ВЗАИМОСВЯЗЬ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА С СЕМЬЁЙ
консультация по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) на тему

Тараева Людмила Александровна

Подробно раскрыты методы и приемы работы логопеда с родителями. Отмечены более эффективные способы привлечения внимания родителей

к речи собственных детей. Большое значение автором уделено - совместной работе обоих сторон при коррекции недостатков в речи детей. Отмечаются

трудности и преодоление их в установлении контактов между логопедом, родителями и детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        

ВЗАИМОСВЯЗЬ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА С СЕМЬЁЙ

        Мир постоянно информационно усложняется. Сегодня уже недостаточно однажды получить образование и работать по специальности. Чтобы сохранить уровень компетентности, необходимо все время чему-либо учиться, заниматься самообразованием на протяжении всей жизни. Непрерывное образование становится потребностью. Потребность в знаниях проникает во все сферы жизни – профессиональную, семейную, общественную, личную.

        Современная семья нуждается в разнообразных  знаниях: медицинских, сексологических, педагогических, психологических и т.д. Решение семейных проблем (особенно в воспитании  и обучении детей) требует от родителей зрелости и компетентности, а значит и волевых усилий, способности взять на себя дополнительную нагрузку. Большинство родителей традиционно доверяют  своему жизненному опыту, опирающемуся на опыт их собственных родителей. И нередко возникновение в их семье задач, которых не было в их родительской семье, приводит к семейной дисгармонии: нет образцов того, как справиться с проблемой. Ощущение несостоятельности, не знанию как помочь своему ребенку болезненно для большинства людей. Каждая семья по-своему определяет для себя процесс воспитания, но каждая же, в силу определенных обстоятельств и пусть в разной степени, нуждается в квалифицированной педагогической помощи. Не всякий родитель принимает эту помощь. И задача педагога, непосредственно работающего с ребёнком и знающего его проблемы, привлечь родителя к сотрудничеству. Или, по крайней мере, подвести его к знанию и пониманию педагогических принципов.

        Работа с родителями должна учитывать современные подходы к этой проблеме. Главная тенденция - обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач, мы же являемся только помощниками и советчиками.

И педагог, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем. До тех пор пока взрослому хватает знаний для успешного взаимодействия, сомнений по поводу этого знания у него не возникает. Есть поговорка: «Можете подвести лошадь к воде, но не заставите её пить» так и с обучением. Новые знания (в частности в логопедии) вводят родителей в другую социальную реальность: дарят новое видение проблемы. Воздействие нового знания на родителей идет непросто, требует от него критической переоценки собственного опыта. Желание узнать что-то новое подразумевает готовность расстаться со сложившимся мнением, порядком вещей. Нежелание знать – неадекватный способ самозащиты личности. Поэтому в первую очередь в работе с родителями необходимо учитывать принципы работы с взрослым человеком.

- уважение  жизненных позиций родителей;

- обеспечение свободы мнений;

- отказ от критики действий родителей в воспитании детей;

- удовлетворение познавательного интереса.

Именно поэтому содержание  и формы работы с семьей по педагогическому просвещению очень разнообразны и не может быть единого стандарта. Задача каждого педагога – уметь быть чутким к запросам семьи и компетентным в решении современных задач воспитания и образования.

В настоящее время в педагогической практике существуют стабильные  формы работы с родителями, которые являются достаточно эффективными.

Формы работы с семьей.

  1. Устная работа с родителями.

2. Наглядная информация.

3. Практическая работа.

К устной работе с родителями относятся:

-беседы,

- консультации,

- родительские собрания,

 -дискуссии,

- педагогические «заморочки»,

- «круглый стол» с приглашением специалистов (психолог, учитель),

-«своя игра», где родители отвечают на педагогические и психологические вопросы и т.д.

 Прежде чем начинать осуществлять педагогическую работу с родителями, необходимо выявить структуру семьи, её психологический климат (сколько человек в семье, возраст, образование, отношения между взрослыми в семье, профессии взрослых) т.е. установить контакт с родителями с помощью верного тона разговора, конкретных, точных вопросов и ответов, можно предложить родителям заполнить анкету.

        Первое анкетирование должно быть направлено на выявление речевого уровня развития ребенка в глазах родителей. Анкетирование может проводиться как анонимно, так и адресно, в зависимости от поставленных задач.  Вторую анкету можно дать через 1 – 2 месяца с целью выявления отношения родителей к выполнению домашних заданий, загруженности ребенка при выполнении заданий, сколько времени тратится ребенком для выполнения всей работы. Третья анкета может даваться в конце года  с помощью её можно установить видят ли родители динамику развития своего ребёнка за год и т.д. Анкетирование проводится по мере необходимости, возникновения общих, педагогических, проблемных вопросов.

        Первая организационная встреча логопеда с родителями обычно проводится в конце сентября в виде родительского собрания. На этом собрании обычно логопед освещает в доступной форме такие вопросы как:

  1. Необходимость специального направленного обучения детей в условиях логопедической группы.
  2. Анализ результатов психолого-педагогического обследования детей.
  3. Организация работы логопеда в течение года.
  4. Информация о содержании логопедических занятий в первый период обучения.
  5. Информация о необходимости, формах, методах и способах работы с детьми дома по выполнению домашних заданий.

На таких организационных собраниях предоставляю родителям возможность прослушать магнитофонные записи речи детей при первичном обследовании, показываю фрагменты занятий. Опыт общения с родителями показывает, что их отношение к речевым дефектам детей неоднозначно: одни видят лишь недостатки произношения отдельных звуков, другие считают, что все «само собой к школе исправится» и лишь под давлением специалистов они привели ребёнка в группу. Поэтому в доступной  убедительной форме рассказываю и показываю негативное влияние недостаточно сформированной речи на все виды психической деятельности. При этом подчеркиваю, мыль о том, что именно ранее выявление речевой патологии и оказание детям своевременной помощи, при активном участии родителей, поможет предупредить затруднения при обучении в школе. Тем самым обосновываю необходимость открытия и существования дошкольных логопедических групп.

Особое внимание на собрании уделяю роли родителей в комплексе психолого-педагогических мероприятий;

- единство требований к ребёнку;

- контроль за выполнением домашних заданий;

- помощь в оформлении тетради ребенка,  в работе с дидактическим материалом;

- активное участие во всех мероприятиях, проводимых для родителей вместе с детьми в группе, в детском саду.

Особое внимание уделяется объяснению выполнения домашних заданий, которые даются один раз в неделю (по пятницам). Никаких дополнительных заданий со стороны воспитателя в течение недели даваться не должны. Занятие рассчитано на 30-40 минут работы, можно выполнять его за  два приема в один день или два выходных дня (старшая группа). Обязательно рассказать о требованиях к выполнению домашних заданий: регулярность, добросовестность, внимательность, помощь взрослого, ответственность, аккуратность и т.д.

Таким образом, создается установка на сознательное включение родителей в коррекционный процесс.

Всего родительских собраний проводится 3 в течение года с составлением плана и ведением протокола родительского собрания.

В середине учебного года проводится второе собрание. На нем подводятся итоги работы за 1 полугодие. И третье собрание планируется в конце года. На нем подводятся итоги всей коррекционной работы, с последующим выпуском детей в школу, или с перспективой работы в следующем учебном году.

        На протяжении учебного года систематически поводятся консультации для родителей. Логопед показывает приемы индивидуальной коррекционной работы с ребенком, подчеркивает его трудности и успехи, показывает, на что нужно обратить внимание дома.

Примерные темы бесед и консультаций:

  1. Речевые нарушения и причины их возникновения.
  2. Психологические особенности детей с системными нарушениями речи.
  3. Краткие советы родителям, имеющим детей с ОНР.
  4. Что делать, если у ребенка плохая память?
  5. Как развивать слуховое восприятие детей?
  6. Игра - лучший помощник в занятиях с детьми дома.
  7. Нужно ли родителям спешить с обучением детей чтению?

К наглядной информации относятся:

- папки – передвижки;

-тетрадь вопросов и ответов «Вы спрашивали – мы отвечаем»;

- информационные листы, памятки, объявления, заметки;

- полезные книги для родителей;

- стенды, уголки.

Наглядная информация, в виде стендов и уголков, универсальна и имеет огромные возможности по освещению педагогического процесса. В то же время она не предусматривает непосредственного контакта педагога и родителей, и поэтому форма и способ её подачи имеет не меньшее значение, чем её содержание. Родитель должен быть ей привлечен и заинтересован. В данное время можно приобрести стенды в виде различных сказочных сюжетов, предметов (кораблик, ромашка, теремок, ракета и т.д.)

Небольшой перечень рубрик, которые могут быть использованы при оформлении стендов.

- Уголок краткой информации.

- Что читать дома?

- Объявления.

- Благодарим.

- Рады сообщить Вам…

- Вести с занятий.

- ОКНО – очень короткие новости…

Настольная тематическая информация по вопросам педагогики, психологии, логопедии может располагаться на столике. Его желательно нарыть  красивой салфеткой, поставить цветы или икебаны соответственно времени года. У стола 2 стула. Рядом – крючок для сеток и сумок. Все это направлено на создание благоприятной атмосферы, необходимой для создания положительных эмоций, восприятия информации, которая должна вызвать интерес родителей.

 

Практическая форма работы:

  1. Совместные досуги и развлечения.
  2. День открытых дверей.
  3. Просмотр открытых занятий.
  4. Дискуссионный клуб.
  5. Совместный труд на благо детского сада, детей.
  6. Совместное изготовление пособий,  игрушек, рисунков, для оформления  тематических выставок, уголков.
  7. Экскурсии по группе, детскому саду.
  8. Анкетирование.

 Инновационные формы  работы с родителями:

  1. Подготовка к литературным праздникам (совместное изготовление костюмов).
  2. Принятие активного участия в организации, проведении, записи видео клипов, дисков.
  3. Ведение альбома отзывов родителей  о работе педагогов с детьми.
  4. Совместная организация и выезд на выставки, в музеи, Третьяковскую галерею.

 Наиболее интересными и посещаемыми являются занятия логопеда, которые можно проводить в «День открытых дверей», на родительском собрании или по согласованию родителей и педагога. Родители получают возможность увидеть успехи детей, видеть их трудности в общении с товарищами, в умении слушать и слышать педагога, других детей, наблюдать за их поведением, организованностью на занятии, умении самостоятельно выполнять задания логопеда и т.д.

Большую педагогическую ценность имеют проведение совместных праздников, досугов, развлечений. Принимая участие в этих мероприятиях, родители показывают детям свою заинтересованность в их деятельности, желание быть с ними рядом, помочь своим присутствием, взглядом, улыбкой. Играя вместе, дети более раскрываются, становятся ближе к родителям, удаляют свой эмоциональный, визуальный и общительный голод.

Трудности в работе с родителями и пути их преодоления.

  1. Большая временная загруженность родителей на роботе. Очень мало времени остается  у родителей для занятий с детьми.

- Беседы с родителями о значимости  их участия в жизни и творчестве детей.

2. Недостаточно педагогических знаний.

- Беседы, консультации, педагогическая литература.

3. Безответственное отношение к пособиям, к выполнению домашнего задания.

- Индивидуально, на родительском собрании в тактичной форме, не называя фамилий, сравниваются 2 образца выполнения домашнего задания.

4. Игнорирование, каких либо замечаний, убеждений со стороны педагогов, относящиеся к действиям родителей.

- Привлечение в разговор других специалистов (психолога, заведующей, медиков).

5. Организация и проведение мероприятий (родительских собраний с показом открытого занятия, проведение досугов, развлечений с участием родителей) в вечернее время.

- перенос времени приёма пищи, отмена всех вечерних кружков и секций, уход родителей с работы – все это вызывает негатив со стороны родителей и администрации детского сада.

6. Организация и проведение коррекционной работы в подготовительной группе. Родители забирают детей из сада практически сразу после дневного сна, чтобы накормить их дома и пойти на уроки в школу. Посещение уроков в школе три раза в неделю (в каждой школе свои дни). В результате на коррекционную работу в саду каждый день остается по 5-6 ребят из 20, постоянно разные дети.

- пути решения этой проблемы, я считаю, нужно искать коллективно с привлечением не только родителей, но и администрации детского сада и отдела народного образования.

                                                        Учитель-логопед

                                                        Тараева Л.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Взаимосвязь работы логопеда и воспитателя в логопедической группе"

Педагоги групп по исправлению нарушений речи – логопед и воспитатель должны работать во взаимодействии, стремится к созданию согласованного подхода в лечебно-оздоровительной работе, которая направлена...

В тетрадь взаимосвязи работы логопеда и воспитателя в средней логогруппе

В данном файле представлены упражнения для развития лескико-грамматических категорий и связной речи у детей средней группы ОНР. Разработано для занятий воспитателя с детьми в вечерние часы по заданию ...

Работа логопеда с семьёй

При выборе методов и приёмов коррекционой работы логопеда важно учитывать тип семьи....

Взаимосвязь работы логопеда с воспитателем по развитию речи детей

      Традиционная   работа по развитию речи детей ведется по направлениям:1.    1.  Обогащение словарного запаса.2.   2.   Обучение составлению пер...

сообщение о взаимосвязи работы логопеда и других специалистов дошкольного учреждения для детей с нарушением зрения, особенности работы.

В сообщении раскрываются особенности логопедической работы  с детьми с косоглазием и амблиопией. На примере одной лексической темы ("Транспорт") прослеживается взаимосвязь учителя-логопеда, воспи...

Консультация для родителей «Взаимосвязь учителя-логопеда с семьёй»

Консультация для родителей «Взаимосвязь учителя-логопеда с семьёй»...

Консультация для родителей «Взаимосвязь учителя - логопеда с семьёй»

   Одним из важнейших направлений коррекционной работы с дошкольниками, имеющих ТНР, является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика, подгото...