Консультация для воспитателей логопедических групп "Психологическое сопровождение детей с общим недоразвитием речи"
консультация по коррекционной педагогике на тему

Иванова Ольга Валерьевна

В консультации представлены рекомендации педагога-психолога для работы с детьми, имеющими нарушения речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_sayt.docx16.7 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей логопедических групп «Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с общим недоразвитием речи»

Подготовила: Иванова О.В., педагог-психолог МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 233» г. Саратова

        У детей с общим недоразвитием речи наблюдается своеобразие их психического развития: отмечается недостаточность развития различных видов восприятия и в первую очередь слухового, зрительного, пространственного.

        Недостаточность базового слухового восприятия влияет на формирование фонематического слуха, а в дальнейшем – фонематического восприятия. Нарушение фонематического восприятия отмечается у всех детей с ОНР. Дети испытывают трудности при выполнении заданий по словесной инструкции.

        Нарушение зрительной сферы проявляются в основном в бедности и недифференцированности зрительных представлений в инертности и нестойкости зрительных образов.

Дети с недоразвитием речи затрудняются в дифференциации понятий «справа» и «слева», обозначающих местонахождение предмета. У них также наблюдаются трудности  ориентировки в собственном теле.

Внимание характеризуется недостаточной устойчивостью, сложностью при распределении, быстрой истощаемостью, что определяет тенденцию к снижению темпа работы.

Объём зрительной памяти детей с ОНР практически не отличается от нормы. Однако заметно снижена слуховая память и продуктивность запоминания. Обладая в целом полноценными предпосылками овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

У детей с ОНР отмечается отставание в развитии двигательной сферы, которое характеризуется плохой координацией движений, общим недоразвитием мелкой моторики.

Речевые нарушения сказываются на характере взаимоотношений ребёнка с окружающими, на формирование его самосознания и самооценки. Несформированность средств общения может быть главной причиной неблагоприятных отношений в группе сверстников. Особенности речевого развития детей с ОНР в сочетании с нарушениями коммуникативной функции выражается в снижении потребности в общении, несформированности способов коммуникации (диалогическая и монологическая речь), особенностях поведения (незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм).

Личность ребёнка с ОНР характеризуется специфическими особенностями, среди которых имеют место заниженная самооценка, проявления тревожности и агрессивности разной степени выраженности.

Исходя из вышесказанного, задачами работы с детьми данной категории являются следующие задачи:

  • совершенствование коммуникативных навыков;
  • снижение психоэмоционального напряжения, тревожности, агрессии, импульсивности, гиперактивности;
  • развитие паралингвистических средств общения;
  • коррекция страхов и негативных черт характера;
  • развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения);
  • обучение способам регуляции эмоционального состояния;
  • формирование чувствительности к невербальным средствам общения;
  • развитие эмоционально-выразительных движений;
  • развитие межличностного доверия и группового сотрудничества.

Работа с детьми начинается с психологического изучения развития личности ребёнка (диагностика) с использованием метода наблюдения, проективных тестов и различных тестовых заданий. Психокоррекционные занятия проводятся в групповой форме  и индивидуально.

Структура психокоррекционного занятия:

  1. Ориентировочный этап

Задачи:

  • сплочение группы;
  • раскрепощение участников;
  • установление доверительных отношений между детьми и психологом;
  • снятие негативного настроения.
  1. Коррекционный этап

Задачи:

  •  развитие навыков сотрудничества, взаимной эмпатии;
  • разрядка агрессивных импульсов;
  • коррекция страхов и негативных черт характера (жадности, упрямства и т.д.);
  • развитие мимики, пантомимики;
  • развитие эмоциональной произвольности в коммуникативной сфере;
  • развитие психических процессов.
  1. Релаксационный этап

Задачи:

  • снятие мышечных зажимов, развитие чувства собственного тела;
  • снижение психоэмоционального напряжения, тревожности;
  • развитие воображения, чувственного восприятия.
  1. Заключительный этап

Задачи:

  • подведение итогов (получение обратной связи);
  • закрепление полученных навыков.

Литература:  Т.Н. Волковская, Г.Х. Юсупова «Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей и воспитателей "Нарушения лексики у детей с общим недоразвитием речи"

В консультации  представлен материал о нарушении формирования лексики у детей дошкольного возраста  с общим недоразвитием речи...

Презентация "Психологическое сопровождение детей с общим недоразвитием речи"

Данная презентация раскрывает особенности работы с детьми, имеющими нарушение речи....

Консультация для воспитателей : " Подвижные игры для детей с общим недоразвитием речи "

Рекомендации воспитателям об особенностях проведения подвижных игр с детьми с общим недоразвитием речи...

О проблеме комплексного сопровождения детей с общим недоразвитием речи в ДОУ в условиях реализации федеральных государственных стандартов.

В настоящее время проблема комплексного сопровождения, как дошкольников массовых групп, так и детей с ОНР, среди которых значительный процент составляют дошкольники с минимальными проявлениями алалии ...