Комплекс занятий по теме: "Мнемотехника, основанная на актуализации чувственного опыта"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) на тему

Андреева Людмила Леонидовна

Комплекс игр и упражнений для улучшения памяти

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mnemotehnika_word.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Комплекс занятий по теме:

«Мнемотехника, основанная на

актуализации

чувственного опыта»

Педагог-психолог

Андреева Л.Л.

ГОУ Д/С №1020

Занятие №1

Предшествует обучающим. Подводит к выводу о том, что трудно запомнить большое количество слов по порядку, без специальных способов запоминания.

   Детям предлагается запомнить 10 слов по порядку:

 - лист

 - море

 - дом

 - костер

 - телевизор

 - кольцо

 - шмель

 - яблоко

 - зеркало

 - бант

 

Дети припоминают слова по порядку. Обычно все слова по порядку не запоминаются (либо забываются какие-то слова, либо нарушается порядок слов, либо дети запоминают их совместными усилиями). Делается вывод о том, что одному человеку трудно запомнить большое количество слов по порядку. Задается вопрос: «А вам бы хотелось научиться запоминать большое количество слов?»; «А зачем нужно иметь хорошую память?»

Далее детям предлагается познакомиться со способами, которые помогают запомнить большое количество информации.

   Вам никогда не приходило в голову, что слово можно «увидеть»? Как? (варианты детей) Вот, к примеру, слово шмель. Шмеля можно увидеть в своем воображении. Сядьте поудобнее, закройте глаза и попытайтесь представить себе живого шмеля. Сосредоточьтесь, не торопитесь и постарайтесь представить его так ясно, как будто видите на самом деле. Может быть, сразу это и не получится, нужно постараться. Этого шмеля можно увидеть по-разному.

   Ты думаешь о шмеле, стараешься его представить, но не видишь его четко. Перед глазами просто какое-то пятно. Вроде бы шмель, а может, и нет.

   Можешь увидеть его как на фотографии или на картинке.

   А можно увидеть шмеля в своем воображении живым. Он летает, садится на цветы.

   Открыли глаза. А каким вы видели шмеля?      (ответы детей)

Ответы делятся на группы:

 - ничего не увидел;

 - увидел как какое-то пятно, похожее на елку;

 - увидел как на картинке или на фотографии;

 - увидел как настоящую.

По аналогии со шмелем представляем елку.

Занятие №2

Припоминание что делали на предыдущем занятии, с каким способом запоминания познакомились, какие слова «видели».

   А сегодня попробуем запомнить больше слов.

   После запоминания каждого слова детям предлагается самостоятельно отметить в таблице как, каким способом смог увидеть.

Слова для запоминания: бабочка, озеро, дерево, лестница, облако, лес, дом.

Припоминание слов.

Занятие №3

Припоминание слов с предыдущего занятия.

   Слова можно не только «увидеть», их можно еще и «услышать». Вспомните шмеля… Его можно и видеть, и слышать. Как можно услышать шмеля?  (ответы детей)

   Постарайтесь услышать слова:

 - колокольчик

 - машина

 - ваза

После каждого представления дети рассказывают, каким образом смогли услышать.

Слова еще можно потрогать в своем воображении. Например, слово подушка. Закройте глаза, представьте подушку, постарайтесь ее потрогать. Какая она на ощупь?

   Постарайтесь представить, что вы трогаете:

 - колесо

 - стакан

 - шарф

После высказываний детей об ощущениях припоминаются все слова, которые запоминали на занятии («слышали», «трогали»).

Занятие №4

Припоминание слов с предыдущего занятия, способа, с помощью которого запоминали.

   Некоторые слова легко понюхать или попробовать на вкус. Закрываем глаза, представляем лимон. Попробуйте его на вкус. Кисло, правда? А теперь попробуйте понюхать розу. Как она пахнет?

   Пахнет даже книга. Давайте проверим. Закройте глаза. Детям предлагается понюхать книгу (новую, с запахом типографской краски). Чем пахнет книга?

Далее предлагается понюхать или попробовать на вкус слова:

 - соленый огурец

 - печенье

 - лес

 - дождь.

   Припоминание всех запоминаемых слов на занятии.

Занятие №5

Припоминание всех слов, которые видели, слышали, трогали, нюхали, пробовали на вкус.

Занятие №6

Припоминание способов, которые помогали лучше запоминать слова.

На самом деле одно и то же слово можно и увидеть, и услышать, и потрогать, и понюхать, и попробовать на вкус. Например, слово апельсин.

   Его легко увидеть – он такой яркий, оранжевый…

   Нет ничего проще, чем почувствовать его запах и вкус…

   А теперь представьте, что вы трогаете апельсин. Вы вынимаете его из холодильника. Он такой холодный, круглый, почти гладкий, но с маленькими бугорками и ямочками…

   Если очень захочется, можно даже услышать звук апельсина. Проще всего представить, как он скатывается со стола и шлепается об пол.… А некоторые дети считают, что у апельсина есть свой собственный звук, но каждый из них слышит этот звук по-своему. Кто-то при слове апельсин слышит высокий мелодичный звук, как у флейты.

   Послушайте другие слова и попытайтесь представить их так же, как слово апельсин. Но учтите, что необязательно чувствовать все. Например, одно слово можно видеть и слышать, другое – только видеть, третье – видеть, трогать, чувствовать его вкус и запах.

   Запоминаем слова:

 - мяч

 - лев

 - орех

 - букет

 - ножницы

 - вишня

 - картошка

 - снег

   После каждого слова проходит обсуждение, что было легче увидеть, потрогать, услышать, понюхать, попробовать на вкус. Что было труднее, что невозможно сделать.

   В конце дети рисуют слова, которые запоминали.

Занятие №7

   Вы уже знаете, что слово можно увидеть, услышать, потрогать, почувствовать его вкус и запах. Это помогает нам запоминать самые разные слова. А для того, чтобы запомнить их по порядку, нужно представить себе, что слова -  это персонажи какой-то истории.

   Посмотрите, как это делает девочка Вика. Запоминайте слова вместе с ней. Вот слова, которые нужно запомнить:

 - верблюд

 - журнал

 - ветер

 - гвоздика

 - ночь

 - шляпа.

   Вика представляет себе маленький фильм, в котором участвуют слова-образы. Закройте глаза и постарайтесь увидеть фильм, и услышать слова которые нужно запомнить Вике.

   «…Я вижу, как по пустыне идет верблюд. Он находит журнал и начинает его рассматривать. Ветер переворачивает страницу, а там нарисована большая красная гвоздика.

   Я вижу, как начинает быстро темнеть и наступает ночь. Верблюд укладывается спать, и ему снится шляпа».

   Когда Вике нужно вспомнить слова, она закрывает глаза и просматривает этот фильм еще раз, стараясь представить его так ясно, как будто видит это на самом деле. Слова вспоминаются по порядку сами собой.

   Детям предлагается вспомнить слова, участвующие в фильме по порядку. При необходимости припомнить кадры из фильма.

Занятие №8

   Припоминание слов, которые запоминали при помощи фильма на прошлом занятии.

   На этом занятии мы попробуем запомнить новые слова при помощи фильма, который придумаем сами. Слова для запоминания:

 - цирк

 - ракушка

 - фонтан

 - груша

 - принцесса

 - автобус.

   Начнем вместе.

«Мы сидим в цирке. На арене лежит большая морская ракушка. Вдруг из нее начинает бить фонтан…»

Дальше предложения детей по продолжению фильма. После придумывания окончания, детям предлагается просмотреть его в своем воображении. (Дети закрывают глаза, и им зачитывается придуманный совместно фильм)

   Дети припоминают все слова по порядку.

Занятие №9

   Припоминание слов с предыдущего занятия.

   Запоминание новых слов при помощи придумывания собственного фильма каждым ребенком. Зачитываются слова, которые необходимо запомнить. Дети закрывают глаза и им медленно еще раз зачитываются слова, с которыми каждый придумывает свой фильм. Слова для запоминания:

 - журавль

 - портфель

 - конфета

 - бант

 - окно

 - лодка.

   Каждый желающий ребенок рассказывает свой фильм или предлагается его нарисовать.

Занятие №10

   Припоминание слов с предыдущего занятия.

Для того чтобы запомнить много слов, надо придумать и увидеть большой и интересный фильм.  Чем интереснее будет фильм, тем легче будет запомнить слова. Мы можем даже сами стать героями этого фильма. Послушайте, как это делает Вика, и постарайтесь запоминать вместе с ней.

   Слова для запоминания:

 - книга

 - цыпленок

 - занавеска

 - картон

 - сирень

 - гном

 - свисток

 - сквозняк

 - комната

 - песок

 - ведро

 - очки

 - город

 - воздушный шар.

   Вика обычно представляет себе фильм, в котором участвуют слова-образы и она сама.

   «…Я открываю книгу, а она, оказывается, волшебная, и из нее выскакивает маленький желтый цыпленок. Я бегу за ним, а он прячется за занавеской. Я хочу ее отодвинуть, дотрагиваюсь рукой и чувствую, что она твердая – да это же картон, занавеска картонная! А вместо цыпленка на подоконнике сирень. Как хорошо пахнет!..

   …Я наклоняюсь, чтобы получше понюхать, и вижу, что среди веток сидит крошечный гном. Он подмигивает мне, достает из кармана свисток и пронзительно свистит.

   От этого свистка поднимается сквозняк. Я невольно зажмуриваюсь, а когда открываю глаза – уже никого нет, я стою в пустой комнате

   …Я начинаю оглядываться, делаю несколько шагов и чувствую, что у меня под ногами песок. Откуда он? Да вот же ведро, из которого он высыпался, - оно упало и лежит на боку. Ой, в нем еще что-то! Это очки. Я достаю их, очищаю от песка, надеваю и тут же понимаю, что они тоже волшебные.

   Через них я вижу большой сказочный город, над которым летит разноцветный воздушный шар. Я сама лечу над городом. Дух захватывает!..

   

   Припоминание слов по порядку.

Занятие №11

Припоминание слов с предыдущего занятия.

   Придумывание собственного фильма и запоминание новых слов по порядку. Слова:

жираф, ковер, бумага, пластинка, гимнаст, шкаф, сметана, платье, пирожок, карандаш, муха.

Каждый ребенок рассказывает  придуманный фильм и припоминает слова для запоминания.

Занятие №12

   Итоговое. Индивидуальная диагностическое исследование произвольной памяти.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Накопление эмоционально-чувственного опыта детей при проведении театрализованных представлений в ДОУ»

Цель моей презентации: развитие творческих способностей детей  через театральную деятельность....

Обогащение чувственного опыта детей посредством дидактических игр и упражнений

Период раннего и младшего дошкольного возраста характеризуется интенсивным развитием процесса восприятия.          Сенсорное воспитание, направленное на фо...

Развитие чувственного опыта малышей в процессе сенсорного воспитания

Игры по сенсорному воспитанию детей раннего возраста....

дидактические игры и пособия для развития чувственного опыта детей раннего возраста

В настоящее время на прилавках магазинов не всегда удается приобрести дидактический материал, отвечающий педагогическим задачам сенсорного и чувственного развития детей дошкольного возраста. В связи с...

Обогащение чувственного опыта у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития посредством комплексных коррекционно-развивающих занятий.

В статье описаны методы и приемы развития сенсомоторной сферы у детей с ОВЗ посредством комплексных занятий....