Адаптированная образовательная программа для воспитанника с ограниченными возможностями здоровья в группе компенсирующей направленности
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

БРЮХАНОВА ЮЛИЯ АНДРЕЕВНА

АОП разработана на основе:

1. Основной образовательной программы общеобразовательной организации;

2. Программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей/Филичева, Г.В. Чиркина// Коррекция нарушений речи. Программы для дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида;

АОП носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания дошкольника 5-6 лет с общим недоразвитием речи (далее – ОНР), имеющим трудности в освоении Программы своей возрастной группы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_atestatsiya_novaya_attestatsiya_2016.docx97.02 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптированная образовательная программа

для воспитанника с ограниченными возможностями здоровья

в группе компенсирующей направленности

Срок реализации программы – 2015-2016 учебный год

Отвественный за реализацию программы:

учитель-логопед ГБОУ СОШ  СП «Детский сад» «Созвездие»

Брюханова Ю.А.

Содержание

I. Целевой раздел…………………………………………………………….......4

1. Пояснительная записка…………………………………………………….......4

     а) обязательная часть                                                                                              1.1. Нормативно – правовая база……………………………………….……..4

1.2. Цели и задачи по реализации Программы……………………………….…5

1.3. Принципы и подходы к формированию Программы……………………...8

1.4. Значимые характеристики для реализации  Программы…………………11

1.5. Возрастные особенности развития воспитанника с ОНР………………...11

1.6. Характеристика особенностей и условия развития

воспитанника с ОНР…………………………………………………………….12 

1.7. Особые образовательные потребности воспитанника с ОНР………........13

2. Планируемые результаты освоения Программы…………………………...13   3. Система оценки достижения воспитанником с ОНР планируемых результатов освоения Программы……………………………………………...18

II. Содержательный раздел……………………………………………….…..19

2. Образовательная деятельность в соответствии с направлениями  развития ребенка………………………………………………………….……19

а) обязательная часть

2.1. Социально-коммуникативное развитие……………………………….......20

2.2. Познавательное развитие…………………………………………………...20

2.3. Речевое развитие…………………………………………………………….21

2.4. Художественно-эстетическое развитие……………………………………21

2.5. Физическое развитие………………………………………………………..22

3. Особенности организации образовательной деятельности…………….22

3.1. Основные направления коррекционной работы с воспитанником с ОНР…………………………………………….………………………………....22

3.2. Этапы коррекционной работы в группе с воспитанником с ОНР……….23

3.3. Формы организации образовательной деятельности с воспитанником с ОНР……………………………………………………………………………….24

3.4. Учебный план работы……………………………………………………....26

3.5. Календарно-тематическое планирование образовательной деятельности учителя-логопеда………………………………………………………………...27

3.6. Критерии оценивания достижений воспитанника с ОНР по речевому развитию……………………………………………………………………….....29

4. Взаимодействие специалистов и родителей с воспитанником с ОНР………………………………………………………………………………30

5. Индивидуальная программа развития воспитанника с ОНР

на 2014  2015 учебный год………………………….…………………….……33

6. Заключение и рекомендации специалистов……………………………...40

III. Организационный  раздел…………...………………….………………...40

в)  обязательная часть 

3.1. Описание условий для работы с воспитанником с ОНР……………...….40

3.2. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды……………………………………………………………………………...41

3.3. Методическая литература, позволяющая ознакомиться с содержанием парциальных программ, методик, форм организации образовательной работы………………………………………………………………………….…41



Содержание

I. Целевой раздел

1. Пояснительная записка

а) обязательная часть

1.1. Нормативно-правовая база

Адаптированная образовательная программа (далее – АОП) разработана в соответствии с:

1) Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

2)  Федеральным  государственным образовательным стандартом ДО (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155);

3) Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1014 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»; Устава ДОО.

4) Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049 –13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы  дошкольных образовательных организаций», утверждённые постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 № 26.

АОП разработана на основе:

1. Основной образовательной программы общеобразовательной организации;

2. Программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей/Филичева, Г.В. Чиркина// Коррекция нарушений речи. Программы для дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида;

АОП носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания дошкольника 5-6 лет с общим недоразвитием речи (далее – ОНР), имеющим трудности в освоении Программы своей возрастной группы.

Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон.

1.2. Цели и задачи по реализации Программы

Программа обеспечивает развитие личности воспитанника дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учётом возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей и  направлена на достижение следующих целей:

1) Повышение социального статуса дошкольного образования;

2) Обеспечение государством равенства возможностей для ребёнка в получении качественного дошкольного образования;

3) Обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;

4) Сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

Для достижения целей по реализации обязательной части  АОП ставятся  следующие задачи:

1) Охрана и укрепление физического и психического здоровья воспитанника, в том числе его эмоционального благополучия;

2) Обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей;

3) Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);

4) Создание благоприятных условий для развития воспитанника в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала  как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

5) Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

6) Формирование общей культуры личности воспитанника, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития его социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирование предпосылок учебной деятельности;

7) Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья воспитанника;

8) Формирование социокультурной среды, в соответствии с возрастными, индивидуальными, психологическими и физиологическими особенностям воспитанника;

9) Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Целью образовательной деятельности по реализации Программы для воспитанника с ОНР в группе компенсирующей направленности является:

- обеспечение коррекции недостатков в речевом развитии и оказание помощи в освоении основной общеобразовтельной программы;

-  предупреждение возможных трудностей в развитии и активизация речевой деятельности;

- осуществление своевременного и полноценного личностного развития, обеспечение эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса;

- обеспечение разностороннего гармонического развития воспитанника с учетом возрастных и индивидуальных особенностей по основным направления: физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, духовно-нравственному и художественно-эстетическому;

- создание благоприятных условий для полноценного проживания воспитанником  дошкольного детства, формирования основ базовой культуры личности;

- всестороннее развитие психических и физических качеств, подготовка к жизни в современном обществе и обеспечение готовности воспитанника к школе.

Задачи  коррекционного обучения:

1. Устранение дефектов звукопроизношения и развитие фонематического слуха и восприятия;

2. Развитие навыков звукового анализа и синтеза;

3. Развитие слоговой структуры слова, способствующей усвоению навыка слогового анализа и синтеза;

4. Утоянение, расширение и обогащение лексического запаса воспитанника;

5. Формирование грамматического строя речи;

6. Развитие связной речи;

7. Развитие психологической базы речи воспитанника.

1.3. Принципы и подходы к формированию Программы:

Программа сформирована в соответствии с основными принципами, определёнными Федеральным государственным образовательным стандартом ДО: 

1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства;

2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей воспитанника;

3) содействие и сотрудничество ребенка и взрослого, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4) поддержка инициативы воспитанника в различных видах деятельности;

5) сотрудничество организации с семьей;

6) приобщение воспитанника к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

9) учет этнокультурной ситуации развития воспитанника

Успешность коррекционно-развивающей деятельности в работе с воспитанником с ОНР обеспечивается реализацией следующих принципов:

1)  Системность коррекционных, профилактических и развивающих задач - соблюдение означенного принципа не позволяет ограничиваться решением лишь актуальных на сегодняшний день трудностей и требует учета ближайшего прогноза развития ребенка и создания благоприятных условий для наиболее полной реализации его потенциальных возможностей. Иными словами, задачи коррекционной программы должны быть сформулированы как система задач трех уровней: корреционного, профилактического, развивающего.

2) Единство диагностики и коррекции. Этот принцип отражает целостность процесса оказания коррекционной психолого-педагогической помощи ребенку.

3) Приоритетность коррекции каузального типа. В зависимости от цели и направленности можно выделить два типа коррекции: симптоматическую и каузальную. Симптоматическая коррекция направлена на преодоление внешних проявлений трудностей развития. Каузальная – предполагает устранение причин, лежащих в основе трудностей воспитания и развития.

4) Деятельностный принцип коррекции. Данный принцип означает, что генеральным способом коррекционно-развивающего воздействия является организация активной деятельности ребенка и создание оптимальных условий для ориентировки ребенка в конкретной ситуации.

5) Учет возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка. Согласно этому принципу следует учитывать соответствие хода развития ребенка, психического и личностного, нормативному, памятуя в то же время об уникальности, неповторимости, своеобразии личности.

6) Комплексность методов психологического воздействия. Этот принцип позволяет говорить о необходимости использования как в обучении, так и в воспитании дошкольника с ОНР всего многообразия методов, приемов, средств.

7)  Активное привлечение ближайшего социального окружения к работе с ребенком. Перенос нового позитивного опыта, полученного ребенком на коррекционных занятиях, в реальную жизненную практику возможен лишь при условии готовности ближайших партнеров ребенка принять и реализовать новые способы общения и взаимодействия с ним, поддержать ребенка в его саморазвитии и самоутверждении.

Перечисленные принципы позволяют наметить стратегию и направления коррекционно-развивающей деятельности и прогнозировать степень ее успешности.

Важным условием результативности организации обучающей и развивающей деятельности непосредственно на занятиях будут являться насколько последовательно реализуются дидактические принципы:

1) Развитие динамичности восприятия. В ходе  коррекционно-развивающих занятий этот принцип успешно реализуется через задания с постепенно нарастающей трудностью; через включение упражнений, при выполнении которых внимание ребенка обращается на разные признаки, свойства и состояния изучаемого предмета; через разнообразие типов выполняемых заданий и смену видов деятельности детей.

2) Продуктивность обработки информации. Смысл этого принципа состоит в том, чтобы обеспечить обучающему полноценное усвоение учебной информации на основе переноса предлагаемых педагогом способов обработки информации.

3)  Развитие и коррекция высших психических функций. Реализация этого принципа возможна через выполнение заданий с опорой на несколько анализаторов и включение в занятие специальных упражнений по коррекции высших психических функций. Системе таких упражнений в условиях коррекции речевых дефектов детей придается особое значение.

4) Обеспечение мотивации к учению. Этот принцип предполагает обеспечение постоянного интереса ребенка к тому, что ему предлагают выполнить в виде учебного задания.

5) Концентрический.  В коррекционно-развивающей работе целесообразно применять концентрическую систему изучения материала, где каждый последующий концентр включает в себя постепенно усложняющуюся совокупность всех подсистем языка (лексической, синтаксической, морфологической).

Необходимость учета обозначенных принципов очевидна, поскольку они дают возможность обеспечить целостность, последовательность и преемственность задач, а также содержание обучающей и развивающей деятельности. Кроме того, их учет позволяет обеспечить комплексный подход к устранению у ребенка общего недоразвития речи, поскольку таким образом объединяются усилия педагогов разного профиля – учителя-логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре

Настоящая программа позволит наиболее рационально организовать работу воспитанника с ОНР, сэкономить время воспитателя и учителя-логопеда на подготовку к занятиям, обеспечить единство их требований в формировании полноценной речевой деятельности, создать предпосылки для дальнейшего обучения.

1.4. Значимые характеристики для реализации программы

Образовательный процесс в ДОО осуществляют: заведующий, старший воспитатель, воспитатель, учитель – логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуры. Медицинское сопровождение образовательного процесса обеспечивает медицинская сестра.

1.5. Возрастные особенности развития воспитанника 5-6 лет 

Действия детей в играх становятся более разнообразными. Дети уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». Игровые действия детей становятся разнообразными.

Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. Рисунки приобретают сюжетный характер. Изображение человека становится более детализированным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека. В конструировании дети овладевают обобщенным способом обследования образца. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе чертежа, схемы, по замыслу и по условиям.

1.6. Характеристика особенностей и условия развития воспитанника с ОНР

Гнутов Владимир Алексеевич, 23.07.2009г. рождения, возраст – 5 лет. 3 мес. Ребенок от четвертой беременности, во время беременности мама принимала лекарственные препараты от соматических заболеваний. Роды были естественные и затяжные.

Семья полная.  Речевых отклонений среди членов семьи нет. Социальная среда недостаточно благоприятная (ребенок воспитывается в семье пьющих родителей, имеются частые конфликты). По отношению к ребенку мама проявляет чрезмерное заласкивание. Вова посещает старшую группу компенсирующей направленности для детей с ОНР с 1 сентября 2014 года.        05.05.2014 года прошел ПМПК и поставили заключение: Общее недоразвитие речи 3 уровня. Задержка речевого развития. Интеллект развития соответствует возрасту. ПППЦНС гидроцефально-гипертензионный синдром субкомпенсированная форма.

Рекомендации ПМПК:

1. Обучение по адаптированной образовательной программе дошкольного образования для детей с нарушениями речи в группе компенсирующей (комбинированной) направленности.

2. Динамическое наблюдение невролога.

Ребенок активный, общительный, в процессе общения со сверстниками и         взрослыми наблюдается эмоциональная неустойчивость, легко идет на         контакт, отмечается неустойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения, сенсорное развитие и развитие памяти         соответствует возрастной норме, мыслительные операции сформированы         недостаточно

У Вовы отмечается общая и мелкая  моторная недостаточность, нарушение равновесия и  координации движений, испытывает трудности в воспроизведении двигательных заданий по пространственно-временным         параметрам, не может соблюдать последовательность действий.                        Запас знаний  и представлений об окружающем недостаточный. Звуковая сторона речи нарушена. При составлении рассказа по         картинке и серии сюжетных картинок пользуется простой фразой, наблюдаются         аграмматизмы, нарушается связность и последовательность изложения, а         также выпадение смысловых звеньев. Математические представления сформированы слабо.

1.7. Особые образовательные потребности воспитанника с ОНР

- организация логопедической коррекции в соответствии с выявленным нарушением;

- преемственность содержания и методов обучения, ориентированных на полное преодоление отклонений речевого развития;

- обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого в индивидуальной логопедической работы;

- создание условий, нормализующих/компенсирующих состояние высших психических функций;

- получения комплекса медицинских услуг, способствующих устранению первичного дефекта, нормализации моторной сферы, состояния высшей нервной деятельности, соматического здоровья;

- гибкое варьирование оргпнизации процесса обучения;

- индивидуальный тип обучения;

- постоянный мониторинг результативности и динамики развития речевых процессов;

- применение специальных методов, приемов и средств обучения;

- психолого-педагогическое сопровождение семьи с целью ее активного включения в коррекционно-развивающую работу с ребенком, организация партнерских отношений с родителями.

2. Планируемые результаты освоения Программы

Результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.

Целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм реализации Программы, а также от ее характера, особенностей развития детей и Организации, реализующей Программу.

Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.

 Настоящие требования являются ориентирами для:

а) построения образовательной политики на соответствующих уровнях с учетом целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации;

б) решения задач: формирования Программы; анализа профессиональной деятельности; взаимодействия с семьями;

в) изучения характеристик образования детей в возрасте от 2 месяцев до 8 лет), информирования родителей (законных представителей) и общественности относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации.

 К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:

Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте:

- ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

- использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;

- владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;

- стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;

- проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;

- проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;

- у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

 -ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др, способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

- у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Планируемые результаты коррекционнй работы воспитанника

- правильно пользуется речевыми навыками (голос, интонационная выразительность, тембр, темп, ритм, дикция);

- проявляет мотивацию к непосредственно-образовательной деятельности, попытки планировать (с помощью взрослого) деятельность для достижения какой-либо цели;

- употребляет слова, обозначающие названия предметов, действий,

признаков, состояний, свойств и качеств;

- правильно употребляет грамматические формы слова - продуктив-

ные и непродуктивные словообразовательные модели;

- умеет строить простые распространенные предложения, предложения с однородными членами, простейшие виды сложносочиненных и

сложноподчиненных предложений с использованием подчинительных союзов (потому что, чтобы);

- осуществляет слуховую и слухопроизносительную дифференциацию звуков по всем дифференциальным признакам;

- владеет простыми формами фонематического анализа, осуществляет операции фонематического синтеза;

- осознает слоговую структуру слова, осуществляет слоговой анализ и синтез слов (двухсложных с открытыми, закрытыми слогами, трехсложных с открытыми слогами, односложных);

- правильно произносит звуки;

-  воспроизводит слова различной звукослоговой структуры (изолированно и в условиях контекста).

- у ребенка развита мелкая и крупная моторика

3. Система оценки достижения воспитанником с ОНР планируемых результатов освоения Программы

Для изучения оценки и результативности коррекционно-развивающего процесса воспитанника с ОНР была взята «Тестовая методика-экспресс-диагностики устной речи» Фотековой Т.А. Предложенная методика адаптированна для детей дошкольного возраста в соответствии с нормами развития речи в каждом возрастном периоде. Данная диагностика состоит из заданий и проб, которые объединены в шесть серий с максимальным количеством баллов, равным 100,  что составляет 100% успешности.

Серия №1 – Исследование состояние словаря – объединяет пробы заданий, направленные на выявление словаря и точности словоупотребления, а также на определение возможностей подбора антонимов и синонимов.

Серия №2 – Исследование состояния грамматического строя. Использует несколько видов заданий на определение сформированности словоизменения, умений словообразования и согласования.

Серия №3 – Исследование состояние связной речи. Для оценки общего уровня речевого развития используются два вида заданий: составление рассказа по серии сюжетных картин и пересказ рассказа.

Серия №4 – Исследование звукопроизношения – оценивается в полном варианте.

Серия №5 – Исследование состояния фонематического слуха – содкржит пробы и задания, направленные на проверку состояния фонематического восприятия, фонематических представлений, анализа и синтеза, а также способности к воспроизведению звуковых и слоговых рядов.

Серия №6 – Исследование состояния  слоговой структуры – содержит пробы, направленные на проверку воспроизведения слов различной слоговой структуры.

Мониторинг проводится 2 раза в год (в начале и в конце учебного года) или 3 раза в год (в начале года, в середине (промежуточное обследование) и в конце учебного года).

II Содержательный раздел

2. Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка

Содержание Программы  обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей воспитанника в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей

- социально-коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно-эстетическое развитие;

- физическое развитие.

 Содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности:

игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры,

коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками),

познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними),

восприятие художественной литературы и фольклора,

самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице),

конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал,

изобразительная (рисование, лепка, аппликация),

музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах),

двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

 2.1. Социально-коммуникативное развитие

Социально-коммкникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

2.2. Познавательное развитие

Познавательное развитие  предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

2.3. Речевое развитие

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

2.4. Художественно-эстетическое развитие

   Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

2.5.Физическое развитие

 Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

3. Особенности организации образовательной деятельности

3.1. Основные направления коррекционной работы с воспитанником с ОНР

Диагностическая работа направлена на своевременное выявление воспитанника с ОНР, раннюю диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации, комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля, определение уровня актуального  и зоны ближайшего развития воспитанника с ОНР, выявление его резервных возможностей, изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей  воспитанника, а также изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания дошкольника с ОНР; изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка; системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка; анализ успешности коррекционно-развивающей работы.

 Коррекционно - развивающая работа направлена на выбор оптимальных для развития ребёнка с ОНР коррекционных программ/ методик и приёмов обучения в соответствии с его особыми потребностями, на организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно – развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;  на коррекцию и развитие высших психических функций, развитие эмоциональ-волевой и личностных сфер ребенка и психокоррекцию его поведения, социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

Консультативная работа направлена на выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с воспитанником,  на консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы,  консультативную помощь в семье в вопросах на выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ОНР.

Информационно – просветительская работа предусматривает различные формы просветительской деятельности (лекции, индивидуальные беседы, консультирование, анкетирование и т.д.), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса, их родителям (законным представителям) - вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения.

Организационная работа  это создание единого информационного поля детского сада, ориентированного на всех участников образовательного процесса — проведение больших и малых педсоветов, обучающих совещаний с представителями администрации, педагогами и родителями

3.2. Этапы коррекционной работы с воспитанником с ОНР

А) Организационный

Содержание этапа - исходная психолого-педагогическая и логопедическая диагностика детей с нарушением речи, формирование информационной готовности педагогов ДОО и родителей к проведению эффективной коррекционно-педагогической работы с детьми.

Результат - составление коррекционной программы на ребенка.

Б) Основной

Содержание этапа - решение задач, заложенных в коррекционной программе, согласование, уточнение (при необходимости – корректировка) меры и характера коррекционно-педагогического влияния участников коррекционно-образовательного процесса.

Результат - достижение определенного позитивного эффекта в устранении

у воспитанника отклонений в речевом развитии.

В) Заключительный

Содержание этапа - оценка качества и устойчивости результатов коррекционно-речевой работы   с ребенком.

Результат - решение о прекращении корреционной работы с ребенком, изменение ее характера или корректировка программы и продолжение корреционной работы.

3.3. Форма организации образовательной деятельности с воспитанником с ОНР

Организация работы с воспитанником обеспечивается комплексным взаимодействием воспитателей и узких специалистов. В соответствии с ФГОС ДО основной формой работы с детьми дошкольного возраста является игровая деятельность. Программа учитывает это положение, но предполагает, что занятие остается одной из форм работы с детьми при

условии максимального использования игровых форм в рамках каждого занятия.

Коррекционная работа учителя-логопеда с воспитанником с ОНР осуществляется на индивидуальных,  подгрупповых занятиях.

Индивидуальные коррекционные занятия проводятся 2-3 раза в неделю, с  продолжительностью не менее 15-20  минут. Индивидуальная работа проводится как дополнительная к подгрупповым занятиям для пополнения речевой практики воспитанника. На индивидуальном занятии учитель-логопед осуществляет работу по активизации и выработке дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата; подготовке артикуляционной базы для усвоения отсутствующих звуков;  постановке отсутствующих звуков, их различению на слух и первоначальному этапу автоматизации на уровне слогов, слов 

Основная цель подгрупповых занятий – воспитание навыков коллективной работы. Занятия организуются с учетом психогигиенических требований к режиму логопедических занятий, их структуре, способам взаимодействия ребенка с педагогом и сверстниками. Продолжительность подгрупповых занятий составляет 25 минут (в зависимости от периода обучения). Они проводятся в утренние часы в соответствии с расписанием непосредственно-образовательной деятельности  и предусматривают следующие виды деятельности по формированию:

- лексико-грамматических средств языка;

- связной речи;

- по подготовке к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза.

Воспитатель:

-  фронтальные, подгрупповые занятия по развитию речи с применением дидактических игр и упражнений на развитие всех компонентов речи;

- фронтальные и подгрупповые занятия по формированию элементарных математических представлений;

-  экскурсии, наблюдения, экспериментальная деятельность;

-  беседы, ознакомление с произведениями художественной литературы;

- игры, упражнения  по изо деятельности, конструированию, лепке;

- игры и упражнения на развитие общей, мелкой моторики;

- упражнения на формирование правильного физиологического дыхания и фонационного выдоха;

- подвижные, спортивные игры с речевым сопровождением на закрепление навыков правильного произношения звуков;

- игры на развитие пространственной ориентации.

Музыкальный руководитель:

- музыкально-ритмические игры;

- упражнения на развитие слухового восприятия, двигательной памяти;

- этюды на развитие выразительности мимики, жеста;

- игры-драматизации.

Родители:

- игры и упражнения на развитие артикуляционной моторики ребенка;

- контроль за выполнением заданий и произношением ребенка;

- выполнение рекомендаций учителя-логопеда.

 3.4. Учебный план работы

Учебный план  работы с  Гнутовым Владимиром Алексеевичем  соответствует   учебному плану  ГБОУ СОШ  п.г.т. Петра Дубрава СП «Детский сад» «Созвездие»,  группы 6-ти летнего возраста компенсирующей направленности с ОНР.

Вид образовательной деятельности

Периодичность в неделю

(количество занятий)

Двигательная

3

Познавательно-исследовательская:

а) формирование целостной  картины мира

б) формирование элементарных математических представлений

1

1

Конструктивная

1

Изобразительная:

а) рисование

б) лепка

в) аппликация

1

1

1

Восприятие художественной литературы

1

Музыкальная

2

Итого

12

Коррекционные занятия

2-5-5

3.5. Календарно-тематическое планирование образовательной деятельности учителя-логопеда

1 период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Сентябрь

1 – 2 недели – обследование устной речи

3 неделя

1. Тема «Овощи. Огород»

2. Составление описательного рассказа обовощах по картинно-графической схеме»

4 неделя

1. Тема «Фрукты. Сад»

2. Составление описательного рассказа о фруктах по картинно-графической схеме»

Октябрь

1 неделя

1. Тема «Сад-огород»

2. Составление рассказа – описание с элементами сравнения «Помидор и яблоко»

2 неделя

1. Тема «Осень»

2. Составление рассказа об осени по картинно-графическому плану

3 неделя

1. Тема «Грибы. Ягоды»

2. Пересказ рассказа «В лесу» с опорой на схему

4 неделя

1. Тема «Части тела»

2. Составление рассказа-описания о лице человека

Ноябрь

1 неделя

1. Тема «Одежда»

2. Составление описательного рассказа об одежде по плану

2 неделя

1. Тема «Обувь»

2. Заучивание стихотворения «Сапожки» с опорой на схему

3 неделя

1. Тема «Головные уборы»

2. Составление описательного рассказа по плану

4 неделя

1. Тема «Посуда»

2. Составление описательного рассказа о посуде

2 период обучения (декабрь, январь, февраль)

Декабрь

1 неделя

1. Тема «Зима»

2. Рассказ по сюжетной картинке «Петя и снеговик». Усвоение навыка составления короткого рассказа.

3. Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках

2 неделя

1. Тема «Дикие животные и их детеныши»

2. Пересказ сказки «Три медведи» по серии картинок

3. Развитие слухового восприятия и внимания на речевых звуках

3 неделя

1. Тема «Домашние животные и их детеныши»

2. Пересказ сказки «Волк и семеро козлят» с опорой на предметные картинки.

3. Понятие о звуке.

4 неделя

1. Тема «Новый год»

2. Составление рассказа по сюжетной картине «Новый год».

3. Звук А. Понятие о гласном звуке.

Январь

2 неделя

1. Тема «Зимующие птицы»

2. Составление описательных рассказов о зимующих птицах  по картинно-графическому плану

3. Звук У.

3 неделя

1. Тема «Домашние птицы»

2. Составление рассказа-описания о домашних птицах по плану

3. Звуки А-У.

4 неделя

1. Тема «Животные Севера»

2. Составление описательного рассказ о морже по картинно-графическому плану.

3. Звук И.

Февраль

1 неделя

1. Тема «Животные Жарких стран

2. Составление короткого описательного рассказа «Слон»

3. Звук О.

2 неделя

1. Тема «Мебель»

2. Заучивание загадки о столе с опорой на предметные картинки

3. Звук Э.

3 неделя

1. Тема «Дом и его части»

2. Пересказ сказки «Теремок»

3. Звук Ы.

4 неделя

1. Тема «Наша Родина»

2. Заучивание стихотворения «Пограничник»

3. Звуки М-Мь. Понятие согласный звук, звонкий, мягкий и твердый

3 период обучения (март, апрель, май)

Март

1 неделя

1. Тема «Весна»

2. Составление описательного рассказа о весне

3. Звуки Н-Нь.

2 неделя

1. Тема «8 Марта. Семья»

2. Сотавление рассказа по сюжетной картинке «Мамин день»

3. Звуки П-Пь.

3неделя

1. Тема «Профессии»

2. Составление описательного рассказа о профессиях

3. Звуки Т-Ть.

4 неделя

1. Тема «Транспорт»

2. Составление описательных рассказов о транспорте по картинно-графической схеме

3. Звуки К-Кь.

Апрель

1 неделя

1. Тема «Перелетные птицы»

2. Пересказ рассказа «Ласточка»

3. Звуки П-Т-К.

2 неделя

1. Тема «Деревья»

2. Составление описательных рассказов о деревьях по плану

3. Звуки Г-Гь.

3 неделя

1. Тема «Насекомые»

2. Заучивание стихотворения «Пчела»

3. Звуки Х-Хь.

4 неделя

1. Тема «Рыбы рек и озер»

2. Составление описательного  рассказа о рыбах рек и озер по картинно-графическому плану»

3. Звуки В-Вь.

Май

1 неделя

1. Тема «Рыбы морей и океанов»

2. Сотавление описательного рассказа о рыбах рек и озер по картинно-графическому плану

3. Звуки Ф-Фь.

2 неделя

1. Тема «Город. Улица»

2. Составление рассказа по сюжетной картине «Наш город»

3. Звуки Б-Бь.

3 неделя

1. Тема «Цветы сада»

2. Составление описательных рассказов о цветах сада по картинно-графическому плану3. Звуки П-Б.

3. Звуки П-Б.

4 неделя

1. Тема «Цветы леса, поля»

2. Составление описательных рассказов о цветах сада по картинно-графическому плану

3. Звуки Д-Дь.

3.6.  Критерии оценивания достижений воспитанника с ОНР по речевому развитию

Дата проведения мониторинга:         - сентябрь 2014г.                  - июнь 2015г.

Словарь    (100 баллов = 100%)

общая

сумма

предметы

действия

признаки

1)

(10 б.)

2)

(10 б.)

3)

(4 б.)

4)

(4 б.)

1)

(5 б.)

2)

(9 б.)

3)

(5 б.)

4)

(10 б.)

5)

(6 б.)

1)

(6 б.)

2)

(5 б.)

3)

(3 б.)

4)

(3 б.)

5)

(12 б.)

6)

(8 б.)

Грамматический строй    (200 баллов = 100%)

общая

сумма

словообразование

словоизменение и согласование

1)

12 б.

2)

12 б.

3)

25 б.

4)

18 б.

5)

10 б.

1)

9 б.

2)

15 б.

3)

21 б.

4)

21 б.

5)

8 б.

6)

6 б.

7)

4 б.

8)

4 б.

9)

12 б.

10)

12 б.

11)

8 б.

12)

3 б.

 

Связная речь    (100 баллов = 100%)

общая

сумма

пересказ

рассказ по серии сюжетных картин

А. (10 б.)

Б. (15 б.)

В. (15 б.)

А. (15 б.)

Б. (15 б.)

В. (15 б.)

Г. (15 б.)

                         

Звукопроизношение    (100 баллов = 100%)

общая

сумма

1) степень автоматизированности звуков (72 б.)

2) дифференциация звуков

(28 б.)

                                                                     

Фонематический слух    (100 баллов = 100%)

общая

сумма

фонематические

представления

фонематический анализ

фонемати-

ческий синтез

(20 б.)

воспроизведение

А.

(5 б.)

Б.

(15 б.)

А.

(10 б.)

Б.

(10 б.)

В.

(20 б.)

А.

(10 б.)

Б.

(10 б.)

Слоговая  структура  слова    (100 баллов = 100%)

общая

сумма

воспроизведение слов

воспроизведение предложений

(32 б.)

с 1 по 10 типы

(20 б.)

с 11 по 16 типы

(48 б.)

4. Взаимодействия специалистов и родителей с воспитанником с ОНР

  Специалисты структурного подразделения осуществляют индивидуально-дифференцированный подход при проведении образовательной деятельности организации досугов, праздников согласно рекомендациям учителя-логопеда.

 Психолог:

  -психодиагностика;

  -выявление компенсаторных возможностей;

  -тренинговые упражнения.

           Логопед:

  - диагностика, постановка и автоматизация звуков;

  - развитие фонематического слуха;

  - речевое и языковое развитие;

  - логоритмика.

          Музыкальный руководитель:

  - логоритмика;

  - постановка диафрагмально-речевого дыхания;

  - развитие координации движений;

  - музыкотерапия;

  - развитие общей и мелкой моторики.

           Воспитатель:

  - автоматизация звуков;

  - развитие фонематического слуха;

  - расширение словаря;

  - профилактика дислексии и дисграфии;

  - развитие связной речи.

          Инструктор по физической культуре:

  - дыхательная гимнастика;

  - развитие крупной и мелкой моторики в играх и упражнениях;

 - развитие ОВД;

 - элементы лечебной физкультуры.

Формирование толерантного отношения к воспитаннику с ОНР со стороны сверстников:

- беседы;

-моделирование (составление карты – схемы, макета города, «деревья – характеры»);

- постановка вопросов проблемного характера и самостоятельный поиск ответов на свои же вопросы;

- наблюдение – живое общение с окружающим миром и природой, которое способствует эмоциональному отклику детей, расширяет их кругозор;

- создание игровых ситуаций (воображаемое путешествие, рассказ от имени воображаемого героя), использование сюрпризных моментов (появление сказочного персонажа);

-использование цикла бесед, игр- диалогов;

-чтение художественной литературы, драматизация, проигрывание  инсценировок на правила поведения в общественных местах;

-прослушивание музыкальных произведений разных стран мира.

-игры-занятия, созданные на материалах различных сказок, с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуация;

-сочинение сказок и историй самими детьми;

-инсценировки сказок.

- просмотр мультипликационных фильмов;

 - работа с родителями.

 Взаимодействие с родителями ребенка

  Включение родителей в образовательный процесс:                                                      

 - выполнение рекомендации всех специалистов;

- выполнение домашних заданий учителя-логопеда;

- посещение индивидуальных занятий;

- консультирование невролога, психиатра.


5. Индивидуальная программа развития воспитанника с общим недоразвитием речи на 2015 – 2016 учебный год

Фамилия, имя ребенка Гнутов Владимир                                                                                                                        

Дата рождения: 23.07.2009 г.                                                                                                                                        

Заключение ПМПК: ОНР III уровня. ЗРР. Интеллект сохранен. ПППЦНС гидроцефально-гипертензионный синдром,                 субкомпенсированная форма                                                                                                                                        

Группа: старшая компенсирующей направленности с ОНР                                                                                                

Дата составления: сентябрь 2015 учебный год                                                                                                                

Срок реализации: сентябрь 2015г. – май 2016г.                                                                                                                

Характеристика уровня речевого развития

Направление работы

Задачи коррекционной работы по периодам обучения

Приемы и методы

работы

Возможные достижения

1. Гипотония мышц артикуляционного аппарата

2. Нарушено звукопроизношение: ребенок искажает свистящие звуки -  с, з., отсутствуют шипящие и сонорные звуки – ш, ж, щ, ч; л, ль, р, рь., не дифференцирует звуки с-ш, ж-з, р-л, ч-ть, щ-сь, ш-щ, ль-й.

1. Развитие артикуляционного аппарата

2. Формирование правильного звукопроизношения

1. Активизировать артикуляционный аппарат. Нормализовать мышечный тонус с помощью тонизурующего массажа.

 1 период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь)

2. Формировать сильную, длительную, направленную воздушную струю.

- подготовить артикуляционный аппарат к произношению свистящих звуков;

- постановка свистящих звуков (с,з);

- автоматизировать свистящие звуки изолированно, в слогах, словах,  словосочетаниях, предложениях и связной речи;

- подготовить артикуляционный аппарат к произношению шипящих звуков;

 - постановка шипящих звуков (ш, ж, щ, ч) и их автоматизация в слогах.

2 период обучения (декабрь, январь, февраль)

1. Продолжать автоматизировать  шипящие звуки в словах, словосочетаниях,  предложениях, связной речи;

- подготовить артикуляционный аппарат к произношению сонорных звуков (л, ль, р, рь)

3 период обучения (март, апрель, май)

1. Продолжать автоматизировать шипящие звуки в словах, словосочетаниях,  предложениях, тексте.

- постановка сонорных звуков (л, р, ль, рь)

- автоматизировать сонорные звуки изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте.

2. Упражнения: «Загнать мяч в ворота», «Кто дальше загонит мяч», «Улыбка», «Лопаточка», «Чашечка», «Грибок», «Гармошка», «Фокус», «Пароход гудит», «Лошадка», «Маляр», «Дятел».

2. Ребенок правильно произносит звуки.

3.Фонематические процессы сформированы недостаточно:

а)фонематическое восприятие: ребенок допускает ошибки на различение слогов, слов с оппозиционными звуками;

б) допускает ошибки в воспроизведении гласных звуков и слоговых рядов;

в) отсутствуют навыки звукового анализа и синтеза.

3. Развитие фонематического слуха

1-3 периоды обучения

3. Упражняться в узнавании гласных и согласных на фоне слова;

-учить различать звуки по звонкости-глухости, твердости-мягкости;

- уметь воспроизводить по памяти сочетание гласных из 3-4-х звуков;

- учить выделять на слух первый ударный гласный в словах;

- учить выделять последний гласный в словах (в сильной позиции);

- упражнять в составлении слогов и односложных слов из звуков,

- уметь определять последовательность и количество звуков в односложных словах.

3. Игры:

«Повтори за мной»,

«Найди звук», «Будь внимателен», «Назови первый и последний звук в словах», «На какой звук начинается слово», «Составь из звуков слог или слово».

3. Ребенок дифференцирует оппозиционные звуки в слогах, в словах, воспроизводит сочетание гласных из 3-х звуков, владеет простыми навыками звукового анализа и синтеза.

3. Нарушена слоговая структура слова: ребенок допускает ошибки в воспроизведении слов сложного слогового состава из 4-х слогов и ошибки в воспроизведении слоговой структуры слова в предложениях.

3. Формирование слоговой структуры слова

 1-3 периоды обучения

3. Учить отхлопывать слова по слогам;

- упражнять в определении количества слогов.

3. Игры: «Отстукивание слогов», «Отхлопни слово по слогам».

3. Ребенок воспроизводит слова различного слогового состава и сложного слогового состава.

4.а) Нарушен номинативный словарь: ребенок не знает или допускает ошибки  в  названии предметов, обобщающих понятий, частей предметов, затрудняется в подборе антонимов.        

б) Нарушен предикативный словарь: ребенок не знает или допускает ошибки в подборе         действий к предметам, а также в подборе глаголов – антонимов.        

в) Нарушен словарь признаков и наречий: ребенок не называет оттеночные цвета, неправильно называет признаки предметов, форму, величину, испытывает трудности в подборе антонимов прилагательных и наречий, а также в подборе прилагательных к именам существительным.

4. а) Активизирование и обогащение номинативного словаря

б) Активизирование и обогащение предикативного словаря

в) Активизирование и обогащение словаря признаков и наречий

1 период обучения

4. а) Вводить в речь и закреплять названия предметов по теме: «Овощи», «Фрукты», «Грибы», «Ягоды», «Части тела», «Обувь», «Одежда», «Головные уборы».

- вводить в активную речь обобщения: «Овощи», «Фрукты», «Грибы», «Части тела», «Головные уборы».

2 период обучения

-вводить в речь и закреплять названия предметов по теме: «Зима», «Дикие и домашние животные», «Зимующие и домашние птицы», «Мебель»;

- вводить в активную речь обобщения: «Мебель», «Дикие и домашние животные», Зимующие и домишние птицы», «Животные жарких и холодных стран»;

- упражнять в названии частей предметов: дно, носик;

- упражнять в подборе антонимов к существительным: день, зима, добро.

3 период обучения

- вводить в речь и закреплять названия предметов по теме: «Транспорт», «Профессии», «Перелетные птицы», «Деревья», «Насекомые».

- вводить в активную речь обобщения:

«Транспорт», «Профессии», «Перелетные птицы», «Насекомые».

1-3 периоды обучения

б) учить подбирать действия к предметам по теме «Домашние и дикие животные», «Домашние птицы» «Зимующие птицы», «Перелетные птицы», «Профессии».

- упражнять в подборе антонимов к глаголам: опустить, ломать, ссориться.

 1-3 периоды обучения

в) упражнять в назывании оттеночных цветов (оранжевый, фиолетовый, серый, голубой, розовый) по темам;

- учить описывать предмет по форме и величине по темам;

- учить подбирать прилагательные к именам существительным по темам;

- упражнять в подборе антинимов к именам прилагательным и наречиям: добрый, светлый, веселый, молодой, больной, острый, прямой, широкий, тихо, высоко, быстро, внизу, далеко, тяжело по темам.

4. Игры: «Назови предметы», «Назови одним словом», «Назови части предмета», «Кто как передвигается?», «Кто как голос подает?», «Назови по цвету и форме», «Подбери слова-признаки», «Подбери слова-действия», «Скажи наоборот».

4. Ребенок называет предметы, части предметов, обобщает слова, подбирает действия к предметам.

5. Нарушен грамматический строй речи:

а) словообразование: допускает ошибки в образовании уменьшительно –         

ласкательных форм существительных, в образовании детенышей животных и птиц, затрудняется в образовании относительных и притяжательных

прилагательных, не образует приставочные глаголы и глаголы совершенного вида.

б) словоизменение:

ребенок неверно образует имена существительные единственного и множественного числа в Им.п. и Р.п., неправильно употребляет имена существительные в косвенных падежах единственного числа, допускает ошибки в согласовании числительных с существительными, в согласовании имен прилагательных с существительными в роде и числе, неправильно  употребляет простые предлоги, допускает ошибки в изменении глаголов по числам и по временам (настоящее,                

прошедшее), испытывает трудности в понимании         предложений с причинно-следственной связью.

5. Развитие грамматического строя речи

1 период обучения

5. а) Упражнять в образовании имен существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов  -ик, -чик, -к, -ечк по темам;

- упражнять в образовании глаголов совершенного вида от глаголов несовершенного вида.

2 период обучения

- упражнять в образовании детенышей животных при помощи суффиксов -онок,

 -енок по темам;

- учить образовывать относительные прилагательные при помощи суффиксов

-ов, -ев, -н, -янн, -анн по темам;

3 период обучения

- учить образовывать глаголы при помощи приставок -под, -в; -от, -пере;

- учить образовывать притяжательные прилагательные при помощи суффиксов

-ин, -ын, -ья, -ье, -ан, -ян по темам;

1-3 периоды обучения

б) Учить употреблять имена существительные в И.п. в форме единственного числа и множественного числа с окончаниями -ы, -и, -а;

- учить употреблять существительные м.р. и ср.р. 2-ого скл. в форме единственного числа Р.п., Д.п., Тв. п. и П.п., а также существительные ж.р. 3-ого скл в Р.п., Тв. п. и П.п;

- учить употреблять существительные в форме множественного числа в Р.п;

- упражнять в согласовании числительных одна/две с существительными ж.р. и одно/два с существительными ср.р;

- упражнять в согласовании прилагательных с существительными в ж.р. и в ср.р. единственного числа;

- упражнять в употреблении предлогов –за, -от;

- упражнять в употреблении глаголов по числам и временам.

5. Игры: «Назови ласково», «Назови детенышей животных», «Какой, какая, какое», «Чей, чья?», «Один-много», «Из чего сделан предмет», «Назови, какой сок», «Кто где живет?», «Где что растет?», Что делает? Что сделал?», «Кто чем управляет?», «Кому что нужно для работы?», «Кому что дадим?».

5. Ребенок образует продуктивные и непродуктивные формы слов; употребляет имена существительные в единственном числе и во множественном числе; употребляет имена существительные в косвенных падежах единственного и множественного чисел; употребляет простые предлоги; согласует имена прилагательные с существительными.

6. Недостаточно сформирована связная речь: ребенок при составлении рассказа по картинке и серии сюжетных картинок пользуется простой фразой, наблюдаются

аграмматизмы, нарушается связность и последовательность изложения, а также выпадение смысловых звеньев. Пересказ составляет с некоторой помощью (стимулирующие вопросы), допускает искажение смысла, отмечаются пропуски частей текста, преимущественно использует простые распространенные предложения.        

6. Развитие связной речи

1-3 периоды обучения

6. Упражнять в составлении предложений по вопросам и без них;

- упражнять в составлении коротких рассказов по сюжетной картине, по серии картин (из 2-3 картинок).

- упражнять в пересказывании коротких текстов с предварительной отработкой ее содержания по вопросам.

6. Сказки для составления рассказов.

Задания: «Расскажи по картинке», «Найди картинке место», «Исправь ошибку».

6. Ребенок составляет рассказы по картинке и серии сюжетных картин; пересказывает небольшие рассказы без помощи взрослого.


6. Заключение и рекомендации специалистов

Учитель-логопед:

1. Создать условия для выполнения рекомендаций учителя-логопеда.

2. Выдерживать единые требования к ребенку в семье.

3. Повышать мотивацию к занятиям.

4. Обогащать словарный запас  ребенка в свободной деятельности.

5. Расширять смысловое значение новых слов.

6. Заниматься продуктивными видами деятельности.

7. Повышение двигательной активности.

Рекомендации родителям

1.Выполнение рекомендации, учителя-логопеда.

2.Выпонение домашних заданий учителя-логопеда.

3.Посещение индивидуальных занятий.

4.Консультирование невролога, психиатра.

III.Организационный раздел

3.1. Описание условий для работы с воспитанником с ОНР

В ГБОУ СОШ  п.г.т. Петра Дубрава СП «Детский сад» «Созвездие»  создаются  условия, гарантирующие возможность:

1) Включения воспитанника с ОНР, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в разработку основной образовательной программы дошкольного  образования, проектирование и развитие внутри садовской социальной среды, а также формирование и реализацию индивидуальных образовательных маршрутов воспитанников;

2) Использования в образовательном процессе современных научно-обоснованных и достоверных коррекционных технологий, адекватных  особым образовательным потребностям воспитанника с ОНР;

3) Взаимодействия в едином образовательном пространстве общеобразовательной и специальной (коррекционной) группы в целях продуктивного использования накопленного педагогического опыта обучения воспитанника с ОНР.

3.2. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

Предметно-пространственная развивающая среда – это единое пространство ДОО – групп, кабинетов, залов и др. Предполагает свободу передвижения ребенка по всему зданию. Пространство групп разделено на небольшие микропространства (для нахождения в них 3-6 человек).

Поставив стеллажи торцом к стенам, перегородив пространство небольшими ширмами, деревянными каркасами, крупным модульным материалом и др. предметно-игровая среда строится так, чтобы дети могли участвовать во всем многообразии игр.

Предметно-пространственная развивающая среда отражает пять направлений ФГОС ДО и представляет центры детской деятельности.

1. Социально – коммуникативное развитие - Центр игры, Безопасность, Труд.

2. Познавательное развитие – Конструирование, Центр науки и природы, Центр сенсорного развития, Цент ФЭМП.

3. Художественно – эстетическое развитие - Цент художественного творчества, Музыкальный центр.

4. Речевое развитие - Центр речевого развития, Центр книги.

5. Физическое развитие - Спортивный центр, Центр уединения – диванчик, кресло отгороженное от детей небольшими ширмами.

3.3. Методическая литература, позволяющая ознакомиться с содержанием парциальных программ, методик, форм организации образовательной работы

1. Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Голубева Г. Г., Лопатина Л. В., Ноткина Н. А., Овчинникова Т. С., Яковлева Н. Н. Программа воспитания и обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. — СПб., 2009.

2. Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П.,Соколова Н. Д. П78 Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.— СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2003. — 320 с. — (Коррекционная педагогика). ISBN 5-94033-094-0

3. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. — СПб., 2010.

4. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. — СПб., 2006.

5. Екжанова Е. А. Организация коррекционно-воспитательного процесса в условиях специализированного дошкольного учреждения для детей с нарушением интеллекта / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева // Дефектология. — 2000. — № 3. — С. 66—78.

6. Екжанова Е. А. Организация и содержание коррекционно-воспитательной работы в специализированном дошкольном учреждении для детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых) / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева. — М., 2000.

7. Екжанова Е. А. Коррекционно–развивающее обучение и воспитание: Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта /  Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева. — М.: Просвещение, 2-е изд. —  2005.

8. Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. – М.: Федеральный инсти-тут развития образования, 2014. – 96 с.

9. Катаева А. А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями  в развитии / А. А. Катаева, Е. А. Стребелева. — М.: Владос, 2004. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста / под ред. Е. А. Стребелевой. — М.: Просвещение, 2005. Специальная дошкольная педагогика / под ред. Е. А. Стребелевой. — М.: Академия, 2002.

10. Каменская В. Г. Детская психология с элементами психофизиологии. — М, 2005.

11. Логинова Е. А. Нарушения письма, особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития. — СПб., 2007.

12. Логопедия / под ред. Л. С. Волковой — М. 2005.

13. Лопатина Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. — СПб., 2005.

14. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых

нарушений / Под ред. Г. В. Чиркиной — М., 2003.

15. Михайлова З. А. Игровые задачи для дошкольников. — СПб., 2010.

16. Михайлова З., Иоффе Э. Н. Математика от трех до семи. — СПб., 2010.

17. Михайлова З. А., Носова Е. А., Столяр А. А. и др. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. — СПб., 2010.

18. Михайлова З., Чеплашкина И. Математика — это интересно. — СПб., 2009.

19. Основная образовательная программа общеобразовательной организации;

20. Парамонова Л. Г. Развитие словарного запаса у детей. — СПб., 2009.

21. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1014 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;

22. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного

образования «Детство». — СПб., 2012.

23. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Вераксы Н. Е., Васильевой М. А., Комаровой Т. С. — М., 2012.

24. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей/Филичева, Г.В. Чиркина// Коррекция нарушений речи.

25. Программа для дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида;

26. Сайкина Е. Г., Фирилева Ж. Е. Физкульт-привет минуткам минуткам и паузам.— СПб., 2009.

27. Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049 –13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы  дошкольных образовательных организаций», утверждённые постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 № 26.

28. Смирнова И. А. Логопедический альбом для обследования лиц с выраженными нарушениями произношения. — СПб., 2010.

29. Смирнова И. А. Логопедический альбом для обследования звукопроизношения. — СПб., 2010.

30. Смирнова И. А. Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи. — СПб., 2010.

31. Туманова Т. В. Особенности словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи. — М., 2002.

32. Филичева Т. Б., Туманова Т. В., Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации. — М., 2009.

33. Федеральный  государственный образовательный стандарт ДО от 17.10.2013 N 1155;

34. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

35. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. — М., 2007.

36. Хватцев М. Е. Предупреждение и устранение недостатков речи. — СПб., 2004.

37. Цейтлин С. Н., Погосян В. А., Еливанова М. А., Шапиро Е. И. Язык, речь, коммуникация.

         

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нормативные и методологические основания разработки адаптированных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста представленная в табличном варианте

Нормативные и методологические основания разработки адаптированных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста представленная в табличном варианте. Р...

Положение о разработке и утверждении адаптированной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья

Адаптированная образовательная программа (далее АОП) – это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) с учётом особенностей их ...

Структура адаптированной образовательной программы на воспитанника с ограниченными возможностями здоровья

В данной статье раскрывается структура и содержание адаптированной образовательной программы на воспитанника с ОВЗ....

Адаптированная образовательная программа для ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (глубокое нарушение физического и психического развития)

laquo;Программа» обеспечивает деятельность по развитию ребёнка на дому, с учетом особенностей его психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений разв...

ПРОЕКТИРОВАНИЕ АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Методические рекомендации

В методических рекомендациях представлены нормативные и методические основания разработки адаптированной образовательной программы для ребенка с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возрас...

Рабочая программа по реализации адаптированной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья .

Программа направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе со...

Рабочая программа по реализации адаптированной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья

Программа направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе со...