Диагностический материал для педагогов "Детская нетерпимость"
консультация по коррекционной педагогике по теме

Голубенко Светлана Васильевна

Мною представлен диагностический материал, позволяющий отследить нетерпимость в детской среде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon detskaya_neterpimost.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностический материал для педагогов «Детская нетерпимость»

Педагог-психолог Голубенко С.В.

МАДОУ ДСКН №1 г.Сосновоборска

В наше время нетерпимость в детской среде встречается все чаще. Но, к сожалению, диагностического материала, позволяющего отследить ее особенности, а, следовательно, постараться предотвратить ее проявления и организовать необходимую коррекционную работу, немного. 

С целью помочь педагогам выявить симптомы нетерпимости на основе вопросов, предложенных Б.Э. Риэрдон, были разработаны методики и составлен опросный лист, включающий формы проявления детской нетерпимости и общие характеристики толерантной, терпимой или нетерпимой детской группы.

Экспертами могут быть воспитатели, психолог, логопед и другие педагоги, работающие с детьми, а также их родители и сверстники. Это связано с тем, что поведение ребенка может быть различным в зависимости от того, с кем он общается, и кто его окружает. Единственное условие – эксперты должны достаточно хорошо знать ребенка и в отношениях с ним не иметь тяжелых или затяжных конфликтов.

Понятия «толерантность» и «терпимость» различаются. Под толерантностью понимается такое отношение к миру в целом, отдельным объектам, другим людям и их взглядам, а также к самому себе, которое актуализируется в ситуациях несовпадения взглядов, мнений, оценок, верований, поведения людей и т.п. и проявляется в понижении сензитивности к объекту за счет таких механизмов терпения, как выдержка, самообладание, самоконтроль.

Под терпимостью понимается такое отношение личности к миру в целом, отдельным объектам, другим людям, их взглядам и к самому себе, которое также актуализируется в ситуациях несовпадения, но проявляется в повышении сензитивности к объекту за счет задействования таких механизмов приятия, как понимание, эмпатия, а также механизмов терпения.

Толерантность является неким промежуточным этапом между терпимостью и нетерпимостью. Можно считать, что в основе толерантности лежит интеллектуальное убеждение, аналогичное договоренности сторон о границах их сосуществования.

Терпимость характеризует поведение, базирующееся на усвоении аксиологических (аксиология – теория ценностей, т.е. обобщенные устойчивые представления о предпочитаемых благах, объектах, значимых для человека) принципов ненасильственного взаимодействия. Терпимое отношение неотделимо от внутренней мотивации, так как предусматривает бескорыстные действия, не сулящие человеку наград, одобрения, восхищения, поощрения. Иначе говоря, терпимость непрагматична по своей природе.

В дошкольном возрасте проявления толерантности актуализируются в границах принятых правил и норм морали детской или смешанной группы.

Замечено: в младшем школьном возрасте начинает проявляться рефлексия, произвольность поведения, навыки саморегуляции, которые характеризуются уже элементами терпимого отношения.

Методика исследования проявлений детской нетерпимости

Инструкция. Уважаемые педагоги и родители! Оцените, пожалуйста, в баллах выраженность характеристик нетерпимости у каждого конкретного ребенка (см. табл. 1 и 2). Два балла – сильная выраженность нетерпимости, враждебности (ребенок открыто проявляет их: дразнится, обзывается, провоцирует конфликты, стремится доминировать над другими и т.п.). Один балл – ситуативная выраженность нетерпимости как реакция защиты в момент нападения или проявления нетерпимости со стороны других. Ноль баллов – слабая выраженность нетерпимости либо ее практически абсолютное отсутствие.

Диагностическая карта исследования детской нетерпимости

Детский сад __________________________________________________

Группа _______________________________________________________

Педагог ______________________________________________________

Окончательная экспертная оценка характеристик детской нетерпимости определяется как среднее арифметическое значение оценок всех опрашиваемых педагогов, родителей, данных в баллах. Среднее арифметическое следует округлить до одной десятой и занести в диагностическую карту таким образом: от 1 до 2 баллов – нетерпимое отношение, записывается красным цветом; от 0 до 1 балла – толерантное отношение, записывается, синим цветом.

Таблица 1

№№ п/п

П

Проявление детской нетерпимости

Симптом

1

1

Обзывательства, намеки с унизительным оттенком насмешки, грубость, дразнилки, ненормативная лексика

Вербальная агрессия

22

Негативные обобщения в разговорах о других людях, отличающихся от них

Стереотипы

33

Попытки поставить ровесников в неловкое положение, привлечение внимания к их чертам, ошибкам, особенностям жизни их или их семей

Доминирование

44

Уверенность в собственном превосходстве над другими

Предубеждения

55

Склонность обвинять в неприятностях, конфликтах, плохом поведении, проигрышах в спортивных, интеллектуальных иных мероприятиях

Поиск «козла отпущения»

66

Наличие в группе детей, которых сверстники всегда избегают

Дискриминация (игнорирование)

77

Бойкот кого-то из детей: исключение из игр и других совместных мероприятий, игнорирование в беседах и контактах

Остракизм

88

Порча настроения другим детям, выталкивание их из ряда во время построения, подбрасывание анонимных карикатур, использование других приемов, вынуждающих преследуемых детей подчиниться группе или уйти из нее

Преследование

99

Непристойные надписи и рисунки, демонстрирующие неуважение к личности других детей или продуктам их деятельности

Осквернение, порча

110

Намеренное запугивание тех, кто слабее, использование социального статуса, силы для принуждения других к действиям против их воли

Запугивание

111

Несправедливое, беспричинное изгнание из команды, объединения, игры и пр.

Изгнание

112

Отчуждение, недопущение некоторых детей в игры и другие занятия

Отчуждение

113

Тенденция общаться группами, сформированными по расовому, религиозному и другим аналогичным признакам

Сегрегация

114

Вынуждение угрозами, силой не участвовать в совместных занятиях, не высказывать своего мнения

Подавление

115

Физическое насилие, нападение

Физическое насилие

Таблица 2

№№ п/п

Ф.И. ребенка

11

2

2

33

44

55

66

77

88

99

110

111

112

113

114

115

Окончательная экспертная оценка

11

22

33…

Методика определения характеристики

толерантной и нетерпимой детских групп

Инструкция. Уважаемые педагоги! Вам предлагаются пары противоположных утверждений, дающие общую характеристику детской группы. Ваша задача – выбрать одно из утверждений, которое в большей степени соответствует действительности, и отметить ее плюсом (плюс в колонке «Да» равен 3 баллам, в колонке «»Иногда» - 2 балла, в колонке «Нет» - 1 баллу; см. табл. 3).

Затем можно наглядно изобразить соотношение толерантности и нетерпимости в детском коллективе с помощью диаграммы.

Разрабатывая порядок организации и проведения развивающей либо коррекционной работы по формированию толерантного отношения в детском коллективе, надо опираться на результаты, полученные в процессе изучения особенностей поведения каждого ребенка и группы в целом.

Проведенные исследования детских коллективов позволят сделать следующие выводы: дошкольников условно можно разделить на две группы -  с преобладанием нетерпимого отношения (невыдержанности) и с преобладанием толерантного отношения (выдержанности).

Таблица 3

Толерантная группа

Оценка

Нетерпимая группа

Да

Иногда

Нет

Нет

Иногда

Да

Умение внимательно слушать и слышать

Перебивание, неумение слушать и слышать друг друга, нетерпение

Стремление разобраться, расспросить

Игнорирование

Совет, предложение

Отстранение

Похвала, согласие

Обзывание, дразнилки

Подбадривание

Обвинения, упреки

Благожелательность

Осуждение, критика

Утешение

Морализирование, проповедь

Уважение

Угрозы

Эмпатия (сочувствие, сопереживание)

Предостережение, предупреждение, отсутствие эмпатии

Поддержка

Отсутствие поддержки, приказ, указания

Необходимо иметь в виду, что воспитатели дошкольных образовательных учреждений часто во вторую группу включают, прежде всего, успешных в учебной деятельности детей, даже если они характеризуются отклоняющимся от нормы поведением. В то же время неуспешный ребенок, «не дотягивающий до нормы», «слабый», «средний», согласно оценкам воспитателей, оценивается ими как менее выдержанный и толерантный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностический материал по программе "От рождения до школы" в соответствии с ФГТ

Диагностический материал по программе "От рождения до школы" составлен с учетом ФГТ по образовательным областям для первой младшей - подготовительной к школе группе. Рекомендуемые материалы предполага...

Диагностический материал к программе "От рождения до школы" средняя группа

Диагностический материал по всем разделам программы " От рождения до школы" под ред.Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой...

диагностический материал по программе "Мы - туристы"

Данный материал будет полезен педагогам, которые увлечены туризмом и краеведением....

Диагностический материал по развитию речи. Мониторинговые исследования речи дошкольников.

Мониторинговые исследования речи дошкольников. Диагностический материал, задания. Использованы материалы программ "Детсво" и "От рождения до школы", в соответствии с Федеральными государственными треб...

Диагностический материал "Восприятие"

Пособие для воспитателей ДОУ .Оценивание воспитанников различными методами....

Диагностический материал к оцениванию уровня усвоения материала по социальной адаптации детей с ОВЗ в рамках проекта «Маленькие прогулки в большой мир»

Диагностика разработана на основе пособия Е.С.Лыковой-Унковской «Социальная ориентировка».  Диагностика переработана, адаптирована, дополнена может применяться как для детей с ЗПР, та...