Представление опыта работы на тему: «Роль методической работы по внедрению современных педагогических технологий в воспитательно- образовательный процесс ДОО»
статья на тему

Николаева Елена Дмитриевна

Представлен опыт работы методиста по внедрению современных педагогических технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОО

Скачать:


Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №6

имени Героя Советского Союза В.Н.Банцекина

городского округа Сызрань Самарской области

структурное подразделение, реализующее общеобразовательные программы дошкольного образования «Детский сад №69»

Доклад на тему: «Роль методической работы по внедрению современных педагогических технологий в воспитательно- образовательный процесс ДОО»  

                                           

Подготовила:

         методист  

Николаева Е.Д.  

                                     

г.Сызрань, 2016

Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей.                                                    

                                                                         (Д. Пойа)

 Обучать - значит вдвойне учиться. – 

Ж. Жубер

В концепции модернизации российского образования подчеркивается, что основная цель профессионального образования заключается в подготовке квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкуретноспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к  постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

      Однако зачастую педагоги останавливаются в своем развитии, не стремятся к самосовершенствованию, что проявляется поначалу в усталости, пресыщенности впечатлениями, непонимании педагогических идеалов и заканчивается педагогической несостоятельностью.

Поэтому сегодня в связи с необходимостью рационально и оперативно решать образовательные проблемы возрастает роль деятельности методической службы, правильная организация которой является важнейшим средством повышения качества образования, а реальный уровень постановки методической работы в дошкольной организации становится одним из важнейших критериев оценки его деятельности.

Методическая работа должна носить опережающий характер и обеспечивать развитие всего воспитательно-образовательного процесса в соответствии с новыми достижениями педагогической и психологической науки.

 Целью методической работы в нашем детском саду является создание оптимальных условий для непрерывного повышения уровня общей и профессиональной культуры педагогов как участников образовательных отношений, развитии их творческих способностей, формирование их потребностей к постоянному самосовершенствованию, обеспечение информационного сопровождения образовательного процесса в ДОО.

Цель методической работы проявляется в конкретных задачах:

  • Повышение уровня теоретической  психолого-педагогической подготовки педагогов, обогащение новыми педагогическими технологиями, формами и методами обучения и воспитания.
  • Формирование инновационной направленности в деятельности педагогического коллектива ДОО,  проявляющейся в систематическом  изучении, обобщении и распространении педагогического опыта,  в работе по внедрению достижений педагогической науки.
  • Организация работы по изучению нормативных документов, инструктивно-методических материалов.
  • Организация работы по изучению, анализу и апробации новых образовательных программ, педагогических технологий, форм и методов обучения и воспитания.
  • Подготовка методического обеспечения для осуществления образовательного процесса.
  • Координация деятельности ДОО и семьи в обеспечении всестороннего непрерывного развития воспитанников.
  • Координация взаимодействия ДОО с учреждениями окружающего социума для реализации задач развития воспитанников и ДОО в целом.
  • Анализ качества работы педагогического коллектива с целью создания условий для обеспечения позитивных изменений в развитии личности воспитанников через повышение профессиональной компетентности педагогов.

Повышение профессиональной компетентности педагогов — одна из основных задач методической работы ДОО. 

Поэтому   с целью получения объективной информации об уровне профессиональной компетентности педагогов мною было проведено наблюдение за деятельностью воспитателей и специалистов, а также их  анкетирование (приложение 1).

Полученные данные показали, что в образовательном процессе педагоги предпочитали использовать традиционные формы, методы и приемы работы с детьми. Они недостаточно ориентировались в современных педагогических технологиях. При этом потребность в методической помощи высказали большинство педагогов. Сами педагоги готовы были  поделиться накопленным опытом, однако не с

С целью создания обновленной модели образовательного процесса на основе современных подходов к его организации в детском саду было проведено заседание «круглого стола», где педагогическим коллективом был произведен выбор из числа существующих в образовательной среде педагогических технологий, тех, которые согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта  дошкольного образования обеспечивают у детей приоритетные линии развития: самостоятельность, инициативность, познавательную и социальную активность. Также при выборе технологий были учтены особенности контингента детей и родителей, кадрового состава, материально-технического обеспечения детского сада.

Затем мною был составлен план, определены формы и методы сопровождения процесса внедрения новых педагогических технологий в деятельность нашей образовательной организации.

Свою работу по изучению, апробации и адаптации  современных   технологий мы начали с метода проектов, а именно творческих проектов. Были проведены специально подготовленные методические мероприятия, такие как консультации по изучению и анализу специальной методической литературы, теоретический семинар «Типология детских проектов», практические семинарские занятия: по организации и проведению творческих проектов по методикам Е.С.Евдокимовой и Н.Е, А.Н. Вераксов», знакомство с опытом работы педагогов города, на курсах повышения квалификации, через работу по самообразованию, CD-носители и сети Интернет.

Таким образом была выстроена система работы по освоению и внедрению метода проектов в образовательный процесс детского сада.

Результатом  работы стали презентации творческих проектов во второй младше-средней группе «Веселая ярмарка»  (воспитатель Муратова Л.А.) и старше-подготовительной к школе группы «Народы Повожья — дружная семья» (воспитатель Авакян Л.Г.). В дальнейшем  проект«Народы Повожья — дружная семья» был представленвоспитателем Авакян Л.Г. на III Всероссийской научной конференции в г.Отрадный.

В этом же учебном году нами  была изучена и реализована в практику работы детского сада один из видов  здоровьесберегающих технологий - это подвижная игра с  дидактической направленностью.

Основанием для внедрения данной технологии явилось желание поддерживать у детей  высокий уровень их положительного психоэмоционального состояния, комфортного пребывания их   в детском саду, так как это является главным условием  хорошего здоровья и самочувствия воспитанников.              

 Кроме того, игры данного вида направлены не только на развитие двигательных умений детей, но и на развитие их познавательных способностей, они  становятся эффективным средством  закрепления знаний, умений и навыков у дошкольников в различных видах детской деятельности.

  Физические упражнения и положительные эмоции, получаемые в ходе подвижной игры, способствуют решению ее дидактических задач, влияют на восприятие, внимание, память, способность быстро ориентироваться, сопоставлять, обобщать, делать выводы.

    В условиях игры получает развитие один из важнейших компонетов учебной деятельности — произвольность.

   Однако следует отметить, что ПИДН не всегда подходят для обучения. Чаще всего их можно использовать как часть занятия по познавательно-исследовательской, речевой деятельности, а также в режимных моментах для закрепления и обобщения полученных ранее знаний, умений и навыков. В целях обучения нами используются игры малой и средней подвижности, так как при большой подвижности многим детям трудно сконцентрироваться.

    При организации и проведении подвижных игр дидактической направленности следует придерживаться следующих условий.

  • Правила игры должны быть просты, четко сформированы и понятны детям той возрастной группы, для которых она проводится.
  • Игра должна способствовать развитию мыслительной и двигательной деятельности.
  • Игра не должна подвергать детей риску, угрожать их здоровью.
  • Каждый участник игры должен принимать в ней активное участие.
  • Инвентарь для игры должен быть красивым, интересным, безопасным.

В ходе  внедрения данной здоровьесбергающей технологии  осуществлялось обучение педагогических работников детского сада с использованием следующих форм методической работы: групповые и индивидуальные консультации «Использование здоровьесберегающих    технологий в образовательно-воспитательном процессе детского сада. Их критерии и оценки», «Кодекс здоровья дошкольника»: формирование элементарных знаний о ЗОЖ  у детей дошкольного возраста», обучающие семинары «Подвижная игра с дидактической направленностью как средство педагогики оздоровления», работа по самообразованию. Были разработаны методические рекомендации «Организация и проведение непосредственно образовательной деятельности с использованием подвижных игр с дидактической направленностью».   Совместно с педагогами составлена картотека данных игр. Затем проводились   открытые показы образовательной  деятельности, с последующем обсуждением просмотренных мероприятий. Анализ результатов проведенной работы обсуждался на педагогическом совете.

       В следующем учебном году нами более подробно были изучены  и внедрены в практику работы исследовательские проекты по методикам А.И.Савенкова и Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса, а также  технология игровой мотивации Т.Н.Дороновой. Данная работа состояла из нескольких этапов.

На первом этапе были изучены эти технологии через следующие формы методической работы: консультации, семинары, заседание творческой микрогруппы, работа по самообразованию, курсы повышения квалификации, через сети Интернет.

       Вторым этапом внедрения педагогических технологий являлся этап разработки проектов,  конспектов непосредственно образовательной деятельности и других практических материалов. Данный этап работы в обязательном порядке сопровождался мною, где я оказывала непосредственную помощь каждому педагогу.

     На третьем этапе был организован  просмотр открытых мероприятий. Во второй младше-средней группе  представлен проект по методике  Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса «В чем нуждается растение?», а воспитанники старше-подготовительной к школе группы провели исследование по методике  А.И.Савенкова «Волшебница-вода». Также во всех возрастных группах были показаны занятия по изобразительной деятельности с использованием технологии игровой мотивации.

      На этапе анализа были определены результаты овладения педагогами современных образовательных технологий.

      Завершающем этапом данной работы  стало распространение опыта работы педагогов. Моя деятельность как методиста  на этом этапе заключалась  в подготовке участия педагогов в различных конкурсах, фестивалях педагогического мастерства, научно-практических конференциях, написания статей в различных  методических сборниках, на сайте детского сада. Так в рамках окружной зимней методической неделе в 2015 году был представлен опыт работы воспитателя второй группы раннего возраста Щербаковой Е.В «Формирование изобразительных умений и навыков у детей раннего возраста с использованием игровой технологии в ходе экспериментирования материалами и веществами».

      Таким образом, методическая деятельность по внедрению современных педагогических технологий в воспитательно-образовательный процесс детского сада позволил достичь следующих результатов:

-повышение уровня профессиональной компетентности педагогических работников;

-распространение опыта работы педагогов образовательной организации;

-положительная динамика всестороннего развития воспитанников;

-обогащение развивающей предметно-пространственной среды детского сада.

      Кроме того,  некоторые педагоги стали проявлять инициативу по внедрению в практику своей работы  инновационных педагогических технологий. Так воспитатель Авакян Л.Г. в сентябре 2015 года окончила дистанционные курсы по теме «Разработка занятия в дошкольном образовании на основе технологии активных методов обучения в условиях ФГОС ДО» и стала применять в своей педагогической деятельности эту технологию. Музыкальный руководитель Мышенцева Т.В. в ходе работы по самообразованию изучила социо-игровую технологию В.Букатова, внедрила ее педагогическую деятельность и в 2015 году представила свой опыт работы на окружной зимней  методической неделе, а также на V межрегиональном фестивале педагогического мастерства и творчества работников дошкольного образования в г.Кинель «Использование социо-игровой технологии в организации музыкальной деятельности со старшими дошкольниками».

Приложение 1

Анкета

Уважаемые педагоги! Предлагаем Вам ответить нам вопросы анкеты, с целью получения информации для повышения качества методической работы в детском саду.

Выберите наиболее подходящие для вас ответы на предложенные вопросы:

  • Стаж педагогической работы:

а) от 0 до 5 лет;

б) от 5 до 10 лет;

в) от 10 до 20 лет;

г) свыше 20 лет

  • Я считаю, что мне:

а) требуется методическая помощь в организации воспитательно-образовательного процесса;

б) методическая помощь требуется лишь частично;

в) не требуется методической помощи в организации педагогического процесса.

  • Повышение квалификации для меня — это...

а) предмет постоянной заботы: я всегда стараюсь быть в курсе новинок и передового опыта в образовании; при возникновении затруднений обращаюсь как к практическому опыту решения данной проблемы, так и к её научным обоснованиям;

б) вопрос эпизодический: при возникновении затруднений стараюсь найти подходящее решение в передовом опыте педагогов-практиков;

 в) считаю имеющийся у меня опыт и квалификацию достаточными для успешного    решения поставленных педагогических задач.

  • В своей работе с детьми я:

а) использую традиционные формы и методы работы;

б) совмещаю новые и традиционные формы и методы работы;

в) стараюсь внедрять современные подходы к организации педагогического процесса.

Если на вопрос №4 вы ответили «а» или «б», пожалуйста, ответьте на вопрос №5. Если на вопрос №4 вы дали ответ «в», пропустите вопрос №5.

  •  Я не использую/мало использую в своей работе современные подходы (методы, приемы, технологии), потому что:

а) традиционные формы и методы работы наиболее отвечают моим предпочтениям;

б) хотелось бы использовать современные технологии и методы в своей работе, однако я не имею о них достаточно представлений;

в) свой вариант_____________________________________________________

  • В основном для решения задач в своей педагогической практике я...

а) чаще всего использую традиционные, наработанные методы и приемы, предпочитаю пользоваться созданными ранее мной и моими коллегами, либо опубликованными конспектами тех или иных мероприятий;

б) могу создать свое оригинальное решение задачи, когда в этом возникает необходимость;

в) всегда стараюсь творчески преобразовывать имеющийся материал либо создаю свой.

  • При необходимости получить методическую, практическую помощь в своей работе я, скорее всего, обращусь:

а) к заведующему, заместителю заведующего ДОУ;

б) к коллегам по детскому саду, другим специалистам детского сада;

в) предпочитаю решать проблемы в кругу педагогов своей группы.

  • На методических мероприятиях в ДОУ я...

а) активный участник: всегда стремлюсь участвовать в подготовке методических мероприятий, выступлениях перед коллегами, активных обсуждениях;

б) оппонент: личным выступлением предпочитаю участие в обсуждении  выступлений своих коллег, при необходимости могу включаться в активные действия;

в)наблюдатель: предпочитаю оставаться в стороне, часто теряюсь при необходимости вступать в диалог.

  • В основном я посещаю методические мероприятия:

а) с удовольствием, с ожиданием открытия для себя нового и интересного;

б) с чувством вынужденности моего присутствия;

в) затрудняюсь ответить.

  • В данный момент я хорошо разбираюсь:

а) хорошо разбираюсь в современных подходах к организации педагогического процесса в ДОУ;

б) слабо разбираюсь в современных подходах к организации педагогического процесса в ДОУ.

  • Я могла бы поделиться опытом работы по следующим направлениям педагогической деятельности:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                                                                         Благодарим за участие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Здоровьесберегающие педагогические технологии в воспитательно-образовательном процессе с дошкольниками»

«Забота о здоровье ребёнка –это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это прежде всего забота о гармоничной по...

статья из опыта работы "Использование элементов здоровьесберегающих технологий д.м. наук В.Ф.Базарного в воспитательно - образовательном процессе с детьми дошкольного возраста"

Статья из опыта работы воспитателя по использованию элементов здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста...

О Т Ч Ё Т об использовании педагогических технологий в воспитательно – образовательном процессе воспитателя МДОБУ «Детский сад № 4 с. Екатеринославка «Алёнушка»

Педагогическая технология - это построение деятельности воспитателя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результ...

Представление опыта работы на тему «Использование вариативных форм при проектировании современного занятия в ДОУ на примере образовательного события Чемпионат по финболу «Семейная бережливость»

Мы, старшие воспитатели, находимся в постоянном творческом поиске технологии проведения такого современного занятия. Ведь наша главная задача состоит в том, чтобы не просто дать какой-то теоретический...

"Игровые педагогические технологии в воспитательно-образовательном процессе детского сада"

quot;Игровые педагогические технологии в воспитательно-образовательном процессе детского сада"Игровая форма совместной деятельности ребенка и взрослого – средство решения для воспитательны...

Игровые педагогические технологии в воспитательно-образовательном процессе детского сада

Игровая форма совместной деятельности ребенка и взрослого – средство решения для воспитательных задач. Игра является основной формой и содержанием организации жизни детей. Игра – самая люб...