Консультация для воспитателей "Как помочь родителям осознать в ребенке творческое "Я" и увидеть его одаренность"
консультация по коррекционной педагогике (средняя группа) по теме

Маринина Ольга Владимировна

Консультация поможет воспитателям в работе с родителями  по выявлению творческой одаренности детей. Что очень злободневно в наше время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2018_g.konsultatsiya_dlya_vospit.docx24.17 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 103»                                         Заводского района г. Саратова

Консультация

для воспитателей                                                                                    «Как помочь родителям осознать  в ребенке творческое «Я» и увидеть его одаренность»
                               

Учитель – дефектолог: Маринина О.В.

«Как помочь родителям осознать  в ребенке творческое «Я» и увидеть его одаренность».

    Одаренными называют тех, кто показывает хорошие результаты или высокий уровень способностей в одной или нескольких областях деятельности. В современной психологии на основе слова «одаренность» созданы два термина«одаренные дети» и «детская одаренность». Термином «одаренные дети» обычно обозначается особая группа детей, опережающих сверстников в развитии. Второй термин «детская одаренность», напротив, указывает на то, что каждый индивид имеет определенный интеллектуально-творческий потенциал. Дети естественным образом любопытные и творческие натуры. Они экспериментируют, исследуют, играют с самым разнообразным материалом: разбирают игрушки, строят домики из песка. Для них не существует правильной или неправильной работы с красками и карандашом, в сочинении стихов, песен. Они просто работают и наслаждаются тем, что они делают, чему учатся, в этом процессе и чувствуют внутреннюю свободу в выражении себя. 

«Дети с признаками одаренности». Это дети, у которых стойкий познавательный интерес, большая мотивация к образованию. Признаками  одаренности в раннем детстве принято считать любопытство ребенка, его бесконечные вопросы, большой запас слов и развитость речи, упорство в достижении результата, хорошую память, богатую  фантазию.

В более старшем возрасте признаками одаренности отмечаются также такие качества личности, как развитые навыки общения, открытость, активность, настойчивость, энергичность, предпочтение сложных заданий.

Дети, которых принято называть "одаренными" разные! Они нуждаются в специализированных учебных программах. Перспективы таких детей определяются уровнем их достижений или потенциальными возможностями в одной или нескольких сферах:

Общая интеллектуальная одаренность. Дети отличаются острой наблюдательностью, исключительной памятью, очень высоким уровнем логического мышления.

Академическая одаренность. Дети проявляют заметные успехи во всех сферах учебной деятельности.

Творческая (креативная) одаренность. Эти дети необычайно любознательны, любят экспериментировать, создавать что-то необычное, новое.

Лидерская одаренность. Дети быстро приспосабливаются к различным ситуациям, уверены в себе, склонны руководить сверстниками.

    Художественная одаренность подразделяется на множество подвидов; литературную, изобразительную, музыкальную, хореографическую и др.

Рассмотрим признаки художественной одаренности детей в разных видах детского творчества.

Изобразительное искусство. Дети много времени проводят за рисованием и лепкой, серьезно относятся к своим художественным занятиям и получают от них большое удовольствие.

Музыка. Эти дети ритмично передают ритм жестами, речью, игрой на музыкальных инструментах.

Двигательная сфера. Дети в движениях демонстрируют пластичность, гибкость. Известно, что любая профессиональная деятельность педагога может быть по-настоящему результативной лишь в том случае, если родители являются его активными помощниками и единомышленниками. Поэтому перед педагогами стоит задача заинтересовать родителей перспективами нового направления развития детей, вовлечь их в жизнь ДОУ, сделать союзниками в своей работе. Родителей необходимо держать в курсе событий, создавать условия для включения их в общие мероприятия.

Основную роль в развитии личности и одаренности ребенка играет, конечно, семья. Но влияние родителей может быть как положительным, так и отрицательным. Родители одаренных детей особое внимание уделяют обучению своего ребенка, выбирая для него книги, пособия, развивающие игру или дополнительную литературу и советуясь с педагогом. Данное обстоятельство иногда также приводит к отрицательным последствиямродители нередко вмешиваются в воспитательно-образовательный процесс, не учитывают возрастные особенности ребенка, особенности высшей нервной деятельности. Большое значение для понимания родителями особенностей своего ребенка имеет анализ его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, которые в значительной мере определяют историю его жизни и тем самым формируют его личность. Так, у одаренных детей часто недостаточно сформированными оказываются навыки социального поведения - в результате возникают проблемы в общении и даже излишняя конфликтность. Особая одаренность может сопровождаться необычным поведением и странностями, которые вызывают у сверстников насмешку, нежелание играть вместе. Именно,  потому, такие дети крайне редко становятся лидерами, отношения в коллективе складываются очень напряженно (ребенка бьют, придумывают для него обидные прозвища и  т.д.).

 В результате это приводит к отчужденности ребенка дошкольного возраста от группы сверстников, и он начинает искать другие ниши для общения: общество более  младших или более старших детей либо только взрослых. Важно, чтобы родители не пропустили этот момент отчуждения и неприятия ребенка.

   Что представляет собой работа с одаренными детьми и их родителями? Беседы и семинары, посвященные особенностям одаренного ребенка, привлечение родителей к разработке индивидуальных образовательных программ для работы с одаренными детьми, методических рекомендаций, оформление стендов «Новинки психолого - педагогической литературы».

Эффективными будут деловые игры: в  ходе их родители поймут собственные ошибки, найдут пути решения проблем. Включение родителей в жизнь детского сада: посещение занятий, прогулки, участие в играх, праздниках, экскурсиях.  Необходимо  выявить условиясозданные в семье для развития детского творчества.

         Сравнивая поведение детей дома и в детском коллективе, оценивая их достижения на занятиях, видя неординарность их мышления, взрослые смогут по-иному взглянуть на своего ребенка, понять его уникальность, особую чувствительность любым воздействиям, потребность в поддержке и поощрении. В то же время это даст возможность отнестись к своим детям как к обыкновенным дошкольникам, научить их переживать как победы, так и поражения, уделять внимание не только тем областям знаний, где дети проявляют особую одаренность, но и другим сферам человеческого познания и деятельности.

Таким образом, определяется своеобразный треугольник, в вершинах которого – три составляющих: дети, родители и педагог. Без присутствия одного из углов данная фигура просто перестанет существовать!

Родители, уважающие своих детей, помогают им учиться думать и решать проблемы самостоятельно. Дети, которые не боятся ошибаться, экспериментировать и исследовать, будут изобретать, создавать и находить новые пути.

             Советы родителям как поощрять творчество:

1. Позволяйте детям изучать различные материалы. «Ценность творчества ребенка заключается в исследованиях и открытиях, а не в том, что получается в итоге.

2. Отведите место, где ребенок сможет заниматься своими рисунками и поделками.

Дети постарше пользуются определенной свободой, но и малыши тоже должны иметь возможность работать самостоятельно.

3. Добавьте краски и кисточки, а также пластилин. Чтобы создать коллаж, нужно много экспериментировать.

4. Выдумывайте. Замените пуговицы бисером, и вы увидите, как изменится результат.

5. Покажите, что вы уважаете творчество своего ребенка. Принимайте его оценку собственных произведений. Оставляйте то, что он хочет сохранить, и убирайте то, что ему надоело.

6. Найдите время для творчества. Даже если удастся выкроить от пяти до пятнадцати минут, уже будет хорошо.

7. Увлеките детей, пока вы заняты. Пока вы убираете дом, готовите еду или работаете, дети могут заниматься каким-нибудь простым делом, которое не требует вашего участия.

Позвольте детям решать самим: организовав место для творческих занятий, вы даете ребенку возможность сделать что-то в любое время, тогда, когда ему захочется.

8. Следуйте за вдохновением. Вдохновение приносит удивительные плоды.

9. Ищите новые идеи.

10. Примите то, что создано. Будь то каракули или осмысленное изображение.

11. Не спрашивайте «Что это?». Такой вопрос может разочаровать и даже огорчить ребенка.

12. Слушайте ребенка. Если ребенок хочет  что-то описать,  или рисует, внимательно его слушайте, но старайтесь не вмешиваться.

13. Не оценивайте работу ребенка. Когда ребенок показывает родителям свой новый рисунок, многие машинально говорят«Как красиво». Такие комментарии делаются с благими намерениями, но души в них нет. Что означает «красиво», если так говорят о каждой твоей работе?

А если ребенок совсем не хотел создать что-то красивое? Если он был очень зол, когда расплескал красную краску по холсту? Или вообще рисовал страшилище?

«Красиво»«здорово» и «замечательно» становятся бессмысленными словами, если взрослые используют их слишком часто, не зная, что сказать.

14. Никогда не ругайте за творчество. Что бы ваш ребенок ни нарисовал или ни вылепил. Ребенок может очень огорчиться и даже решить, что ни на что не способен.

Творите вместе с детьми, в любое удобное время и в любом удобном месте!

Работа с одарёнными детьми потребует особых усилий педагога. Приходится постоянно заниматься самообразованием, повышать своё педагогическое мастерство, и мы как педагоги готовы к этому, ведь очень важно, чтобы он вырос творческой личностью, способной выражать свои фантазии и активно познавать мир.

Успехов Всем!


Литература

1. Болдырева С. К., Колесов Д. В. Окружающий мир. потребности, ДУХОВНОСТЬ: Метод, пособие. М. 2007.

2. Бурменская Г. В. Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка: Учебное  пособие. 2-е изд. М., 2005.

3. Игнатова В. Ч. Педагогические факторы духовно-творческого становления личности в процессе социализации и условия их реализации: Диссертация  д-ра педагогических наук. Красноярск, 2000.

4. Матюшкин А. М. Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей: Учебное  пособие. М., 2004

5. Рахимов А. З. Нравственная психология. Уфа. 1995.

6. Рувинский Л. И. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников. М., 1981.

4. Трубайчук Л. В. Педагогика развития и становления личности младшего школьника: Учебник для студентов педвузов факультета подготовки учителей начальных классов. Челябинск, 2001.