Технология тьюторского сопровождения детей с тяжелыми множественными нарушениями развития
учебно-методический материал по коррекционной педагогике
В последние годы внимание специалистов сосредоточилось на поиске возможностей оказания коррекционной помощи детям с глубокой умственной отсталостью (нарушением интеллекта) и тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР). Поскольку сегодня в специальных общеобразовательных учреждениях VIII вида стали приниматься дети, которые до недавнего времени считалась практически необучаемыми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologii_tyuterskogo_soprovozhdenia_detey_s_tmnr.pptx | 2.92 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Кто такой тьютор? Одним из необходимых условий качественного образования для многих категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с инвалидностью является наличие системы тьюторского сопровождения. В инклюзивном образовании тьютор – это специалист, который способствует созданию условий для успешного включения ребенка в образовательную и социальную среду образовательной организации
Основные функции тьютора 1) Включение ребенка в среду сверстников, в жизнь группы, детского сада, формирование положительных межличностных отношений в коллективе. 2) Помощь в усвоении соответствующих образовательных программ. Индивидуальный учебный план также является средством ранней коррекционной помощи. 3) Организация сопровождения ребенка другими специалистами. Тьютор, воспитатель, учитель-логопед, педагог-психолог и другие специалисты должны стать одной командой. 4) Осуществление взаимодействия с родителями, включение родителей в образовательно-воспитательный процесс. 5) Работа с педагогическим коллективом, родителями, другими детьми с целью создания единой психологически комфортной образовательной среды. 6) Оценка результатов деятельности, отслеживание положительной динамики в деятельности ребенка
Отличие тьютора от сопровождающего На практике тьютор и сопровождающий – это разные люди. Тьюторами называют специалистов с педагогическим образованием (воспитатели, логопеды, дефектологи, педагоги-психологи и т. д.) Педагоги без специального образования, а также родители (законные представители) ребенка с особенностями развития являются сопровождающими детей , то есть выполняют только техническую помощь(одевание, раздевание, кормление, самообслуживание, привитие культурно-гигиенических навыков и т. д.)
Для успешной тьюторской деятельности необходимо: психологическая готовность администрации и коллектива ОУ к инклюзии, понимание основных ценностей, инклюзивной деятельности, согласия с ними; наличие необходимых специалистов психологопедагогического сопровождения (логопед, дефектолог, психолог, социальный педагог); наличие специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
Дети с ТМНР — полиморфная группа по своим сенсорным, двигательным, речевым, эмоциональным и интеллектуальным возможностям. Главной особенностью этой категории является вариативность нарушений , что затрудняет выделение каких-либо больших групп детей, имеющих одинаковые сочетания нарушений . В соответствии с ФГОС, образование детей с ТМНР осуществляется на основе специальной индивидуальной программы развития ( СИПР ), учитывающей их специфические образовательные потребности. В СИПР входят только те программные материалы, которые могут быть освоены ребенком с тяжелой сочетанной патологией.
К множественным, или комплексным, нарушениям детского развития относят сочетания двух или более психофизических нарушений (зрения, слуха, речи , умственного развития и др.) у одного ребенка. Например, сочетание глухоты и слабовидения, умственной отсталости и слепоты, нарушения опорнодвигательного аппарата и нарушений речи. В качестве синонимов в литератур используются и другие термины: сложный дефект, сложные аномалии развития, сочетанные нарушения, комбинированные нарушения, сложная структура дефекта , сложная структура нарушения. В ходе роста и развития ребенка возникают вторичные по своему характеру нарушения.
Тьюторам нужно помнить, что непосредственное участие тьютора в жизни ребенка с развитием его самостоятельности постепенно должно снижаться , уступая место общению со сверстниками и взаимодействию с педагогами. Ведь высшая цель тьютора в работе с детьми с тяжелыми нарушениями – это стать им «не нужными»
В последние годы внимание специалистов сосредоточилось на поиске возможностей оказания коррекционной помощи детям с глубокой умственной отсталостью (нарушением интеллекта) и тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР). Поскольку сегодня в специальных общеобразовательных учреждениях VIII вида стали приниматься дети, которые до недавнего времени считалась практически необучаемыми. Данное право декларировано в международных и российских документах, таких как «Конвенция о правах ребенка», «Декларации о правах умственно отсталых лиц», «О правах инвалидов», Конституции Российской Федерации, в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации». самостоятельной жизнедеятельности детей. Эта категория лиц, как никто другой нуждаются в создании специальных условий для получения образования, и одним из этих условий является сопровождение ребенка тьютором .
Моделирование вариантов тьюторского сопровождения особого ребенка напрямую зависит от его особых потребностей, включая состояние психофизического здоровья, а так же от образовательной среды, которую семья выбрала для своего ребенка. Это может быть и массовый класс, и класс для обучающихся со схожими проблемами здоровья на базе инклюзивной школы или школы, где обучаются только дети с ограниченными возможностями здоровья. В соответствии с моделями сопровождения определяются и профессиональные задачи тьютора в организации деятельности особого ребенка на уроке. Значит , в тьюторском сопровождении могут нуждаться:
Некоторые обучающиеся отдельного класса для детей с ограниченными возможностями здоровья, которые по состоянию здоровья нуждаются в помощи не только относительно освоения академического компонента образования и компонента жизненной компетенции, но и в физического передвижения, организации рабочего места, оперирования учебными принадлежностями, самообслуживания, озвучивания ответов и др. Обучающиеся с интеллектуальными или иными нарушениями, которые включены в обычный класс. Например, в классе, где все обучающиеся здоровы и не имеют отклонений в развитии, одноклассник со сниженным интеллектом или расстройством аутистического спектра становится тем учеником, кому потребуется помощь тьютора на уроках. Именно поэтому одним из вариантов тьюторского сопровождения особого ребенка является вариант, предусматривающий в должностной инструкции тьютора такой пункт, как «Сопровождение ученика на уроке».
Некоторые действия тьютора , направленные на оказание необходимой поддержки и помощи ученику по освоению им «академического компонента» и компонента «жизненной компетенции»: – даёт ученику дополнительную инструкцию для выполнения учебного задания ; – перефразирует инструкцию учителя, делая её доступной для понимания учеником ; – дает индивидуальные задания; – контролирует выполнение учебного задания; – помогает ученику разными способами выполнять задания учителя класса (включая предоставление образца выполнения, совместное выполнение и др.); – вырабатывает навык самостоятельного письма (и другие навыки), пользуясь разными приемами (например «рука в руке»); – исполняет роль «напарника» в учебных диалогах с учеником (в том числе в невербальных диалогах); – побуждает находить пути переноса имеющихся умений и навыков в новую ситуацию или делает это вместе с ним; – дробит инструкцию или вопрос учителя класса на несколько простых односложных.
Трудности в тьюторском сопровождении возникают из-за того, что у детей с ТМНР, собственная речь, чаще всего, представлена отдельными звуками, слогами или односложными словами. На уроках мы мягко и настойчиво задаем вопрос в различных интерпретациях. Даже если ребенок не отвечает и, кажется, не реагирует, в большинстве случаев он слышит и понимает нас. Если задание выполняется не верно, мы спешим его сразу одергивать и поправлять, у ребенка свое виденье мира. Ошибаясь, он получает ценнейший опыт, и учится делать выводы, лучше мягко направить в нужное русло уточнить, как он собирается это сделать, можно для сравнения показать образец.
Итак, особенности и своеобразие психофизического развития детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР определяют специфику их образовательных потребностей. Сопровождение характеризуется следующими особенностями: опираясь на внутренние ресурсы ребенка, дозируются нагрузки, адаптируются учебные пособия с учетом специфики заболевания. Любое действие расчленяется на этапы выстраивается от простого к сложному, с опорой на интерес и в условиях погруженности ребенка в полноценную, разнообразную «развивающую» среду, где одновременно происходит развитие моторной и сенсорной сферы, социальных навыков, эмоций, речи, и т.п.
Результатом такого сопровождения станет приобретение различных жизненных и социальных компетенций, которые позволяют тьюторанту стать максимально самостоятельным в решении повседневных задач, включиться в социальную жизнь на доступном для него уровне. Работа тьютора заключается не только в оказании помощи детям в усвоении знаний, развития умений и навыков – это не самое главное. Важнее пробудить интерес ребенка к познанию, научить радоваться новым открытиям и стремлениям исследовать новое, научить детей контактировать с окружением.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий утренника, посвященного Международному женскому дню 8 марта, для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития.
Сценарий утренника, в котором участвовали дети, посещающие Лекотеку....
Сценарий спортивного праздника для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития.
Сценарий утренника, в котором принимали участие дети,посещающие Лекотеку....
Обогащение чувственного опыта у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития посредством комплексных коррекционно-развивающих занятий.
В статье описаны методы и приемы развития сенсомоторной сферы у детей с ОВЗ посредством комплексных занятий....
Мяч-как средство сенсомоторного развития детей с тяжелыми множественными нарушениями развития.
В настоящее время среди воспитанников образовательных учреждений увеличилось число детей со сложными (комплексными) нарушениями в развитии. Вследствие специфического развития дети со сложной стру...
Конспекет занятия «ПАЛЬЧИКОВЫЙ ТЕАТР КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ТАКТИЛЬНОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ».
Благодаря пальчиковому театру, используя героев сказки разной фактуры, удетей с ТМНР развиваются новые тактильные ощущения, активизируетсязрительное восприятие и увеличивается количество положительных...
«Представление опыта работы по внедрению современных педагогических технологий в процесс психолого-педагогического сопровождения детей с тяжелыми множественными нарушениями развития»
Одно из основных направлений здоровьесберегающей концепции - это организация процесса сохранения и формирования здоровья, который включает в себя социальные, медицинские, психолого-педагогические аспе...
Использование театрализованных игр и представлений в обучении детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР)
Современная педагогика из дидактической постепенно становиться развивающей. Что подразумевается под этим? Прежде всего, то, что не только психологи, но и педагоги - практики начинают осознавать и виде...