Логопедический ликбез для воспитателей ДОУ «Формирование самоконтроля и саморегуляции как средство коррекции звукопроизношения у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи»
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Формирование правильного звукопроизношения – это важный, необходимый, но длительный, кропотливый, «скучный» процесс. Как сделать занятия по автоматизации звуков речи интересными, эффективными? Цель автоматизации – достижение правильного произношения поставленных звуков в самостоятельной речи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pogrebnova_e.v._logopedicheskiy_likbez.docx25.01 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедический ликбез  для воспитателей ДОУ «Формирование самоконтроля и саморегуляции как средство коррекции звукопроизношения

у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи»

                                                                                        Подготовил: Погребнова Е.В.

                                                                                                                 учитель-логопед

                                                                                                                      МБДОУ «Ягодка»

г. Ноябрьск, ЯНАО

Формирование правильного звукопроизношения – это важный, необходимый, но длительный, кропотливый, «скучный» процесс. Как сделать занятия по автоматизации звуков речи интересными, эффективными? Цель автоматизации – достижение правильного произношения поставленных звуков в самостоятельной речи. Логопеду приходится ломать голову над тем, как и чем разнообразить занятия, чтобы отрабатываемый изо дня в день речевой материал не наскучил малышу, был для него интересен.

В значительной мере повышения эффективности коррекционной работы можно добиться посредством активизации дошкольников на логопедических занятиях. Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике.

Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных  педагогических воздействий и организации педагогической среды.

Однако достижение этой цели связано с определенными трудностями, являющимися следствием усложнения произносительного дефекта, наслоения фонематических и лексико-грамматических несовершенств, неоднородности проявлений речевой недостаточности, а  также низкого уровня активности детей при монотонности процесса автоматизации. Кроме того, усложняет задачу ограниченность во времени, отведенном на занятия на логопункте, и недостаточность участия и контроля со стороны воспитывающих взрослых.

Нередко дефекты звукопроизношения у детей по тем или иным причинам имеют весьма стойкий характер. Порой проходят месяцы упорных кропотливых занятий, прежде чем ребенок привыкает к новым звукам с правильной артикуляцией. Поэтому необходим квалифицированный и творческий подход в процессе коррекционной работы.

Как отмечает Л.Н. Смирнова, самый трудный и длительный этап – автоматизация звуков. Как правило, быстрее и легче можно привести в норму подвижность речевого аппарата и добиться правильного произношения звуков, чем ввести эти «здоровые» звуки в повседневную речь детей, особенно если отсутствует контроль со стороны специалистов и родителей.

В силу того, что вновь выработанные нервные связи еще слабы, ребенок пользуется приобретенным звуком крайне нерегулярно, зачастую только на занятиях с логопедом. Поэтому так необходим навык самоконтроля за собственной речью с целью скорейшего избавления от речевого нарушения. Появление самоконтроля и его развитие определяются требованиями общества к поведению человека. Формирование произвольной саморегуляции предполагает возможность человека осознавать и контролировать ситуацию, процесс. Самоконтроль предполагает наличие эталона и возможности получения сведений о контролируемых действиях и состояниях.  

С точки зрения нейропсихологии, развитие процессов саморегуляции у детей, становление функций программирования и контроля — длительный процесс, который заканчивается в юношеском возрасте, то есть значительно позднее, чем становление всех остальных психических функций. Здесь выделяют несколько этапов, но наиболее существенная перестройка отмечается в возрасте около 6-7 лет. Этот период связан с формированием произвольной регуляции действий и изменениями психологических и физиологических механизмов внимания.

 

Психофизиологические исследования показывают, что в возрасте 6-7 лет более простая эмоциональная система активации мозга уступает ведущее место новой системе, связанной с речевой произвольной регуляцией действий.  

Таким образом, возраст 6-7 лет оказывается критическим и в социально-психологическом, и в психофизиологическом плане. Поэтому понятно, почему   несформированность произвольной регуляции действий встречаясь особенно часто, является одной из наиболее распространенных причин трудностей обучения.

Формирование программы действия (в нашем случае – правильного произношения звуков), предвидение результатов ее воплощения, постановка цели и задач, способов их выполнения, постоянный самоконтроль, самооценка и своевременная оперативная коррекция – непременные условия адекватности любой деятельности, другими словами, произвольная саморегуляция человека.  Однако данное центральное образование нашей психики не дано человеку изначально, более того, самоконтроль и саморегуляция не появляются сами по себе. Как отмечает Н.В. Нижегородцева, «формирование навыков самоконтроля и психической саморегуляции происходит только в процессе обучения, так как отличительная особенность учебной деятельности заключается в формировании произвольного уровня регуляции действий в соответствии с заданными нормами». Поэтому в логопедическом процессе на этапе автоматизации звуков также происходит формирование навыков самоконтроля и психической саморегуляции.

Очевидно, что реализовать эту задачу можно только на пути от механического принятия и выполнения строго заданной, развернутой инструкции (демонстрации) со стороны взрослого, с постепенным переходом к совместному созданию программы деятельности, вычленению ее предельно ясной цели; обсуждению возможных (желательных и не очень) последствий, способов их достижения, реализации (или, напротив, минимизации); наконец, контролю за достигнутыми на каждом этапе результатами.

1. Ясно, чем младше ребенок, тем более подробной и четкой должна быть инструкция (а вероятнее – наглядная демонстрация), равно как и обсуждение всех этапов работы. Важно, чтобы ребенок понял разницу между программами «Делай, как хочешь» и «Делай точно так»: «Назови предметы» и «Назови предметы, правильно употребляя заданный звук и выделяя его в каждом слове».

Оптимальными для развития произвольной  саморегуляции являются развернутые на всех этапах инструкции со стороны взрослого, подразумевающие постепенное формирование у ребенка способности (и что немаловажно, потребности)  создавать собственную целостную и непротиворечивую программу поведения. В дальнейшем он начинает применять усвоенный алгоритм для планирования и оценки деятельности других (сверстников, родителей, воспитателей), а уже затем самостоятельно выстраивать и регулировать свою собственную.

2. Одним из выработанных тысячелетиями приемов по «обузданию» собственной саморегуляции  является правило: «Прежде чем ответить, подумай».

3. Формированию произвольности способствуют разнообразные задания, где ребенку предлагается придумать, спланировать или выбрать из уже известных какое-либо «дело» для другого ребенка (логопеда, мамы). При этом он должен объяснить и показать последовательность и цель действий другим так, чтобы они его поняли, а затем проконтролировать процесс выполнения задания и оценить его результат, назвав допущенные ошибки и объяснив, как их можно исправить.

Не надо стесняться быть недостаточно осведомленными и вслух признавать свои ошибки. Ведь только так у ребенка сформируется спокойная, взвешенная позиция относительно собственных просчетов и неумений. Глядя на вашу адекватную реакцию, он постепенно поймет и примет за правило, что человеку свойственно ошибаться. И дело совсем не в том, чтобы никогда не ошибаться или уметь (знать) все на свете: это просто невозможно. Важно вовремя эти ошибки и недочеты заметить и спокойно исправить; а то, чему хочешь научиться -  изо дня в день настойчиво, без лишних эмоций учиться делать.

4. Важным фактором развития произвольной саморегуляции является принятие и выполнение ребенком правил и норм взаимодействия с другими людьми и самим собой. Необходимым при этом часто бывает ведение собственного дневника занятий с обозначением  значимых успехов в овладении правильным звукопроизношением, всевозможных вариантов «Звуковых полянок, экранов…» в группе.

5. Очевидно, что базой в развитии процессов саморегуляции и самоконтроля должно быть реальное соблюдение в повседневной жизни ребенка режима и определенных «домашних» ритуалов и обязанностей. Мытье рук, чистка зубов, переодевание в домашнюю одежду после прихода с улицы; своевременно говорить «спасибо», «извините» и т.д.

То есть ребенок должен понять и усвоить нормы и правила. Сказанное с необходимостью включает достаточно четкую позицию родителей и педагога, что способствует закреплению, автоматизации необходимого алгоритма любой деятельности – от простейшей (самообслуживания)  до  сложной (образовательной деятельности).

6. Необходимым условием здесь является и максимальное обогащение ребенка разнообразными играми, что  автоматически формирует у ребенка осознание необходимости знания и соблюдения правил игры.

 Факт выделения правила уже свидетельствует о том, что у ребенка появляются первые формы самоконтроля. Но существует ряд условий, при которых игра с правилом становится приемом развития произвольной саморегуляции.

Во-первых, поддержка со стороны взрослого. Без его активного участия игра сразу распадается и дети «забывают» все ее правила. Такая поддержка предполагает постоянное и непосредственное участие взрослого в игре, его эмоциональную вовлеченность, контроль за соблюдением правил, одобрение правильных действий.  И только когда дети начинают самостоятельно играть по правилам, показанным взрослым, и при этом сами следят за соблюдением правил, можно говорить о том, что они уже овладели правилом действия и способны контролировать свое поведение независимо от взрослого. Только в том случае, если правило приобретает побудительную силу, оно становится для малыша средством овладения собственным поведением, а действие по правилу превращается в личное свободное, а не навязанное действие. Постепенно правила усложняются (многие настольные, развивающие игры). Однако следует помнить, что слишком трудные правила, которые ребенок еще не способен выполнить, могут убить у него интерес к игре, отнять уверенность в своих силах и желание играть.

По мнению М.Е. Хватцева, «логопедическая работа и осуществляется преимущественно в виде специальных групповых и индивидуальных игр, активизирующих ребенка к разговору и служащих, таким образом, прекрасным средством совершенствования его речи». Игра – одна из форм практического мышления, деятельность, носящая познавательный характер. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлениями, отображенными в общественной форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игры.  

Психологом З.М. Истоминой установлено, что в игре, как и в самостоятельной деятельности, дети в 1,5-2 раза успешнее запоминают предложенное слово, чем по прямому заданию повторить его. Игра занимает большое место при автоматизации звуков, требующей много повторений, утомляющих детей. Во избежание этого игры следует разнообразить.

В игре дети охотно, легко и быстро, часто незаметно для себя усваивают правильное произношение звуков, на что вне игры понадобилось бы много времени и усилий. Такая легкость образования речевых рефлексов в игре обусловлена не только эмоциональностью ребенка, но и необходимостью соблюдения правил, алгоритмов деятельности и правильного звукопроизношения. Перед каждой игрой необходимо указывать на ее цель.

Повышение активности посредством включения ребенка в игровую ситуацию, формирование игровой мотивации, способствующей развитию самоконтроля, обеспечивают оптимальность коррекционного процесса и, как следствие, сокращение продолжительности процесса автоматизации. Результаты игровой организации логопедических занятий убеждают в том, что в ходе занятий с использованием игры создаются благоприятные условия для речевого общения детей, для активизации и развития их речи. Таким образом, предложенная игровая организация деятельности, сочетающая решение как произносительных, так и лексико-грамматических задач обеспечивает быструю коррекцию фонетических дефектов у детей и пропедевтическую направленность коррекционных занятий.

Системное формирование способности ребенка к саморегуляции и самоконтролю посредством развития конкретных контролируемых умений и широкого использования игровой мотивации в процессе логопедической работы (в частности, в процессе автоматизации звуков) способствует скорейшему исправлению речевого дефекта и развитию навыков самоконтроля как важного компонента учебной деятельности.

7. Поскольку никакая полноценная деятельность невозможна без сосредоточенности на ней, с первых же занятий необходимо внедрять упражнения, направленные на формирование внимания и преодоление поведенческих стереотипов (что в принципе непосредственно и развивает саморегуляцию):

7.1. Для оптимизации произвольной саморегуляции ребенка используется работа с ребенком в режиме «глухой инструкции». Работая над заданиями, следует прекратить на определенном этапе давать ребенку развернутую инструкцию; постепенно сократить ее до вопроса: «Я не помню, а что мы с тобой делали в этом упражнении?».

7.2. Также для оптимизации произвольной саморегуляции ребенка используется  формирование у ребенка «детектора ошибок». В случае работы с приемом детекции ошибок ребенку предлагается для анализа заведомо неправильная, ошибочная ситуация, которую он должен исправить. Исправить Незнайку, который представил ошибочный анализ артикуляции звука, найти неправильное произношение – игры «Малышка»,  «Незнайка» и пр.

7.3. В процессе автоматизации звуков можно использовать прием регуляции громкости голоса. Предложить ребенку произнести цепочку из слогов, слов или назвать ряд картинок: 1-«тихо», 2- «громко», 3- «тихо» и т.д. Таким же образом можно рассказывать  чистоговорки, стихи, считалочки, потешки на отрабатываемые звуки и пр.

7.4. Условные сигналы для ответа.  При произнесении определенного речевого материала выдели изучаемый звук голосом, «нажми» на звук, покажи рукой положение языка, «сожми кулачки» и пр.

Недостаточность (слабость) кинестетических ощущений в артикуляционном аппарате, обуславливает необходимость установления межанализаторных связей между движением артикуляционных мышц и их ощущением при произнесении звука. Поэтому основными методами работы при коррекции звукопроизношения, являются: двигательно-кинестетический и слухо-зрительно-кинестетический. Отсюда вытекает особенность процесса автоматизации звуков у детей, особенно с дизартрией. Она заключается в использовании приема усиления звука, обогащения его моторным действием, т.е. одновременного проговаривания звука и  совершения моторного акта: похлопывание пальцами по столу,  постукивание ногой, загибание пальцев, «шагание» пальцами по столу, моделирование рукой символа звука и т.д.

При этом важной особенностью коррекционной работы является развитие мотивации, стремление к преодолению имеющихся нарушений, развитие самосознания, самоутверждения, саморегуляции и контроля, чувства собственного достоинства и уверенности в своих силах.

7.5. «Стоп - упражнения».  Необходимо вспомнить и проводить с детьми игры «Запрещенное слово», «Запрещенный слог» или различные вариации, когда дети, выполняя какое-либо упражнение,  замирают, замолкают по условному сигналу, пока педагог не предложит ему продолжить.

Предложенные игры, несмотря на внешнюю простоту их правил, требуют от ребенка преодоления внутренних препятствий и являются определенным шагом в овладении своим поведением. И это преодоление, что особенно ценно, происходит не по приказу и принуждению взрослого, а добровольно, по желанию самого ребенка. Такая маленькая победа над собой, которая внешне выглядит как выполнение правил, приносит много радости ребенку, и, несомненно, является мощным орудием, при помощи которого происходит естественное развитие произвольной саморегуляции ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

В презентации представленл содержание перспективного планирования по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи на различных этапах коррекционной работы....

Использование здоровьесберегающих технологии в системе коррекции речевых нарушений у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

Использование здоровьесберегающих технологии в системе коррекции речевых нарушений у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи....

Методика проведения логопедической работы по формированию вербальных средств общения у дошкольников с тяжелым нарушением речи

Главное в занятиях – опережающая инициатива взрослого. Это значит, что взрослый должен давать ребенку образцы того общения, который ребенок еще не владеет, и, опираясь на достигнутый уровень, ка...

"Формирование самоконтроля и саморегуляции как средство коррекции звукопроизношения у детей"

Формирование правильного звукопроизношения – это важный, необходимый, но длительный, кропотливый, «скучный» процесс. Цель автоматизации – достижение правильного произношения по...

"Коррекция нарушений звукопроизношения у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи".

В презентации представлены этапы работы по звукопроизношению...

: «Вокальные логопедические упражнения как средство коррекции речевой деятельности дошкольников с тяжелыми нарушениями речи».

В настоящее время наметилась тенденция к появлению детей с тяжелыми нарушениями речи. Актуальность данной проблемы определяется увеличением количества таких детей. А главная задача педагогов – с...

Формирование самоконтроля и саморегуляции как средство коррекции звукопроизношения

Формирование правильного звукопроизношения – это важный, необходимый, но длительный, кропотливый, «скучный» процесс. Как сделать занятия по автоматизации звуков речи интересным...