Формирование элементарных математических представлений у неслышащих дошкольников
статья по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему
Успешное овладение математическими понятиями находится в прямой зависимости от развития восприятия, т.е. сенсорного развития детей. У детей необходимо развивать интерес к математическим знаниям, умение проявлять волевые усилия для выполнения заданий математического характера.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Успешное овладение математическими понятиями находится в прямой зависимости от развития восприятия, т.е. сенсорного развития детей. Сама способность к обобщению и абстрагированию развивается на основе практики выявления свойств реальных предметов, сопоставления и группировки их по выделенным свойствам.
У детей необходимо развивать интерес к математическим знаниям, умение проявлять волевые усилия для выполнения заданий математического характера.
Математические знания дают детям в определённой системе и последовательности, при этом доза нового должна быть небольшой, посильной для усвоения. При переходе от одной задачи к другой обеспечивают повторение пройденного, новые знания связывают с уже усвоенными.
Основная форма работы по формированию математических представлений – это занятия. На занятиях решают большую часть программных задач.
Большое значение придают организации наблюдений за количественной стороной окружающего, использованию детьми знаний и навыков математического содержания в разных видах детской деятельности.
На занятиях и в повседневной жизни широко используют дидактические игры и игровые упражнения.
Особое внимание уделяют индивидуальным занятиям с теми детьми, которые в силу особенностей развития не могут усваивать на занятии новые знания наравне со всеми. С ними ведут работу с некоторым опережением, чтобы подготовить к активной работе на занятиях.
Изучение нового материала включает три вида работ:
во-первых, педагог показывает и объясняет новые задания, демонстрирует образец, выявляя свойства и связи математических объектов. Дети наблюдают за действиями педагога, слушают его указания, пояснения, отвечают на вопросы;
во-вторых, некоторые дети выполняют индивидуальные задания под непосредственным контролем педагога, остальные наблюдают за действиями товарища, слушают его, вносят исправления, дополняют, отвечают на вопросы;
в-третьих, дети самостоятельно работают с раздаточным материалом, овладевая новыми умениями и навыками.
В младшей группе ограничиваются работой над 1-2 темами, поэтому занятия состоят из 2-3 частей. Необходимо применять разнообразные приёмы, позволяющие успешно решать одни и те же программные задачи.
Обучение детей младшей группы носит наглядно-действенный характер. Новые знания ребёнок усваивает на основе непосредственного восприятия, когда следит за действиями педагога, слушает его пояснения и указания и сам действует с дидактическим материалом. Точности восприятия способствуют движения (жесты рукой), обведение рукой модели геометрической фигуры (по контуру) помогает детям точнее воспринять её форму, а проведение рукойвдоль, например, ленты или полоски бумаги (при сравнении по длине) – установить соотношение предметов именно по данному признаку. Маленькие дети значительно лучше усваивают эмоционально воспринятый материал. Запоминание у них характеризуется непреднамеренностью. Поэтому на занятиях широко используются игровые приёмы и дидактические игры. Они организуются так, чтобы по возможности в действии одновременно участвовали все дети и им не приходилось ждать своей очереди. Обязательно должны проводиться игры, связанные с активными движениями: ходьбой и бегом. Новое слово взрослый называет, выделяя его интонацией, затем все дети хором сопряжённо с педагогом его проговаривают.
Основные направления на 1 году обучения неслышащих дошкольников:
- формирование количественных представлений;
- формирование представлений о величине;
- формирование представлений о форме предметов и их пространственном расположении.
Работа по этим направлениям осуществляется не последовательно, а параллельно. Так же на занятиях по ФЭМП ведется систематическая работа по развитию речи.
Ведущей формой работы по развитию математических представлений являются специальные фронтальные занятия. Вместе с тем счетный материал может отрабатываться с детьми индивидуально на музыкальных и физкультурных занятиях, на занятиях по другим видам деятельности, в режимные моменты (во время дежурства, на прогулках и т.п.). Связи с разделами программы выражаются не только в содержании, но и в методах обучения (дидактические игры, специальные наблюдения, действия с предметами, упражнения), в речевом материале, в требованиях к овладению разными формами речи.
Количество и счет.
- учить выделять один предмет, два, три из множества по подражанию, по образцу, по слову. Соотносить количество предметов с количеством пальцев в пределах трех.;
- учить сравнивать группы по количеству входящих в них предметов, устанавливать равенство и неравенство, пользуясь наложение и приложением
Величина.
- сопоставлять предметы по заданному признаку (по высоте, ширине, длине). При сравнении предмета по заданному признаку пользоваться приложением и наложением, учитывать величину в работе с дидактическими игрушками.
Форма.
- учить детей различать плоскостные (круг, квадрат, треугольник) и объемные (шар, куб) формы. Учитывать форму в работе с дидактическими игрушками;
- учить обследовать предметы зрительно и тактильно-двигательно.
Ориентировка в пространстве.
- учить детей ориентироваться в пространстве (далеко – близко, внизу - наверху);
- учить раскладывать предметы, игрушки правой рукой слева направо.
К концу года должны уметь:
- выделять нужное количество из множества по подражанию, по образцу, слову.
- сопоставлять группы предметов по количеству, устанавливать равенства, неравенство групп;
- соотносить предметы с количеством пальцев;
- сравнивать два предмета контрастных и одинаковых размеров по высоте, длине, ширине;
- различать объемные и плоскостные и геометрические формы;
- иметь представление о том, что такое далеко, близко, наверху, внизу, рядом, ориентируясь от себя;
Прочное усвоение знаний обеспечивается неоднократным повторением однотипных упражнений, при этом меняется наглядный материал, варьируются приёмы работы, так как однообразные действия быстро утомляют детей.
Поиск и применение методов обучения, обеспечивающих не только формирование у детей математических представлений, но и развитие психических функций (восприятия, памяти, мышления, воображения) – залог успешной подготовки в будущем детей к обучению математике в школе.
Список литературы
1. Программа для специальных дошкольных учреждений Головчиц Л.А., Носкова Л.П., Шматко Н.Д. «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста». Москва, «Просвещение», 1991 год
2. Метлина Л.С. Математика в детском саду. Пособие для воспитателя дет. Сада. М., «Просвещение», 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/01/picture-358549-1385915101.jpg)
Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников с ЗПР.
Данная презентация является приложением к аттестационной работе с таким же названием. В ней кратко освещены следующие вопросы: особенности математических представлений у дошкольников с ЗПР, особенност...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/01/picture-358549-1385915101.jpg)
Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников с ЗПР.
В данной работе раскрыты следующие вопросы: особенности математических представлений у дошкольников с ЗПР; особенности формирования ЭМП у дошкольников с ЗПР; методические рекомендации по ФЭМП; перечис...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/22/picture-370744-1453440997.jpg)
Малые фольклорные жанры как средство формирования элементарных математических представлений у младших дошкольников
Обучению дошкольников началам математики в настоящее время отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации,...
«Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников посредством использования логико-математических игр.»
Реализация программы « Детство» в работе ДОУ....
Познавательно математическая деятельность на занятиях по формированию элементарных математических представлений у младших дошкольников
Познавательно математическая деятельность на занятиях по формированию элементарных математических представлений у младших дошкольников...
Методическая разработка "Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников посредством использования логико-математических игр.»
Методическая разработка"Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников посредством использования логико-математических игр.»Подготовила Лепехина Елена Алексан...
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/15/picture-1268018-1600165186.jpg)
Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для старщих дошкольников «Помощь жителям математического королевства».
Конспект образовательной деятельностипо формированию элементарных математических представлений для старщих дошкольников«Помощь жителям математического королевства»....