Главные вкладки

    Рекомендации для педагогов "Культура речи педагога"
    консультация по развитию речи на тему

    Михайлова Елена Александровна

    В данных рекомендациях определены требования, предъявляемые к речи педагога, предложены основные "правила" слушания собеседника, а так же советы психологов Р.С. Немова, А.И. Новикова по овладению культурой общения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rekomendatsii_dlya_pedagogov_kultura_rechi_pedagoga.docx20.92 КБ

    Предварительный просмотр:

    РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

     «Культура речи педагога»

    Требования к речи педагога

    Важнейшим элементом стиля образовательного учреждения является культура речи сотрудников. Требования, предъявляемые к речи педагога таковы:

     Правильность - соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.

    Точность - соответствие смыслового содержания речи и информация, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.

    Логичность - выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связанного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутри текстовой связи.

     Чистота - отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики - одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.

    Выразительность - особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.

    Богатство - умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируется основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образованности речи.

    Уместность - употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладанием чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).

    Основные «правила» слушания собеседника

    1. Не принимайте молчание за внимание. Если собеседник молчит, то это не значит, что он слушает. Он может быть погружен в свои мысли.

    2. Будьте физически внимательны. Повернитесь лицом к говорящему. Поддерживайте с ним визуальный контакт. Убедитесь в том, что ваша поза и жесты говорят о том, что вы слушаете.

    3. Не притворяйтесь, что слушаете. Это бесполезно: как бы вы ни притворялись, отсутствие интереса и скука неминуемо проявятся в лице и жестах.

    4. Дайте собеседнику время высказаться. Сосредоточьтесь на том, что он говорит. Старайтесь понять не только смысл слов, но и выводы собеседника.

    5. Не перебивайте без надобности. Большинство из нас в социальном общении перебивают друг друга, делая это подчас неосознанно. Руководители чаще перебивают подчиненных, старшие – младших, чем наоборот. Мужчины перебивают чаще, чем женщины. Если вам необходимо перебить кого-нибудь в серьезной беседе, помогите затем восстановить прерванный вами ход мыслей собеседника.

    6. Не делайте поспешных выводов. Это один из главных барьеров эффективного общения. Воздерживайтесь от оценок и постарайтесь понять точку зрения собеседника или ход его мыслей до конца.

    7. Не будьте излишне чувствительными к эмоциональным словам. Слушая сильно взволнованного собеседника, будьте осторожны и не поддавайтесь воздействию его чувств, иначе можно пропустить смысл сообщения.

    8. Если собеседник уже высказался, повторите главные пункты его монолога своими словами и поинтересуйтесь, то ли он имел в виду. Это гарантирует вас от любых неясностей и недопонимания.

    9. Не заостряйте внимание на разговорных особенностях собеседника (И. Атватер).

    Советы желающим овладеть культурой общения

    (психологи Р.С. Немов, А.И. Новиков)

    1. Прежде чем осудить человека, постарайтесь понять и выяснить, почему он поступает так, а не иначе.

    Нужно иметь сильный характер и большое самообладание, чтобы научиться понимать других.

    2. Научитесь видеть достоинства в других людях, быть искренним, сердечным и щедрым в похвалах и одобрениях.

    Одна из самых важных черт человека – стремление испытать чувство собственного достоинства, значительность. Развивать в человеке лучшее, что в нем заложено, можно прежде всего путем высокой оценки его действий. Надо не скупиться на похвалы – и с глазу на глаз, и публично.

    3. Проявляйте уважение к мнениям других людей.

    Прямо говоря человеку, что он не прав, мы наносим удар его самолюбию, чувству собственного достоинства. Это лишь вызывает раздражение и желание ответить тем же, но редко заставит человека сразу же изменить свое мнение. Если спор неизбежен, не следует начинать его со слов «ты не прав».Это звучит почти так же, как «я умнее тебя».Человеку всегда можно дать понять, что он не прав, интонацией, жестом, причем столь же красноречиво, как и словами. Доказывая свою мысль, желательно изъять из лексикона безапелляционные выражения типа «несомненно», «абсолютно точно», «безусловно», «я убежден». Лучше пользоваться словами «я полагаю», «возможно», «мне кажется». Их употребление не поколеблет вашей убежденности и позволит скорее убедить собеседника.

    4. Если вы не правы, открыто признайте это.

    Признавая возможность своей неправоты, вы никогда не попадете впросак. Кроме того, значительно легче самому критиковать себя, чем выслушивать замечания со стороны. Допущение возможности своей неправоты быстрее заставит вашего собеседника понять, что он не прав.

    5. Стремясь убедить человека, дайте ему сначала возможность выговориться.

    Бесполезно прерывать человека, чтобы убедить его в чем-то. Он все равно будет занят своими мыслями и не воспримет с должным вниманием того, о чем вы с ним будете говорить. Даже самый конфликтный человек умолкнет и поймет свою неправоту в присутствии внимательного, спокойного и терпеливого слушателя.

    6. Начинайте беседу, в которой вы хотите кого-то убедить или переубедить, с демонстрации дружеского отношения.

    Если человек находится во власти отрицательных эмоций, вряд ли можно заставить его рассуждать логически. С позиций дружелюбия сделать это гораздо легче. Недружелюбное отношение ожесточает человека, восстанавливает его против вас, убивает желание сотрудничать. Чтобы изменить мнение человека, не вызвав в нем чувства протеста, лучше начать разговор с похвалы, с несомненных достоинств в его проведении и образе мыслей. Гораздо легче выслушать неприятные слова в свой адрес после того, как вас искренне похвалили.

    7. Беседуя с людьми по вопросам, в которых у вас имеются разногласия, не следует начинать разговор именно с них.

    8. Проявляйте искренний интерес к людям.

    Человек, который не интересуется другими, приносит людям вред.

    9. Помните имена людей.

    Один из простых способов завоевать доброе отношение к себе – помнить имена людей. Техника запоминания имен проста. Если вы не особенно надеетесь на свою память, скажите собеседнику: «Извините, я плохо расслышал Ваше имя. Как оно пишется?» Повторите во время разговора имя собеседника несколько раз про себя, стараясь связать его с внешним видом человека. Незаметно запишите его.

    10. Улыбайтесь людям.

    Улыбка ничего не стоит, но ценится дорого. Она обогащает того, кто ее получает, и не обедняет того, кто ее дарит другому. Она длится мгновение, но оставляет след в памяти надолго. Она – отдых для уставшего, свет для отчаявшегося, солнце для печального и лучшее противоядие против любых неприятностей. Улыбка говорит о том, что вы испытываете удовольствие, встречаясь с этим человеком.

    11. Укрепляйте у людей веру в себя.

    Если вы скажете человеку, что он глуп и не понимает определенных вещей, что он бездарен и делает все неправильно, то вы убьете в нем веру в себя, желание совершенствоваться.

    Рекомендации по ведению деловых бесед.

    1. Внимательно выслушайте собеседника до конца. Всегда  беседа начинается с высказываний  воспитателя о характере своей деятельности, почему она использовала те или иные приемы, что получилось, а что нет, почему. Иначе говоря, должен быть проведен самоанализ своей деятельности.

    2. Никогда не пренебрегайте значением предубеждений вашего собеседника. Не допускайте, чтобы ваше мнение складывалось из того, как вы тщательно взвесили все факты.

    3. Избегайте недоразумений и неверных толкований. При любой неясности сразу же прямо справляйтесь у собеседника, что же именно он подразумевает?  Не допускайте в разговоре недостаточно ясных терминов, недомолвок. Изложение должно быть ясным, систематизированным, сжатым, понятным и простым.

    4. Уважайте своего собеседника. Техника ведения бесед – это искусство общения с людьми. Ничто так отрицательно не влияет на атмосферу деловой беседы, как презрительный жест, усмешка и т.д.

    5. Всегда, когда возможно, будьте вежливы, дружески настроены , дипломатичны и тактичны. Вежливость не снижает определенности рекомендации или совета, но во многом препятствует появлению у собеседника внутреннего сопротивления. Конечно, при этом вежливость не должна перерастать в дешевую лесть. Всегда надо следить за тем, чтобы быть вежливым в меру. Дружеское расположение увеличивает шансы успешного завершения беседы.

    6. Если нужно, будьте непреклонны, но сохраняйте хладнокровие, когда температура беседы поднимается. Не воспринимайте как трагедию, если собеседник даст волю своему гневу. Опытный и закаленный в дискуссиях человек сохранит твердость и не обидится, а сможет уверенностью тона, мягкостью речи успокоить собеседника.

    7. Любым возможным способом постарайтесь облегчить  собеседнику восприятие ваших рекомендаций и предложений. Постарайтесь не допускать впечатления, что собеседник под вашим давлением сдался. Успех будет тогда, когда собеседник примет ваши предложения потому, что вы постепенно убедили его в своей правоте. Поэтому не спешите – дайте своему собеседнику достаточно времени и фактов, чтобы он постепенно сам убедился в правильности ваших идей.

    8. Успех деловой беседы во многом зависит от того, насколько правильно вы уяснили особенности характера своего партнера и выбрали верный тон разговора с ним.

    Старший воспитатель должен быть хорошим психологом, знать, что одного воспитателя надо поощрять к разговору одобрительными словами, кивком головы, улыбкой, другого – направлять, не давать отвлекаться на другие темы, третьего – заинтересовать, придать беседе привлекательную форму и т.д. Сколько людей – столько и особенностей надо учитывать при подготовке деловой беседы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методические рекомендации по развитию речи детей раннего возраста для начинающих педагогов дошкольного образования. (на основе исследований Б.С. Волкова, Н.В. Волковой , В.В. Гербовой , А.А. Запорожца , М.И. Лисиной и др.)

    Именно в дошкольном детстве (как ни в какой другой период) взрослый пользуется огромным авторитетом у ребенка, оказывает решающее влияние на его психическое развитие. Взрослый всегда является для ребе...

    Рекомендации родителям "Единство требований педагогов и родителей к речи ребенка."

    Развитие речи ребенка - это многогранная работа. Чтобы ее осуществлять необходима тесная связь родителей, логопеда и воспитателей....

    Игра - практикум для педагогов ДОУ "Грамотная речь педагога-важнейшее условие формирования речи дошкольников"

    Мастер класс для педагогов ДОУ, который был разработан и проведен в 2017 году совместно с учителем-логопедом Богдановой Надеждой Викторовной....

    Консультация для педагогов. Тема: "Речь педагогов как средство развития речи у детей"

    Консультация для педагогов.Тема: "Речь педагогов как средство развития речи у детей"...

    Рекомендации для педагогов «Совершенствование компонентов профессиональной речи педагога – это залог успешности работы по речевому развитию в ДОУ»

    Дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада – формирование устной речи и навыков речево...

    Консультация для педагогов на тему «Речь педагога как фактор развития речи детей дошкольного возраста»

    Все мы знаем, как важно для любого человека иметь правильную, красивую, образную речь, тем более для педагога, который является образцом для подражания у своих воспитанников. При этом следуе...