Структура адаптированной образовательной программы на воспитанника с ограниченными возможностями здоровья
статья по коррекционной педагогике на тему

Илюхина Ирина Валерьевна
В данной статье раскрывается структура и содержание адаптированной образовательной программы на воспитанника с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aop_dlya_rebenka_s_ovz_-_ilyuhina_-_dou_56.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4 имени Героя Советского Союза Д.П.Левина

городского округа Сызрань Самарской области

Структурное подразделение «Детский сад № 56», реализующее

общеобразовательные программы дошкольного образования

Методист СП «Детский сад № 56» ГБОУ СОШ № 4 г.о.Сызрань

Илюхина Ирина Валерьевна

 

Структура адаптированной образовательной программы на воспитанника с ограниченными возможностями здоровья

        В соответствии со статьей 11 п.6 Федерального закона  от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013 г.) «Об образовании в Российской Федерации» «в целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования». В статье 79 п.1 отмечено, что «содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой…»

Так как на данном этапе не принят ФГОС для категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, мы в своей работе опираемся на ФГОС ДО, где прописаны специальные требования к организации коррекционной работы с детьми с ОВЗ. В соответствии с этим разрабатываем адаптированные образовательные программы на воспитанников с ОВЗ и придерживаемся структуры основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования:

Титульный лист

I. Целевой  раздел

1.1. Пояснительная записка

1.2. Планируемые результаты

II. Содержательный раздел

 2.1. Образовательный компонент

 2.2. Коррекционный компонент

 2.3. Воспитательный компонент

     III. Организационный раздел

I.Целевой раздел

1.1.Пояснительная записка

1.1.1. Сведения о ребенке, заключение и рекомендации ПМПК

1.1.2. Ожидания родителей

1.1.3. Психолого-педагогическая характеристика

1.1.4. Особые образовательные потребности

1.1.5. Цели и основные задачи

1.1.6. Обоснование адаптированной образовательной программы

  1. В таблицу вписываются все рекомендации, данные ПМПК: по какой программе вести обучение, какие занятия и с какими специалистами рекомендованы – если таковых нет, работу ведут воспитатели.
  2. Воспитатели беседуют с родителями и спрашивают, каких результатов они ожидают от детей за этот учебный год.
  3. Педагоги наблюдают за ребенком и пишут на него психолого-педагогическую характеристику, где отмечают особенности его поведения в группе, навыки игровой деятельности, способности и результаты знаний по всем образовательным областям, навыки самообслуживания и т.д.
  4. Прописывается организация обязательной коррекции в соответствии с выявленным нарушением; преемственность содержания и методов дошкольного образования и воспитания, ориентированных на нормализацию или полное преодоление отклонений развития. Обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого как через содержание образовательных областей, так и в процессе индивидуальной работы. Индивидуальный темп обучения и продвижения в образовательном пространстве. Применение специальных методов, приемов и средств обучения, в том числе специализированных компьютерных технологий, дидактических пособий, обеспечивающих реализацию «обходных путей» коррекционного воздействия.
  5. Определяются цели данной адаптированной программы и основные задачи (брать из АООП по коррекции речи, ЗПР, т.д.)
  6. Обоснование адаптированной образовательной программы

Данная адаптированная основная образовательная программа разработана в соответствии с:

  • ФЗ «Об образовании в РФ»
  • СанПиН
  • ФГОС ДО
  • Основной общеобразовательной программой - образовательной программой дошкольного образования дошкольной образовательной организации.
  • Примерной адаптированной программой коррекционно-развивающей работы  (о них я скажу ниже).

  1. Планируемые результаты освоения АОП

а) отмечается, с какими задачами и содержанием образовательных областей ребенок справится к концу учебного года (брать из АООП).

б) Система педагогической диагностики результатов освоения АОП (оценочные материалы)

В основу разработки содержания комплексного психолого-педагогического обследования детей положены следующие требования:

1. Научная обоснованность системы комплексного диагностического обследования.

2. Тесная связь диагностики с образовательной программой дошкольной организации.

3. Единство диагностики и развития (коррекции).

4. Учёт возрастных особенностей и зоны ближайшего развития ребёнка при построении диагностических заданий.

5. Экономичность обследования, обеспечиваемая включением в диагностический комплекс только тех методов, применение которых позволяет получить необходимый объём информации и не приводит к переутомлению ребёнка в ходе обследования.

6. Профессионализм проведения обследования, обеспечиваемый тем, что оно осуществляется только квалифицированными, подготовленными специалистами.

7. Конфиденциальность получаемых результатов, достигаемая за счёт строгой регламентации доступа к полученной информации о ребёнке.

Указываются диагностические материалы

  1. Верещагина Н.В. Диагностика педагогического процесса в средней группе. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014 (по всем образовательным областям во всех группах)
  2. Материалы к адаптированным программам (речь, ЗПР и т.д.)

II. Содержательный раздел

 2.1. Образовательный компонент

2.1.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, обеспечивающих реализацию данного содержания      (см. АООП)

 2.1.2. Календарно-тематическое планирование     (см. АООП)

 2.2. Коррекционный компонент

2.2.1. Специальные условия для получения образования ребенком с ограниченными возможностями здоровья   (см. АООП)

2.2.2. Использование специальных образовательных программ, специальных методических пособий и дидактических материалов

(см. АООП)

 2.3. Воспитательный компонент

                     2.3.1. Условия взаимодействия воспитателей и специалистов  

                     с ребенком    (см. АООП)

                     2.3.2. Условия взаимодействия с родителями ребенка

                         (см. АООП)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

Содержание раздела (2.1.1.) брать из Примерных адаптированных основных образовательных программ по коррекции тех или иных недостатков в развитии.

В образовательном компоненте (2.1.2.) включаете ваше календарно-тематическое планирование.

КОРРЕКЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ

(2.1.2.) (2.2.2.) Его составляющие необходимо взять из Примерных адаптированных программ.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

(2.3.1.) Отмечается единый подход к воспитанию ребенка и единый стиль работы в целом воспитателей, психолога, инструктора по физ.культуре и муз. руководителя.

Работа с родителями (2.3.2.) организуется в нескольких направлениях:

  1. обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования

2) оказание помощи родителям в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития                

3) создание условий для участия родителей в образовательной деятельности         

        4) взаимодействие с родителями по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность

5) создание возможностей для обсуждения с родителями  детей вопросов, связанных с реализацией программы.

III. Организационный раздел

3.1. Психолого-педагогическое обеспечение    (см. АООП)

 

3.2.Программно-методическое обеспечение     (см. АООП)

 

3.3.Материально-техническое обеспечение    (см. ООП – ОП ДО)

3.4. Информационное обеспечение

3.5. Распорядок (расписание) образовательной деятельности

3.6. Индивидуальная образовательная программа Андрея О. (см. Приложение) 

В психолого-педагогическом обеспечении (3.1.) педагоги прописывают:

1. Личностное  взаимодействие взрослых с детьми.

2. Ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности, то есть сравнение нынешних и предыдущих достижений ребенка, стимулирование самооценки.

3. Формирование игры как важнейшего фактора развития ребенка с теми или иными проблемами в развитии

4. Создание развивающей образовательной среды

5.  Сбалансированность  репродуктивной   и продуктивной деятельности.

6. Участие семьи как необходимое условие для полноценного развития ребенка дошкольного возраста с нарушениями речи.

7. Профессиональное развитие педагогов, направленное на развитие профессиональных компетентностей.

Программно-методическое обеспечение (3.2.) - это Адаптированные основные образовательные программы, методические пособия, материалы по всем образовательным областям, которые включены  в Программу детского сада.

Материально-техническое обеспечение (3.3.) также включается из Программы детского сада.

Информационное обеспечение (3.4.) - состоит  в размещении необходимых для родителей информационно-просветительских материалов на информационных стендах группы, детского сада, сайте школы и других информационных носителях.

Расписание (распорядок) образовательной деятельности (3.5.) индивидуально прописывается для каждого ребенка с указанием его участия как в групповой деятельности, так и время для индивидуальной работы с ним в течение недели.

Индивидуальная образовательная программа – ИОП (3.6.) включает в себя задачи и содержание образовательных областей из Адаптированной программы, обозначая игры, упражнения для реализации этих задач и ответственных за эту работу.

В ИОП отмечаются результаты освоения той или иной задачи на начало, середину и конец учебного года.

Промежуточные результаты помогут скорректировать ИОП.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная образовательная программа для воспитанника с ограниченными возможностями здоровья в группе компенсирующей направленности

АОП разработана на основе:1. Основной образовательной программы общеобразовательной организации;2. Программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей/Филичева, Г.В. Чиркин...

Нормативные и методологические основания разработки адаптированных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста представленная в табличном варианте

Нормативные и методологические основания разработки адаптированных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста представленная в табличном варианте. Р...

Положение о разработке и утверждении адаптированной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья

Адаптированная образовательная программа (далее АОП) – это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) с учётом особенностей их ...

Адаптированная образовательная программа для ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (глубокое нарушение физического и психического развития)

laquo;Программа» обеспечивает деятельность по развитию ребёнка на дому, с учетом особенностей его психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений разв...

ПРОЕКТИРОВАНИЕ АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Методические рекомендации

В методических рекомендациях представлены нормативные и методические основания разработки адаптированной образовательной программы для ребенка с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возрас...

Рабочая программа по реализации адаптированной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья .

Программа направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе со...

Рабочая программа по реализации адаптированной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья

Программа направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе со...