Консультация для родителей: "Как помочь родителям осознать негативное влияние гаджетов на здоровье детей в процессе обучения".
статья (старшая группа)

Как помочь родителям осознать негативное влияние гаджетов на здоровье детей в процессе обучения.

Проблема:

На сегодняшний день развитие современных технологий является приоритетным направлением в мире. Невозможно недооценивать положительное влияние технологического прогресса на нашу жизнь. Но есть и обратный эффект. Гаджеты меняют жизнь не в лучшую сторону, хотя и упрощают ее. Интернет влияет на наш мозг и заставляет его адаптироваться к новым условиям. Ежесекундно в интернете на каждого человека обрушиваются нескончаемые потоки информации, зачастую лишней и ненужной. Маленькие дети, только родившись, уже сталкиваются с гаджетами и начинают с ними взаимодействовать, порой даже раньше, чем узнают о книгах. Если мозг взрослого человека, научившегося критически мыслить, еще способен отсеивать ненужные сведения, то ребенок впитывает всё целиком, перегружая свой мозг и нервную систему пустой информацией, не имеющей для него никакой пользы. А привычка «сидеть» в телефоне или планшете укореняется в поведении и закладывает принцип поверхностного восприятия данных. 

Современные технологии не только забирают огромную часть времени подрастающего поколения, но и приводят к пагубным последствиям - дети перестают читать, мыслить, рассуждать, они привыкают к бесконечному потоку информации сомнительного содержания. 

Роль: дошкольный педагог.

Целевая аудитория: родители дошкольников и младших школьников.

1.                Вступление.

На наш взгляд, актуальность данного исследования заключается в изучении вопроса взаимодействия технологического и интеллектуального процесса и его влияния на когнитивные функции школьников. В современном мире, при быстром технологическом прогрессе для полноценного формирования всесторонне развитой личности необходимо применение технологических возможностей во время обучения, но в остальное (свободное от учебы) время должен присутствовать контроль за продолжительностью использования смартфона и компьютера.

2.                Исследование о риске возникновения миопии у городских школьников.

В настоящее время миопия у школьников представляет серьезную проблему. Частота ее выявления в младших классах школы составляет 6–8 %, а к окончанию школы — не менее 25–30 %. В гимназиях и лицеях этот показатель достигает 50 %, что связано с более интенсивными и длительными зрительными нагрузками, продолжительной работой за компьютером и более частым использованием других электронных носителей информации. Возникновение и прогрессирование миопии во многом связаны с интенсивным учебным процессом, в который школьники вовлекаются уже с первого года обучения, а также с соответствующими нарушениями гигиены их зрительной работы на близком расстоянии.[1]

image

 

 

 

 

 

Мелкий шрифт экранного текста, подсветка слишком яркая и недостаточно яркая, отсутствие стационарного положения телефона (он постоянно движется и трясется в руках), дополнительные перегрузки в школе и на кружках- все эти факторы негативно сказываются на зрении школьников, что приводит к появлению, а в последствии к увеличению степени миопии.

3.                Неблагоприятные реакции растущего организма на воздействие мобильных устройств.

·электромагнитное излучение в микроволновом диапазоне, обладающее свойством проникновения через ткани организма, вызывающее повышение их температуры, изменяющее метаболизм глюкозы в клетках мозговой ткани, нарушающее синтез мелатонина и соматотропина; 

·высокий уровнь сенсорной стимуляции мобильных устройств растущего организма за счет интенсивного потока цифровой информации, что способствует снижению чувствительности структур мозга ребенка к дофамину; 

·повышенная нагрузка на орган зрения, что обусловлено недостаточным размером шрифта и высокой концентрацией объектов различения на единицу площади экрана. 

Мобильные устройства генерируют электромагнитное излучение в микроволновом диапазоне с частотой 450–3800 МГц и 24–80 ГГц – в 5G мобильной связи. [2]

ВОЗ классифицировало воздействие ЭМП РЧ мобильных телефонов как возможное канцерогенное излучение для людей.[3]

Согласно информации Американского онкологического общества, мобильные телефоны формируют риск возникновения опухолей мозга и других видов опухолей в области головы и шеи.[4]

Помимо перечисленных заболеваний, вызванных излучением и нагрузкой на зрение, существует еще одна проблема: дети очень часто «сидят в телефонах» в ночное время, что приводит к нарушениям режима сна и бодрствования, снижению когнитивных функций, сбою выработки гормона роста. 

И это только малая часть вреда, наносимого организму бесконтрольным, частым пользованием мобильными устройствами.

4.                Решение проблемы.

Для решения проблемы нужно понять, готовы ли родители менять привычный образ жизни свой и детей ради сохранения здоровья детей.

Новосибирский НИИ гигиены Роспотребнадзора при поддержке Федеральной службы Роспотребнадзора совместно с Министерством Просвещения РФ и Рособрнадзором  проводили исследование, в котором опросили родителей 8 федеральных округов России. Всего приняли участие в опросе 3014 респондентов. По результатам опроса выявлено, что большинство родителей согласны с отрицательным влиянием телефонов на усвоение материала уроков и на качество обучения школьников.

image

 

Как следствие, более 90% опрошенных родителей согласились с необходимостью ограничения пользования мобильными устройствами своими детьми во время уроков.

Если после голосования в классе большинство родителей поддержит здоровьесберегающий принцип использования мобильных устройств, необходимо будет придерживаться ряда мер не только в школе, но и дома.

 

image

 

 

Меры, необходимые для соблюдения здоровьесберегающего принципа в использовании мобильных устройств:

1.                Ограничение времени пользования мобильным устройством не более 3 часов в день для подростков и 1,5 часов для младших школьников. Для этого необходима установка специальных программ и приложений с родительским контролем пользования телефоном. 

2.                Запрет на использование мобильного устройства на уроках.

3.                Организация учителем досуговой деятельности на переменах.

4.                Регулярная разъяснительная работа среди детей и родителей о вреде злоупотребления пользования мобильными телефонами. 

5.                Привлечение школьного психолога для проведения тренингов на сплочение коллектива и улучшение социализации одноклассников. 

 

Источники:

1.    Горбачевская И.Н., Орел В.И., Бржеский В.В., Ершова Р.В. Социально-гигиенические факторы, вызывающие развитие миопии у городских школьников // Педиатр. – 2019. – Т. 10. – No 5. – С. 35–41.    https://doi.org/10.17816/PED10535-41

2.    Елшанский С. П. / Гуманитарные исследования. Педагогика и психология, 2020, No 1, 97–106 

3.    Ионова В.Е., Голова Н.С.  Взаимодействие школьников с сотовым телефоном как психологическая проблема // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». – 2018. – №2 (24).

4.    Новикова И. И., Зубцовская Н. А., Романенко С. П., Кондращенко А. И., Лобкис М. А. (2020). Исследование влияния мобильных устройств связи на здоровье детей и подростков // Наука о человеке: гуманитарные исследования. Т. 14. No 2. С. 95–103. DOI: 10.17238/issn1998-5320.2020.14.2.16 

5.    American Cancer Society [Электронный ресурс]. URL: https://www.cancer.org/research.html

6.    IARC WHO. Classifies radiofrequency electromagnetic fields as possibly carcinogenic to humans. Press release No 208. 31 May 2011. [Элек- тронный ресурс]. URL: https://www.iarc.fr/wp-content/uploads/2018/07/pr208_E.pdf

 

 



[1] Горбачевская И.Н., Орел В.И., Бржеский В.В., Ершова Р.В. Социально-гигиенические факторы, вызывающие развитие миопии у городских школьников // Педиатр. – 2019. – Т. 10. – No 5. – С. 35–41. https://doi.org/10.17816/PED10535-41 

[2] Новикова И. И., Зубцовская Н. А., Романенко С. П., Кондращенко А. И., Лобкис М. А. (2020). Исследование влияния мобильных устройств связи на здоровье детей и подростков // Наука о человеке: гуманитарные исследования. Т. 14. No 2. С. 95–103. DOI: 10.17238/issn1998-5320.2020.14.2.16 

[3] 1. IARC WHO. Classifies radiofrequency electromagnetic fields as possibly carcinogenic to humans. Press release No 208. 31 May 2011. [Элек- тронный ресурс]. URL: https://www.iarc.fr/wp-content/uploads/2018/07/pr2...

[4] American Cancer Society [Электронный ресурс]. URL: https://www.cancer.org/research.html 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskaya_zadacha_1.docx439.8 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:

Как помочь родителям осознать негативное влияние гаджетов на здоровье детей в процессе обучения.

Проблема: 

На сегодняшний день развитие современных технологий является приоритетным направлением в мире. Невозможно недооценивать положительное влияние технологического прогресса на нашу жизнь. Но есть и обратный эффект. Гаджеты меняют жизнь не в лучшую сторону, хотя и упрощают ее. Интернет влияет на наш мозг и заставляет его адаптироваться к новым условиям. Ежесекундно в интернете на каждого человека обрушиваются нескончаемые потоки информации, зачастую лишней и ненужной. Маленькие дети, только родившись, уже сталкиваются с гаджетами и начинают с ними взаимодействовать, порой даже раньше, чем узнают о книгах. Если мозг взрослого человека, научившегося критически мыслить, еще способен отсеивать ненужные сведения, то ребенок впитывает всё целиком, перегружая свой мозг и нервную систему пустой информацией, не имеющей для него никакой пользы. А привычка «сидеть» в телефоне или планшете укореняется в поведении и закладывает принцип поверхностного восприятия данных.

Современные технологии не только забирают огромную часть времени подрастающего поколения, но и приводят к пагубным последствиям - дети перестают читать, мыслить, рассуждать, они привыкают к бесконечному потоку информации сомнительного содержания.

Роль: Учитель.

Целевая аудитория: родители школьников.

  1. Вступление.

На наш взгляд, актуальность данного исследования заключается в изучении вопроса взаимодействия технологического и интеллектуального процесса и его влияния на когнитивные функции школьников. В современном мире, при быстром технологическом прогрессе для полноценного формирования всесторонне развитой личности необходимо применение технологических возможностей во время обучения, но в остальное (свободное от учебы) время должен присутствовать контроль за продолжительностью использования смартфона и компьютера.

  1. Исследование о риске возникновения миопии у городских школьников.

В настоящее время миопия у школьников представляет серьезную проблему. Частота ее выявления в младших классах школы составляет 6–8 %, а к окончанию школы — не менее 25–30 %. В гимназиях и лицеях этот показатель достигает 50 %, что связано с более интенсивными и длительными зрительными нагрузками, продолжительной работой за компьютером и более частым использованием других электронных носителей информации. Возникновение и прогрессирование миопии во многом связаны с интенсивным учебным процессом, в который школьники вовлекаются уже с первого года обучения, а также с соответствующими нарушениями гигиены их зрительной работы на близком расстоянии.[1] 

Мелкий шрифт экранного текста, подсветка слишком яркая и недостаточно яркая, отсутствие стационарного положения телефона (он постоянно движется и трясется в руках), дополнительные перегрузки в школе и на кружках- все эти факторы негативно сказываются на зрении школьников, что приводит к появлению, а в последствии к увеличению степени миопии.

  1. Неблагоприятные реакции растущего организма на воздействие мобильных устройств.
  • электромагнитное излучение в микроволновом диапазоне, обладающее свойством проникновения через ткани организма, вызывающее повышение их температуры, изменяющее метаболизм глюкозы в клетках мозговой ткани, нарушающее синтез мелатонина и соматотропина;
  • высокий уровнь сенсорной стимуляции мобильных устройств растущего организма за счет интенсивного потока цифровой информации, что способствует снижению чувствительности структур мозга ребенка к дофамину;
  • повышенная нагрузка на орган зрения, что обусловлено недостаточным размером шрифта и высокой концентрацией объектов различения на единицу площади экрана.

Мобильные устройства генерируют электромагнитное излучение в микроволновом диапазоне с частотой 450–3800 МГц и 24–80 ГГц – в 5G мобильной связи. [2] 

ВОЗ классифицировало воздействие ЭМП РЧ мобильных телефонов как возможное канцерогенное излучение для людей.[3] 

Согласно информации Американского онкологического общества, мобильные телефоны формируют риск возникновения опухолей мозга и других видов опухолей в области головы и шеи.[4] 

Помимо перечисленных заболеваний, вызванных излучением и нагрузкой на зрение, существует еще одна проблема: дети очень часто «сидят в телефонах» в ночное время, что приводит к нарушениям режима сна и бодрствования, снижению когнитивных функций, сбою выработки гормона роста.

И это только малая часть вреда, наносимого организму бесконтрольным, частым пользованием мобильными устройствами.

  1. Решение проблемы.

Для решения проблемы нужно понять, готовы ли родители менять привычный образ жизни свой и детей ради сохранения здоровья детей.

Новосибирский НИИ гигиены Роспотребнадзора при поддержке Федеральной службы Роспотребнадзора совместно с Министерством Просвещения РФ и Рособрнадзором  проводили исследование, в котором опросили родителей 8 федеральных округов России. Всего приняли участие в опросе 3014 респондентов. По результатам опроса выявлено, что большинство родителей согласны с отрицательным влиянием телефонов на усвоение материала уроков и на качество обучения школьников.

Как следствие, более 90% опрошенных родителей согласились с необходимостью ограничения пользования мобильными устройствами своими детьми во время уроков.

Если после голосования в классе большинство родителей поддержит здоровьесберегающий принцип использования мобильных устройств, необходимо будет придерживаться ряда мер не только в школе, но и дома.

Меры, необходимые для соблюдения здоровьесберегающего принципа в использовании мобильных устройств:

  1. Ограничение времени пользования мобильным устройством не более 3 часов в день для подростков и 1,5 часов для младших школьников. Для этого необходима установка специальных программ и приложений с родительским контролем пользования телефоном.
  2. Запрет на использование мобильного устройства на уроках.
  3. Организация учителем досуговой деятельности на переменах.
  4. Регулярная разъяснительная работа среди детей и родителей о вреде злоупотребления пользования мобильными телефонами.
  5. Привлечение школьного психолога для проведения тренингов на сплочение коллектива и улучшение социализации одноклассников.

Источники:

  1. Горбачевская И.Н., Орел В.И., Бржеский В.В., Ершова Р.В. Социально-гигиенические факторы, вызывающие развитие миопии у городских школьников // Педиатр. – 2019. – Т. 10. – No 5. – С. 35–41.    https://doi.org/10.17816/PED10535-41 
  2. Елшанский С. П. / Гуманитарные исследования. Педагогика и психология, 2020, No 1, 97–106
  3. Ионова В.Е., Голова Н.С.  Взаимодействие школьников с сотовым телефоном как психологическая проблема // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». – 2018. – №2 (24).
  4. Новикова И. И., Зубцовская Н. А., Романенко С. П., Кондращенко А. И., Лобкис М. А. (2020). Исследование влияния мобильных устройств связи на здоровье детей и подростков // Наука о человеке: гуманитарные исследования. Т. 14. No 2. С. 95–103. DOI: 10.17238/issn1998-5320.2020.14.2.16
  5. American Cancer Society [Электронный ресурс]. URL: https://www.cancer.org/research.html
  6. IARC WHO. Classifies radiofrequency electromagnetic fields as possibly carcinogenic to humans. Press release No 208. 31 May 2011. [Элек- тронный ресурс]. URL: https://www.iarc.fr/wp-content/uploads/2018/07/pr208_E.pdf 


[1] Горбачевская И.Н., Орел В.И., Бржеский В.В., Ершова Р.В. Социально-гигиенические факторы, вызывающие развитие миопии у городских школьников // Педиатр. – 2019. – Т. 10. – No 5. – С. 35–41. https://doi.org/10.17816/PED10535-41

[2] Новикова И. И., Зубцовская Н. А., Романенко С. П., Кондращенко А. И., Лобкис М. А. (2020). Исследование влияния мобильных устройств связи на здоровье детей и подростков // Наука о человеке: гуманитарные исследования. Т. 14. No 2. С. 95–103. DOI: 10.17238/issn1998-5320.2020.14.2.16

[3] 1. IARC WHO. Classifies radiofrequency electromagnetic fields as possibly carcinogenic to humans. Press release No 208. 31 May 2011. [Элек- тронный ресурс]. URL: https://www.iarc.fr/wp-content/uploads/2018/07/pr208_E.pdf

[4] American Cancer Society [Электронный ресурс]. URL: https://www.cancer.org/research.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Как помочь ребенку преодолеть негативные эмоции"

Рекомендации родителям по обучению детей приемам самоконтроля...

Игровые приемы в укреплении здоровья детей в процессе обучения плаванию

Содействовать оздоровлению детей младшего и среднего дошкольного возраста в процессе обучения плаванию через использование игровых упражнений и подвижных игр....

Сохранение здоровья детей в процессе обучения и воспитания

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения....

Консультация для воспитателей "Как помочь родителям осознать в ребенке творческое "Я" и увидеть его одаренность"

Консультация поможет воспитателям в работе с родителями  по выявлению творческой одаренности детей. Что очень злободневно в наше время....

Консультация для родителей "Как помочь ребенку преодолеть негативные эмоции?"

Консультация для родителей "Как помочь ребенку преодолеть негативные эмоции?"...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Влияние телефонов, планшетов, компьютеров и других гаджетов на здоровье детей»

Сегодня практически в любой семье есть и компьютер (планшет, ноутбук, а на нем – коллекция «игрушек». Для многих родителей компьютерные игры – «п...