Индивидуальный план коррекционной работы с ребенком на учебный год.
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Индивидуальный план коррекционной работы, сформированный на основе логопедического обследования, выявленных проблем как в речевом,так и общем развитии позволяет более дифференцированно выстроить работу с ребенком ОВЗ и получить положительный результат.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуальной план коррекционной работы на 2017/ 2018 уч. год

Ф.И.ребенка:

 Логопедическое заключение: ОНР3 ур.р.р., дизартрия.

Основные направления коррекционной работы:

Проблемы, выявленные у ребенка в результате обследования на начало года.

Направления работы

Задачи коррекционной работы по периодам

Понимание речи.

  Ребенок понимает обращенную речь, но нередко  нуждается в неоднократном повторении задания. Есть затруднения в понимании сложных падежных конструкций, в усвоении лексико-грамматических структур, отражающих пространственные и причинно–следственные связи и отношения.

Развитие понимания речи.

Учить понимать некоторые падежные окончания и конструкции, выражающие отношения лиц, предметов между собой.

а) На стол кладут 2-3 предмета: карандаш, ложку, платок. Затем предлагают ребенку показать ложкой карандаш, ложку карандашом, платок ложкой и т.д.

Могут быть любые сочетания слов, главное, чтобы названия предметов были хорошо знакомы детям.

б) Логопед предлагает повторить фразу "Собака бежит за мальчиком" и далее спрашивает: "Кто бежит впереди?".

Или: "Мальчик бежит за собакой. Кто бежит первым?"

Или: Петя потерял книгу, которую взял у Оли. Чья была книга?"

Временные отношения:

"Петя пошел в кино после того, как прочитал книгу. Что он сделал раньше — пошел в кино или прочитал книгу"?

"После того как прошел дождь, дети пошли в лес за грибами. Когда дети ходили в лес — до дождя или после"?

Учить понимать тексты различной сложности.

Развивать внимание к слову, к более точному пониманию его значения, умение выбрать из двух слов наиболее подходящее к данной ситуации (Девочка сломала или разбила стекло?; мама приклеивает или заклеивает конверт?) Определять правильность смысла предложенных предложений. Развивать умение внимательно вслушиваться в речь взрослого, устанавливать причинно–следственных связи и отношения, закреплять умение отвечать на вопросы;

Словарь отстает от возрастной нормы: не знает названия детенышей домашних  и диких животных, мало слов обозначающих профессии людей, слов обозначающих  части предмета и тела человека, недостаточно прилагательных,  и т.д.

Грамматический строй речи нарушен.

Испытывает затруднения в словообразовании и словоизменении: в образовании уменьшительно-ласкательной формы существительных, затруднения в образовании множественного числа существительных И.п и Р.п. Ошибки при согласовании существительного с числительным (пять книги, одна пальчик, пять пальца и т.д.)...

В речи не использует предлоги, т.к не усвоено их пространственное значение: В, НА ПОД, НАД, ПО, ЗА, ПЕРЕД, ИЗ,ОКОЛО, С/СО, МЕЖДУ, ЧЕРЕЗ, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД .

Развитие лексико- грамматичес-кой стороны речи.

- Расширять предметный словарь;

- Расширять словарь признаков;

- Расширять глагольный словарь. Расширение словаря по всем лексическим темам, запланированным на год.

  • Развитие и коррекция грамматического строя речи, согласно общему календарно- тематическому плану. Работа над словообразованием и словоизменением.
  • Уточнить значение пространственных предлогов и  добиваться их практического использования: В, НА ПОД, НАД, ПО, ЗА, ПЕРЕД, ИЗ,ОКОЛО, С/СО, МЕЖДУ, ЧЕРЕЗ, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД .

Связная речь

Может поддержать диалог, ответы адекватны по содержанию. В речи использует развернутую фразу с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития, испытывает затруднения в построении сложных предложений. Составить  рассказ по картине и серии картин, пересказать не может, лишь отвечает на вопросы взрослого.

Формирование связной речи.

Формирование связной речи.

- обучение составлению простых распространенных предложений;

Составление предложений с заданным количеством слов с опорой на наглядность.

-задавать и отвечать на вопросы полным предложением;

  • формировать умение составлять рассказ - описание по темам периода
  • формировать умение составлять пересказ с использованием фланелеграфа, сюжетных и предметных картнок (дословный и свободный пересказ);
  • формировать умение составлять рассказ по картинке;
  • формировать умение составлять рассказ по серии картин;

 -обучение составлению сложноподчиненных предложений с союзами и союзными словами.

Фонематическое восприятие нарушено: (мухамор - махамой,

велосипед-эосипет); слабо различает звуки по звонкости - глухости (Образцы речи: санки-занки, змея - смея, букет- пукет); испытывает затруднения в восроизведении ритмов, слабо дифференцирует свистящие/ шипящие звуки, соноры, дефект оглушения согласных; допускает ошибки в произнесении оппозиционных слогов (например: па-па-ба,ответ: па-па-па, та-тя-та= та- тя-тя...). Слоговая структура нарушена в словах трехсложной структуры,

Формировать фонематичес-кий слух, фонематическое восприятие,

Фонематичес-кий  анализ и синтез

Развитие фонематического восприятия на основе неречевых и речевых звуков. Формирование умения воспроизводить слоговые ряды.

- Дифференциация звуков, близких по акустическим признакам.

- Дифференциация звуков, близких по артикуляционным признакам.

Формирование умения определять количество и последовательность слов в предложении

- Формирование восприятия устной речи в процессе различения правильно и искаженно произносимых звуков

  • дифференцировать слоги и слова близкие по звучанию
  • определять наличие или отсутствие звука в слове.
  • находить место звука в слове (начало, середина, конец)
  • определять последовательность звуков в слоге, в слове

Формирование слоговой структуры слова, начиная с 6 класса (по Марковой)

Артикуляционная моторика развита недостаточно.

Звукопроизношение.        

Общее звучание речи смазанное, недостаточно разборчивое.

С=Щ, С/З, С/Ш ниж.- слабо дифференцирует (весы- иши); З/ЗЬ, З/С- нет диф (зентик,), Ц= ТЬ (цапля- тяпья); Ш=С= ф, Ж=З, Щ=СЬ; Ч=ТЬ; Л=В=0; ЛЬ=Й нет авт; Р,РЬ=0 , дефект смягчения и озвончения согл.

Воспитание кинестезий необходимых для речи.

Формирование навыков правильного звукопроизно-шения

Развитие мимической и артикуляционной моторики, переключаемости.

Развивать мышечную силу и подвижность, преключаемость губ, языка.

Отрабатывать движения языка вверх, развивая его подвижность. Способствовать

растяжке подъязычной связки.

Коррекция звукопроизношения: свистящих, шипящих, соноров и их дифференциация.

Консультация и лечение у невропатолога.

Развитие мелкой моторики недостаточное.

Правая рука ведущая.

Развитие мелкой моторики рук и совершенство-вание графических навыков.

  1. Обводка, закрашивание и штриховка по трафаретам (по лексическим темам).
  2. Составление фигур, узоров из элементов (по образцу).
  3. Работа со шнуровкой и мелкой мозаикой.
  4. Использовать пальчиковую гимнастику по всем лексическим темам и при знакомстве с изучаемыми буквами.
  5. Использование массажных упражнений.
  6. Выкладывать изображения и буквы с помощью спичек, верёвочки, природных материалов.
  7. Использовать пальчиковую гимнастику, по всем лексическим темам, кинезиологические пальчиковые упражнения («кулак-ребро-ладонь» и пр.) и при знакомстве с изучаемыми буквами.

 Лепка, аппликация, рисование.

Освоение различных движений пальцев рук. Сопровождать пальчиковые упражнения стихотворными текстами.

Развитие просодической стороны речи нарушено (укороченный фонационный выдох; ускоренный темп речи, общее звучание смазанное)

Развитие общих речевых навыков

 Дыхательная  гимнастика. Работать над постановкой диафрагмального дыхания.

Работать над мягкой атакой голоса.

- Воспитание длительного  ротового выдоха.

- Отработка слитности нескольких гласных.

- Работа над модуляцией голоса (повышение и понижение голоса )

- Воспитание правильного темпа и ритма речи.

- Воспитание интонационной выразительности речи.

- Выработка умения пользоваться громким и тихим голосом.

- Развитие и совершенствование музыкально-ритмических способностей.

Общее развитие.

Складывает разрезные картинки из  6 частей с небольшой помощью взрослого, домик и елочку из палочек по образцу собрал самостоятельно. Зрительная память развита значительно лучше, чем слуховая, развитие слуховой памяти отстает от возрастной нормы, концентрация внимания недостаточная.  Хорошо усвоены эталоны основных  цветов, но не знает оттенки - розовый, коричневый, из геометрических форм не называет прямоугольник, овал, круг заменяет на прилагательное круглый, недостаточно усвоены эталоны величин: широкий - узкий, высокий - низкий, длинный- короткий, толстый- тонкий.

Временные представления сформированы слабо: представления о частях суток, последовательности времен года их признаках.; развитие мыслительных операций анализа и синтеза снижено незначительно и является следствием общего недоразвития речи. Счет и отсчет предметов в пределах 10. Может сравнивать множества.

Развитие сенсорики

Пространствен-ной и временной ориентировки;

Развитие познаватель-ных процессов

Закрепить оттеки: розовый, коричневый,

Уточнить представления о геометричеких фигурах: круг, овал, прямоугольник, уметь его называть;

Уточнить представления о величинах: широкий - узкий, высокий - низкий, длинный- короткий, толстый- тонкий, использовать их при сравнении предметов.

Учить ориентироваться в частях своего тела и определять расположение предметов от себя (справа- слева).

Формировать временные пространственные представления соласно восзрасту.

Развивать ВПФ: слуховое внимание, концентрацию, переключаемость; слуховую долговременную память,  совершенствовать мыслительные операации анализа и синтеза эмоционально- волевую сферу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план коррекционной работы с ребенком раннего возраста при ВПР ЧЛО

Индивидуальный план коррекционной работы с ребенком раннего возраста при врожденной полной расщелине губы, твердого и мягкого неба в послеоперационном периоде после хейлопластики, имеющего задержку пс...

Индивидуальный план коррекционной работы с ребенком на учебный год

Индивидуальный план коррекционной работы с ребенком на учебный год...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С РЕБЕНКОМ НА УЧЕБНЫЙ ГОД

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С РЕБЕНКОМ НА УЧЕБНЫЙ ГОД...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ НА РЕБЕНКА С ОВЗ НА 2016 – 2017 УЧЕБНЫЙ ГОД

I. Устранение дефектовзвукопроизношения. II. Развитие фонематическогослуха.III. Работа по обогащению, уточнению и систематизациисловаря. IV. Совершенствование грамматического строя речи.V. Развитие св...

Индивидуальный план коррекционной работы с ребенком на учебный год (2-й год обучения. Подг. гр.)

Индивидуальный план коррекционной работы, сформированный на основе логопедического обследования, выявленных проблем как в речевом,так и общем развитии, позволяет более дифференцированно выстроить рабо...

Индивидуальный план коррекционной работы с ребенком на учебный год.

Индивидуальный план коррекционной работыс ребенком  на  учебный год....

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С РЕБЕНКОМ НА УЧЕБНЫЙ ГОД

Работа по коррекции звукопроизношения начинается с середины сентября, после завер­шения обследования. Проводится ежедневно до 1июня, кроме зимних и весенних каникул. В июне вместо индивидуально-по...