Рекомендации для родителей и педагогов по развитию речи детей 6-7 лет
статья по логопедии (подготовительная группа)
Развитие речи детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_dlya_roditeley_i_pedagogov_po_razvitiyu_rechi_detey_6.docx | 16.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации для родителей и педагогов по развитию речи детей 6-7 лет
Методика проведения индивидуального занятия с ребенком 6-7 лет по развитию речи. Речь играет важную роль в развитии детей. Полноценное речевое общение является необходимым условием осуществления нормальных социальных контактов, а это, в свою очередь, расширяет представления ребенка об окружающей жизни. К 6-7 годам дети должны владеть развернутой фразовой речью, фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной. Развитие детской речи – сложный и многообразный процесс. Дети не сразу овладевают лексико-грамматическим строем, звукопроизношением и слоговой структурой. Поэтому выраженные отклонения в речевом развитии ребенка имеют самые негативные последствия. Общее недоразвитие речи (ОНР) рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Речевая недостаточность при ОНР у дошкольников может варьироваться от полного отсутствия речи до развернутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Направления коррекционной работы учителя-логопеда: 1. Развитие словаря. 2. Формирование и совершенствование грамматического строя речи. 3. Развитие просодической стороны речи. 4. Коррекция произносительной стороны речи. 5. Работа над слоговой структурой слова. 6. Формирование фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза. 7. Обучение элементам грамоты. 8. Развитие связной речи и речевого общения. Коррекционная работа проводится на подгрупповых и индивидуальных занятиях. В нашей группе индивидуальная работа с детьми направлена на формирование артикуляционных укладов нарушенных звуков, их постановку, автоматизацию и развитие фонематического слуха и восприятия, уточнение и расширение словарного запаса, отработку лексико-грамматических категорий. Последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого ребенка. Постановка звуков осуществляется при максимальном использовании всех анализаторов. Внимание детей обращается на основные элементы артикуляции звуков в период первоначальной постановки. Частные приемы коррекции определяются и детализируются в зависимости от состояния строения и функции артикуляционного аппарата. При закреплении артикуляции последовательность позиции звука от наиболее благоприятной для произнесения к наименее благоприятной, от легкой к трудной устанавливается логопедом с учетом особенностей артикуляционной базы родного языка. Учитывается следующее: ♣ для первоначальной постановки отбираются звуки, принадлежащие к различным фонетическим группам; ♣ звуки, смешиваемые в речи детей, поэтапно отрабатываются отсрочено во времени; ♣ окончательное закрепление изученных звуков достигается в процессе дифференциации всех близких звуков. Материал для закрепления правильного произношения звуков подбирается таким образом, чтобы он одновременно способствовал расширению и уточнению словаря, грамматически правильной речи, умению правильно строить предложения и способствовал развитию связной речи. На индивидуальных занятиях с детьми выполняются: 1. Дыхательная гимнастика (формирование длительной, сильной, плавной воздушной струи для правильного произношения звуков). 2. Артикуляционная гимнастика (различные упражнения на развитие мышц артикуляционного аппарата). 3. Пальчиковая гимнастика (упражнения и игры на развитие моторики пальцев рук). 4. Постановка звуков разными способами. 5. Автоматизация звуков в речи. 6. Дифференциация звуков в речи. На всех вышеперечисленных занятиях проводится совершенствование моторных навыков, координации, ориентировки в пространстве и конструктивного праксиса. Индивидуальная коррекционная работа по звукопроизношению. I. Подготовительный этап. Задачи: - вызвать интерес к логопедическим занятиям, потребность в них; - развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и упражнениях; - формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звуков; - в процессе систематических тренировок овладение комплексом пальчиковой гимнастики; - укрепление физического здоровья (консультирование врачей - узких специалистов, медикаментозное лечение, массаж) II. Формирование произносительных умений и навыков. Задачи: - устранение дефектного звукопроизношения; - развитие умений и навыков дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически; - формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью. Виды коррекционной работы на данном этапе: 1) Постановка звуков. Последовательность: -свистящие С 3 Ц С’ 3' - сонор Р - шипящий Ш - шипящий Ж - сонор Л - соноры Рь Ль - шипящие Ч Щ При нарушении других звуков (переднеязычных, заднеязычных и т.п.) работа проводится параллельно. Способы постановки: по подражанию, от базовых звуков, механический, смешанный. Подготовительные упражнения для постановки звуков Кроме общей артикуляционной гимнастики проводятся специальные артикуляционные упражнения: - для свистящих: «Непослушный язычок», «Заборчик», «Лопатка», «Желобок», «Чистим нижние зубки»; - для шипящих: «Бублик», «Вкусное варенье», «Маляр», «Чашечка», «Грибок»; - для Р Р': «Болтушка», «Маляр», «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Барабанщик», «Пулемет», «Фокусник»; - для Л: «Улыбка», «Лопатка», «Накажем язык», «Пароход гудит», «Самолёт летит». Работа по постановке звуков проводится только индивидуально. 2) Автоматизация каждого исправленного звука в слогах: По мере постановки проводиться индивидуально: а) С С' 3 3' Ш Ж Л' ( в прямых слогах, в обратных, затем - в слогах со стечением согласных); При дизартрии - в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных; б) Ц Ч Щ Л - наоборот: в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных; в) Р Р' автоматизируем в слогах на –тр/ -др и параллельно вырабатывать изолированное произнесение. 3) Автоматизация каждого исправленного звука в словах: Проводится по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности. По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепляется в словах с данным слогом. 4) Автоматизация звуков в предложениях. Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки, стихи с данным звуком. 5) Дифференциация звуков: С – З С – Ц С – Ш; Ж – З Ж – Ш; Ч – ТЬ Ч – СЬ Ч – Щ; Щ – С Щ – ТЬ Щ – Ч Щ – Ш; Р – Л Р – РЬ РЬ – ЛЬ РЬ – Й ЛЬ – Л 6) Автоматизация в спонтанной речи (в диалогической речи, в играх, развлечениях, экскурсиях, труде). III. Совершенствование фонематического восприятия и навыков анализа и синтеза слов параллельно с коррекцией звукопроизношения. IV. Систематические упражнения на развитие внимания, мышления на отработанном материале. V. Развитие связной выразительной речи на базе правильно произносимых звуков. - Лексические и грамматические упражнения. - Нормализация просодической стороны речи. - Обучение рассказыванию. В результате правильно организованной образовательной работы у дошкольников развивается речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные, развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи. В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст, к концу которого ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Полезные советы и рекомендации родителям "Поиграйте с ребенком. Развитие речи детей с ОНР через игры, упражнения. Пересказ и мнемотехника"
Рекомендации для родителей...
Методические рекомендации для педагогов по развитию речи детей 2–3 лет
Методические рекомендации для педагогов по развитию речи детей 2–3 лет...
Методические рекомендации для педагогов по развитию речи детей 2-3 лет
Методические рекомендации для педагогов по развитию речи детей 2-3 лет...
"Рекомендации для родителей и педагогов по развитию речи детей 6-7 лет"
quot;Рекомендации для родителей и педагогов по развитию речи детей 6-7 лет"...
Рекомендации для родителей и педагогов по развитию познавательной деятельности детей с задержкой психического развития.
Рекомендации для родителей и педагогов по развитию познавательной деятельности детей с задержкой психического развития....
Консультация и рекомендации для родителей "Влияние гаджетов на развитие речи детей"
Основная функция речи – коммуникативная, социализирующая. Речь у детей появляется только в процессе активного взаимодействия с людьми и с внешним миром. Сначала малыш слышит комментарии родителе...
Консультация для родителей и педагогов "Особенности развития речи детей 4 лет"
У ребенка пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Ребенок начинает выделять и называть наиболее существ...