РАЗВИТИЕ СЕНСОМОТОРНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГР В.В. ВОСКОБОВИЧА.
материал на тему

шатохина ольга анатольевна

использование методики В.В. Воскобовича "Сказчные лабринты" игры в работе с детьми с ЗПР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shatokhina_o.a.docx23.45 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ СЕНСОМОТОРНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГР В.В. ВОСКОБОВИЧА.

Шатохина Ольга Анатольевна

учитель-дефектолог

МАДОУ детский сад комбинированного вида №200

 г.Хабаровска

Проблема качественного образования в последние годы приобрела не только актуальный, но и значимый характер. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства.

Дошкольное детство – период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребенка, становление основ индивидуальности.

Познание окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому полноценное развитие ребенка не возможно без опоры на полноценное восприятие.

Я работаю учителем – дефектологом  в дошкольном образовательном учреждении №200 города Хабаровска в  коррекционной группе для детей с задержкой психического развития.

Дети поступают в нашу группу в возрасте 4 – 5 лет с диагнозом ЗПР различного генеза. При поступлении детей  мною проводится мониторинг с целью выявления уровня развития детей данной категории.

У детей с ЗПР наблюдаются не достаточные, ограниченные, фрагментарные представления о сенсорных эталонах — системе геометрических форм, шкале величин, цветового спектра, нарушены пространственные и временные ориентировки, наблюдаются нарушения слухового восприятия как не речевых, так  и речевых звуков  и др. Дети затрудняются в построении целостного образа и выделении фигуры на фоне общего изображения. Наблюдается  слабая мотивация к познанию окружающего мира.

Для усвоения сенсорных эталонов, для выделения и фиксирования свойств и отношений предметов, для понимания того или иного действия ребенку с ЗПР требуется гораздо       больше повторений. Для этого я использую дидактические  игры и упражнения, которые позволяют обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию. Благодаря дидактическим играм развиваются способности, уровень развития которых, несомненно, сказывается в период школьного обучения, а также имеет большое значение для последующего развития личности.

Таким образом, особая роль дидактических игр и упражнений в развитии сенсомоторного восприятия у детей с ЗПР должны сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт.

В своей работе я использую игры и игровые упражнения известных авторов: Л.А. Венгер, Т.М. Бондаренко, Б. П. Никитина, М. Монтессори. Все мы хорошо знаем эти игры и используем в своей работе.

Желание улучшить коррекционную работу с детьми и разнообразить развивающую среду группы подтолкнуло меня на поиск новых и интересных игр.

О развивающих играх В.В. Воскобовича я услышала, но в своей работе не использовала. Первые игры, с которыми я познакомилась, были «Игровой Квадрат”, “Волшебные фонарики”, “Волшебная 8”. Что бы узнать как можно больше об этих играх (область применения, методы работы), я изготовила эти игры своими руками для чего использовала: разноцветный фетр, картон, ткань и т.д. Задания к этим играм  приходилось придумывать самой. Игры мне очень понравились и заинтересовали.  Незаметно для себя дети осваивали цифры; узнавали и запоминали цвет и форму; тренировали мелкую моторику рук; совершенствовали мышление, внимание, память, воображение. Игры  дали возможность проявлять творчество и детям, и взрослым. Развивающие игры сделали учение интересным занятием для детей, пробуждали интерес к приобретаемым знаниям, умениям, навыкам.

 Я решила более углубленно изучить опыт работы этого автора, ознакомиться с игровой технологией интеллектуально-творческого развития детей 3-7 лет - “Сказочные лабиринты игры”. В этом мне помогли тьюторский семинар Кондратьевой Любовь Александровны и авторский семинар В.В. Воскобовича прослушанный в г. Санкт-Петербурге.

Чем же заинтересовали игры В. В. Вокобовича:

1. Игры яркие, красочные, состоят из большого количества игровых заданий и упражнений.

2. Эти игры существенно дополняют сказки. Они вводят ребенка в необычный, волшебный мир, заставляют содействовать и сопереживать героям и событиям.

3. С одной и той же игрой могут заниматься дети и 3-х, и 7-ми лет. Игра начинается с простого манипулирования, а затем усложняется за счет развивающих и познавательных заданий.

4. Помогают всесторонне развивать детей.

Проанализировав все минусы и плюсы (которых оказалось гораздо больше) я решила включить в свою педагогическую работу игры В.В. Воскобовича и особый упор сделать на игры по развитию сенсомоторного восприятия у детей с ОВЗ.

На I этапе  моей работы мною была изучена методическая литература, опыт коллег.

На II этапе была проведена разъяснительная работа среди родителей. Провела родительское собрание, где познакомила родителей с играми В. В. Воскобовича, которые планирую использовать в своей работе, заинтересовала их. При помощи родителей были приобретены игры для группы. Часть родителей заказали персонально игры для своих детей. Родители принимали активное участие в изготовлении некоторых игр (“Мини-коврографы”, “Игровой квадрат”, “Математические корзинки”).

На III этапе в группе была создана развивающая сенсомоторная зона «Фиолетовый лес» “населенный” персонажами сказок. В «Фиолетовом лесу» располагаются игры и упражнения для закрепления умений и навыков, полученных на занятиях.

Игры в сенсорной зоне способствуют развитию у детей правильного восприятия пространства; целостного восприятия предмета; развитию мелкой моторики рук и зрительно-двигательной координации; развивается любознательность, воображение; дошкольники  развивают и тренируют чувственный аппарат, игры способствуют их интеллектуальному развитию.

В сенсорной зоне я организую подгрупповую деятельность детей и индивидуальные занятия с целью повторения пройденного материала и закрепления новых знаний.

Дети имеют возможность самостоятельно работать в сенсомоторной зоне. Эта деятельность полностью зависит от воли, интересов и настроения детей. При возникновении трудностей к деятельности ребенка (если он этого пожелает) всегда может подключиться педагог. Совместная самостоятельная деятельность детей способствует формированию компонентов коммуникативной компетенции дошкольников с ЗПР и их успешной социализации в обществе.

Наблюдая за детьми во время игр, я отметила, что у детей исчезает негативизм, связанный с многократным повторением материала, дети меньше утомляются, дольше сохраняют работоспособность.

Игры и пособия В.В Воскобовича широко использую при организации непосредственно образовательной деятельности:

1. Игры, используются для ознакомления с  эталонами цвета: «Фонарики», «Волшебная 8», «Кораблик Брызг – Брызг», «Кораблик Плюх - Плюх», «Лепестки» и т.д.

2. Они используются при ознакомление детей с геометрическими фигурами: «Фонарики», «Логоформочки», «Прозрачный квадрат», «Игровой Квадрат» и т.д.

3. Игры, направленные на ознакомление детей с пространственным расположением фигур, ориентировки на плоскости: «Мини-коврографы», «Игровизор», «Шнур-затейник», «Волшебная 8» и т.д.

4. Также на развитие конструктивных возможностей: «Чудо крестики», «Чудо соты»,  «Волшебная 8», «Конструктор букв» и т.д.

5. Формирующие представления о величине: «Фонарики», «Черепашки», «Прозрачный квадрат», «Игровой Квадрат» и т.д.

Универсальность этих игр в том, что любая из этих игр может способствовать развитию разных психических процессов.  

Индикатором результативности применения игр В.В. Воскобовича служит сравнительно-диагностические исследования детей. Мониторинг развития сенсомоторного восприятия  у моих воспитанников с ОВЗ 4-7 лет  показал эффективность использования игр в данном направлении.

 Наблюдается положительная динамика развития. Увеличился процент детей с  высоким и средним уровнем развития. Дети научились анализировать, сравнивать, у них сформировалась понятливость. Дошкольники  умеют концентрироваться при выполнении сложных мыслительных операций и доводить начатое дело до конца. Особенно хочется отметить высокий уровень развития мелкой моторики рук. У детей нет проблем со знанием геометрических фигур, различением цветов,  умением ориентироваться на плоскости.

Таким образом, игры В.В. Воскобовича содействуют более успешному развитию сенсомоторного восприятия у детей с ЗПР и органично вплетаются в коррекционно-образовательный процесс. Ребенок окружается непринужденной, веселой, интеллектуально-творческой атмосферой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Формирование элементарных математических представлений как средство развития мыслительной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития»

Педагогический проект «Формирование элементарных математических представлений как средство развития мыслительной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития» представляет  техно...

Презентация педагогического проекта «Формирование элементарных математических представлений как средство развития мыслительной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития»

Педагогический проект «Формирование элементарных математических представлений как средство развития мыслительной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития» представляет  техно...

Перспективно-тематический план коррекционной работы по развитию пространственного восприятия у детей с задержкой психического развития.

Перспективно-тематический план коррекционной работы по развитию пространственного восприятия у детей с задержкой психического развития....

Развитие лексики у старших дошкольников с задержкой психического развития с использованием дидактических игр и упражнений на основе предметно – средовой модели

Предметно – средовая модель, как средство развития лексики у старших дошкольниковс задержкой психического  развития...

проект «Развитие пространственно-временных представлений дошкольников с задержкой психического развития средствами изобразительного искусства»

Разработанный проект «Развитие пространственно-временных представлений дошкольников с задержкой психического развития средствами изобразительного искусства» сочетает в себе образовательные возмо...

Развитие фонематического восприятия у дошкольников с задержкой психического развития

Статья содержит общие сведения о фонематическом слухе, особенностях фонематического слуха у дошкольников с ЗПР. А так же примеры упражнений, направленных на развитие фонематического слуха и восприятия...

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью моделей и картинно-графических схем.

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью моделей  и картинно-графических  схем.           В практике развития речи дошко...