Развитие фонематического восприятия у дошкольников с задержкой психического развития
статья по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Бондаренко Анастасия Ивановна

Статья содержит общие сведения о фонематическом слухе, особенностях фонематического слуха у дошкольников с ЗПР. А так же примеры упражнений, направленных на развитие фонематического слуха и восприятия у детей с ЗПР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие фонематического восприятия у дошкольников с задержкой психического развития

Фонематическое восприятие – способность воспринимать и различать звуки речи.

общей системе обучения ребенка родному языку в дошкольном учреждении, в семье. Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по развитию фонематического восприятия.

Фонематический слух - способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка.

Фонема (греч. звук) - минимальная единица звукового строя языка; фонемы служат для построения и различения значимых единиц языка: морфем, слов, предложений .

Речевой и неречевой слух представляют собой две самостоятельные формы работы слуховой системы. Неречевой слух - способность ориентироваться в неречевых звуках, т.е. в музыкальных тонах и шумах. Речевой слух - способность слышать и анализировать звуки речи (родного или другого языка). В речевом слухе выделяют фонематический слух, т.е. способность различать фонемы, или смыслоразличительные звуки данного языка, на котором основан звуковой анализ отдельных звуков речи, слогов и слов. В русском языке фонемами являются все гласные звуки (а, у, и, э, о), их ударность; длительность или высота звучания гласных звуков являются несущественными. Для согласных звуков смыслоразличительными признаками являются звонкость-глухость, твердость-мягкость. Таким образом, смена гласных или их ударности (пить-петь, мэка-мукб) и смена согласных по их глухоте- звонкости (палка-балка) или твердости-мягкости (пыл-пыль) меняют смысл русского слова. Умение различать эти звуковые признаки и называется речевым или фонематическим слухом (по отношению к русскому языку).

В психологии есть понятие сензитивного возраста - это период оптимальных сроков развития определённых сторон психики, во время которого развивающийся организм особенно чувствителен к определённого рода влияниям. В возрасте 4-5 лет дети наиболее чувствительны к развитию фонематического слуха.

Ребенок появляется на свет, обладая врожденной чувствительностью к звукам. На третьей-четвертой неделе жизни у ребёнка слуховое сосредоточение не только на сильный звук, но и на речь взрослого человека. Совершенно очевидно, что простое наличие сенсорной способности восприятия звука недостаточно для восприятия речи. Речь окружающих представляет собой чрезвычайно сложное образование, что затрудняет её восприятие.

Проследив закономерности формирования фонематического слуха, установили, что ребёнок при переходе к овладению фонематической системой языка должен научиться употреблять слово как название определённой вещи. Исследования лингвистов показали, что уже к двум годам, а точнее к году и семи месяцам, фонематический слух ребёнка оказывается сформированным. (3)

По мере фонематического развития ребёнка появляются более сложные формы фонематического восприятия, основанные не только на восприятии слова со всеми его признаками, состоящем в последовательном подборе и сравнении признаков формирующегося образа и эталона, но и симультанном, одномоментном их сопоставлении. Поскольку процесс восприятия является процессом осознанным, первые простейшие операции звукового анализа появляются у ребёнка вслед за формированием фонематического слуха, фактически опираясь на него.

Согласно исследованиям Р.Е. Левиной, возможны два источника нарушения фонематического восприятия. Первый коренится в недоразвитии собственно перцептивных процессов. Результатом оказывается нарушение фонематического анализа и соответствующие дефекты произношения, заключающиеся в произносительном неразличении звуков речи.

Ребенок либо не слышит существенных (с точки зрения данной языковой культуры) фонологических различий, либо не придает им значения.

Чаще, однако, источником фонематической дисфункции становится дефект артикуляционного аппарата или закрепившаяся ошибка артикуляции, что затрудняет, а то и вовсе блокирует слуховое различение в пределах той или иной бинарной оппозиции. Иначе говоря, звуки речи не различаются из-за того лишь, что они должным образом не разведены в произношении.

Зная особенности формирования слухового восприятия и речевого слуха у дошкольников, а так же проблемы, которые могут возникнуть в результате формирования фонематического восприятия, педагог должен грамотно организовать работу по формированию у детей фонематического восприятия и речевого слуха.

Для детей с ЗПР трудновыполнимыми оказываются различение близких по своему звучанию слов, подбор картинок на заданный звук, узнавание слогов и т.д.

Проблемы произношения звуков у таких детей оказывают влияние на слуховое восприятие всей звуковой системы данного языка. Это свидетельствует о том, что у дошкольников с ЗПР имеется недоразвитие фонематического восприятия. Смазанная, невнятная речь этих детей не даёт возможности для формирования четкого слухового восприятия и контроля. Это еще более усугубляет нарушения звукопроизношения.

В школьном возрасте не сформированность фонематического восприятия приводит к нарушениям письменной речи.

Работа по формированию фонематического восприятия с детьми с ЗПР требует подкрепления звучащего слова зрительным образом – демонстрацией игрушки, картинки, изображающей предмет; демонстрацией действия или картинки, изображающей это действие.

На первом этапе работы взрослый, произнося слово, должен находиться по отношению к ребёнку так, чтобы ребёнок видел его лицо. При этом слово произносится взрослым с активной, несколько утрированной артикуляцией.

При повторении игры вводится усложнение: при произношении слова взрослый прикрывает рот так, чтобы ребёнок не видел артикуляции, т.е. пользовался только слуховым анализатором.

 

 

Упражнения для развития фонематического восприятия

Упражнение №1

Перед ребёнком выставляются 4-5 предметов (например: металлическая коробка, стеклянная банка, пластмассовый стаканчик, деревянная шкатулка и т.п.), при постукивании о которые можно услышать разные звуки. С помощью карандаша взрослый вызывает звучание каждого предмета, воспроизводит его многократно, пока ребёнок не уловит характер звука. Начинается упражнение с двух контрастных звучаний при зрительной опоре: о металл и дерево, позже добавляются 3-й и 4-й вариант звучания. Затем только на слух (ребёнок поворачивается спиной) предлагается определить, что звучит. Упражнение проводиться до стойкой дифференциации звучаний.

Упражнение №2

Перед ребёнком выставляются хорошо знакомые ему предметы: карандаш, ножницы, чашка с водой, пустая чашка. Взрослый объясняет ему, что только по слуху ребёнку предстоит определить, что он услышит, и рассказать о действиях взрослого как можно полнее. Затем ребёнок поворачивается спиной к предметам или они закрываются ширмой. Взрослый переливает воду из одной чашки в другую, режет бумагу ножницами, рвёт её, мнёт, стучит ножницами о чашку, водит карандашом по бумаге, стучит карандашом о чашку. После каждого проведённого действия ребёнок должен рассказать о нём в силу своих речевых возможностей, но максимально подробно. При значительных трудностях звучание повторяется со зрительной опорой. Упражнение проводиться до стойкой дифференциации звучания.

Упражнение №3

В одинаковые металлические баночки (из-под леденцов и крема) помещаются сыпучие продукты с частицами разной величины: манная и гречневая крупа, горох, фасоль, сахарный песок, и д.р. ребёнку сначала предлагается внимательно послушать и запомнить звучание каждого продукта о металлическую коробочку при её встряхивании. Потом по очереди встряхивая коробочки, взрослый просит ребёнка отгадать, что в коробочке. Так как звуковые различия незначительны, количество баночек ограничивается в начале тремя, после чего медленно увеличивается при постоянном сравнении акустических восприятий.

Упражнение №4

Упражнение направлено на воспроизведение ритмического рисунка при отстукивании и отхлопывании при подаче или подаче звука на любом инструменте (бубен, погремушка, пианино, аккордеон и т.п.)обозначим знаком +короткий взрывной звук, который нельзя продлить (удар в бубен, барабан, хлопок в ладоши). Расстояние между значками соответствует длительности паузы. Ритмические рисунки даются в порядке усложнения:

+          +

+          ++

++        +

+          ++        +

++        +          ++ и т.д.

Если звук можно продлить (пианино, дудочка, аккордеон, губная гармошка), количество вариантов ритмического рисунка возрастает. Обозначим знаком – длительный звук, знаком + короткий на одном инструменте). Варианты ритмического рисунка, который ребёнок воспоизводит на том же инструменте:

+          -

+          -           +

++        -           +

+          -           ++

+          ++        -

-           +          ++

 

 Упражнение №5

Упражнение направлено на различение по тембру максимально сокращенного звукокомплекса. Взрослый предлагает ребёнку отвернуться и догадаться, кто из детей (если игра происходит в группе) или из родных (если играют дома) позвал его. Вначале ребёнка зовут по имени, затем (для усложнения) произносят короткое АУ.

Упражнение №6

Взрослый предлагает ребёнку вспомнить сказку «Три медведя». Затем меняя высоту голоса просит отгадать, кто говорит: Михайло Иваныч (низкий голос), Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Одна и та же реплика произноситься поочерёдно различным по высоте голосом, в трёх вариантах:

            - Кто сидел на моём стуле?

            - Кто ел из моей чашки?

            - Кто спал в моей постели?

            - Кто же был в нашем доме? И т.д.

При трудностях называния персонажей взрослый может предложить ребёнку показать на одну из картинок – изображение трёх разных медведей. Когда малыш научится различать реплики по высоте звучания, следует попросить его самого произнести одну из фраз за медведя, медведицу и медвежонка голосом, меняющимся по высоте.

Упражнение №7

Взрослый предлагает ребёнку определить, далеко или близко находиться звучащий объект, а затем воспроизвести звукокомплексы различным по силе голосом (громко-тихо). Кричат дети: АУ (громко), АУ (тихо). Лает собака АВ-АВ (громко), АВ-АВ (тихо). Мяукает кошка, мычит корова, поет петух, кудахчет курица, квакают лягушки, каркает ворона, блеет овечка и т.п.

Упражнение№8

Взрослый показывает, а затем просит ребёнка воспроизвести изменения характера, тембра и эмоциональной окраски одного и того же звука.

            А – плачет девочка

            А – показываю горло врачу

            А – поёт певица

            А – качаем малыша

            А – девочка укололась  иголкой

            О – удивилась мама

            О – стонет бабушка

            О – поёт певица

            О – потягивается папа

            О – кричит охотник в лесу

            У – гудит пароход

            У – звучит дудочка

            У – плачет мальчик

 

Упражнение №9

Изменение одного звукокомплекса по высоте и силе. Взрослый предлагает ребёнку сказать, например, Мяу: громко (кот рядом и просит есть); тихо (кот за дверью); высоким голосом (маленький котёночек); низким голосом (старый кот). Аналогично нужно изменить звуковые параметры при воспроизведении следующих звукоподражаний: ИГОГО, МУ, ГВ, КВА, БЕ, КУ-КУ и т.д.

Упражнение №10

Взрослый даёт ребёнку два кружка – красный и зелёный и предлагает игру: если ребёнок слышит правильное название того, что изображено на картинке, он должен поднять зелёный кружок, если неправильно – красный. Затем показывает картинку и громко, медленно, четко произносит звукосочетания:

БАМАН           АЛЬБОМ        ВИТАМИН                  КВЕТКА

ПАМАН           АЙБОМ          МИТАМИН                 КЛЕТКА

БАНАН           АНЬБОМ        ФИТАМИН                 КЛЕТТА

БАНАМ           АВЬБОМ         ВИТАЛИН                  ТЛЕТКА

Упражнение №11    

Ребёнку предлагается повторить похожие слова вначале по 2, затем по 3 в названном порядке:

Мак – бак – так;

Ток – тук – так;

Бык – бак – бок;

Дам – дом – дым;

Ком – дом – гном;

Моток – каток – поток;

Батон – бутон – бетон;

Будка – дудка – утка;

Нитка – ватка – ветка;

Клетка – плётка – плёнка;

Тыква – буква – будка.

Примечание: при воспроизведении слов не обязательно значение понятий. Особенности этого и последующих подборов слов в том, что они доступны по звуковому составу, не содержат трудно произносимых звуков.

Упражнение №12

Из четырёх слов, отчетливо произнесённых взрослым ребёнок должен назвать то, которое отличается от остальных:

Канава – канава – какао – канава;

Кот – ком – кот – кот;

Утёнок – утёнок – утёнок – котёнок;

Будка – буква – будка – будка;

Винт – винт – бинт – винт;

Минутка – монетка – минутка – минутка;

Буфет – букет – буфет – буфет;

Билет – балет – балет – балет;

Дудка – будка – будка – будка.

Упражнение №13

Взрослый не торопясь, внятно произносит три слова, а затем просит ребёнка определить, какое из названных трех слов больше похоже на четвёртое:

Мак – дом – ветка (слова для сравнения: сетка, ком, бак, метка, клетка);

Совок – вагон – гном (дом, лимон, каток, бидон, лом, сом, загон, молоток);

Калитка – дом – каток (улитка, гном, платок, листок, ком).

При трудности удержания в памяти трех исходных слов можно схематически нарисовать предметы на листке бумаги.

Упражнение №14

Взрослый читает 2 стихотворные строки, выделяя голосом последнее слово в начальной сточке. Ребёнок должен выбрать одно из предложенных слов, добиваясь рифмы в стихотворении.

            Шепчет ночью мне на ушко

            Сказки разные … (перина, рубашка, подушка).

            Ой, ребята, верь, не верь –

            От меня сбежала … (кошка, дверь, стенка).

            Сказала дверь: «Мой дорогой!

            Не открывай меня …» (плечом, коленом, ногой).

            У грязнули даже стол

            Поздним вечером… (сбежал, ушел, ускакал).

            Две лисички, две сестрички

            Отыскали где-то … (спички, щетку, ножик).

            Опустела мостовая,

            И уехали … (автобусы, трамваи, такси).

            Говорила мышка мышке:

            - До чего люблю я … (сыр, мясо, книжки).

            Сел в машину верный пёс,

            У него в чернилах … (лапа, шея, нос).

 

Упражнение №15

Взрослы просит подобрать слово в рифму:

 

Портфель я выронил из рук,

Такой большой на ветке … (жук)

            Шел по лесу шустрый мишка,

На него свалилась … (шишка)

 

Здесь в лесу есть злые звери,

Запирайте на ночь … (двери)

 

Тише, Танечка, не плачь,

Не утонет в речке … (мяч)

 

Как-то вечером две мышки

Унесли у Пети … (книжки)

 

Не ползет Влад на ель

У него в руках … (портфель)

 

«Я трудиться не привык!»

Отвечает … (грузовик)

 

Мы собирали васильки

На головах у нас … (венки)

 

Упражнение №16

Взрослый читает стихотворение. Ребёнок должен выбрать из слов, близких по звуковому составу, нужное в соответствии с данным определением понятия.

Я тебе задачу дам – все расставить по местам:

            Что скатали мы зимой?

            Что построили с тобой?

            На крючок в реке попал?

            Может все хоть ростом мал?

(слова для подстановки: ДОМ, КОМ, ГНОМ, СОМ)

Я еще задачу дам – всё расставить по местам:

            Вот печать на простыне - …

            Зеленеет на окне - …

            Волейбольная висит - …

            Канарейка в ней сидит - …

(слова для подстановки: СЕТКА, КЛЕТКА, МЕТКА, ВЕТКА)

Я еще задачу дам – всё расставить по местам:

            Что стащил игривый кот?

            Детям мамочка плетёт?

            С горы спускается, течёт?

            Что за скользкий, ровный лёд?

(слова для подстановки: КАТОК, ПОТОК, ВЕНОК, МОТОК)

 

Упражнение №17

Воспроизведение слогового ряда со сменой ударного слога.

Та – та – та’               па – па – па’

Та – та’ – та               па – па’ – па

Та’ – та – та               па’ – па – па

 

Ка – ка –ка’                фа – фа – фа’

Ка – ка’ –ка                фа – фа’ – фа

Ка’ – ка –ка                фа’ – фа – фа

 

Фа – фа – фа              на – на – на

Ва – ва – ва               ба – ба – ба

Ма – ма – ма             га – га – га

 

Упражнение №18

Воспроизведение слоговых сочетаний с одним согласным и разными гласными звуками.

            Та – то – ту                 ну – ны – на

            Ты – та – то                но – на – ну

            Му – мы – ма                        да – до – ду

            Мо – ма – мы                        ду – ды – да

            Ва – ву – во               бо – ба – бы

            Бу – бо – ба               па – пу – по

            Ку – ко – ка

 

Упражнение №19

Воспроизведение слоговых сочетаний с общими гласными и разными согласными звуками.

            Та – ка – па                па – ка – та

            Ка – на – ха               га – ба – да

            Фа – ха – ка               ка – фа – ха

            Ма – на – ва              ва – на – ма

            Ба – да - га

То же с гласными О, У, Ы

 

Упражнение №20

Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по звонкости/глухости, сначала по два слога:

            Па – ба                       та – да

            По – бо                       ка – га

            Пу – бу                       фа – ва

            Пы – бы                     ша – жа

(то же с гласными О, У, Ы), затем по три слога:

            Па – ба – па               та – да – та

            По – бо – по               да – та – да

            Пу – бу – пу               ка – га – ка

            Пы – бы – пы            га – ка – га

            Ва – фа – ва               са – за –са

            Фа – ва – фа              за – са – за

 

 Упражнение №21

Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по мягкости/твердости.

            Па – пя                       ма – мя

            По – пё                       мо – мё

 

Пу – пю                      му – мю

Пы – пи                      мы – ми

 

Ва – вя                                   та – тя

Во – вё                       то – тё

Ву – вю                      ту – тю

Вы – ви                      ты – ти

 

Ба – бя                       да – дя

Бо – бё                       до – дё

Бу – бю                      ду – дю

Бы – би                      ды – ди

 

Упражнение №22

Воспроизведение слоговых пар с наращиванием стечения согласных звуков:

            Па – пта                     на – пна

            Та – пта                      ка – фка

            Фа – тфа                     ка – тка

            Та – фта                     ка – пка

            Ма – кма                    та – кта

            На – фна                    на – кна

То же с гласными О, У, Ы

 

Упражнение №23

Воспроизведение слоговых сочетаний с общим стечением двух согласных звуков и разными согласными:

            Пта – пто – пту – пты

            Кта – кто – кту – кты

            Фта – фто – фту – фты

            Тпа – тпо – тпу – тпы

 

            Тма – тмо – тму – тмы

            Кна – кно – кну – кны

            Фка – фко – фку – фкы

            Пна – пно – пну – пны

                                               И т.п.

 

Упражнение №24

Воспроизведение слоговых пар со сменой позиции согласных звуков в их стечении:

            Пта – тпа                    кта – тка                     фта – тфа

            Пка – кпа                   фка – кфа                   хта – тха

            Фпа – пфа                  гда – дга                    вба – бва

Примечание: упражнение для воспроизведения стечений согласных особенно сложны для детей с нарушением слоговой структуры слова, но зато их выполнение создает базу для коррекции этого нарушения речи.

 

Упражнение №25

Выделение в звуковом потоке гласного звука (А, О, У, И, Ы, Э). взрослый называет и многократно повторяет гласный звук, который ребёнок должен выделить среди других звуков (хлопнуть в ладоши, когда услышит, присесть, сделать оговоренный жест, поднять зрительный символ и т.п.). затем взрослый медленно, четко с паузами произносит звуковой ряд, например:

            А – У – М – И – С – Ы – О – Э – Р – Ш – Ф  и т.д.

Упражнение повторяется до тех пор, пока каждый гласный не будет выделятся ребёнком точно и уверенно.

 

Упражнение №26

Выделение одного из согласных звуков в потоке. Взрослый называет и многократно повторяя, добивается запоминания, добивается запоминания ребёнком одного из согласных звуков. Затем произносит звуковой ряд, в котором ребёнок должен выделить один заданный согласный звук – хлопком, другим оговорённым движением или символом.

            М – корова мычит (указательными пальцами изображаем рога);

            Н – телевизор гудит (палец к носу);

            В – вьюга воет, деревья качает (машем руками над головой);

            Ф – из маленького шарика выходит воздух (округлённые ладони распрямляем и прижимаем друг к другу);

            К – игрушечный пистолет стреляет (указательный палец вверх, большой палец под прямым углом к указательному);

            Т – работает пишущая машинка (изображаем указательными пальцами);

            П – хлопнула хлопушка (пальцы правой руки сжать и разжать);

            Х – греем руки (подышать на ладони).

 

Упражнение №27

Назвать первый звук в словах.

Утка, ухо, учебник, умный улица, уши, ум, усы, утюг, уголок, удочка, уж, узкий, укроп, урна, утро, учитель, утренник, ученый, уважать, уходить, убежать, улетать, увезти, ускакать, удав, уксус, уплыл, урожай, улитка, умывальник, удобный, указка, урок, узор, упасть.

Объяснить выделенные слова.

Вспомнить пять предметов, названия которых начинаются со звука У.

Вспомнить пять действий, названия которых начинается со звука У.

 

Упражнения №28

Назвать первый звук в словах.

Аня, аист, август, Алла, Алик, арбуз, Африка, армия, ангина, абрикос, Алёша, Антон, антенна, акула, астра, альбом, аквариум, абажур, апрель, аптека, адрес, афиша, антилопа, Айболит, Андрей, Анюта, атака.

Объяснить выделенные слова.

Назвать 5-8 слов с первым звуком А.

 

Упражнение №29

Назвать первый звук в словах.

Иван, Игорь, Инна, иголка, ива, иволга, игра, икра, игрушка, ириска, индюк, иней, Инга, Илья, ишак, играют, искры, изюм, избушка, история, институт, индеец, индюшка, инструменты, исправлять, искать, изгородь, Италия, ищейка, изба, имя, ирис, Ира.

Объяснить выделенные слова.

Назвать 5-6 слов с первым звуком И.

 

Упражнение №30

Назвать первый звук в словах (А, О, И, У)

Аист, утка, иглы, очередь, овощи, улитка, утро, аптека, армия, альбом, искать, уходить, играть, охать, Африка, Индия, урожай, искры, индюк, утренник, адрес, Айболит, аквариум, антилопа, умывальник, остров.

 

Упражнение  №31

Назвать последний звук в словах (А, У, О, И, Ы)

Голова, игра, стена, нога, шапка, нитка, скамейка, ручка, лейка, окно, пальто, кино, давно, крыло, отойди, назови, носи, огоньки, ручейки, книжки, пироги, майки, лопаты, букеты, лимоны, ленты, конфеты, иду, назову, обниму, какаду, брошу, крикну, ухожу, закружу, приму.

 

Упражнение №32

Назвать первый и последний звуки в словах

Избушка, иголка, изюминка, улица, улитка, ученица, афиша, ангина, указка, ищейка, овощи, обручи, окуни, окрики, опера, окна, осы, ослики.

 

Упражнение №33

Назвать звуки в сочетаниях.

АУ                   УАИ

УА                   АИУ

АИ                   АУИ

ИА                   ИУА

ИУ                   УИА

УИ                   ИАУ    

Например: АИУ 1-А, 2-И, 3-У.

 

Упражнение №34

Назвать первый звук в словах (выделить его голосом, «нажать» на него).

Малина, мама, мыть, мох, маленький, монета, магнит, магазин, макать, муха, моток, мотыга, маска, маки, море, музыка, мыло.

Объяснить выделенные слова.

Определить есть в слове М или нет.

Маска, рука, море, музыка, мука, пар, пар, ракета, паста, зима, лимон, замок, вата, вагон, яма, мухи, цыплёнок, коза.

Определить, где слышится звук М – в начале, в середине или конце слова.

Монета, маска, дом, шлем, гном, лимон, комната, зима, гамак, сом, комок, маяк, мыло, крем, лом, лямка, сумка, мука, море.

Определить, в каком из двух слов слышится звук М.

Калина – малина, море – горе, мох – пух, мухи – сухо, раки – маки, монета – рука, магазин – бензин, зайка – майка, мыло – шило.

 

Упражнение №35

Определить первый звук в словах.

Ванна, вата, вафли, волны, воск, волк, вулкан, волосы, водоросли, ваза, вышка, вазелин, вагон, вода, ворота, ворона, воробей, валенки.

Объяснить выделенные слова.

Определить, в каком из двух слов есть звук В.

Волосы – полосы, ворона – корона, вышка – пышка, вагон – загон, вата – хата, волк – полк, корова – корона, волны – полный, сова – сама.

Выделить голосом, «нажать» на звук В.

Грива, сова, голова, корова, диван, кивать, правый, левый, новая, слива, ванна, вата, вафли, слева, справа, забава.

 

Упражнение №36

Определить первый звук в словах. Выделить звук голосом, «нажав» на него.

Надя, Наташа, ноги, найдём, новый, ноль, нота, норка, номер, ныть, наши, нож, ножницы, Настя, налить, налететь, надеяться.

Объяснить выделенные слова. Назвать 5 слов со звуком Н.

Определить, есть ли звук Н в слове или нет.

Нота, лето, корова, дрова, голова, ванна, страна, одна, стол, краны, лампа, шалуны, диван, розы, канава, фонтаны, конфета, шапка.

Определить в каком из двух слов есть звук Н.

Наша – Саша, корова – корона, струна – трава, конфеты – приветы, норка – корка, найдем – пойдем, наши – уши, шалуны – шумы, слова – слоны, зелёный – золотой, канава – забава, заноза – угроза.

 

Упражнение №37

«Нажать» на звук Ф, выделить его в словах.

Фамилия, фантик, форма, футбол, фабрика, фартук, флакон, фокус, фокусник, фуражка, фасоль, кофта, фрукты, лифт, кафтан, фанера, фары, фарш, шарф, фонтан, форточка, флаг, фыркать.

Определить, есть ли звук Ф в слове или нет.

Море, факел, форма, монеты, дом, фонтан, форточка, жаба, батон.

Определить, в каком из двух слов есть звук Ф.

Кошка – кофта, фантик – бантик, фонтан – тахта, фрукты – продукты, враг – флаг, косточка – форточка, косой – фасоль, пары – фары, нота – фото.

 

Упражнение №38

Выделить в слове звук К, «нажать» на него.

Домик, танк, тюбик, ролик, огонёк, бантик, платок, замок, колобок, индюк, лук, бублик, гамак, паук, совок, венок, зонтик, ток, валик, синяк, напильник, утёнок, валенок, хомяк, парк, веник, маяк, рак, канава, камень, косы, кофе, колено, комната, клюв, куры, капуста, кобра, камин, банка, буква, тыква, блокнот, бутылка, ватка, утка, шутка, букварь, секрет, знакомый, комар, капкан, капля, комок, кулёк, кустик, кулак, кофейник, мельник, человек, щенок, кран.

Определить, есть ли в слове звук К или нет.

Кубик, рама, мама, нора, венок, человек, щенок, чулок, узелок, заноза, хомяк, стук, бублик, платок, парк, шар, шуба, баран, гамак.

 

Упражнение №39

Подобрать в рифму названия овощей со звуком К.

Поздник летом в огороде собирается народ.

Зрел все лето урожай. Что собрали – отгадай!

Где весною было пусто,

Летом выросла … (капуста).

Солнышко светило, чтоб

Ярче зеленел … (укроп).

Собираем мы в лукошко

Очень крупную … (картошку).

От дождя земля намокла,

Вылезай толстушка … (свекла).

Из земли за чуб плутовку

Тянем, сочную … (морковку).

Надо наклониться низко

Чтобы вытащить … (редиску).

Помогает деду внук –

Собирает с грядок … (лук).

Просит дедушка Федюшку:

- Собери еще … (петрушку).

Вот зелёный толстячок,

Крупный, гладкий… (кабачок).

И красавец великан

Темно-синий … (баклажан).

Обратить внимание детей на рифму. Проговорить слова парами.

 

Упражнение №40

Взрослый объясняет: «Я назову большой предмет, а ты маленький, чтобы в слове обязательно появился звук К.

Рама – рамка, яма - …, репа - …, вата - …, корзина - …, монета - …, солома - …, чаша - …, липа - …, нора -…

Четко, громко, не торопясь проговорить стихи со звуком К.

Ак – ак – ак, вот такой гамак.

Ок – ок – ок, вот такой каток.

Ук – ук – ук, вот такой индюк.

Ка – ка – ка, у Кати мука.

Ко – ко – ко, в школе не легко.

Ку – ку – ку, я куплю муку.

Назвать слова со звуком К.

 

Упражнение №41

Выделить звук Т, «нажав» на него.

Винт, куст, зонт, лист, бант, порт, мост, салат, привет, букет, пакет, халат, хвост, автомат, томат, буфет, билет, кот, кит, лифт, полёт, пилот, канат, самолёт, март, бегемот, салют, тыква, томат, Толя, Таня, туман, табурет, топот, тополь, такси, труженик, туфли, тапки, утка, батон, охота, куртка, нитка, паста, плита, ворота, минута, монета клетка.

Определить, в каком из двух слов есть звук Т.

Тыква – буква, батон – диван, ворота – ворона, плита – слова, томат – гамак, халат – халва, билеты – бананы, бритва – брови, ноты – ночи, шутка – шапка, ракета – рубашка, забота – заноза, густой – кривой, злой – твой, миска – нитка.

Четко, внятно, громко, не торопясь проговорить стихи со звуком Т.

Ат – ат – ат, у Коли самокат.

Ут – ут – ут, дети побегут.

То – то – то, новое пальто.

Ты – ты – ты, в комнате коты.

 

Упражнение №42

Выделить в словах звук П, «нажав» на него.

Сироп, тулуп, укроп, грипп, храп, сноп, Филипп, пальма, пальто, попугай, пыль, палка, пони, паста, паук, почка, поле, парк, помада, победа, покупка, пароход, парикмахер, трап, телескоп, суп, кнопка, кепка, тропа, копоть, липкий, крепкий, лама, шапка, купальник, лопата.

Определить, в каком из двух слов есть звук П.

Панама – канава, суп – сук, шапка – шутка, кнопка – нотка, кошка – кепка, кивать – копать, урожай – попугай, ласты – паста, жук – паук, дочка – почка, кони – пони, жалко – палка, крот – укроп, ракета – победа, корыто – лопата.

 

Упражнение №43

Определить последний звук в слове (К, Т, П, Р).

Утёнок, валенок, котёнок, веник, каток, урок, бык, совок, зонтик, кубик, балет, билет, букет, мост, пилот, самолёт, бегемот, брат, куст, канат, укроп, сироп, телескоп, суп, подкоп, храп, грипп, трап, сноп, комар, помидор, актёр, повар, шар, танк, торт, брат, свист, грохот, шрам.

 

Упражнение №44

Определить первый, второй звук в звукосочетаниях.

АК, ОК, УК, ИК, АТ, ОТ, ИТ, АМ, УМ, ОМ, ОН, ОК, ОТ, ОП, АН, АП, ИП, АР, ОР, ИР, УР, АФ, ИФ, УФ, АХ, ОХ, ИХ, УХ, АШ, ОШ, ИШ, УШ, АЛ, ОЛ.

 

Упражнение №45

«Нажать» в слове на звук Х, выделить его.

Халат, хобот, хлеб, хата, холод, худеть, горох, страх, хворост, холодильник, хозяйка, пастух, петух, запах, шорох, смех, хулиган, ходьба, хвоя, хоровод, художник, хохолок, охота, махать, поход, орех, уха, ухо, тахта.

Выбрать из рассказа слова со звуком Х.

Школьники ходили в поход. В походе они увидели хаты, охотников с ружьями, маленького хомяка. Вечером ребята развели костёр и сварили уху.

Наступили холода. С полей убрали хлеба. Небо хмурое, трава в лесу высохла, только мох зеленеет, на ветках нет листьев. Одна хвоя на ёлках и соснах осталась. Поздняя осень, скоро зима!

Выбрать слова со звуком Х.

Канат – халат – парад, голод – холод – молод, год – ход – пот, сор – хор – вор, муха – мука – рука, хата – вата – мята.

 

Упражнение №46

Определить первый звук в словах.

Оля, острый, отдых, орден, обувь, отпуск, осы, окунь, овцы, окна, озеро, обруч, ослик, окрик, озимь, очень, около, овощи.

Выбрать из рассказа слова со звуком О.

Оля и Осип пошли на озеро ловить рыбу. Они поймали окуня и леща. Видели облако похожее на ослика.

Выбрать из рассказа слова начинающиеся на звук О.

Наступила осень. Созревают овощи и фрукты. В полях сеют озимь. По озеру плывут желтые листья. В окнах рано зажигают свет.

 

Упражнение №47

Определить, какой звук мы тянем в середине слова (А, У, О).

Бак, рак, сок, суп, пар, вар, газ, нос, муж, шар, зуб, гол, жар, дом, вол, душ, зал, ком, кот, лом, лось, лук, мак, мох, рот, руль, соль, сон, сук.

 

Упражнение №48

Определить, какой звук (Ы или И) в конце слова.

Сады – садики, зонты – зонтики, кусты – кустики, мосты – мостики, носы – носики, банты – бантики, ходы – ходики, плоты – плотики, усы – усики, рыбы – рыбки, горы – горки, липы – липки, лапы – лапки, норы – норки.

 

Упражнение №49

Определить, какой звук (Ы или И) в середине слова.

Был, бил, мил, мыл, лист, лыс, выл, вил, пыль, пить, дым, рис, вниз, ввысь.

 

            Я в походе БЫЛ, в барабан БИЛ.

            Я верёвки ВИЛ, волк в долине ВЫЛ.

            Малыш БЫЛ очень МИЛ, он руки с мылом МЫЛ.

 

Вить, бить, лить, рыть, быть, плыть, брить, ныть, лить, крыть, свить, гнить.

           

Упражнение №50

Определить, какой звук мы тянем в середине слова (А, О, У, И, Ы).

Бак, мак, зал, пар, дар, гам, так, шар, дом, нос, сон, бор, хор, ток, лось, мост, зов, гол, сок, соль, суп, жук, шум, лук, дуб, гул, мир, лист, низ, бил, гриб, кит, дым, сын, бык, пыль, выть, ныть, пух, ком.

 

Упражнение №51

Определить первый звук в словах.

Собака, солнце, сыр, самолёт, санки, скамейка, сухари, скала, свечка, спорт, сапоги, салат, сахар, сын, сом, сучок, супница, свёкла, сон.

В каких словах после С слышится А, О, У, Ы?

Выделить звук С, «нажав» на него.

Садик, самокат, самолёт, сокол, судно, сало, скамейка, сабля, лиса, коса, оса, листок, свисток, куст, колесо, песок, носок, сынок, лес, автобус, овёс, крыса, глобус, солдат, лесник, сосны, пылесос, судья.

Самостоятельно назвать 5 слов со звуком С.

 

Упражнение №52

Назвать все звуки по порядку.

Бак, зал, вар, ваш, выл, гам, гол, гул, дар, дым, дом, душ, жук, жар, ком, кот, кит, лом, лак, лук, мак, мыл, мал, мох, нос, наш, пар, пыль, пол, рак, рот, рыл, ром, сам, сок, сук, сын, сон, суп, сор, ток, так, тук, хор, шут, шар.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Формирование элементарных математических представлений как средство развития мыслительной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития»

Педагогический проект «Формирование элементарных математических представлений как средство развития мыслительной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития» представляет  техно...

Презентация педагогического проекта «Формирование элементарных математических представлений как средство развития мыслительной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития»

Педагогический проект «Формирование элементарных математических представлений как средство развития мыслительной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития» представляет  техно...

РАЗВИТИЕ СЕНСОМОТОРНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГР В.В. ВОСКОБОВИЧА.

использование методики В.В. Воскобовича "Сказчные лабринты" игры в работе с детьми с ЗПР...

Перспективно-тематический план коррекционной работы по развитию пространственного восприятия у детей с задержкой психического развития.

Перспективно-тематический план коррекционной работы по развитию пространственного восприятия у детей с задержкой психического развития....

Развитие лексики у старших дошкольников с задержкой психического развития с использованием дидактических игр и упражнений на основе предметно – средовой модели

Предметно – средовая модель, как средство развития лексики у старших дошкольниковс задержкой психического  развития...

Формирование и развитие фонематических представлений у детей с задержкой психического развития

В данной статье подобраны игры и упражнения для формирования и  развития фонематических процессов у дошкольников с задержкой психического развития....