Многофункциональный сенсорный коврик "Полянка"
методическая разработка по коррекционной педагогике по теме

Многофункциональный сенсорный коврик «Полянка» разработан в рамках практической деятельности  педагогами группы кратковременного пребывания для детей со сложными  нарушениями в развитии «Солнечные дети». Данное дидактическое пособие используется при организации  образовательного процесса с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в разных видах деятельности в соответствии с ФГОС ДО. Представленный материал может вызвать интерес и быть полезным практикующим педагогам,  воспитателям,  специалистам коррекционной педагогики, родителям детей, имеющих сложные нарушения в развитии. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Главное управление образования администрации города Красноярска

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 84 комбинированного вида»

________________________________________________________________    

660068, г. Красноярск, пер. Тихий, д.24; тел. 2644 –031, mdou84@mail.ru

ОКПО 53633567,    ОГРН 1022402065256,      ИНН  2462022725  / КПП   246201001

Многофункциональный сенсорный коврик «Полянка»

Номинация «Дидактическое пособие по познавательному развитию»

                            Авторы:

Туровец Л.Т., учитель-дефектолог

                                                                  Рейнсон Н.А., учитель-логопед

                                                                Балакирева Н.В., воспитатель

Красноярск, 2017

Аннотация:

Многофункциональный сенсорный коврик «Полянка» разработан в рамках практической деятельности  педагогами группы кратковременного пребывания для детей со сложными  нарушениями в развитии «Солнечные дети». Данное дидактическое пособие используется при организации  образовательного процесса с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в разных видах деятельности в соответствии с ФГОС ДО. Представленный материал может вызвать интерес и быть полезным практикующим педагогам,  воспитателям,  специалистам коррекционной педагогики, родителям детей, имеющих сложные нарушения в развитии. 

 

Пояснительная записка

В соответствии с ФГОС ДО, для коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ в образовательной организации «должны создаваться условия, обеспечивающие удовлетворение их особых образовательных потребностей» [ФГОС ДО, п. 3.2.7]. Опыт работы с детьми со сложными нарушениями в развитии показывает, что для большинства детей с ОВЗ характерно нарушение познавательного развития. Вместе с тем,  они обладают достаточно большим потенциалом, открывающим возможности для их позитивной социализации.  

Зная закономерности  развития познавательной деятельности детей  в раннем  и дошкольном возрасте,  и учитывая  индивидуальные особенности развития  «солнечных детей», специалисты могут выстроить систему работы, позволяющую оптимально использовать потенциал каждого ребенка.

Согласно концепции Ж. Пиаже, начальный этап развития познавательной деятельности  - сенсомоторная стадия, когда главную роль в умственном развитии ребенка играют его ощущения и восприятие. Развитие ощущения и восприятия ребенка – необходимая предпосылка для формирования у него более сложных мыслительных процессов.  Сенсорные процессы неразрывно связаны с деятельностью органов чувств, поэтому правильные представления о предметах легче формируются в процессе их непосредственного восприятия (зрительного, слухового и осязательного) и  в процессе различного рода действий с этими предметами, а также  освоения  способов  их использования.

У детей с синдромом  Дауна можно выделить ряд особенностей  развития, которые необходимо учитывать специалистам при оказании им коррекционной психолого – педагогической помощи:

- нарушение сенсорного восприятия, что  связано со сниженной тактильной чувствительностью и часто встречающимися нарушениями зрения и слуха;

- трудности в овладении предметными действиями и сенсорными эталонами, - моторная неловкость.

Исходя из этого,  развитие  сенсо-моторной сферы   является одним их приоритетных направлений в организации коррекционно – развивающей деятельности с данной категорией детей. Одним из необходимых условий эффективности этой деятельности  является проведение систематической и методически правильной работы, в том числе создание развивающей предметно – пространственной  среды. Таким образом, использование многофункционального сенсорного  коврика  «Полянка» является актуальным для развития детей со сложными нарушениями в развитии.

Пособие разработано в рамках практической деятельности специалистами группы кратковременного пребывания для детей со сложными (комплексными) нарушениями развития (синдромом Дауна). Предназначено для организации образовательной   деятельности  с детьми со сложными нарушениями в развитии в группе дошкольного учреждения, реализующей адаптированную основную образовательную программу дошкольного образования. Может быть использовано в профессиональной деятельности разных специалистов  дошкольных учреждений: воспитателей, учителей – дефектологов, учителей – логопедов, педагогов - психологов.

Данное пособие может использоваться для сенсорного развития детей раннего и младшего дошкольного возраста, не имеющих нарушений в развитии. 

Многофункциональный сенсорный коврик «Полянка» разработан с целью развития мультисенсорного восприятия  детей с особыми образовательными потребностями. Пособие  также может быть использовано в работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста.

С помощью данного пособия можно организовать эмоциональные и сенсорно насыщенные игры,  которые позволяют реализовывать следующие задачи:

- стимуляция  познавательной активности;

- активизация зрительного  восприятия;

- обогащение тактильного опыта;

- формирование  первичных представлений о свойствах предметов (цвете, размере, форме, материале);

- формирование умения группировать предметы по цвету;

- развитие  мелкой моторики;

- развитие подражания.

Яркие цвета и разнообразная фактура пособия позволяет одновременно использовать   зрительный и  тактильный анализаторы. Особо  привлекает детей середина коврика, оформленная в виде травки, приятной на ощупь, которую ребенок  изучает тактильно – двигательным способом: ощупывает, может захватить, потянуть. Тактильная стимуляция способствует снятию тревоги и напряженности детей, а также обогащению их  сенсорного опыта. Размер коврика позволяет детям  расположиться на нем в  удобном положении: сидя или лежа на животе.

Многофункциональный коврик помогает решать задачи социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста с ОВЗ. Он является символом объединения взрослых и детей для совместной деятельности, что также значимо в работе с воспитанниками, имеющими нарушения интеллектуального развития. У большинства детей отмечаются  трудности регуляции поведения, переключения, повышенная отвлекаемость. Наличие такого символа в группе способствует  прогнозированию ситуации, становится опорой для организации своего поведения. Привлечение внимания детей к «Полянке» помогает им организоваться и включиться в  общую игру, а совместное с ними скручивание коврика показывает, что деятельность завершена.

Помимо этого сенсорный коврик является универсальным инструментом сенсорной интеграции – восполнения дефицита сенсорного опыта.

Планируемыми результатами использования данного дидактического пособия являются:

- развитие сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста;

- сенсорное насыщение детей со сложными нарушениями в развитии;

- развитие первичных коммуникативных умений;

- развитие мелкой моторики пальцев рук;

- развитие подражания как основы самостоятельной деятельности детей с ОВЗ.

Данное пособие можно использовать при организации совместной деятельности педагогов и детей по технологии  «Круг»  в рамках проведения  «ритуалов приветствия и прощания»,  в индивидуальной коррекционной работе,  при организации совместной деятельности нормативно развивающихся детей и детей с ограниченными возможностями здоровья во время гостевых посещений  групп.

Дидактическое пособие «Полянка» обладает такими характеристиками, как полифункциональность, вариативность, доступность. Многофункциональный сенсорный коврик безопасен в использовании, легко дезинфицируется после каждого применения кварцевыми лампами, при необходимости – стирается, что полностью соответствует нормам СанПина.

Содержание дидактического пособия

Многофункциональный  коврик «Полянка» представляет собой дидактическое пособие, изготовленное  из гипоаллергенного  материала: хлопковой пряжи разного цвета, ярких лоскутов  тканей, размером  130 на 130 см. в  форме  круглой разноцветной поляны. Середина «Полянки» выполнена в технике привязывания разноцветных лоскутов к сетке (имитация травы). От середины  вывязаны 4 «лепестка», имеющие форму полукруга, выполненные в технике вязания крючком. Вязаная часть приклеена к плотной текстильной  основе, чтобы коврик держал форму, и его можно было удобно скатать  и расстелить.

F:\Волшебная полянка\DSC06936.JPG

Дополнительно  для игр  на коврике изготовлены  следующие атрибуты: шарики, цветы  и корзинки разных цветов, пальчиковый  и перчаточный театр, связанные  в аналогичной технике из хлопковой пряжи. Рукотворность исполнения атрибутов позволяет создавать и добавлять новые элементы к играм, усложнять их, постепенно создавая огромную коллекцию игр и упражнений. «Эффект новизны» приводит детей в огромный восторг.

Также для игр на «Полянке» можно использовать другие  дидактические материалы: прищепки для развития мелкой моторики, материалы из игрового набора «Дары Фребеля»,  системы Монтессори (бусины разного цвета и формы, геометрические фигуры, разноцветные веревочки), тематические игрушки небольшого размера.

 На начальном  этапе работы с пособием  воспитатель или специалист, организующий игру, помогает  ребенку  освоить возможные варианты его использования. Как показывает практика,  лучшим объяснением для ребенка с особенностями развития  оказывается действие, которое он выполняет, подражая взрослому или вместе с ним. Постепенно ребенок начинает действовать по образцу взрослого или другого ребенка, а затем и по речевой инструкции, игры усложняются и добавляются новые  атрибуты.

 «Полянка» и материалы, используемые для игр на коврике, располагаются в свободном доступе для детей. Это  позволяет им самостоятельно выбрать предпочитаемую игру, что способствует поддержке инициативы и  формированию первоначальных самостоятельных  действий у детей со сложными (множественными) нарушениями развития.

Пособие  изготовлено в форме круга, что несет в себе дополнительную смысловую нагрузку: в кругу все равны, все находятся на одинаковом расстоянии от центра, все видят друг друга. Это  позволяет каждому ребенку испытать единство  и поддержать эмоциональный контакт с остальными участниками, стимулирует к участию в общем действии. Совместная деятельность взрослых и детей, организованная на «Полянке», строится по типу сотрудничества взрослых и детей. Все выступают как равноправные участники игры и соблюдают очередность. Педагоги эмоционально комментируют игру,  «заражая»  положительными эмоциями детей.

F:\Волшебная полянка\DSC06765.JPG

Варианты дидактических игр с использованием

многофункционального сенсорного коврика  «Полянка».

            Дидактические игры на сенсорное развитие

«Собери цветочки»

Цель: формировать умение осуществлять выбор цвета по образцу, ориентироваться на цвет как на значимый признак.

Оборудование: коврик «Полянка», разноцветные вязаные цветочки  и корзинки красного, желтого, синего и зеленого цвета.

Содержание: педагог обращает внимание детей  на разноцветные цветочки, лежащие на коврике,  предлагает детям разложить их в корзинки такого же  цвета,  показывает, как надо делать, обращая внимание на то, что цвет цветочка  и корзинки совпадает («такой же»). Сначала осуществляется выбор цвета из двух наименований, затем увеличивается до четырех.

«Найди цветок для бабочки»

Цель: формировать умение различать цвета, познакомить детей с названиями основных цветов.

Оборудование: коврик «Полянка», разноцветные вязаные цветочки красного, желтого, синего и зеленого цвета и фигурки бабочек такой же окраски, как цветы.

Содержание: педагог показывает детям, что в середине коврика спрятались разноцветные бабочки,  предлагает детям посадить бабочек на цветок  такого же  цвета.  В  конце игры педагог подводит итог, называет цвета и показывает их: «Синяя бабочка села на синий цветок и т.д.».

Дидактические игры на развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук

«Бросай шарики»

Цель: формировать умение выполнять действия по показу взрослого: брать в руки шарики и бросать их целенаправленно.

Оборудование: коврик «Полянка», разноцветные вязаные шарики, корзина.

Содержание: педагог обращает внимание детей на разноцветные шарики, лежащие на коврике,  предлагает детям бросать их в корзинку, показывает, как надо делать. В случае затруднения используются совместные действия или действия по подражанию. В ходе действий ребенка с шариками педагог сопровождает их речевыми высказываниями: «Берем так – в руку,  потом – бах – в корзину».

«Прокати шарик»

Цель: развивать зрительно – моторную координацию, совместные движения обеих рук.

Оборудование: коврик «Полянка», разноцветные вязаные шарики.

Содержание: педагог обращает внимание детей на разноцветные шарики, лежащие на коврике,  предлагает детям катить шарик по краю коврика, передавая шарики друг другу, показывает, как надо делать. В случае затруднения используются совместные действия или действия по подражанию.

Дидактические игры на тактильно – двигательное восприятие

«Найди игрушки»

Цель: формировать умение осуществлять тактильно – двигательные пробы, ощупывать поверхность, передвигая ладонь и пальцы и находить предметы.

Оборудование: коврик «Полянка», маленькие игрушки («Киндер сюрприз»), мешочек

Содержание: педагог показывает детям, что в середине коврика спрятались игрушки,  предлагает детям найти их и сложить в мешочек, показывает, как надо делать,  сопровождая действия  речевыми высказываниями: «Я ищу игрушку вот так  - вожу рукой по коврику. Нашла и положила игрушку в мешочек».

«Соберем бусы»

Цель: формировать умение различать форму предметов на ощупь.

Оборудование: коврик «Полянка», бусины из игрового набора «Дары Фребеля», мешочек, веревочка.

Содержание: педагог передает по кругу мешочек, и каждый ребенок достает по одной бусине. Дети ощупывают и рассматривают  бусину, а педагог обращает внимание на ее форму (круглая, квадратная) и  предлагает детям найти   бусину такой же формы, спрятанную в центре коврика, показывает, как надо делать,  сопровождая действия  речевыми высказываниями: «У меня бусина   круглая,  я ищу такую же». Затем дети с помощью педагога нанизывают бусины на шнурок.

Заключение

Практика показывает,  что проведение систематической и методически правильной работы с использованием  представленного выше пособия позволяет достичь следующих результатов:

  • дети  со сложными нарушениями развития проявляют   положительные эмоции во время игр на  коврике «Полянка»,  самостоятельно находят мелкие предметы на  его поверхности, используя зрительный и тактильный анализаторы,  подражают действиям взрослого, умеют (или проявляют попытки) группировать предметы по цвету и форме;
  • нормативно развивающиеся дети младшего дошкольного возраста проявляют познавательную активность, знают и различают основные цвета, узнают и различают знакомые предметы на ощупь, владеют  первичными представлениями о свойствах предметов (цвете, размере, материале).

Это, в свою очередь, позволяет нам говорить об эффективности использования многофункционального сенсорного коврика «Полянка» в работе с детьми с разными образовательными потребностями.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Многофункциональное дидактическое пособие для младших дошкольников "Сенсорное панно"

представлены игры и упражнения для работы с детьми младшего дошкольного возраста...

Многофункциональное пособие "Сенсорный куб "

Многофункциональное пособие "Сенсорный куб" дл детей младшего дошкольного возраста....

Многофункциональное дидактическое пособие для детей дошкольного возраста «Сенсорный планшет» Методические рекомендации

Дидактическое пособие предназначено для осуществления познавательного развития детей среднего и старшего дошкольного возраста....

«Многофункциональное сенсомоторное пособие «Шарокат» как средство сенсорного развития детей 2 – 3 лет»

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе и вкусе....

«Многофункциональная среда сенсорной комнаты –дополнительный инструмент в работе с детьми»

Сенсорная комната - это мощный инструмент для расширения и развития мировоззрения, сенсорного и   познавательного развития, в ней собраны значительное количество стимулов, которые могут служ...

Дидактическая игра Многофункциональная сенсорная «Гусеница»

Вхождение в мир математики начинается с самого раннего детства. Ранний возраст - важнейший стартовый период жизни человека. Формирование математических представлений в раннем возрасте должно быть тесн...