Пескотерапия, рекомендации для педагогов
презентация по коррекционной педагогике на тему

Лобус Юлия Борисовна

Презентация для ознакомления педагогов по работе с некоторыми основами работы в направлении пескотерапии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл peskoterapiya_rekomendatsii_dlya_pedagogov.pptx820.79 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Пескотерапия как инновационный метод в работе педагога с дошкольниками Консультацию подготовила педагог-психолог МОУ ССОШ№2 дошкольного отделения Лобус Юлия Борисовна

Слайд 2

Пескотерапия ( sand-play ) - игра с песком как способ развития ребенка. Принцип «Терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Естественная потребность человека «возиться» с песком, и сама его структура подсказали великому Юнгу эту идею. Ведь песок состоит из мельчайших крупинок, которые только при соединении образуют любимую нами песочную массу. Многие психологи видят в отдельных крупинках символическое отражение автономности человека, а в песочной массе воплощение Жизни во Вселенной.

Слайд 3

Необходимость пескотерапии существует и рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей с нарушениями речи мелкой моторики, тактильной чувствительности, зрительного восприятия, мышления, творческого воображения и фантазии. Цель пескотерапии : 1. Развитие познавательных процессов и тактильной чувствительности посредством пескотерапии у детей с нарушениями речи. 2. Эмоционально-личностное развитие ребенка. Это формирование творческого потенциала, способность понимать свои чувства и конструктивно их выражать; развитие творческого мышления, исследовательского интереса, познавательной активности. Задачи пескотерапии : 1. Релаксация , снятие мышечной напряжённости; 2. Развитие зрительно-пространственной ориентировки; 3. Концентрация внимания, памяти; 4. Развитие логики и речи; 5. Стабилизация эмоционального состояния; 6. Развитие творческих (креативных) способностей; 7. Способствует развитию рефлексии (самоанализа ) ребёнка 8. Формирование позитивной коммуникации.

Слайд 4

В качестве песочной терапии используем следующее оборудование 1.Песочный модуль с деревянными бортами с пластмассовым полупрозрачным дном и подсветкой для рисования на сухом песке. 2. Центр воды и песка. 3. Чистый, просеянный песок. 4. «Коллекция» миниатюрных фигурок Для усиления воздействия песочной терапии в процессе игр и упражнений используем музыкальные произведения, например: «Звуки природы», релаксационную и классическую музыку, рекомендованную для детей дошкольного возраста . А также цветовой модуль для подсвечивания песка, где дети создают свои рисунки на песке, что позволяет ребенку раскрыть в естественной обстановке свой творческий потенциал, развить воображение, фантазию.

Слайд 5

Методические рекомендации : Прежде , чем приступить к проведению «занятий» пескотерапией , необходимо расставить игрушки на полках. Каждый предмет должен быть расставлен по схеме: игрушки, изображающие животных, людей, дома, предметы живой и неживой природы, вещи (пуговицы, сердечки, камешки). Для работы с детьми важно чтобы ребенок, для игры с песком сам выбирал нужные для него, на данный момент игрушки, доверяясь своим чувствам, выбирал то, что кажется важным для него, не пытаясь анализировать, не задумываясь и не отвечая на вопрос , почему.

Слайд 6

Песочная терапия имеет свои основные принципы: 1 . Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность. Для этого необходимо подбирать задание, соответствующее возможностям ребенка. Необходимо исключить негативную оценку его действий и, конечно же, поощрять его фантазию. 2 . Оживление абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур. Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям. 3 . Реальное проживание, проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями.

Слайд 7

Для организации игр с песком вам будет необходим большой набор миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих мир. В классической песочной терапии существует следующая классификация предметов, используемых в процессе создания песочных картин . люди , разнообразные по полу, возрасту, культурной и национальной принадлежности, профессиям, эпохе (от первобытных до современных,) позы должны быть как динамические, так и статические; наземные животные (домашние, дикие, доисторические); летающие животные (дикие, домашние, доисторические); обитатели водного мира (разнообразные рыбы, млекопитающие, моллюски, крабы); жилища с мебелью (дома, дворцы, замки, другие постройки, мебель различных эпох, культур и назначения); домашняя утварь (посуда, предметы обихода, убранства стола); деревья и другие растения (цветы, трава, кустарники, зелень и пр.); объекты небесного пространства (солнце, луна, звезды, радуга, облака); транспортные средства (наземный, водный, воздушный транспорт гражданского и военного назначения, фантастические транспортные средства); объекты среды обитания человека (заборы, изгороди, мосты, ворота, дорожные знаки); объекты ландшафта и естественной активности Земли (вулканы, горы); аксессуары (бусы, маски, ткани, пуговицы, пряжки, ювелирные изделия и пр.); естественные природные предметы (кристаллы, камни, раковины, куски дерева, металла, семена, перья, отполированные водой стеклышки и пр.); фантастические предметы и персонажи мультфильмов, фэнтези , фигурки-оборотни; злодеи (злобные персонажи мультфильмов, мифов, сказок). Итак, все, что встречается в окружающем мире, может занять достойное место в коллекции. Если для занятий не хватает каких-либо фигурок-образов, их можно вылепить из пластилина, глины, теста, вырезать из бумаги .

Слайд 8

Коллекция фигурок располагается на полках. Если места на полках недостаточно для размещения всей коллекции, то могут использоваться и прозрачные коробки. Перед тем, как начать играть с песком, необходимо проговорить с детьми правила игры в песочнице. В этом поможет стихотворение Т. М. Грабенко : Вредных нет детей в стране — Ведь не место им в песке! Здесь нельзя кусаться, драться И в глаза песком кидаться! Стран чужих не разорять! Песок — мирная страна. Можно строить и чудить, Можно много сотворить: Горы, реки и моря, Чтобы жизнь вокруг была. Дети, поняли меня? Или надо повторить?! Чтоб запомнить и дружить! Для специалиста действуют три правила . Присоединение к ребенку. Песочная картина, создаваемая ребенком, содержит богатую информацию о его внутреннем мире и актуальном состоянии. Понять ребенка и его проблемы, почувствовав ритм песочной картины, ощутив неповторимый образный строй картины — все это входит в понятие присоединения. Искренняя заинтересованность, заинтригованность событиями и сюжетами, разворачивающимися в песочнице. Рассматривая картину ребенка, специалист как бы сочетает в себе две ипостаси. С одной стороны, это любознательный открытый путешественник, которому чрезвычайно интересно, что происходит в том мире, который создал ребенок. С другой стороны, это мудрец, стремящийся найти истину. Строгое следование профессиональной и общечеловеческой этике. Это правило является одновременно и обязательным условием для любого рода профессиональной помощи человеку. Педагог не может в присутствии ребенка без спроса изымать фигурки из песочницы, перестраивать картину или высказывать оценочное суждение. Внутренний мир человека чрезвычайно хрупок, и только строгое соблюдение этического кодекса и высокий профессионализм специалиста могут защитить ребенка от психической травмы.

Слайд 9

Каждый цвет имеет свою целебную силу или негативное влияние на человека, и детей в том числе. Интерпретация цвета: Синий цвет — оказывает успокаивающее воздействие, расслабляет, снимает напряжение; Зелёный цвет – успокаивает, создаёт хорошее настроение, оказывает благотворное влияние на ослабленных детей и детей с ослабленным зрением; Розовый цвет – тонизирует при подавленном состоянии; Жёлтый цвет – цвет радости и покоя, нейтрализует негативные действия; Красный цвет – активизирует, повышает физическую работоспособность, вызывает ощущение теплоты, стимулирует психические процессы, однако может вызывать раздражение; Фиолетовый цвет – оказывает угнетающее действие, снижает настроение; Коричневый цвет – вызывает чувство вины; Чёрный цвет – оказывает угнетающее действие, вызывает страх. Педагогам необходимо владеть элементарной информацией о цветотерапии и использовать эти знания в воспитательно -образовательном процессе.

Слайд 10

Примеры некоторых упражнений. «Чувствительные ладошки» (Т.Д. Зинкевич - Евстигнеевна ) - Положите ладоши на песок, закройте глазки, почувствуйте, какой он. - Откройте глазки, расскажите, что вы чувствовали (ответы детей). - Сделайте то же самое, повернув ладошки другой стороной. Расскажите о своих ощущениях. Скользить по поверхности песка как змейка или как машина. Пройтись ладошками, как слон, как маленький слонёнок, как быстрый зайчик. Оставить отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней. Создать узоры и рисунки - солнышко, бабочка, буква А или целое слово. «Пройтись» каждым пальчиком правой и левой руки поочередно. Просеять песок сквозь пальцы или щепоткой высеять дорожку из контрастного по фактуре песка. Разложить на песке в особой логической очерёдности разные по структуре и размеру камни и природные материалы. Провести фигурку по песочным дорожкам-лабиринтам. Посчитать камешки и решить на песке математическую задачку. Выложить фишками геометрическую фигуру. Просеять песок через сито, нарисовать узор кисточкой или палочкой, просеять песок через систему воронок и т.д. Можно "поиграть" на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре компьютера. Песочницу можно использовать для нахождения животных, предметов, определенной буквы, изготовленной из пластмассы и закопанной среди прочих в песке (вариация игры "Волшебный мешочек"). Лепить буквы из песка, сгребая его ребрами ладоней. Превращать буквы "Л" в "А", "Ч" в "Т", "О" в "Я" и т.д. Найди спрятанные в песке буквы и составь из них слоги, слово.

Слайд 11

Закончить игры с песком можно тоже стихами: В ладошки наши посмотри — Мудрее стали ведь они! Спасибо, милый наш песок, Ты всем нам подрасти (поумнеть) помог! Рекомендуемая литература: 1. Грабенко Т.М., Зинкевич -Евстигнеева Т.Д. Как помочь «особому» ребенку. – Спб ., 1998. 2. Грабенко Т.М., Зинкевич -Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии. – Спб ., 2001. 3. Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в эмоциональной сфере детей дошкольного возраста: Конспекты занятий. Картотека игр. – Спб .: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2010. 4. Игры с песком, или Песочная терапия. «Дошкольное воспитание», № 3, 2004. 5. К логопеду или в песочницу. «Обруч», №5, 2005. 6. Рыбакова С.Г. Арт-терапия для детей с задержкой психического развития: Учебное пособие. – Спб .: Речь, 2007. 7. Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. - СПб.: Речь, 2006. 8. Шиманская А. Сказки на песке. Практика песочной терапии. - СПб.: Речь, 2010. 9. Эль Г.Н. Человек, играющий в песок. Динамическая терапия. – СПб.: Речь, 2007 . http://logoportal.ru/10553/.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая рекомендация для педагогов. Работа с педагогами по профилактике синдрома профессионального выгорания.

Методическая рекомендация для педагогов. Работа с педагогами по профилактике синдрома профессионального выгорания.В последнее время много говорят и пишут о таком явлении, как профессиональное выгорани...

Рекомендации для педагогов "Культура речи педагога"

В данных рекомендациях определены требования, предъявляемые к речи педагога, предложены основные "правила" слушания собеседника, а так же советы психологов Р.С. Немова, А.И. Новикова по овла...

Методические рекомендации для педагогов ДОУ «Нетрадиционные формы работы педагогов с родителями в ДОУ, в условиях ФГОС ДО»

В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, подд...

Рекомендации для педагогов «Совершенствование компонентов профессиональной речи педагога – это залог успешности работы по речевому развитию в ДОУ»

Дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада – формирование устной речи и навыков речево...

Методические рекомендации для педагогов ДОУ «Нетрадиционные формы работы педагогов с родителями в ДОУ»

Семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, положительные результаты достигаются только при умелом соче...

Методические рекомендации для педагогов «Профстандарт педагога»

Методические рекомендации для педагогов «Профстандарт педагога»...

Рекомендации для педагогов: «Рекомендации для воспитателей созданию развивающей предметно – пространственной среды в ДОУ по ОБЖ».

Жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей его средой обитания, которая в свою очередь наполнена большим количеством опасностей....