Формирование элементарных математических представлений у неслышащих дошкольников
статья по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему

Николаева Ирина Владимировна

Успешное овладение математическими понятиями находится в прямой зависимости от развития восприятия, т.е. сенсорного развития детей.     У детей необходимо развивать интерес к математическим знаниям, умение проявлять волевые усилия для выполнения заданий математического характера.

Скачать:


Предварительный просмотр:

    Успешное овладение математическими понятиями находится в прямой зависимости от развития восприятия, т.е. сенсорного развития детей. Сама способность к обобщению и абстрагированию развивается на основе практики выявления свойств реальных предметов, сопоставления и группировки их по выделенным свойствам.

    У детей необходимо развивать интерес к математическим знаниям, умение проявлять волевые усилия для выполнения заданий математического характера.

    Математические знания дают детям в определённой системе и последовательности, при этом доза нового должна быть небольшой, посильной для усвоения. При переходе от одной задачи к другой обеспечивают повторение пройденного, новые знания связывают с уже усвоенными.

    Основная форма работы по формированию математических представлений – это занятия. На занятиях решают большую часть программных задач.

    Большое значение придают организации наблюдений за количественной стороной окружающего, использованию детьми знаний и навыков математического содержания в разных видах детской деятельности.

    На занятиях и в повседневной жизни широко используют дидактические игры и игровые упражнения.

    Особое внимание уделяют индивидуальным занятиям с теми детьми, которые в силу особенностей развития не могут усваивать на занятии новые знания наравне со всеми. С ними ведут работу с некоторым опережением, чтобы подготовить к активной работе на занятиях.

    Изучение нового материала включает три вида работ:

во-первых, педагог показывает и объясняет новые задания, демонстрирует образец, выявляя свойства и связи математических объектов. Дети наблюдают за действиями педагога, слушают его указания, пояснения, отвечают на вопросы;

во-вторых, некоторые дети выполняют индивидуальные задания под непосредственным контролем педагога, остальные наблюдают за действиями товарища, слушают его, вносят исправления, дополняют, отвечают на вопросы;

в-третьих, дети самостоятельно работают с раздаточным материалом, овладевая новыми умениями и навыками.

    В младшей группе ограничиваются работой над 1-2 темами, поэтому занятия состоят из 2-3 частей. Необходимо применять разнообразные приёмы, позволяющие успешно решать одни и те же программные задачи.

    Обучение детей младшей группы носит наглядно-действенный характер. Новые знания ребёнок усваивает на основе непосредственного восприятия, когда следит за действиями педагога, слушает его пояснения и указания и сам действует с дидактическим материалом. Точности восприятия способствуют движения (жесты рукой), обведение рукой модели геометрической фигуры (по контуру) помогает детям точнее воспринять её форму, а проведение рукойвдоль, например, ленты или полоски бумаги (при сравнении по длине) – установить соотношение предметов именно по данному признаку. Маленькие дети значительно лучше усваивают эмоционально воспринятый материал. Запоминание у них характеризуется непреднамеренностью. Поэтому на занятиях широко используются игровые приёмы и дидактические игры. Они организуются так, чтобы по возможности в действии одновременно участвовали все дети и им не приходилось ждать своей очереди. Обязательно должны проводиться игры, связанные с активными движениями: ходьбой и бегом. Новое слово взрослый называет, выделяя его интонацией, затем все дети хором сопряжённо с педагогом его проговаривают.

      Основные направления на 1 году обучения неслышащих дошкольников:

- формирование количественных представлений;

- формирование представлений о величине;

- формирование представлений о форме предметов и их пространственном расположении.

      Работа по этим направлениям осуществляется не последовательно, а параллельно. Так же на занятиях по ФЭМП ведется систематическая работа по развитию речи.

      Ведущей формой работы по развитию математических представлений являются специальные фронтальные занятия. Вместе с тем счетный материал может отрабатываться с детьми индивидуально на музыкальных и физкультурных занятиях, на занятиях по другим видам деятельности, в режимные моменты (во время дежурства, на прогулках и т.п.). Связи с разделами программы выражаются не только в содержании, но и в методах обучения (дидактические игры, специальные наблюдения, действия с предметами, упражнения), в речевом материале, в требованиях к овладению разными формами речи.

      Количество и счет.

- учить выделять один предмет, два, три из множества по подражанию, по образцу, по слову. Соотносить количество предметов с количеством пальцев в пределах трех.;

- учить сравнивать группы по количеству входящих в них предметов, устанавливать равенство и неравенство, пользуясь наложение и приложением

      Величина.

- сопоставлять предметы по заданному признаку (по высоте, ширине, длине). При сравнении предмета по заданному признаку пользоваться приложением и наложением, учитывать величину в работе с дидактическими игрушками.

      Форма.

- учить детей различать плоскостные (круг, квадрат, треугольник) и объемные (шар, куб) формы. Учитывать форму в работе с дидактическими игрушками;

- учить обследовать предметы зрительно и тактильно-двигательно.

   

      Ориентировка в пространстве.

- учить детей ориентироваться в пространстве (далеко – близко, внизу - наверху);  

- учить раскладывать предметы, игрушки правой рукой слева направо.

       К концу года должны уметь:

- выделять нужное количество из множества по подражанию, по образцу, слову.

- сопоставлять группы предметов по количеству, устанавливать равенства, неравенство групп;

- соотносить предметы с количеством пальцев;

- сравнивать два предмета контрастных и одинаковых размеров по высоте, длине, ширине;

- различать объемные и плоскостные и геометрические формы;

- иметь представление о том, что такое далеко, близко, наверху, внизу, рядом, ориентируясь от себя;

    Прочное усвоение знаний обеспечивается неоднократным повторением однотипных упражнений, при этом меняется наглядный материал, варьируются приёмы работы, так как однообразные действия быстро утомляют детей.

    Поиск и применение методов обучения, обеспечивающих не только формирование у детей математических представлений, но и развитие психических функций (восприятия, памяти, мышления, воображения) – залог успешной подготовки в будущем детей к обучению математике в школе.

Список литературы

1. Программа для специальных дошкольных учреждений  Головчиц Л.А., Носкова Л.П., Шматко Н.Д. «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста». Москва, «Просвещение», 1991 год

2. Метлина Л.С. Математика в детском саду. Пособие для воспитателя дет. Сада. М., «Просвещение», 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников с ЗПР.

Данная презентация является приложением к аттестационной работе с таким же названием. В ней кратко освещены следующие вопросы: особенности математических представлений у дошкольников с ЗПР, особенност...

Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников с ЗПР.

В данной работе раскрыты следующие вопросы: особенности математических представлений у дошкольников с ЗПР; особенности формирования ЭМП у дошкольников с ЗПР; методические рекомендации по ФЭМП; перечис...

Малые фольклорные жанры как средство формирования элементарных математических представлений у младших дошкольников

Обучению дошкольников началам математики  в настоящее время отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации,...

Познавательно математическая деятельность на занятиях по формированию элементарных математических представлений у младших дошкольников

Познавательно математическая деятельность на занятиях по формированию элементарных математических представлений у младших дошкольников...

Методическая разработка "Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников посредством использования логико-математических игр.»

Методическая разработка"Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников посредством использования логико-математических игр.»Подготовила Лепехина Елена Алексан...

Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для старщих дошкольников «Помощь жителям математического королевства».

Конспект образовательной деятельностипо формированию элементарных математических представлений для старщих дошкольников«Помощь жителям математического королевства»....