О Т Ч Ё Т об использовании педагогических технологий в воспитательно – образовательном процессе воспитателя МДОБУ «Детский сад № 4 с. Екатеринославка «Алёнушка»
статья

Чудакова Ольга Владимировна

Педагогическая технология - это построение деятельности воспитателя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата (Б.Т. Лихачёв).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskie_tehnologii.docx28.56 КБ

Предварительный просмотр:

О Т Ч Ё Т

об использовании педагогических технологий

в воспитательно – образовательном процессе

воспитателя МДОБУ «Детский сад № 4 с. Екатеринославка «Алёнушка»

Мовчан Татьяны Александровны

В.Д. Одоевский сказал: «Ребёнок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика должна дать направление этим случайностям».

Педагогическая технология - это построение деятельности воспитателя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата (Б.Т. Лихачёв).

Основные критерии педагогической технологии:

Концептуальность

Системность

Управляемость

Эффективность

Воспроизводимость

Концептуальность - опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

Системность – технология должна обладать всеми признаками системы:

 - логикой процесса,

 - взаимосвязью его частей,

 - целостностью.

Управляемость– возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.

Эффективность– современные педагогические технологии, существующие в конкретных условиях, должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.

Воспроизводимость– возможность применения (повторения, воспроизведения) образовательной технологии в образовательных учреждениях, т.е. технология как педагогический инструмент должна быть гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего ее, независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных особенностей.

Среда, в которой живет и развивается ребенок, изменчива и непостоянна. Маленький человек всегда ощущает необходимость видеть цели, выстраивать социальные связи, включаться в коллектив детей и взрослых. Передо мной, как перед педагогом, стоит задача помочь малышу адаптироваться в социуме дошкольного образовательного учреждения, применяя в процессе воспитания и образования современные педагогические технологии. Я выстраиваю свою деятельность так, чтобы определенный порядок моих действий способствовал достижению детьми прогнозируемых результатов. Опираясь на данные мониторинга детей группы, учитывая заказ родителей на образовательную услугу, а также имеющихся в ДОУ условий, считаю целесообразным при построении воспитательно-образовательного процесса применять следующие технологии:

- информационно-коммуникативные технологии (ИКТ),

- здоровьесберегающие технологии,

- технология проектной деятельности,

- личностно – ориентированные технологии.

В своей педагогической практике активно использую технологию проектной деятельности, цель которой, развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия. Особенностью проектной деятельности является то, что ребёнок не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель, именно этому я учу своих воспитанников.  В процессе проектной деятельности принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи.

Мною разработаны и реализованы экологические проекты «Лучок - позолоченный бочок», «Братья наши меньшие», «Этот удивительный мир насекомых», «Береги природу», «Птичья столовая». Имею рецензии на проект «Птичья столовая», «Этот удивительный мир насекомых».

На первом этапе ставлю проблему на обсуждение детям, выдвигаем гипотезу, которая подтверждается детьми в процессе поисковой деятельности.

На втором этапе разрабатываем совместный план действий по достижению цели. Сначала проводим обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определённом предмете или явлении. Затем фиксируем ответы на листе ватмана. Для фиксации ответов использую условные схематические символы, знакомые детям. Затем ставлю вопрос: «Что мы хотим узнать?» Когда все дети выскажутся, спрашиваю: «Как нам найти ответы на вопросы?» Отвечая на данный вопрос, дети опираются на свой личный опыт.

На третьем этапе для активизации детского мышления предлагаю решить проблемные ситуации, развивая тем самым пытливость ума. Создаю такую ситуацию, когда ребёнок должен что-то познать самостоятельно, догадаться, попробовать, придумать.

И на заключительном этапе проводим презентацию проекта: итоговые игры-занятия, игры-викторины, тематические развлечения, оформление альбомов, фотовыставок, мини-музеев, творческих газет.

Таким образом, участвуя в проектной деятельности, основная масса детей научилась самостоятельно анализировать и обобщать информацию, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, что, несомненно, поможет им успешно адаптироваться в школе.

2. Информационно-коммуникативные технологии

Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира,   в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.). Информатизация общества ставит перед воспитателями требования:

  1. Идти в ногу со временем;
  2. Стать для ребёнка проводником в мир новых технологий;
  3. Сформировать основы информационной культуры его личности;
  4. Повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.  

Учитывая требования, выдвигаемые современным обществом, стараюсь активно использовать информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. Каждый день нахожусь в состоянии поиска и стремления к совершенствованию в области применения ИКТ. Использование информационно - коммуникационных технологий позволяет мне делиться опытом с коллегами, размещая свои методические разработки на страницах международного образовательного интернет - проекта МААМ. РУ, всероссийского интернет – журнала «Планета детства», международном интерактивном образовательном портале «Лидер», принимаю активное участие во всероссийских конкурсах «Вопросита», «Рассударики», «Талантоха».  Владею программой Power Point.

Инновационная деятельность по использованию информационных технологий положительно повлияла и на уровень моей ИКТ-компетентности, что вылилось в создание собственного мини-сайта в «Социальной сети работников дошкольного образования», на портале «MAAAM.ru». На страницах сети Интернет я разместила информацию о себе: профессиональные интересы, увлечения, свои достижения. Очень быстро я нашла единомышленников в профессиональной сфере общения по моим интересам. На сайте я общаюсь с коллегами, узнаю их точку зрения, высказываю своё мнение, получаю консультацию специалистов.

Использоваие ИКТ в профессиональной деятельности помогает мне:

1. Осуществлять подбор иллюстративного материала к занятиям, для оформления стендов, группы, (сканирование, интернет, принтер, презентация).

2. Осуществлять подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомится со   сценариями праздников и других мероприятий.

3. Обмениваться опытом, знакомиться с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.

4. Оформлять документацию, отчёты.

5. Создавать презентации в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.

Для обеспечения наглядности создала следующие презентации: «Светофорик и дети», «Мини - огород», «Визитная карточка группы». Мои воспитанники принимают участие в конкурсах и олимпиадах всероссийского и международного уровня «В гости сказка к нам пришла», «Осенний переполох», «Мой любимый рисунок», ребята моей группы стали лауреатами экологической международной Олимпиады «Этот удивительный мир насекомых». 

При применении информационно-коммуникационных технологий не забываю о здоровьесберегающих технологиях, использование технических средств воспитания ограничиваю временными рамками, соответствующими возрастным особенностям детей.

Считаю, что педагог, умело и эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникающих проблем, организации своей деятельности.

  1. Личностно – ориентированные технологии

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов.

Признание ребёнка главной действующей фигурой всего образовательного процесса и есть личностно-ориентированная педагогика.
По теории А.В. Петровского мы отмечаем, что на смену устаревшей учебно-дисциплинарной модели образования личностно ориентированная модель центрируется вокруг подхода к детям как полноправным партнёрам в условиях сотрудничества и отрицает манипулятивный подход к ним.

Считаю, что каждый ребёнок уникален в своей индивидуальности и имеет право развиваться в собственном темпе, по своей образовательной траектории. В моей группе разные дети, с разным уровнем развития. Образование возвращается к формуле «учимся не для школы, а для жизни».

Применяю в работе с детьми личностно-ориентированную технологию, ставя в центр всей образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природного потенциала. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но субъект приоритетный. Организую воспитательно-образовательный процесс на основе уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса.

На моих занятиях прослеживается акцент на личностно - ориентированный подход в общении, а именно, планирую занятия, совместную деятельность с детьми так, чтобы она была направлена не на выяснение того, что знает ребёнок, а на то, насколько развиты его «сила ума», наклонности и способности рассуждать, критически мыслить, находить правильное решение, применять знания на практике.

Таким образом, личностно-ориентированные технологии помогают мне разносторонне развивать ребёнка и сохранять их психическое здоровье.

  1. Здоровьесберегающие технологии

Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.  Разнообразие содержания и форм работы с детьми, позволяют детям моей группы на основе индивидуальных интересов и способностей успешно реализовывать следующие здоровьесберегающие технологии:

- пальчиковую гимнастику (развитие моторики рук);

- упражнения для развития дыхания (метод закаливания);

- психогимнастику (для снятия эмоционального напряжения);

- игры-релаксации (для снятия нервного напряжения);

- динамические паузы (во время НОД и в др. режимные моменты);

- оздоровительную гимнастику (элементы дляпрофилактики    плоскостопия);

- утреннюю гимнастику (ежедневно);

- гимнастику пробуждения (ежедневно после дневного сна).

На моих занятиях дети с удовольствием занимаются с нестандартным оборудованием, выполняют элементы самомассажа себе и друг другу (это доставляет им огромную радость), выполняют упражнения на развитие физических качеств, профилактические упражнения для профилактики плоскостопия и сколиоза. Занимаются с массажёрами. Вовремя НОД, обязательно, используется музыкотерапия.

Я пришла к выводу, что внедрение здоровьесберегающих технологий в учебную и повседневную деятельность положительно сказывается на укреплении здоровья детей, на их хорошем эмоциональном состоянии. С удовольствием буду применять эту технологию дальше.

Таким образом, применение педагогических технологий в моей работе дало положительную динамику роста развития воспитанников, которую отслеживаю при систематическом проведении мониторинга. Благодаря использованию педагогических технологий и их интеграции образовательный процесс стал эффективным, управляемым, воспроизводимым, концептуальным, системным.

Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.

В ближайшей перспективе планирую изучить и внедрить в практику технологию портфолио дошкольника и воспитателя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

использования ИКТ в воспитательно-образовательном процессе детского сада

Использования ИКТ в воспитательно-образовательном процессе детского сада....

использования ИКТ в воспитательно-образовательном процессе детского сада

Использования ИКТ в воспитательно-образовательном процессе детского сада....

использования ИКТ в воспитательно-образовательном процессе детского сада

Использования ИКТ в воспитательно-образовательном процессе детского сада....

ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОУ.

Основной  целью  психологической службы ДОУ, является обеспечение психологического здоровья детей,             в основе которого л...

Организация психолого-педагогического сопровождения воспитательно-образовательного процесса в ДОУ с учетом ФГОС

Тема довольно актуальная: как организовать психолого-педагогическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса в ДОУ....

Презентация: "Психолого - педагогическое сопровождение воспитательно - образовательного процесса в ДОУ"

описание системы работы педагога - психолога ДОУ по психолого - педагогическому сопровождению воспитательно - образовательного процесса...

Использование мультфильмов в воспитательно-образовательном процессе в детском саду

Мультфильмы являются средством воспитания и образования, т.к. воздействуя на слух и зрение ребенка, могут быть эффективным наглядным материалом. Многие мультфильмы, которые обладают богатыми педагогич...