«Многофункциональная среда сенсорной комнаты –дополнительный инструмент в работе с детьми»
презентация по коррекционной педагогике на тему

Кузнецова Анна Сергеевна

Сенсорная комната - это мощный инструмент для расширения и развития мировоззрения, сенсорного и   познавательного развития, в ней собраны значительное количество стимулов, которые могут служить игровыми заместителями реальных предметов и явлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvezdochka_prezentatsiya_szh.pptx2.73 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 2 «КАЛИНКА » ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ТЕМУ: «МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ –ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ »

Слайд 2

Речевое развитие – процесс сложный , и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше овладели родной речью, говорили правильно и красиво. Сенсорная комната - это среда, предназначенная для оказания комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы слуха, обоняния, зрения, осязания, вестибулярные рецепторы .

Слайд 3

ВОЗДУШНО-ПУЗЫРЬКОВАЯ КОЛОННА

Слайд 4

СУХОЙ БАССЕЙН

Слайд 5

ТАКТИЛЬНЫЕ ДОРОЖКИ

Слайд 6

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ

Слайд 7

ИГРЫ СО ЗВУЧАЩИМИ КОРОБОЧКАМИ ИГРЫ С МАССАЖНЫМИ МЯЧИКАМИ

Слайд 8

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ИГРЫ С ТАКТИЛЬНЫМИ МЕШОЧКАМИ

Слайд 9

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагоги - родители - дети в развивающей среде сенсорной комнаты

Педагоги – родители – дети в развивающей среде сенсорной комнаты. О.А. МарченкоМуниципальное бюджетное дошкольное учреждениецентр развития ребенка – детский сад №14 «Росинка»  г. Ставр...

«Снятие мышечного и психоэмоционального напряжения с использованием интерактивной среды сенсорной комнаты у детей 2 – 3 года жизни в условиях специализированного дома ребенка»

Обобщение опыта работы в темной сенсорной комнате с детьми раннего возраста, воспитывающихся в доме ребёнка.   Темная сенсорная комната - это уникальная среда для работы психолога, воспитателя, логопе...

"Интерактивная среда сенсорной комнаты и ее применение для коррекции нарушений сенсорной интеграции у дошкольников"

Презентация, раскрывающая понятия "сенсорная комната" и "сенсорная интеграция", а также возможности использования интерактивного оборудования сенсорной комнаты ДОУ в коррекционно-развивающей работе с ...

Статья "Среда сенсорной комнаты как средство развития эмоциональной сферы"

Материал о сенсорной комнате, ее элементах и возможностях их психологического воздействия, в частности на эмоциональную сферу....

КОНСПЕКТ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ЗАНЯТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПОЛУФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СРЕДЫ СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ. Для детей с ОВЗ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад комбинированного вида № 11 г. Ейскамуниципального образования Ейский район     КОНСПЕКТ КОРРЕКЦИОННО-Р...

Развивающая предметно-пространственная среда сенсорной комнаты как условие психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ

О возможностях и целях использования развивающей предметно-пространственной среды сенсорной комнаты....


 

Комментарии

Кузнецова Анна Сергеевна

«Многофункциональная среда сенсорной комнаты –дополнительный инструмент
в работе с детьми»
Речевое развитие - процесс сложный, и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше овладели родной речью, говорили правильно и красиво.
В настоящее время одним из современных инновационных и здоровье сберегающих технологий сенсомоторного развития детей – являются занятия в сенсорной комнате, где особым образом организована окружающая среда для отдыха, расслабления и развития, наполненная различного рода стимуляторами. Они воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и другие.
Сенсорная комната - это мощный инструмент для расширения и развития мировоззрения, сенсорного и познавательного развития, в ней собраны значительное количество стимулов, которые могут служить игровыми заместителями реальных предметов и явлений. Оборудование сенсорной комнаты многофункционально, с ним могут работать специалисты самого разного профиля: психолог , воспитатели, инструктор по физической культуре, учителя-логопеды. Поэтому в сенсорной комнате могут проводиться занятия, в ходе которых каждый специалист решает свои профессиональные задачи.
Занятия в сенсорной комнате положительно влияют на развитие как здоровых детей, так и детей с недостатками зрения и расстройствами речи. В современном мире встречается все больше детей с тяжелыми нарушениями речи. Речевая патология у детей дошкольного возраста не является исключительно логопедической проблемой. Речевые расстройства ограничивают познавательные возможности детей, порождают эмоционально-волевую незрелость, слабую регуляцию произвольной деятельности, выраженную моторную неловкость. У детей этой группы крайне низкая работоспособность, которая связана с ограничением сенсорного потока. Умело воспользовавшись средой сенсорной комнаты можно скорректировать и предотвратить все эти недостатки. Работа с такими детьми обычными методами и приёмами не всегда даёт желаемые результаты. Поэтому, в качестве дополнительной стимуляции, воспитателям групп рекомендуется использование оборудования сенсорной комнаты, которое обеспечивает развитие сенсорной сферы детей и их речевой активности. Форма проведения занятий зависит от индивидуальности и творческого подхода специалиста. Занятия могут проводиться подгруппами по 2-4 человека или индивидуально. Количество человек на занятиях определяется целями работы, возрастом детей и размерами помещения. Для получения устойчивых результатов занятия в сенсорной комнате должны проводиться регулярно.
Какие же элементы сенсорной комнаты и как могут использовать воспитатели групп
для речевого развития ребёнка ?
Использование воздушно-пузырьковой колонны способствует развитию произвольных движений глаз, что формирует умение сосредоточиться на объекте, стимулирует зрительный нерв, успокаивает и способствует выработке концентрации внимания ,а также координирует движения глаз и рук. Можно поиграть в такие игры как :
-«Поймай пальчиком» (обратить внимание ребенка на колонну с пузырьками: как колонна меняет цвет, что в ней плавает (рыбки, пузырьки, шарики). Предложить «поймать рыбку». Ребенок «ловит» рыбку определенного цвета (следит пальчиком по ребристой поверхности трубки за движениями рыбок). Рыбок нужно «ловить» то правой, то левой рукой)
- «Найди такую же рыбку»(обратить внимание ребенка на отражение колонны в зеркале, подчеркивая, что в той колонне, которая отражается, плавают такие же рыбки. Ребёнок «ловит» одну и ту же рыбку сначала в колонне, потом в её отражении, анализируя поверхность (гладкая, ребристая). Так же используются такие игры как :«Куда плывут рыбки», «Расскажи что делают», «Сосчитай рыбок» и т.д.
Сухой бассейн используется как в индивидуальной работе с детьми, так и в работе с малыми группами по 2 - 4 человека. Например, с детьми можно поиграть в игру
- Игра «Отгадай, где спрятано»(даем словесное указание ребенку, где найти предмет (на середине, в правой части бассейна и т. д.)
- Игра «Найди по описанию» (показать ребенку предметы, а затем разложить их на дне бассейна. Ребенок отыскивает указанный предмет. Педагог не показывает предмет, который нужно найти, а дает его словесное описание .Усложнение: ребенок дает словесное описание предмета. За каждое верное описание дается цветной шарик.
Это упражнение не только стимулирует речевую активность, но и активизирует зрительные ощущения и восприятие цвета, снимает психоэмоциональное напряжение при довольно напряженной мозговой деятельности. В конце задания можно пересчитать количество шариков, что развивает математические способности.
Тактильные дрожки с поверхностью из различных материалов, предназначенные для развития сенсорно-тактильной сферы ребёнка, воспитатель может широко использовать для коррекции и профилактики речевых нарушений. Например:
- Ходьба по дорожкам с проговариванием речевого материала. ( это могут быть чистоговорки, скороговорки, разнообразные упражнения с одновременным произнесением текста с различной высотой, силой голоса)
-Игра «Волшебная тропа» (ребенок идет по тактильной дорожке – «кочкам», при этом давая им описание какие они: мягкие, колючие и т.д.)
Одновременно с развитием речи происходит тактильная стимуляция стоп что является профилактикой плоскостопия, развитие координации движений, развивают умение передавать ощущения, а также эмоции в речи.
Использование песочная терапии необходимо для развития мелкой моторики и воображения. Например:
-порисовать пальчиками буквы или слова на светящейся панели в мелком кварцевом песке. Такая игра поможет развить не только речь, но и творческое воображение.
-при обучении грамоте на песке можно чертить схемы слов и предложений, писать заданные буквы, слоги и слова.
-при рисовании песочных картин можно отрабатывать умение строить как простые, так и сложные предложения, рассказы.
Игры с песком в рамках сенсорной комнаты позитивно влияют на речевое развитие ребёнка и являются достаточно эффективными.
Звучащими коробочки (коробочки, имеющие разные наполнители: песок, бисер, болты, крупа и др.) , способствуют развитию творческого воображения, совершенствуют умение дифференцировать неречевые звуки, развивают слуховые анализаторы, развивают память.
Например:
- Запомни и по звуку найди коробочку с бисером (или с песком).
- Найди коробочки которые звучат тихо (громко)
- Выложи в ряд коробочки от тихого звука к громкому или наоборот
Массажные мячи помогают устранить и предотвратить недостатки в развитии мышц кисти руки, тонких дифференцированных движений, а также графо моторных навыков. Одним из эффективных направлений работы в этой области является самомассаж. Дети, произнося слова, одновременно вращают мяч в ладонях, то усиливая, то уменьшая нажим. Умение сочетать действие рук со словом – одно из сложнейших умений для детей –имеющих речевые патологии. Использование массажных мячиков облегчает усвоение данного умения.
Тактильные мешочки можно использовать для изучения счета, цвета, а также для развития тактильного восприятия. Ребенок пытается нащупать содержимое – стимулирует развитие воображения, крупной и мелкой моторики (что неразрывно связано с речевой функцией), описывает предполагаемую форму через ткань, свойства предметов, – развивает навыки связной речи, расширяет активный словарь, работает над грамматическим строем речи.
В играх с мелкими предметами, мозаикой, конструктором, различными наборами по шнуровке предметов развивается мелкая моторика рук ,а также речь.
Использование сенсорной комнаты в работе с детьми позволяет не только разнообразить занятия, но и облегчает обучение детей. Сенсорная комната помогает заинтересовать детей, пробудить в них любознательность, завоевать их доверие, вызывает у них эмоциональный подъем, помогает включить в деятельность малоактивных детей и задействовать все сенсорные возможности, которые не используются ребенком в обычной обстановке.
Таким образом, использование оборудования сенсорной комнаты, позволяет раскрыть резервные возможности каждого ребёнка, что является действенным средством профилактики вторичных дефектов.