"Применение фонетической (речевой) ритмики во время проведения режимных моментов как средства коррекции звукопроизношения у дошкольников с нарушениями слуха"
статья

Родионова Мария Юрьевна

Данная статья освещает содержание, цель и задачи работы над произносительной стороной речи у дошкольников с нарушениями слуха с использованием мотода фонетичесой (речевой) ритмики во время проведения режимных моментов. Представленный практический материал может быть полезен воспитателям, которые работают с детьми со слуховой депривацией и родителям, имеющих детей с нарушениями слуха. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.36 КБ

Предварительный просмотр:

ФОНЕТИЧЕСКАЯ (РЕЧЕВАЯ) РИТМИКА

КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ

У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА.

Невозможно переоценить ту роль, которую играет слуховая функция в становлении личности каждого человека.  Отсутствие слуха или его снижение, наступившее в раннем детстве,  крайне негативно отражается на развитии психических процессов в целом, ведет к существенным отклонениям в формировании  устной речи.

Одним из существенных критериев роли слуха в общем развитии детей, по мнению Р.М. Боскис, является самостоятельность в овладении речью [2]. У детей с нормальным слухом этот процесс проходит самопроизвольно, у детей с  нарушенным слухом – в результате специального обучения. Основная цель коррекционной работы – формирование у детей со слуховой депривацией устной речи как  средства общения и познания окружающего мира, средства овладения знаниями, умениями и навыками.

Устная речь детей со слуховой депривацией характеризуется большим количеством дефектов в произношении звуков речи. К основным недостаткам, которые свойственны произношению целых групп звуков относятся сонантность, когда согласные звуки заменяются гласными, озвончение или оглушение согласных звуков, закрытая гнусавость – замена звуков м и н на п, б, т, д, различные сигматизмы. Страдает ритмико – интонационная сторона устной речи [5].

Формировать и закреплять  у ребенка с нарушенным слухом максимально внятную и членораздельную речь, обеспечивающую ему устное общение с окружающими и дающую возможность для развития речевого мышления, позволяет специальная коррекционная гимнастика – фонетическая ритмика.

Фонетическая ритмика – это система двигательных упражнений, в которой различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определенного речевого материала (звуков, слогов, слов, фраз) [3].

Фонетическая ритмика, как совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряжения, монотонности и скованности речи, которые свойственны детям с нарушениями слуха. Кроме того речевая гимнастика способствует развитию подражательной способности, развитию крупной  моторики, координации.  

Все упражнения фонетической ритмики направлены на решение определенных задач.  К ним относятся:

  • развитие дыхания и слитности произношения;
  •  формирование умения изменять силу и высоту голоса;
  • правильное воспроизведение звуков и их сочетаний изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, фразах;
  • воспроизведение речевого материала в определенном темпе;
  • развитие ритмико – интонационной стороны устной речи [3].

Первое, на что необходимо обращать внимание при проведении занятий по фонетической ритмике, это выработка правильного речевого дыхания. Диафрагмальный тип дыхания самый экономный и длительный. Для его развития полезно проводить упражнения, связанные с протяжным произнесением гласных и многократным повторением слогов на одном выдохе. Протяжное произнесение гласных с использованием широких движений рук и приподнятое эмоциональное настроение так же способствует устранению разнообразных дефектов голоса, связанных с нарушением его силы (тихий, слабый, крикливый), высоты (фальцетный), тембра (беззвучный, гнусавый).

Речевой материал, на котором отрабатываются звуки речи,  должен быть знаком и доступен детям, и от занятия к занятию постепенно усложняться. При работе над звуками очень полезно использовать различный ритмический материал: лололо – на улице тепло; мамему – конфету кому?; шушуну – я письмо пишу; шашаша – мама моет малыша; нононо нононо – в нашей комнате тепло. Кроме того, можно использовать скороговорки и чистоговорки. Вот пример некоторых из них: Дома баба, дома дед, только Томы дома нет. Где же наша Тома? Она стоит у дома. Вот летит самолет, там дядя пилот, самолет высоко, дядя там, далеко, ойойой – высоко, айайай – далеко.  Если в ходе занятия отдельные элементы не получаются у некоторых детей, то работа над ними переносится на индивидуальные занятия, что способствует закреплению правильного произношения.   Все движения, отобранные для проведения занятий по фонетической ритмике, предварительно не выучиваются,  они повторяются синхронно с учителем несколько раз. Постепенно количество движений уменьшается. Конечная цель всех занятий – фонетически грамотная оформленная речь без движений. 

  Двигательные упражнения положительно влияют на развитие чувства темпа и  ритма   произношения, поэтому их целесообразно включать  в  каждое занятие. Характер движений различен – от плавных и медленных до отрывистых и резких.

Как уже было сказано, собственная речь детей с нарушениями слуха зачастую монотонна и не интонирована. Дошкольникам трудно различать и даже мимикой передавать различные эмоции. С помощью упражнений фонетической ритмики дети расслабляются,  раскрепощаются и учатся  передавать такие эмоции как грусть, радость, удивление, испуг и многие другие.

                Фрагмент занятия по фонетической ритмике для детей 3 – 4 лет.

            Дети стоят полукругом или кругом, хорошо видя педагога.

  1. Развитие речевого дыхания. Закрепление произношения гласных звуков.

             Пение гласных: АОУИЭ, УОИЭА

  1. Воспроизведение речевого материала в заданном темпе. Закрепление произношения звука «П». Удары кулаками в стороны (вправо – влево):

            ПА – ПА – ПА, постепенно увеличивая  темп ПАПАПАПА.

  1. Изменение силы голоса. Закрепление произношения звука «Т». Поднести палец к губам, тихо сказать ТА – ТА. Сильно вытянуть руки вверх и в стороны, сказать громко ТА_____ ТА ______
  2. Закрепление произношения звука «М».

АМ ОМ УМ ЭМ ИМ     МА МО МУ МЭ

АМА ОМО УМУ ЭМЭ    АМО УМА ЭМО ОМА

МТА МСА МВО МТУ    ФМО ТМУ ЛМА СМО

  1. Развитие умения выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами.

МАМАМА – ВОТ ЗИМА…          МАМАМА – ГДЕ ЗИМА?

МАМАМА – ТАМ ЗИМА.           МАМАМА – УРА, ЗИМА!!!

              Фрагмент занятия по фонетической ритмике для детей 4 – 5 лет.

   Дети стоят полукругом или кругом, хорошо видя педагога.

  1. Развитие речевого дыхания. Закрепление произношения гласных звуков.   Пение гласных: А___ О____У____И____Э____АОУИЭ, УОЭАИ
  2. Воспроизведение речевого материала в заданном темпе. Закрепление произношения звуков «П», «Т», «Д». Движения резкие, энергичные: ПА – ПА – ПА; ТА – ТА – ТА; ДА – ДА – ДА. При убыстрении тепа – идти, затем бежать на месте или хлопать в ладоши.
  3. Дифференциация звуков «Т – Д» на слоговом материале: ТА – ДА; ТО – ДО; ТУ – ДУ; АТА – АДА; ОТО – ОДО; ОТА – ИДУ.
  4. Развитие умения выражать свои эмоции различными интонационными средствами: ОМ, ОМ – ВОТ ДОМ. ОМ, ОМ – ГДЕ ДОМ? ОМ, ОМ – ТАМ ДОМ! ОМ, ОМ, ОМ – УРА!! МОЙ ДОМ!!
  5. Дифференциация звуков «Т – Д» на материале слов и словосочетаний: ТУТ ДОМ. ТАМ ДОМ. МЫ ИДЁМ, МЫ ИДЁМ. А ПОТОМ – БЕГОМ, БЕГОМ!
  6. Закрепление произношения звука «К» на слоговом материале: КА – КА – КА; КО – КО –  КО;           АКА – ОКО – УКУ; ЭКА – ИКО – УКО.
  7. Закрепление произношения звука «К» на материале слов и словосочетаний: ВОТ КОТ! ВОТ КОТ! МОЕТ ЛАПЫ, МОЕТ РОМ. МЯУ, МЯУ КОТ ПОЕТ.

Литература:

  1. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики руки. Игры и упражнения. М.: Творческий центр «Сфера», 2006
  2. Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети. М, 1963
  3. Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика в школе и в детском саду. М.: «Учебная литература», 1997  
  4. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика. М.: Коррекционная педагогика, Гуманитарный издательский дом «Владос», 2001
  5. Леонгард Э.И. Формирование устной речи и развитие слухового восприятия у глухих дошкольников. М.: Академия педагогических наук. Научно – исследовательский институт дефектологии. М.:Издательство «Просвещение», 1971  
  6. Пелымская Т.В., Шматко Н.Д. Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом. М.: Издательство «Владос», 2003  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Артикуляционная гимнастика как средство коррекции звукопроизношения у детей с нарушениями речи»

Артикуляционная гимнастика как средство коррекции звукопроизношения у детей с нарушениями речи  У детей с речевыми нарушениями недостаточно развита моторика артикуляционного аппарата. Без её...

Отчёт учителя – логопеда Зюляевой М. С. по теме самообразования: «Артикуляционная гимнастика – эффективное средство коррекции звукопроизношения у детей с нарушением речи»

Я работаю над темой "Артикуляционная гимнастика - эффективное средство коррекции звукопроизношения у детей с нарушением речи" уже 4-ый год....

***Проект "Технология семантических полей как средство коррекции звукопроизношения у дошкольников"

Технология семантических полей как средство коррекции звукопроизношения у дошкольников.Учитель-логопед: Апатова Ирина Сергеевна....

Логопедический ликбез для воспитателей ДОУ «Формирование самоконтроля и саморегуляции как средство коррекции звукопроизношения у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи»

Формирование правильного звукопроизношения – это важный, необходимый, но длительный, кропотливый, «скучный» процесс. Как сделать занятия по автоматизации звуков речи интересными, эфф...

Авторская программа "Звуковой сундучок" по развитию и совершенствованию моторики органов артикуляции и созданию оптимальных условий для успешной коррекции звукопроизношения у дошкольников с нарушением речи.

Цель: развитие и совершенствование моторики органов артикуляции и создание оптимальных условий для успешной коррекции звукопроизношения у дошкольников с нарушением речи....