Тренинг с воспитателями ДОО "Основы личностно-ориентированного взаимодействия"
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

Материал полезен педагогам ДОО . В нем представлены упражнения, способствующие выбору правильного взаимодействия с детьми дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тренинг для воспитателей ДОО

«Основы личностно-ориентированного взаимодействия».

Цель: создать условия для практического овладения основами непосредственного личностно-развивающего взаимодействия педагога с дошкольниками.

Предмет обсуждения:

  • Позиция («над», «под», «рядом»)
  • Дистанция (интимная, персональная, социальная)
  • Общность пространства
  • Границы и правила
  • Права и обязанности
  • Потребности детей и потребности взрослых

Место проведения: просторный зал.

Оборудование: стулья по числу участников, столы, доска, фломастеры, бумага, клей.

Вступительное слово ведущего.

«Все мы родом из детства…» (Антуан де Сент- Экзюпери)

    Услышав такую фразу, нам вспоминаются картинки нашего детства. А что такое детство? В моей памяти много прекрасных, теплых, ароматных воспоминаний этой прекрасной поры!  А что вы вспоминаете из своего детства?(короткие высказывания, одно-два слова).

Мы сейчас убедились, что детские воспоминания живут в нас на протяжении всей жизни. Мы помним, какими тогда были,  но почему-то став взрослыми  иногда  не понимаем и не слышим детей. Может быть, потому, что взрослые и дети живут в разных параллельных мирах. Взрослые в своём высоком, «серьёзном» мире, а дети в своем непредсказуемом. Как сделать так, чтобы эти миры  вдруг пересеклись! На мой взгляд, самой удачной точкой пересечения будет детский сад. Такой детский сад, который останется в памяти детей, как теплый и уютный дом, куда ребенок несет свою душу открыто и доверчиво. Как оправдать это доверие, какую модель взаимодействия с детьми выбрать и сделать пребывание ребенка в детском саду наиболее комфортным, мы  обсудим сегодня.

     Общение с детьми является сутью нашей профессии. И от того, насколько эффективно нам удается это общение организовать, зависит не только самочувствие наших воспитанников, но и наша удовлетворенность собой как профессионалом, наша самооценка и наше самочувствие.

     Отношения ребенка с воспитателем играют огромную роль в формировании его личности. Во взаимодействии с воспитателем ребенок черпает представления о социальном мире, о взаимоотношениях людей, о нормах и правилах человеческого поведения. Поэтому взаимодействие должно быть личностно-развивающим, то есть способствовать развитию личности его участников: ребенка и взрослого.

     Умение эффективно взаимодействовать, грамотно контактировать с людьми не дается от рождения. Эти навыки приобретаются в процессе жизни. Мне хотелось бы обратить ваше внимание на древнюю китайскую пословицу, которая говорит, что

«Мы можем стать умнее тремя путями:

-путем опыта - это самый горький путь,

-путем подражания – это самый легкий путь,

-путем размышления – это самый благородный путь».

     Я надеюсь, что благородный путь, который мы избрали сегодня, приведет нас к позитивному взгляду на взаимодействие с нашими воспитанниками. А чтобы наше занятие прошло интересно и плодотворно, нам необходимо с вами познакомиться.

1.Упражнение « Знакомство».

 Сделаем так, чтобы сразу и прочно запомнить все  имена. Первый участник называет свое имя, второй – свое и имя предыдущего, третий – своё и имена 2 предыдущих и т.д. последний таким образом должен назвать имена всех членов группы, сидящих перед ним.

А теперь поздороваемся друг с другом в разных вариантах: за руку, плечами, спиной, пятками.

Когда познакомились, спросить что же нам помогло наладить контакт?

Вы наверняка увидели, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того что бы расположить к себе человека необходимо применить "Правило трёх плюсов":

1. Улыбка

2. Имя собеседника

3. Комплимент

     Для того, что бы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться сними. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!

     Имя человека - самый сладостный и самый важный для него звук! Многие психологические исследования показали, что называть  по имени чрезвычайно важно. Т.к. самое приятное для человека сочетание звуков — это и есть его имя. Слыша своё имя, ребенок как-бы в очередной раз слышит подтверждение своего существования. И как следствие он начинает испытывать положительные эмоции и становится более добродушным к тому, кто произносит его имя. Поэтому необходимо как можно реже использовать обезличенные обращения «дети», «ребята» и чаще называть детей по именам. Тем более, что делая общие замечания или рекомендации, ребенок не всегда воспринимает их как обращение именно к нему и поэтому не спешит их выполнять. Конечно кроме официального имени, в отдельных случаях, при индивидуальном общении можно использовать ласкательные обращения: зайчик, малыш.  Главное, чтобы такое обращение нравилось ребенку.

     Так же в общении наиболее применим косвенный уместный комплимент.

Кроме этих приёмов существуют и другие приёмы установления хорошего контакта с собеседником.

Известный психолог Альфред Адлер говорил о том, что взаимодействие между педагогом и ребенком служит профилактикой возможных нарушений поведения в дошкольном возрасте. «Плохое» поведение трудного ребенка, по сути, это всегда попытка защитить себя от того, что составляет для него психологический дискомфорт: незнание, неумение, обида, злость, недовольство кем-то или чем-то. Часто педагог сам провоцирует такое поведение, не соблюдая законы личностно-развивающего взаимодействия. В чем оно заключается?

Петровский Артур Владимирович выделяет следующие способы общения взрослого с ребенком в рамках личностно-ориентированной модели общения:
1) 
понимание — умение видеть ребенка «изнутри». Смотреть на мир одновременно с двух точек зрения — своей собственной и ребенка, видеть побудительные мотивы, движущие детьми. 
2) 
приятие — безусловно положительное отношение к ребенку, к его индивидуальности, независимо от того, радует он в данный момент взрослых или нет, признание его уникальности.
3) 
признание — право голоса ребенка в решении тех или иных проблем.

Выбор методов, форм работы с детьми зависит от каждого из вас. Главное, чтобы они способствовали развитию ребенка. Но вот правила взаимодействия с детьми остаются с неизменной гуманистической направленностью. Прежде чем начинать ребенка воспитывать, нужно его полюбить. Это обязательное правило. А все остальное - это общие рекомендации. В каждом случае нужно подходить индивидуально.

А теперь давайте практически рассмотрим некоторые аспекты взаимодействия с дошкольниками.

Какие воспитанники  в вашей группе?

2.Упражнение с мячом «Дети моей группы…» ( охарактеризовать одним словом: непосредственные, шумные, нестандартно мыслящие, любимые, веселые, активные, жизнерадостные, и т.д.)

Мы убедились, что все наши воспитанники очень разные. Какую же тактику для общения мы должны выбрать?

3. Упражнение "Давление"

Цель: осознание разных способов в общении и взаимодействии с партнером, установка на равноправное общение (10 мин).

Инструкция: встаньте друг против друга, поднимите руки на уровне груди и слегка прикоснитесь друг к другу ладонями. Договоритесь, кто будет ведущим. Задача ведущего - слегка надавить на ладони своего партнера. Затем, поменяйтесь ролями и повторите движение давления на ладони партнёра по игре.

Скажите, в какой ситуации вам было эмоционально комфортнее: когда вы давили или когда ваш партнёр давил на ваши ладони? Возможно вы не испытали приятных минут ни в первом, ни во втором случае? Тогда, попробуйте не давить друг на друга, выполняйте совместные движения обращёнными друг к другу ладонями рук так, что бы между вами возникло взаимное ощущение тепла (психоэнергетический контакт).

Почувствовали ли вы  на сколько приятнее взаимодействовать на равных, а не добиваться превосходства? Не забывайте, что стремясь к психологическому давлению на партнёра по общению (родитель, ребёнок, коллега) мы рискуем вызвать у него реакцию не подчинения, а возмущения. И вместо помощи, он просто откажется от контакта с нами.

А сейчас поговорим о выборе позиции при общении.

4.Упражнение «Позиция» («над», «под», «рядом»). Проводится в парах.

Собеседники завязывают разговор на любую тему. Через каждые две минуты по сигналу( хлопок, звон колокольчика и т.д.) в паре меняются позиции: 1- один стоит, другой сидит; 2- сидящий встает, стоящий садится; 3- садятся рядом. Общение не прерывается со сменой позиций.

Обсуждение.

Какие чувства в какой позиции испытывали?

Какая позиция была комфортнее?

Воспользуемся еще одним упражнением для выбора позиции при общении.

5. Упражнение «Психологическая скульптура» (автор американский психолог Вирджиния Сатир)

 Один из участников «скульптуры» садится на пол, а другой встает перед ним на стул. Каждый из партнеров должен зафиксировать, что он видит (при этом стоящий не должен низко опускать голову, а сидящий – высоко поднимать её: и у того и другого должны двигаться только глаза…). Вы ощутите, что видит ребенок, общаясь с вами, как он вас видит.

Возможно, после этого  вас перестанет удивлять  как многие дети изображают людей   «головоногов»: с длинными, бесконечно уходящими вверх ногами, длинными руками с обязательными пальцами на них, без шеи, с «точками» рта, носа и глаз, с «хохолком» волос. Это их «честный» рисунок с натуры.

Далее пусть «скульптура» несколько изменится: подайте друг другу руки, не наклоняйтесь и не приподнимайтесь, и останьтесь в этом положении…. Через некоторое время ваша рука устанет – вам захочется приподнять ее, а партнеру захочется опустить руку. Скорее всего, кончится тем, что вы оба, сами того не желая, почувствуете взаимное раздражение.

        Как вы, может быть, догадываетесь, эти «скульптуры» имеют не только пространственный, но и психологический смысл (недаром же они называются «психологическими скульптурами»).

Рефлексия.

        Наилучший контакт устанавливается, когда собеседники не просто могут видеть глаза друг друга, но и когда они занимают равные позиции в психологическом плане: ни один не считает себя более значимым, важным, умным, чем другой.

А теперь подумаем над таким вопросом: бывает ли наоборот – воспитатель занимает позицию «снизу», а ребенок – «сверху»? Да, бывает. Тогда воспитатель «идет на поводу» у детей, исполняет их прихоти и капризы, старается угодить им. Но, это, может быть, еще и не так страшно. Плохо, если дети пользуются подобным положением и все дальше и больше, что называется, «садятся на голову» воспитателя.

        Иногда необходимо применять позицию «сверху». Например: не будете же вы что-то долго и подробно выяснять с ребенком «на равных» в тот момент, когда что-либо угрожает его здоровью или даже жизни. Конечно, нет! Все выяснения вы отложите на более благоприятное время, а в этот момент, заняв позицию «сверху», просто скажете ему, как поступить, чтобы избежать опасности.

        Но обратите внимание на то, какая позиция преобладает в вашем общении с детьми: «на равных» или «сверху» (позиция «снизу», как правило, нехарактерна для общения воспитателя с воспитанниками).

Если преобладает позиция «на равных», это значит, что ваше общение с детьми может быть отнесено к личностно-ориентированной модели.

Но это еще не все. Вспомните: «не рядом» и «не над», а «вместе».

Мы разобрали только, что значит быть «не над», а «наравне». Но это еще не означает «вместе».

        Для того, чтобы вы могли с уверенностью сказать, что следуете личностно-ориентированной модели, требуется анализ выбранной дистанции и пространства общения с детьми.

Что же такое ДИСТАНЦИЯ ОБЩЕНИЯ?

6.Упражнение «Дистанция»

Группа становится в две шеренги на расстоянии 30-40 см. начинается общий разговор. Ведущий подает периодически сигнал, по которому собеседники делают пол - шага назад друг от друга. Повторить несколько раз.

Обсуждение.

Между вами завязался интересный разговор. И вот когда вы уже почувствовали расположение к своему собеседнику и у вас возник с ним контакт, дистанция была нарушена.

Что при этом вы почувствовали?

Хотелось ли вам продолжать разговор? Легко ли это было сделать?

 Возможно, вам и хотелось продолжить разговор, ведь он был интересным, но разговаривать наверняка стало труднее – пришлось напрягать голосовые связки. Психологический контакт при этом нарушился – говорить расхотелось.

Оказывается, когда дистанция между собеседниками физически велика, контакта между ними вряд ли будет.

Американский этнопсихолог Энтони Холл предложил следующую классификацию дистанций общения:

Интимная дистанция (до 45 см) – дистанция общения самых близких людей, при котором включены все сенсорные каналы. Иными словами, доступ в эту зону разрешен лишь лицам, с которыми установлен тесный эмоциональный контакт: детям, родителям, супругам и любовникам. Внутри этой зоны можно выделить подзону радиусом в 15 см – сверхинтимную зону, или зону физического контакта.

Персональная, или личная, дистанция (от 46 до 120 см) - нормальная дистанция, соблюдаемая при ежедневном общении. Зона неформальных дружеских и официальных контактов.

Социальная дистанция (от 1,21 до 3,6 м) – зона общения между чужими людьми; она соблюдается также на официальных приемах в случае различия в социальных статусах.

Публичная дистанция (больше 3,6 м) – это зона контакта с аудиторией и большими группами людей.

Необходимо убрать барьеры, "увеличивающие" расстояние в вашем общении (стол, книга, лист бумаги в руках). Необходимо использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки и ноги. Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряжённости в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).

        Но только ли дело в том, чтобы подойти поближе прежде, чем начать разговор? Конечно, нет. У понятия «дистанция общения» не менее глубокий психологический смысл, чем у понятия «позиция общения». Вспомните: ребенок совсем мал, он целиком зависит от вас – естественно, дистанция общения между вами очень короткая. Но малыш растет и наступает такой момент, когда он заявляет «Я сам». Он хочет сделаться более самостоятельным и свободным, т.е. увеличить дистанцию между собой и взрослым. Излишняя опека порой не нужна.

        Дистанция общения должна быть именно такой, чтобы обеспечивать для его участников контакт и свободу одновременно.

Сколько детей в вашей группе, возможно, столько и дистанций общения. И именно воспитатель отвечает за выбор: он выбирает подходящую для той или иной конкретной ситуации дистанцию общения с ребенком. При этом вы должны позаботиться и о себе.

        Однако, подлинный контакт невозможен, если каждый, взаимодействуя, общаясь с другими, находится в своем, а не в общем «пространстве».

 Познакомимся теперь поближе с понятием «ПРОСТРАНСТВО  ОБЩЕНИЯ».

7.Упражнение «Общее пространство»

Группа разбивается на пары, каждый находит себе место в любой точке зала. Предлагается устроить «радиопереговоры». А теперь, внимательнейшим образом рассматривая то «пространство», которое оказалось перед  глазами, необходимо продолжить разговор.

- Я – Роза. Прием. Как слышно?

 - Я – Ромашка. Прием. Слышу хорошо. Радируйте!

Вывод.

Не так уже это было и легко, тем более, если перед вами разные  «картинки». А ведь с детьми мы, находясь в разных «позициях», - помните? Всегда видим разные «картинки».

        Значит пространство для взаимодействия  должно быть общим для вас и детей, с которыми вы общаетесь. Ведь «общаться» - от слова «общий».

 Очень важно, чтобы вам и детям хотелось быть вместе, в одном «пространстве», так чтобы чувствовался взаимный контакт, не нарушающий в то же время свободу и равенство позиций.

Взаимодействие педагога и детей в стенах образовательного учреждения – это всегда «улица со встречным движением». Мы относимся к детям определенным образом и они относятся к нам, иногда в форме конфликтного поведения, неприятной выходки, серьезного проступка. Для того, чтобы этого не случилось, необходимо говорить с детьми о правилах и  границах поведения.        Начну с одного «секрета», который может показаться нам неожиданным. Детям не только нужен порядок и правила поведения, они хотят и ждут их. Это делает из жизнь понятной и предсказуемой, создает чувство безопасности.

Вспомнить, разговаривают ли воспитатели с детьми об их границах, как и когда. Если нет – как это лучше сделать.

А начинать соблюдать правила необходимо с нас – педагогов. Ведь  взаимодействовать с ребенком – это все-таки не означает «общаться как нам хочется и как нам удобно», а означает соблюдение некоторых правил. И вы будете самым лучшим воспитателем, если будете помнить основное правило: детей учит то, что их окружает.

8.Упражнение “Золотые правила”.

Инструкция: участники должны правильно сложить высказывания, разделенные на две части, и обсудить их.

Это несколько известных высказываний:

если ребенка критикуют - он учиться осуждать;

если ребенка высмеивают - он учиться быть робким;

если ребенка часто одобряют -  он учится хорошо к себе относиться;

если ребенка часто подбадривают -  он учится уверенности в себе;

если ребенка часто позорят - он учится чувствовать себя виноватым;

если ребенок живет с чувством безопасности - он учится верить;

если к ребенку часто бывают снисходительны - он учится быть терпеливым;

если ребенку часто демонстрируют враждебность -  он учится драться;

если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным - он учится находить в этом мире любовь.

Существующие в группе правила должны исходить из необходимости соблюдения личной безопасности (границы), они направлены на обеспечение прав всех детей группы и каждого в отдельности. Правила фактически и есть перечень детских обязанностей по отношению друг к другу, чтобы не нарушались права личности каждого, в том числе и воспитателя.

Правил (ограничений, требований и запретов) не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими.

Найти золотую Середину в этом поможет идея одного американского психолога о четырех цветовых зонах.

В зеленую зону поместим все то, что разрешается делать ребенку по его собственному усмотрению и желанию. (например, в какие игрушки играть, с кем встать в пару, с кем дружить…)

Желтая зона – относительная свобода. Ребенку разрешается действовать по собственному выбору, но в пределах определенных границ (взять понравившуюся книгу домой, но завтра обязательно ее вернуть; стать первым сегодня идя на прогулку, но уступить место другому возвращаясь и др.). Данная зона очень важна, т.к. она формирует внутреннюю дисциплину.

Оранжевая зона. Входят такие действия ребенка, которые нами не приветствуются, но ввиду особых обстоятельств сегодня или сейчас допускаются. (пришла в новой кофточке и не хочет переодеваться на физзанятие, т.к. сегодня день рождение)  Данная зона формирует доверие ребенка к миру.

Красная зона. Действия, неприемлемые ни при каких обстоятельствах (например, брать спички, ломать игрушки, грубить, драться …).

9.Упражнение «Инструкция по применению».

Ведущий  зачитывает педагогическую ситуацию. Участники дают свой вариант личностно-развивающего взаимодействия с ребенком, оперируя усвоенными представлениями о его основах.

1.Ребенок не хочет идти на прогулку и просит остаться в группе. Ваши действия.

Нужно не злиться, а сказать: «Если бы я могла тебя оставить и остаться с тобой, я бы осталась. Но я должна идти на прогулку с другими детьми. Поэтому я предлагаю взять меня за руку и пойти вместе с нами.» (техника ограничения)

2. Ребенок рвет цветы на клумбе, чтобы сделать себе красивые ногти. Ваши действия.

Запретить и сказать: «Я понимаю, что ты хочешь сорвать цветок и сделать ногти. Но цветы не для этого.. Они для радости. (техника эмоционального присоединения). Давай найдем другое решение». (техника выбора).

3.Ребенок не хочет уходить домой из детского сада. Мама поддерживает желание ребенка и покорно ждет его, усаживаясь на скамью. Ваши действия.

Сказать: «Я поддерживаю твою радость, вижу как ты счастлив, как тебе хорошо. Но пора идти домой. Завтра придешь и тебе будет также хорошо». Предложить детям проводить его и маму до калитки. Предложить маме поучаствовать в образовательном процессе.

4. Ребенок рисует мелом на стене. Ваши действия.

Запретить и сказать: « я вижу, что ты очень любишь рисовать. Но у нас не принято рисовать на стенах. Давай придумаем другой способ. Ты хочешь, чтобы рисунок сохранился на долго, тогда давай нарисуем его в альбоме.»

 Требования  не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка.

Например, взрослым часто досаждает «чрезмерная» активность ребенка: почему им надо много бегать, прыгать, шумно играть, бросать камни, все хватать, разбирать и пр. Ответ прост: все это – проявления естественных и очень важных для развития детей потребностей в познании, развитии, движении. Запрещать подобные действия – все равно, что пытаться перегородить полноводную реку.

10.Упражнение «Потребности детей и потребности взрослых»

Давайте выясним, что же такое потребности.

Психологи выделяют   два понятия: «нужда» и «потребность».

Что такое нужда? Организм человека постоянно нуждается в кислороде, который поступает в кровь благодаря дыханию. Но потребностью эта нужда становится только тогда, когда, когда кислорода будет не хватать ( заболевают органы дыхания ), тогда человек предпринимает какие то действия, чтобы ее устранить, радуется, когда может вздохнуть полной грудью. И тогда нужда становится потребностью.

Нужда – то, что человеку необходимо, но он об этом не задумывается, а потребность – то, что человек осознает и переживает.

Биологические потребности.

Материальные потребности : человек нуждается в жилище, одежде, посуде и т.д., т.е. материальные потребности – это потребность человека в вещах

 Социальные потребности.) Человек не может стать счастливым, если не сможет показать свои способности, не найдет свое место в жизни, не сможет самореализоваться. Социальные потребности – это потребности в общении, труде. Они возникают только в обществе.

Духовные потребности – это потребности в познании окружающего мира, мира получении знаний и умений, информации, достижении гармонии и красоты.

Участники делятся на две подгруппы. Одна подгруппа обсуждает и составляет список с перечислением потребностей ребенка, другая – потребностей воспитателя.

Потом зачитываются результаты.

Важно отрефлексировать, какие потребности не прозвучали, какие из потребностей детей и взрослых не реализуются, почему, что этому мешает.

Подведение итогов «Педагогическая копилка».

Собрать алгоритм выстраивания личностно-развивающего взаимодействия с детьми:

Цель ЛО взаимодействия: содействовать становлению ребенка как личности.

Задачи : обеспечить чувство психологической защищенности, формировать начала личности, развивать индивидуальность ребенка.

Педагог при взаимодействии с детьми придерживается положения: «не рядом и не над», а «вместе».

Способы взаимодействия: понимание, признание и приятие личности ребенка.

Тактика взаимодействия – сотрудничество.

Позиция педагога –  исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития.

Соблюдение личностной безопасности (границы), которая направлена на обеспечение прав всех детей в группе и каждого в отдельности.

Заключительное слово ведущего.

Дорогие коллеги! Давайте помнить, что взаимодействие педагога и детей в образовательном учреждении – это улица с двусторонним, встречным движением. Оно должно регулироваться не нашим сиюминутным настроением, самочувствием, не той мгновенной  эмоциональной реакцией, которая вызвана конкретным поведением ребенка, не нашей моральной оценкой  «плохого» поступка ребенка. Взаимодействие определяется тем, как мы понимаем потребности ребенка (его мотивы поведения), уровень его восприятия мира и общего развития. А также определяется тем, какие задачи мы, взрослые, ставим перед собой в направлении развития детской ЛИЧНОСТИ (как впрочем и нашей взрослой ЛИЧНОСТИ) и как нам удается действительно ВЗАИМО действовать, а не просто действовать по ситуации.

Ведущий и участники тренинга прощаются.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЛИЧНОСТНО - ОРИЕНТИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ (семинар для педагогов в ДОО )

Материал раскрывает понятие "Личностно - ориентированной модеои общения взрослого с ребенком", прописаны упражнения помогающие педагогам прочувствовать смысл понимания личности ребенка (Обраб.Михайлов...

Семинар для воспитателей на тему: «Личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребёнком».

Главная идея семинара - личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребёнком. Что это такое? Как осуществить переход к ней, что для этого взрослому необходимо делать.Наша цель: помочь ...

Тренинг педагогической осознанности "Личностно - ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребенком"

   Общение ребенка и взрослого является важным психологическим условием успешного развития в период дошкольного и школьного детства. Значимый взрослый – это близкий человек, оказывающ...

"Актуализация знаний воспитателей к личностно - ориентированному взаимодействию с детьми через нетрадиционные техники изобразительной деятельности в условиях реализации ФГОС

В этом учебном году наряду с нетрадиционнымитехниками изобразительной деятельности я, как всегда, старалась  осуществлять  личностно - ориентированный подход в воспитании дошкольников.Личнос...

Консультация для воспитателей: «Как прийти к личностно-ориентированной модели взаимодействия с детьми»

Дошкольный возраст— это период первоначального фактического склада личности. Развиваются тесно связанные друг с другом познавательная и эмоционально-личностная сферы ребенка (формирует такие лич...

Консультация для воспитателей «Личностно-ориентированная модель взаимодействия с детьми»

Дошкольный возраст - это период первоначального фактического склада личности....

Методические рекомендации. Методическая работа в ДОУ по подготовке воспитателей к личностно ориентированному взаимодействию в педагогическом процессе.

Главное лицо преобразования процесса обучения на гуманистической основе - педагог. Насколько ему это удаётся, зависит от его профессиональной подготовки, общего культурного уровня, от личностных качес...