«Представление опыта работы по внедрению современных педагогических технологий в процесс психолого-педагогического сопровождения детей с тяжелыми множественными нарушениями развития»
консультация по коррекционной педагогике (средняя группа)

Одно из основных направлений здоровьесберегающей концепции - это организация процесса сохранения и формирования здоровья, который включает в себя социальные, медицинские, психолого-педагогические аспекты.

Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Одним из целевых ориентиров реализации образовательных программ является создание здоровьесберегающей комфортной среды, направленной на развитие ребёнка в специфических для него видах деятельности.

Дети с тяжелыми множественными нарушениями развития - это достаточно сложный, своеобразный контингент. Их отличает ряд особенностей, главная из которых заключается в том, что результаты обучения очень отсрочены по времени, важно увидеть каждый маленький шаг в динамике развития ребенка.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx18.55 КБ

Предварительный просмотр:

«Представление опыта работы по внедрению современных педагогических технологий в процесс психолого-педагогического сопровождения детей с тяжелыми множественными нарушениями развития»

 

Здоровье - естественное состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов (Устав Всемирной организации здравоохранения).

Л.С. Выготский считал главной задачей обучения, обеспечение условий для развития внутренних сил и возможностей ребенка.

Задачи  здоровьесбережения и здоровьеобогащения являются актуальными и приоритетными в контексте модернизации российского образования.

Одно из основных направлений здоровьесберегающей концепции - это организация процесса сохранения и формирования здоровья, который включает в себя социальные, медицинские, психолого-педагогические аспекты.

Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Одним из целевых ориентиров реализации образовательных программ является создание здоровьесберегающей комфортной среды, направленной на развитие ребёнка в специфических для него видах деятельности.

А одна из задач педагогической деятельности: охрана и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, в том числе их эмоционального благополучия.

Сегодня  я хочу вам рассказать  о внедрении здоровьесберегающих технологий в работу с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития ( далее ТМНР).

Дети с ТМНР - это достаточно сложный, своеобразный контингент. Их отличает ряд особенностей, главная из которых заключается в том, что результаты обучения очень отсрочены по времени, важно увидеть каждый маленький шаг в динамике развития ребенка.

Последствия раннего органического поражения центральной нервной системы отражаются на развитии всех сторон психики: мышления, речи, памяти, внимания, эмоционально-волевой сферы, а также на моторно-двигательном развитии детей. Грубо нарушены все функции движения: управляемость, четкость, объем. Данная категория детей с трудом овладевает  движениями кистей и пальцев рук, полученные умения и навыки быстро распадаются  без постоянной отработки и закрепления. Дети быстро забывают  ранее проделанные действия. Тяжелые множественные нарушения развития  вызывают значительные затруднения у воспитанников в процессе обучения.

Все виды работ выполняются совместно с педагогом, или с родителем (законным представителем), с прямой помощью, некоторые дети могут работать по подражанию. Каждому ребенку обеспечиваем поддержку, положительную оценку.

Выделяются следующие группы здоровьесберегающих технологий:

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная.

2. Технологии обучения здоровому образу жизни: физкультурное занятие, коммуникативные игры, самомассаж.

В своей работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития использую методические рекомендации, разработанные Владимиром Филипповичем Базарным. Владимир Базарный – врач и педагог-новатор, доктор медицинских наук, руководитель Московской областной научно-внедренческой лаборатории физиолого-здравоохранительных проблем образования.

В своей практике решила использовать  режим динамических поз, разработанный и внедрённый в практику образования В.Ф. Базарным. Суть режима динамических поз заключается в периодической смене -(ориентировочно через каждые 7 - 10 минут) поз ребенка: положения «сидя» и положения «стоя». Такое чередование благоприятно действует на нервную центральную систему и работоспособность воспитанника. Следуя методике В.Ф. Базарного, планирую построение образовательной деятельности с таким расчетом, чтобы ребенок организованно переходил из положения «сидя» в положение «стоя».

Данная методика позволяет создать условия для предупреждения устранения близорукости, используя зрительную гимнастику. В работе я использую разные виды упражнений. Комплексы зрительной гимнастики основаны на авторских методиках Э.С. Аветисова, Г.Г. Демирчогляна, В.Ф. Базарного и др. Упражнения разнообразны по форме и содержанию, выполняются эмоционально и носят игровой характер. В упражнения включаются игровые или сюрпризные моменты, стихи, потешки и т.д.

Зрительная гимнастика

Массаж

Массируя определенные точки, можно воздействовать на внутренние органы, которые с этими точками связаны. Массаж большого пальца повышает активность головного мозга. Указательный связан с желудком, делая массаж среднего пальца, вы оказываете воздействие на кишечник. Массаж безымянного пальца положительно сказывается на работе печени и почек. Массажируя мизинец, вы помогаете работе сердца. Поэтому регулярное физическое воздействие массажем способно оказать общее и локальное положительное влияние на организм.

Простые манипуляции с пальчиками и огромная польза!

Положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий, иммуностимулирующий эффект – это раз. Стимуляция мыслительных функций и речи – это два. Веселое общение – это три. 

 Игровое упражнение «Сухой дождь»

 «Сухой дождь» изготовлен из цветных атласных лент и цветных прищепок. Ребенок вместе со взрослым берёт прищепку и прикрепляет её к ленте того же цвета. Ребёнок не только закрепляет знания о цветах, но и тренирует мелкую моторику рук, ловкость.

 

Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

«Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

НО я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».

Игровой самомассаж.

Это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных в коже, а также от мышц и суставов. Одновременно с этим в кору головного мозга поступает информация, которая не только оказывает тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, но и способствует увеличению резервных возможностей функционирования головного мозга. Традиционная пальчиковая гимнастика вызывает возбуждение локальных участков мозга, а игровой самомассаж оказывает тотальное воздействие на кору, что предохраняет отдельные ее зоны от переутомления, равномерно распределяя нагрузку на мозг.

В последнее время всеобщий интерес к нетрадиционным формам и средствам работы с детьми значительно возрос. В своей работе успешно апробировала метод использования су – джок терапии. Использование су – джокмассажеров, в комплекте с металлическими кольцами способствует повышению физической и умственной работоспособности детей.

 Дыхательная гимнастика.

Дыхательные упражнения  - прекрасно дополняют любое лечение (медикаментозное, гомеопатическое, физиотерапевтическое), развивают ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка, укрепляет защитные силы организма. 

Непременным условием при использовании здоровьесберегающих технологий является постоянное наблюдение за самочувствием детей. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребенка. Педагог должен обеспечивать эмоциональное тепло и поддержку каждому ребенку, демонстрировать только положительное эмоционально выраженное отношение к детям.

Использование вышеперечисленных здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками с тяжелыми множественными нарушениями развития даёт положительные результаты:

- снижение уровня заболеваемости;

- повышение работоспособности, выносливости;

- развитие психических процессов;

- улучшение зрения;

- формирование двигательных умений и навыков;

- развитие общей и мелкой моторики;

- увеличение уровня социальной адаптации.

Таким образом, внедрение современных здоровьесберегающих образовательных технологий в процесс  психолого-педагогического сопровождения детей с тяжелыми множественными нарушениями развития, способствует качественному обучению, развитию и воспитанию детей, не причиняет ущерб их здоровью, а наоборот способствуют его укреплению.