Словарная работа на занятиях по развитию речи в детском саду на разных этапах возрастного развития
учебно-методический материал по развитию речи на тему

Корчагина Светлана Александровна

Данный материал содержит в себе принципы организации словарной работы с дошкольниками

Скачать:


Предварительный просмотр:

Словарная работа на занятиях по развитию речи в детском саду на разных этапах возрастного развития.

Знакомя детей с новой лексикой, нужно сразу учить их груп- пировать слова, строить простые словосочетания и предложения в зависимости от условий коммуникативной ситуации.

Дети должны учиться понимать значение слов, обозначающих названия животных и их детенышей. Такие слова могут быть одно- коренными, например: лиса — лисенок, заяц — зайчонок; а могут иметь разные корни: корова — теленок, лошадь — жеребенок.

Также важно для детей с раннего возраста осваивать значения глаголов с одинаковым корнем, но разными приставками (пре- фиксами): бежать — побежать — забежать — убежать; знакомить- ся с разными способами образования глаголов от звукоподражательных слов (мяу — мяукать, ква — квакать, кря — крякать).

Нужно учить детей отбирать лексику в зависимости от контекста или речевой ситуации, проводить упражнения, направленные на подбор синонимов, антонимов, на образование новых слов.

К примеру, требуется продолжить начатый педагогом ряд тематически связанных слов:

тарелки, чашки, кастрюли... (ложки, вилки, сковородки и т.д.);

платье, рубашка, пальто... (носки, колготки, брюки и т.д.); яблоко, слива, виноград... (груша, ананас, персик и т.д.); автобус, троллейбус... (трамвай, машина, поезд и т.д.).

К одной паре слов, связанных между собой какими-то отношениями (например: человек — дом), нужно подобрать пару по аналогичному принципу (медведь — берлога). Ребенок должен понять принцип семантических отношений: какое-то слово, обозначающее живое существо, соотносится со словом, обозначающим жилище этого существа:

человек — дом;

медведь — ... (берлога);

волк — ... (нора); собака — ... (будка);

белка — ... (дупло).

Или:
самолет — летит;
лодка — ... (плывет);
машина — ... (едет).

Пары, образованные по принципу «животное — как оно «говорит»:

собака — лает;
кошка — ... (мяукает);

утка — ... (крякает);

 гусь — ... (гогочет);

петух — ... (кукарекает);

птица — ... (поет).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Содержание и основные направления работы по развитию речи в детском саду

В статье рассматривается содержание и основные направления работы по развитию речи в МБДОУ "Детский сад №1" г.Энгельса...

Консультация для педагогов " Содержание и организация работы по развитию речи в детском саду"

Консультация для педагогов "Содержание и организация работы по развитию речи в детском саду"...

"Развитие речи в детском саду, как средство для гармоничного развития и вхождение в современный социум"

       В современном обществе, на мой взгляд, актуальной становится проблема социальной адаптации подрастающего поколения. И в первую очередь на это влияет неразвитая связна...

Конспект занятия по развитию речи В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду». Старшая группа, февраль №1: Беседа на тему «О друзьях и дружбе».

Цель: Продолжать помогать детям осваивать нормы поведения, учить доброжелательности.Задачи:Закреплять умение участвовать в общей беседе, внимательно слушать собеседника, не перебивать его, не отвлекат...

Конспект занятия по развитию речи В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду». Старшая группа, сентябрь №3 Пересказ сказки «Заяц—хвастун».

        Цель: Помочь детям составить план пересказа сказки: учить пересказывать сказку, придерживаясь плана.                  ...