"Развитие речи в детском саду, как средство для гармоничного развития и вхождение в современный социум"
статья по развитию речи (старшая группа) на тему

Андреева Оксана Александровна

         В современном обществе, на мой взгляд, актуальной становится проблема социальной адаптации подрастающего поколения. И в первую очередь на это влияет неразвитая связная речь подростков. Речь, по мнению педагогов – это форма общения людей посредством языка, которая организует совместную деятельность людей и является важнейшим фактором формирования и развития межличностных отношений. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_publikatsii.docx22.77 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи в детском саду, как средство для гармоничного развития и вхождение в современный социум

Автор: Андреева Оксана Александровна

воспитатель ГБДОУ д\с №17

«…Речь есть, прежде всего,

 средство социального общения,

средство высказывания и понимания».  

                                          Л. С. Выготский

         В современном обществе, на мой взгляд, актуальной становится проблема социальной адаптации подрастающего поколения. И в первую очередь на это влияет неразвитая связная речь подростков. Речь, по мнению педагогов – это форма общения людей посредством языка, которая организует совместную деятельность людей и является важнейшим фактором формирования и развития межличностных отношений. Ещё Лев Семёнович Выготский говорил: « Есть все теоретические и фактические данные утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребёнка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи. То есть речь не что иное, как отражение сущности человека, его уровня интеллектуального  и психического развития.  Молодой  человек,  у которого недостаточно развита правильная грамотная речь, понимаем лишь немногими, а  только  себе подобными людьми, к сожалению.  Таким образом, общество  и получает асоциальные группы, которые в свою очередь, изменяют взгляды и моральные устои общества. Ведь если коммуникативная функция речи не «работает», то молодой человек и карьеры не сделает, а следовательно неудовлетворённость социальная приводит  к  асоциальному поведению.

          Двадцать первый век – век  техники, которая развивается быстрее языка, и поэтому молодёжи проще показать,  что они сделали, чем рассказать,  зачем это сделано и для каких целей.  Хорошая правильная, грамотная речь помогает человеку свободно выражать то, что он знает, о чём думает, способствует развитию коммуникативных качеств, а следовательно, помогает  вхождению человека в социум. От того как развита у молодого человека речь, иногда зависит его будущее. Ещё А.П.Чехов говорил: «цветами красноречия усыпан путь в любой карьере», и  Наполеон  утверждал: «Кто не умеет говорить, карьеры не сделает».

           Поэтому,  речь надо обязательно развивать, и чем раньше, тем лучше. Конечно, прежде всего, у ребёнка с самого раннего детства должно быть грамотное, чисто и хорошо говорящее окружение. Ведь ребёнок еще не умеющий говорить, должен слышать грамотную и красивую речь своих родных и тех людей, с которыми живёт по соседству.  Затем, с ребёнком надо обязательно разговаривать и «подталкивать» его к общению с окружающими людьми, т.е. не стремиться дать ему быстрее, что попросит взглядом или жестом, а стимулировать его словесное высказывание.  Очень часто, родители  не обращают внимание на плохую, некачественную речь маленького ребёнка, многие даже умиляются неправильному произношению, вследствие этого, когда ребёнок меняет обстановку  (приходит в гости, поступает в детский сад или уже в школу), его не все понимают.  Из-за недостатка общения и внимания у таких детей развиваются комплексы, они замыкаются в себе, у них пропадает интерес к окружающему миру.  А в начальном школьном возрасте  такие дети не могут овладеть грамотным чтением и, тем более письмом. 

           Поэтому, освоению ребенком речи должно уделяться большое внимание, так как вместе с языком ребенок усваивает целую систему идей, понимание мира и человека в нем, а значит, приобретает социальный опыт. Все это способствует интеграции ребенка в общество. Академик международной психолого-социальной академии Светлана Николаевна Шаховская  утверждает, что «…язык и речь, играя основную роль в когнитивном и эмоциональном развитии, являются основой социального взаимодействия, регулятором поведения, организатором обучения. Через язык происходит опосредование процессов познания, переживания, воображения, памяти». Действительно, видна взаимосвязь между процессом формирования полноценной речевой деятельности,  которая  невозможна  вне социальной жизни ребенка, и процессом социализации,  условием успешности которого выступает полноценное общение ребенка с окружающими людьми,  которое  требует от него владения языковыми средствами и коммуникативными навыками. В связи с этим стоит упомянуть, что речь не врождённая способность человека, а формируется постепенно, и то при определённых условиях развития ребёнка. Для нормального становления речи необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определенной зрелости и органы чувств ребенка – слух, зрение, обаяние, осязание – были также достаточно развиты. Особенно важно для формирования речи развитие речедвигательного и речеслухового анализаторов.

             Таким образом, очень важно, начинать планомерное развитие связной речи, когда у ребёнка психические процессы находятся на определённой стадии развития. Об этом высказался ещё советский психолог Лев Семёнович Выготский: «Обучение только тогда хорошо, - когда оно идёт впереди развития. Тогда оно побуждается и вызывает к жизни целый ряд функций, находящихся в стадии созревания, лежащих в зоне ближайшего развития». И в этом родителям могут помочь специалисты: логопеды, а в иных случаях и дефектологи.  Потому и рекомендуется ведущими педагогами и психологами посещение детских дошкольных учреждений. Именно там, по мнению психологов, ребёнок находится под контролем специалистов, и в специально созданных условиях происходит становление коммуникативной компетенции.

          На сегодняшний день в дошкольном  образовании развитие у детей правильной связной речи уделяется особое внимание. Основной целью в обучении дошкольников является развития у них навыков речевого общения. В первую очередь у  ребёнка  формируется понимание речи, а затем умение использовать её в коммуникативных целях, т.е. непосредственно общаясь с окружающими.  У детей дошкольного возраста конкретно-образное мышление, и потому восприятие речи у них рассматривается вместе с восприятием предмета, по поводу которого ведётся общение. Основываясь  на имеющемся у детей познавательном интересе к предметам окружающего мира, педагоги  с самого начала обучения  используют  описательный рассказ о предмете.  Рассказ  о предмете помогает развивать у детей вербальное общение, а постепенное его усложнение ведёт за собой развитие речи.  Словесный образец влияет на формирование у детей связной формы речи.

         Программа  образования в детском саду строится на принципе интеграции, таким образом,  при проведении  образовательной деятельности,  режимных моментов, экскурсий, прогулок или игр, развитию речевого поведения уделяется  большое внимание. Развивается умение общаться со сверстниками,  слушать собеседника и отвечать в контексте вопроса:  (т.е. развитие диалогической речи). В то же время обогащается и активизируется словарь детей -  развивается монологическая речь. А речевое развитие, в свою очередь, помогает развитию внимания, памяти, умения  контролировать себя.

   Из всего, выше сказанного, можно сделать вывод: наличие у ребенка сформированной, грамматически правильной речи и умение пользоваться ею как основным коммуникативным средством в среде ровесников и взрослых является непременным условием обеспечения эффективности учебной деятельности и важной составляющей вхождения ребёнка в социум. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к МО "Современные формы и методы развитию речи в детском саду" (часть 2)

Основные задачи развития речи - воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи решаются на протяжении  всего д...

Презентация к методическому объединению воспитателей "Современные формы и методы по развитию речи в детском саду " (часть 1)

Основные задачи развития речи - воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи решаются на протяжении  всего д...

Презентация к методическому объединению воспитателей "Современные формы и методы по развитию речи в детском саду" (часть 3)

Основные задачи развития речи - воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи решаются на протяжении  всего д...

Мастер-класс для родителей по развитию речи дошкольников «Игровая деятельность как средство коммуникации и развития речи дошкольников»

Цели: ·        развивать произносительную сторону речи·        формировать коммуникативные навыкиЗадачи:Звуковая кул...

Словарная работа на занятиях по развитию речи в детском саду на разных этапах возрастного развития

Данный материал содержит в себе принципы организации словарной работы с дошкольниками...

Консультация для родителей: «Детский дизайн как средство формирования гармонично развитой личности ребенка»

детский дизайн как средство формирования гармонично развитой личности ребенка...