности.  Педаго...

    Методика организации обобщающей (итоговой) беседы с детьми. Виды бесед, их значение для познавательного и речевого развития детей.

    Беседа - это организованный, целенаправленный разговор воспитателя с детьми по определенной теме, который состоит из вопросов и ответов. В беседах дети приобретают знания, умения и навыки, которы...

    Мастер- класс "Развитие речевой активности детей в различных видах деятельности"

    Цель проведения мастер-класса. Распространение педагогического опыта по ознакомлению педагогов с новыми формами, методами и приемами  работы по развитию речи детей дошкольного возраста в раз...

    Доклад "Развитие познавательного интереса детей через различные виды деятельности".

    Данные методические рекомендации посвящены методике развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности....