Мяч-как средство сенсомоторного развития детей с тяжелыми множественными нарушениями развития.
проект по коррекционной педагогике на тему

В настоящее время среди воспитанников образовательных учреждений увеличилось число детей со сложными (комплексными) нарушениями в развитии. Вследствие специфического развития дети со сложной структурой дефекта имеют особые образовательные потребности и возможности, определяющие первичными недостатками: нарушения слуха, зрения, речи, ОДА, интеллекта, связанными непосредственно с органической причиной нарушения. Это могут быть выраженные нарушения зрения и ДЦП; глухота и ДЦП; и т.д. Каждое из существующих нарушений оказывает многообразное воздействие друг на друга и взаимно усиливается. Дети с особыми потребностями зачастую не испытывают особой тяги к экспериментированию с игрушками и изучению окружающего мира. Для обучения приходится искать, чем их заинтересовать. Мы придумывали мотивацию для наших воспитанников, исходя из их склонностей и интересов. Ребенку необходимо предоставить как можно больше возможностей для изучения и исследования окружающего мира. Чем больше предметов мы предоставим ребенку, тем больше вероятность, что он найдет среди них нечто интересное и стимулирующее. Один из предметов - это мяч.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_myach.docx34.91 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад № 8» г. Сыктывкара

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

На тему:

«Мяч - как средство сенсомоторного развития для детей со сложной структурой дефекта».

Составитель:

Учитель – дефектолог:

 Уляшева Анастасия Алексеевна.

Сыктывкар 2016.

Девиз проекта: 

«Я слышу - я забываю,

 я вижу - я запоминаю,

 я  делаю - я понимаю….»

Цель проекта: формирование игровой деятельности у детей со сложной структурой дефекта направленное на развитие у детей интереса к игрушке мяч. Предметно-игровым действиям, воспитание умения играть со сверстниками.

Участники проекта: Участники проекта: дети (группы с тяжелыми множетвенными нарушениями развития), учитель - дефектолог, родители.

С учетом поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

  • Создание коррекционно-развивающей   среды, в которой бы дети с ограниченными возможностями в здоровье чувствовали себя комфортно и уверенно;
  • Формирование у детей потребности эмоционально-личностного контакта с взрослым;
  • Побуждение детей к деятельности через взаимодействие разнообразными мячами;
  • Обновление и дополнение материала по сенсорному развитию;
  • Накопление сенсорных представлений у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития.
  • Формировать у детей и родителей заинтересованность и умение играть в игры с мячом.

Актуальность

В настоящее время среди воспитанников образовательных учреждений увеличилось число детей со сложными (комплексными) нарушениями в развитии.

СЛОЖНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ – называют сочетание двух или более выраженных первичных нарушений у одного ребенка. [Основы спец. психологии. Под.ред. Кузнецова Л.В.]

Вследствие специфического развития дети со сложной структурой дефекта имеют особые образовательные потребности и возможности, определяющие первичными недостатками: нарушения слуха, зрения, речи, ОДА, интеллекта, связанными непосредственно с органической причиной нарушения. Это могут быть выраженные нарушения зрения и ДЦП; глухота и ДЦП; и т.д. Каждое из существующих нарушений оказывает многообразное воздействие друг на друга и взаимно усиливается.

В городе Сыктывкаре давно существовала потребность появления ДОУ для детей со сложной структурой дефекта. Потребность была удовлетворена в 2013 году на базе нашего учреждения. Впервые было открыто 2 группы для детей со сложной структурой дефекта. Группу посещают дети в возрасте от 2х до 8 лет.  Данный режим группы обусловлен тем, что у детей нарушения носят сложный стойкий сочетанный характер, которые затрудняют и отрицательно сказываются на нахождение ребенка в ДОУ целый рабочий день. Оптимальное время пребывания в детском саду составляет 5 часов. Таким образом, решается сразу две проблемы. Группу посещают 10 воспитанников, и каждому воспитаннику оказывается необходимая помощь и нагрузки нормированы на них. В группе работают воспитатели, учитель-логопед, учитель-дефектолог, музыкальный руководитель.

Все воспитанники имеют нарушение интеллекта различной степени в сочетании с другими выраженными функциональными нарушениями развития. Дети обучаются по индивидуальным программам. Длительность и соотношение непосредственной образовательной деятельности определяется из реальных возможностей нервно-психического здоровья детей группы.

Ведущими видами деятельности этих детей является предметно-манипулятивная. Необходимо максимально помочь ребенку проявить себя, стимулируя у него, пусть весьма незначительные, но самостоятельные движения, учитывать его желания и потребности в совместной деятельности, способствовать формированию положительного отношения к педагогу и сверстнику. Некоторые дети с особыми нуждами не проявляют интереса к людям и окружающему миру и не идут на контакт со взрослыми. «Разбудить» такого ребенка - одна из труднейших задач для взрослого. Значительная часть таких детей, не справляется с темпами освоения материала традиционных коррекционных программ воспитания и обучения, испытывает трудности социальной адаптации и обучения в ДОУ. Эти дети нуждаются в особой организации воспитательно-образовательной работы, содержание, формы и методы которой должны быть адекватными их возможностям.

Понятие среда – определяется как совокупность условий и средств целесообразной жизнедеятельности системы, в данном случае – учащегося с ограниченными возможностями здоровья. При этом целесообразность жизнедеятельности будет определяться соответствием создаваемых условий и средств особенностям развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья, их особым образовательным потребностям.  А потребности эти связаны с необходимостью коррекции и развития, нарушенных или недоразвитых функций организма, с необходимостью социализации детей с ограниченными возможностями в ходе развития, с необходимостью не только сохранения и укрепления здоровья таких детей, но и профилактики осложнений и ухудшения имеющихся нарушений здоровья и развития

Игровая деятельность является ведущей деятельностью детей младенческого и дошкольного возраста независимо от психофизиологических особенностей ребенка. Формирование игровой деятельности направлено на развитие у детей интереса к игрушкам, предметно-игровым действиям и воспитание умения играть со сверстниками.

В последние годы появилась тенденция интеллектуализировать игру, т. е. превратить все игры ребенка в дидактические занятия и упражнения, в которых отрабатываются различные мыслительные операции и речевые навыки. Конечно, занятия с ребенком всегда полезны, однако нельзя допускать, чтобы из детства исчезала игра.

Дети с особыми потребностями зачастую не испытывают особой тяги к экспериментированию с игрушками и изучению окружающего мира. Для обучения приходится искать, чем их заинтересовать. Мы придумывали мотивацию для наших воспитанников, исходя из их склонностей и интересов. Ребенку необходимо предоставить как можно больше возможностей для изучения и исследования окружающего мира. Чем больше предметов мы предоставим ребенку, тем больше вероятность, что он найдет среди них нечто интересное и стимулирующее.

Игры с мячом — важнейшая составляющая полноценного детства. Кажущиеся на первый взгляд простыми, они играют огромную роль для физического и интеллектуального развития, тренируют ловкость, координацию, скорость реакции, глазомер, самоконтроль и уверенность в своих силах.

Что можно делать с мячом:

катать, ловить, целенаправленно бросать, пользоваться палочкой, клюшкой или другими подходящими орудиями для толкания, закатывания.

Мячик круглый, его можно крутить в руках и разглядывать.

Мячик на ощупь шершавый или, наоборот, гладкий.

Мячик тяжелый или легкий, причем независимо от того, большой он или маленький.

Если мячик толкнуть он покатится, если уронить — подпрыгнет.

Мячик можно положить на горку, и он весело съедет с нее, а можно крепко обхватить обеими руками и отнести маме, чтобы поиграть с ней.

Рекомендации для родителей.

Подготовьте один или два больших мяча диаметром 15–20 см, маленькие мячи диаметром 5–8 см (от большого и настольного тенниса, резиновые, мягкие из разных материалов, сшитые вами), бумажные шары (из скомканной бумаги), большой надувной мяч-шар.

Покажите ребенку, как вы играете в мяч: катаете, бросаете, ловите, отбиваете от пола и т.п. Попробуйте научить этому и вашего малыша. Не принуждайте малыша к выполнению того или иного движения. Не требуйте от него повторять упражнение до тех пор, пока ребенку не удастся выполнить его правильно. Не упрекайте его за рассеянность, невнимание, неумение и т.п. Не превращайте обучение в скучную повинность. Играйте с малышом, когда он будет находиться в хорошем настроении.

Проявите фантазию, изобретательность, используйте для игр все, что найдете под рукой: гладильную доску, стулья, пустые пластиковые бутылки, длинные шнурки и т.п.

Постепенно вовлекайте его во все новые виды игры, систематически повторяя их. Для этого возраста достаточно, чтобы ребенок научился прокатывать мяч в даль в заданном направлении, бросать мяч об пол и вверх, правильному замаху при метании малого мяча вдаль.

Не забывайте о возрасте вашего ребенка, его физических возможностях! Обращайте внимание на упражнения, которые ребенок выполняет с радостью, без нажима с вашей стороны. Представьте себе, что вы сами – ребенок. Прекрасно, если вы ободрите своего малютку похвалой; удивитесь тому, какой он ловкий, смелый, быстрый; что он уже сам может показать другим. Пусть ребенок демонстрирует свои умения перед всеми членами семьи или его же сверстниками: это постепенно развивает у ребенка уверенность в своих силах, стремление учиться дальше, осваивая новые, более сложные движения и игры.

          В современных квартирах возможности для игры в мяч очень ограничены, но все же родителям можно предложить несколько забавных игровых упражнений с мячом. Эти игры, можно проводить в условиях помещения. Используя все, что есть под рукой: игрушки, бумажные шары, кегли, пустые пластиковые бутылочки, веревки, мячи разной величины, табуретки, стулья.

Упражнения с использованием этих предметов конкретизируют движение, развивают ловкость, сноровку, сосредоточенность.

Желательно иметь один или два больших мяча диаметром 15-20 см, маленькие мячи диаметром 5-8 см (для большого и настольного тенниса, резиновые, мягкие из разных материалов, сшитые вами, бумажные шары (из скомканной бумаги, большой надувной мяч-шар.

Сопровождение движений с мячом стихотворным текстом помогает сделать занятие более понятным, а главное, задает ритм выполнения игрового задания.

Перспективы дальнейшего развития проекта связаны с разработкой: индивидуально - образовательной программы, коррекционно-развивающего маршрута, вариативного - КТП.

Выводы: Таким образом, коррекционная работа с детьми   со   сложными (комплексными) нарушениями развития должна быть личностно-ориентированной, проводиться систематически, с поэтапным усложнением содержания материала        , учитывать зону ближайшего развития и постепенным уменьшением помощи взрослого. Непрерывный мониторинг динамики развития ребенка должен обеспечивать гибкую адаптацию коррекционно-развивающую среду.

 

ЛИТЕРАТУРА

  • «Коррекционно – развивающее обучение и воспитание» / Е. А. Екжанова, Е.А.Стребелева
  • Специальный педагог дошкольного учреждения. Нормативные документы. Программы адаптации, коррекции и развития / авт.-сост. А. А. Наумов [и др.]. – Волгоград: Учитель, 2013
  • Ньюмен, Сара. Игры и занятия с особым ребенком. Руководство для родителей./ Пер. с англ. Н.Л. Холмогоровой. - Изд.8-е.- М.: Теревинф, 2015.- 236с.
  • Тара Делани. Развитие основных навыков у детей с аутизмом. Эффективная методика игровых занятий с особыми детьми. Пер. с англ. В. Дегтяревой; науч. ред. С. Анисимова. – Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2014. – 272с.

Картотека  игр с мячом.

Игра: «Найди шарик» - развитие тактильных ощущений. Малышу предлагают поиграть с крупой, которая находится в банке. В крупе ребёнок находит шарик, с которым ему также предлагают поиграть.

Упражнения с шариком (Фридриха Фрёбеля) Развитие зрительного внимания и стимуляция активных и направленных движений кистей рук («Туда-сюда», «Вверх-вниз», «Скок-скок», «Спрячь в ладошку», «Спрячь в коробочку»). Упражнения выполняются как правой, так и левой рукой.

Игра "Брось шарик"

Цель: вызвать интерес у ребенка к действиям с предметами.

Оборудование: бассейн (таз с водой), пластмассовые шарики одного цвета и двух размеров.

Ход игры: взрослый показывает ребенку большой шарик и просит дать такой же. Оценивая результат действий ребенка, сравнивает: "Ты взял такой, как у меня, ты взял большой шарик". После чего взрослый бросает его в бассейн и говорит: "Брось свой шарик". По окончании игры обобщает: "В бассейне все такие, большие шарики".

Игра "Спрячь шарик в ладошку"

Цель: вызвать интерес к действиям с предметами, формировать ориентировку на свойство предметов - величину.

Оборудование: шарики одного цвета и двух размеров.

Ход игры: взрослый берет большой шарик, показывает ребенку что он не умещается в ладони, говорит: "Спрятать в ладошке не удается, он большой, его видно. Надо взять другой шарик, такой (показывает маленький). А этот спрятали. Найди такой же, спрячь его в ладошке. Какой там у тебя шарик?" По окончании игры взрослый обобщает: "Такой, маленький шарик можно спрятать в ладошке, большой—не спрячешь".

Игра "Спрячь мячик в коробочку"

Цель: вызвать у ребенка интерес к действиям с предметами, выявлению свойств предметов, ориентировку на одно из свойств величину.

Оборудование: два мячика одного цвета и разного размера, две коробочки с крышками одинаковой формы, цвета, но разного размера.

Ход игры: взрослый дает ребенку один из мячи ков и предлагает спрятать в коробочку: закрыть ее подходящей крышкой. В случаях затруднения взрослый берет большой мячик, практически показывает, что большой мячик в маленькую коробочку не входит, фиксируя результат действий: "Видишь, мячик большой, а коробочка маленькая. Сюда не подходит. Давай спрячем его в большую коробочку".

«Поиграй со мною в мяч»

Для игры нужен: большой мяч.

Взрослый садится перед ребёнком на четвереньки и предлагает ему сесть так же. Катит мяч к ребёнку, приговаривая:

Ты поймал весёлый мяч,

Ну, верни его, не прячь.

Ребёнок катит мяч обратно. Упражнение повторяется несколько раз.

Лови, кати

Для игры нужны: флажок и мяч.

Взрослый предлагает ребёнку поиграть с мячом. Просит его встать к флажку (расстояние 50 см), показывает, как присесть на четвереньки, и катит ребёнку мяч. Затем просит его катить мяч обратно.

Скати с горки

Для игры нужны: горка и мяч (или шар).

Взрослый показывает ребёнку горку и просит скатить с неё мяч (или шар).

Кати, толкай

Для игры нужны: обруч или мягкий модуль-круг.

Взрослый даёт ребёнку круг среднего размера из мягкого модуля или обруч и предлагает катить, идти за ним и подталкивать.

Оттолкни и поймай

Для игры нужен: мяч.

Взрослый встаёт с ребёнком в пару. Игроки садятся на полу напротив друг друга. Сидящий отталкивает мяч партнёру, тот ловит и отталкивает его обратно.

Мяч по дорожке

Для игры нужны: дорожка и шар.

Взрослый обращает внимание ребёнка на дорожку (Цветная ткань шириной 35—40 см, длиной 0,5—1 м), предлагает ему катить шар по дорожке. Затем катит шар вместе с ребёнком.

Докати мяч до стены

Для игры нужны: скамейка или стул, мяч.

Взрослый приносит скамеечку и прячет под ней мяч. Затем предлагает ребёнку сесть на скамейку, наклониться к мячу и толкнуть его так, чтобы он докатился до стены.

Попади в ворота

Для игры нужны: ворота и мяч.

Взрослый предлагает ребёнку встать напротив ворот, присесть на четвереньки и катить мяч в ворота. Затем до- 1 бежать до ворот, забрать мяч и повторить движение.

Закати мяч в ворота

Для игры нужны: ворота и мяч.

Взрослый вместе с ребёнком делает ворота (дуга, кегли, тоннель, стульчик и т. п.), затем предлагает ему толкнуть мяч ногой, закатить в ворота.

Подбрось, поймай, упасть не давай

Для игры нужен: мяч.

Ребёнок берёт мяч. Взрослый предлагает подбросить мяч вверх и поймать.

Попади в круг

Для игры нужны: корзина или обруч и малые мячи или мешочки.

Ребёнок берёт из корзины (можно вместо корзины использовать обруч) малые мячи или мешочки (по два, в правую и левую руки), встаёт на расстоянии 1—1,5 м от корзины в кружок и бросает мяч или мешочек в корзину.

Мой весёлый звонкий мяч

Для игры нужен: мяч.

Взрослый предлагает ребёнку поиграть с мячом, затем показывает, как подбросить и поймать мяч, предлагает повторить малышу. Свои действия сопровождает словами:

Мой весёлый, звонкий мяч,

Ты куда пустился вскачь?

Красный, жёлтый, голубой,

Не угнаться за тобой.

После слов бросает мяч вперёд, просит ребёнка догнать свой мяч, делая вид, что хочет обогнать малыша и первым взять мяч. Игра повторяется снова.

Сбей мяч

Для игры нужны: верёвка и малый мяч.

На уровне глаз ребёнка подвесить мяч (диаметром не меньше 70 см), дать ребёнку малый мяч (диаметром 8—12 см), встать с ребёнком на расстоянии 1 м от мяча и предложить ему бросить свой мяч в подвешенную цель.

Отбей мяч

Для игры нужен: надувной мяч (или шар).

Взрослый берёт надувной мяч (шар), бросает его ребёнку, а малыш должен отбить мяч с лёта одной или двумя руками.

Мяч высоко

Для игры нужен: резиновый мяч.

Ребёнок берёт мяч среднего размера, взрослый предлагает подбросить его как можно выше, поймать от пола и снова бросить.

Смотри, мяч не урони

Для игры нужен: мяч.

Играть могут 2—3 ребёнка. Взрослый кидает мяч о пол, сопровождая бросок словами «Смотри, мяч не урони». После отскока ребёнок должен его поймать и через отскок бросить взрослому, затем — другому ребёнку.

Брось и лови

Для игры нужен: большой резиновый мяч.

Ребёнок встаёт на линию, по команде взрослого «Бросай!» бросает мяч вперёд и вдаль, по команде «Лови!» бежит за ним. Ребёнок должен успеть поймать мяч, пока он подпрыгивает после удара о пол.

Попади в комара

Для игры нужны: любой предмет, прикреплённый к палке длиной 1 м, и мячи или мешочки (2—3 штуки).

Ребёнок берёт несколько мешочков, взрослый поднимает палку с прикреплённым к ней предметом, который обозначает комара, и предлагает детям попасть в него.

Примечание: «комар» должен быть крупным, размером не менее 50—80 см.

Забрось в корзину

Для игры нужны: корзина и мешочек (малый мяч, камешки и др.).

Взрослый предлагает малышу забросить в корзину (диаметром 1 м), находящуюся на расстоянии 1,5 м, мешочек.

ПОИГРАЕМ С СОЛНЫШКОМ

Цель: Научить прокатывать мяч в заданном направлении.

Ребенок сидит на полу, ноги врозь. Мама (взрослый) с мячом (в этой игре желательно использовать мяч желтого цвета) располагается, напротив, на расстоянии 0, 6-1, 0 м. Читает стихотворение и выполняет соответствующие действия.

Солнышко желтое (медленно прокатывает мяч от руки к руке,

Солнышко теплое (вокруг себя по полу)

По небу катилось, катилось (прокатывает мяч двумя руками ребенку,

К Ване (имя ребенка) в гости прикатилось. (Ребенок ловит мяч и затем прокатывает его двумя руками маме.)

В игре могут принимать участие и другие члены семьи (папа, бабушка, дедушка, старшие брат или сестра) или сверстники малыша. В этом случае участники игры образуют полукруг. Водящий располагается напротив и по очереди прокатывает мяч всем играющим. При усложнении игры водящий может направлять мяч любому из играющих, не соблюдая очередности. Тем самым вынуждая малыша быть внимательным. Исходное положение ребенка тоже может меняться: сидя на полу ноги врозь, скрестив перед собой, сидя на корточках.

МЯЧ В КРУГУ

Цель: Совершенствовать навык отталкивания мяча, учить ориентироваться в пространстве.

В этой игре можно объединить нескольких детей (сверстников малыша) или попросить других членов семьи поиграть с вами.

Дети сидят на корточках на полу, образуя круг. Мама (взрослый) дает одному из участников игры мяч-Колобок (на нем нарисованы или приклеены глаза, нос, рот) и читает стихотворение.

Колобок, Колобок,

У тебя румяный бок.

Ты по полу покатись

И ребятам улыбнись!

По просьбе мамы («Танечка, покати мячик Вове») девочка прокатывает мяч

двумя руками названному участнику. Тот, получив мяч, прокатывает его другому ребенку, которого назвали по имени, и т. д.

Советы маме. Нужно организовать игру так, чтобы каждый ребенок смог прокатить мяч. Необходимо напоминать детям, что мяч нужно отталкивать посильнее, чтобы он докатился до другого участника игры, а также подавать выкатившийся из круга мяч.

ПРОКАТИ И ДОГОНИ

Цель: Учить катать мяч в прямом направлении, отталкивать его энергично, с усилием, развивать умение ориентироваться в пространстве.

Ребенок с мячом в руках подходит к обозначенному месту (шнур, полоска пластыря, цветной кружочек) и выполняет действия в соответствии со стихотворным текстом.

Наш веселый, звонкий мячик (толкает мяч двумя руками)

Мы прокатим далеко (смотрит, куда он покатился,

А теперь его догоним. (Бежит за мячом, догоняет его.)

Это сделать нам легко! (Поднимает мяч над головой: «Поймал! ».)

В зависимости от диаметра мяча ребенок может прокатывать его одной рукой, чередуя правую и левую руку, если мяч маленький (диаметром 5-8 см) или двумя руками, если большой (диаметром 18-20 см) .

Советы маме. Приучайте малыша посмотреть вперед, прежде чем он покатит мяч. Не бежать за мячом сразу, а дождаться речевого сигнала. Объясните, что мяч надо отталкивать не резким и коротким движением рук, а плавным и энергичным (при необходимости проделайте упражнение вместе, обхватив руки ребенка своими) .

БАШЕНКА

Цель: Развивать элементарные навыки попадания мячом в цель (энергично отталкивать мяч в заданном направлении) .

Это игровое упражнение можно предложить ребенку, когда ему наскучит игра в кегли.

Из трех-четырех кубиков мама строит башенку. Малыш, присев на корточки (наклонившись, ноги чуть шире плеч) в обозначенном мамой месте (цветной кружок или шнур, прокатывает мяч двумя руками вперед, стараясь сбить башенку, находящуюся на расстоянии 1, 5 м от него.

МЯЧ С ГОРКИ

Цель: Учить скатывать, ловить, переносить большой мяч двумя руками.

Вариант 1. Для этого упражнения понадобится доска. Мама закрепляет один конец доски на стуле и скатывает по ней мяч. Ребенок ловит его двумя руками.

Вариант 2. Ребенок самостоятельно скатывает мяч с наклонной плоскости, с усилием отталкивая его двумя руками. Мама сопровождает его действия веселым стихотворением.

Мячик в руки ты возьми (мяч в руках у ребенка,

Смело к горке подойди (ребенок подходит к приподнятому концу доски,

Оттолкни его руками (скатывает мяч горки,

А теперь беги, лови! (Бежит: с ним и, догнав, возвращается обратно)

Советы маме. Напоминайте малышу, скатывать мяч надо двумя руками. Постарайтесь объяснить: если мячик просто класть или отталкивать тихонько, то он упадет на пол, не докатившись до конца доски.

МЯЧ В ТОННЕЛЬ

Цель: Развивать умение отталкивать мяч двумя руками, учить оценивать расстояние между предметами.

Вариант 1. Взрослый сдвигает одну-три табуретки. Показывает, как катить мяч через «тоннель» (под табуретками, отталкивая его двумя руками). Диаметр мяча не должен быть больше половины расстояния между ножками табуретки. Ребенок с интересом будет смотреть, как мяч проходит туннель.

Вариант 2. Понадобится помощь трех-четырех человек: старшие брат или сестра, бабушка и дедушка с радостью поиграют с малышом. Они должны встать друг за другом, расставив ноги в стороны. А мама показывает, как двумя руками катить мяч через получившийся туннель.

В обоих вариантах игры ребенок может сам бежать за катящимся мячом и приносить его обратно, чтобы снова прокатить через туннель. Можно попросить кого-нибудь из взрослых встать с другого конца туннеля, чтобы ловить мяч и прокатывать его обратно малышу. Маленькому ребенку доставит удовольствие не только прокатывать, но и ловит выкатывающийся мяч.

Советы маме. Напоминайте малышу, что мяч надо отталкивать одновременно двумя руками с силой, чтобы он прокатился через туннель, а не застрял в нем.

ПРОКАТИ МЯЧ ВОКРУГ ПЕНЕЧКА, ИЛИ СКАЗКА ПРО КОЛОБКА

Цель: Учить катать мяч вокруг предмета двумя руками класть его двумя руками в горизонтальную цель, находящейся на уровне вытянутой руки. Из подручных средств нужно сделать пенечек и вспомнить с малышом сказку «Колобок» («От кого убежал Колобок?», «А кто его съел? »). Затем взрослый предлагает поиграть с Колобком, покатать его двумя руками (одной рукой) вокруг пенечка.

Малыш с Колобком (мяч с наклеенными на него глазами, носом и ртом) встает около пенечка. Мама с наволочкой или мешком в двух-трех шагах от него читает стихотворение.

Колобок, не ленись, не ленись, Вокруг пенечка прокатись, прокатись. Подтолкнем тебя руками. Поиграй немножко с нами!

Малыш катает мяч вокруг пенечка, стараясь не выпускать его из рук. Когда мама скажет: «Зайчик идет!», малышу нужно» поднять мяч двумя руками вверх - Колобок убегает от зайца. Мама проговаривает: «И от бабушки ушел, и от дедушки ушел, и от зайца ушел! Молодец!». Тот же вариант игры проигрывается с другими персонажами сказки (волком и медведем); при этом меняется направление прокатывания мяча.

Когда мама скажет: «Лисичка идет!», малышу нужно взять мяч, подбежать к маме и двумя руками положить его в наволочку, которую она держит на уровне вытянутых вверх рук ребенка, - «лисичка съела Колобка! ».

Советы маме. Напоминайте, что не надо откатывать мяч далеко от себя. Малыш на первых порах может прокатывать его, как ему удобно (одной или двумя руками). Когда он научится удерживать мяч около себя, задание можно усложнить: прокатывать мяч только одной рукой. Мышцы спины и позвоночник маленьких детей еще слабы, поэтому во избежание большой нагрузки на позвоночник повторяйте игру не более двух-четырех раз и обязательно после каждого прокатывания мяча предлагайте ребенку выпрямиться и поднять руки с мячом вверх (потянуться).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий спортивного праздника для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития.

Сценарий утренника, в котором принимали участие дети,посещающие Лекотеку....

Обогащение чувственного опыта у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития посредством комплексных коррекционно-развивающих занятий.

В статье описаны методы и приемы развития сенсомоторной сферы у детей с ОВЗ посредством комплексных занятий....

Конспекет занятия «ПАЛЬЧИКОВЫЙ ТЕАТР КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ТАКТИЛЬНОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ».

Благодаря пальчиковому театру, используя героев сказки разной фактуры, удетей с ТМНР развиваются новые тактильные ощущения, активизируетсязрительное восприятие и увеличивается количество положительных...

«Представление опыта работы по внедрению современных педагогических технологий в процесс психолого-педагогического сопровождения детей с тяжелыми множественными нарушениями развития»

Одно из основных направлений здоровьесберегающей концепции - это организация процесса сохранения и формирования здоровья, который включает в себя социальные, медицинские, психолого-педагогические аспе...

Технология тьюторского сопровождения детей с тяжелыми множественными нарушениями развития

В последние годы внимание специалистов сосредоточилось на поиске возможностей оказания коррекционной помощи детям с глубокой умственной отсталостью (нарушением интеллекта) и тяжелыми множественными на...

Использование театрализованных игр и представлений в обучении детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР)

Современная педагогика из дидактической постепенно становиться развивающей. Что подразумевается под этим? Прежде всего, то, что не только психологи, но и педагоги - практики начинают осознавать и виде...