Обогащение чувственного опыта у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития посредством комплексных коррекционно-развивающих занятий.
учебно-методический материал на тему

Шипова Оксана Леонидовна

В статье описаны методы и приемы развития сенсомоторной сферы у детей с ОВЗ посредством комплексных занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

“Все, что только можно, предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое – для восприятия зрения, слышимое – слухом, запахи – обонянием, что можно вкусить – вкусом, доступное осязанию – путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами”

Я. А. Коменский

Сенсорное развитие направленно на формирование полноценного восприятия окружающей действительности и служит основой познания мира. Первой его ступенью является чувственный опыт. Детям с выраженными нарушениями интеллекта присущи грубые нарушения всех сторон психической деятельности в целом, а особенно - в сенсорном развитии. Слабая активность, моторная недостаточность, обедненность чувственного опыта, почти полное отсутствие предметно-игровых действий у такого ребенка приводят к бедности восприятия поступающей информации.

 Исследования таких учёных как Е. Ф. Войлокова, О. П. Гаврилушкина, А. А. Еремина, А. А. Катаева, Ю. Т. Матасов, И Г. Радышева, Е. А. Стребелева, Г. В. Цикото обнаружили у этих детей значительные отклонения в области чувственного познания. Хотя они чаще, чем нормально развивающиеся дети, страдают аномалиями органов чувств, большинство из них имеет сохранные анализаторы. Ребенок рождается на свет с готовыми органами чувств — у него есть глаза, уши, его кожа обладает чувствительностью, позволяющей осязать предметы и т. п. Но это лишь предпосылки для того, чтобы ребенок научился воспринимать все богатство окружающего мира. Но ведь для формирования у ребенка полноценной картины окружающей действительности необходимо не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и слышать?

Характерной чертой недоразвития сенсорных функций у подавляющего большинства этих детей являются не органические повреждения анализаторов, а патологическое неумение пользоваться своими органами чувств, их неполноценное использование (Г. В. Цикото). Так как у умственно отсталых детей познавательная активность крайне снижена, следовательно, и чувственный опыт не может быть приобретен самостоятельно, как это часто происходит у нормально развивающихся детей. Для того чтобы развитие восприятия и наглядных представлений об окружающем мире проходило полноценно, необходимо вести целенаправленную коррекционно – развивающую работу по их формированию и развитию.

Объективно необходимой становится сенсорная стимуляция. Она осуществляется на основе обеспечения действия всех сенсорных систем. Педагог должен создать условия для того, чтобы были задействованы слух, зрение, обоняние, и другие анализаторы. Это может быть достигнуто, если ребенок будет побуждаться к ощупыванию, рассматриванию, прислушиванию и закреплению полученного результата в различных видах деятельности.

Специалисты нашего Красно-Дубравского детского дома-интерната уделяют большое внимание в своей работе комплексным занятиям, так как это наиболее эффективное и продуктивное направление в развитии и коррекции познавательных процессов и в формировании и обогащении чувственного опыта тяжело умственно отсталых детей.

Предметность мышления умственно отсталых детей, необходимость использовать все пять чувств, которые вбирают информацию извне, опора на наглядно – действенное мышление как на базу для дальнейшего перехода к наглядно – образному, обучение в игровой форме, частая смена различных видов деятельности, а также индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий его особенности, легли в основу комплексных занятий.

Знакомя детей с окружающей действительностью, мы стараемся обогатить чувственный опыт ребенка — научить его быть внимательным к тому, что его окружает, и правильно воспринимать. Обогащение чувственного опыта неразрывно связано с развитием чувственного познания — ощущений, восприятий, представлений. Формируя адекватные представления об окружающем, мы можем создать чувственную основу для слова и подготовить ребенка к восприятию словесных описаний объектов, явлений и отношений (стихов, рассказов, сказок, песен). Закрепление образов восприятия в слове дает большие возможности и для развития памяти ребенка.

В структуре комплексных занятий широко используются объекты неживой природы. Игры с водой, песком, со снегом – это одна из форм естественной деятельности ребенка в природной среде. Такой подход к играм позволяет детям не просто определить цвет, форму, размер, упругость, запах, вес объектов, но и запечатлеть их на уровне чувственной памяти. Информация усваивается на основе межанализаторных связей, что делает опыт ребенка более полным, достоверным, прочным.

Подводя итоги, можно сказать, что:

1. Занятия на основе комплексного подхода способствуют формированию у детей целостной картины мира, так как предмет или явление рассматривается с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной;

2. У детей формируется стойкий познавательный интерес, и занятия дают высокую результативность;

3. Переход от одного вида деятельности к другому позволяет вовлечь каждого ребёнка в активный процесс;

4. Занятия на основе комплексного подхода способствуют снятию напряжения, перегрузки и утомляемости за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности.

5. Комплексные занятия объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений и доброжелательности.

Список используемой литературы.

1.Боровская И.К. Воспитание и обучение детей в условиях домов-интернатов: пособие для педагогов / И. К. Боровская и др.; под ред. Т. В. Лисовской. — Мн.: НИО, 2007. — 216 с.

2.Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 208 с.

3.Коррекционно – развивающие обучение детей в процессе дидактических игр: пособие для учителя – дефектолога / Е. А. Стребелева. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008. – 256.: ил. – (Коррекционная педагогика).

4.Маллер А. Р., Цикото Г. В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной  недостаточностью: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 208с.

5.Хомякова Е. Е. Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010. – 128 с., илл.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий спортивного праздника для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития.

Сценарий утренника, в котором принимали участие дети,посещающие Лекотеку....

Мяч-как средство сенсомоторного развития детей с тяжелыми множественными нарушениями развития.

В настоящее время среди воспитанников образовательных учреждений увеличилось число детей со сложными (комплексными) нарушениями в развитии. Вследствие специфического развития дети со сложной стру...

Конспекет занятия «ПАЛЬЧИКОВЫЙ ТЕАТР КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ТАКТИЛЬНОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ».

Благодаря пальчиковому театру, используя героев сказки разной фактуры, удетей с ТМНР развиваются новые тактильные ощущения, активизируетсязрительное восприятие и увеличивается количество положительных...

«Представление опыта работы по внедрению современных педагогических технологий в процесс психолого-педагогического сопровождения детей с тяжелыми множественными нарушениями развития»

Одно из основных направлений здоровьесберегающей концепции - это организация процесса сохранения и формирования здоровья, который включает в себя социальные, медицинские, психолого-педагогические аспе...

Технология тьюторского сопровождения детей с тяжелыми множественными нарушениями развития

В последние годы внимание специалистов сосредоточилось на поиске возможностей оказания коррекционной помощи детям с глубокой умственной отсталостью (нарушением интеллекта) и тяжелыми множественными на...

Конспект интегрированного занятия Тема: «Овощи» (группа компенсирующей направленности детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) 3-8 лет)

Конспект интегрированного занятия. Тема: «Овощи» (группа компенсирующей направленности детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) 3-8 лет)...