Современные аспекты реабилитации детей с аутизмом
статья по коррекционной педагогике на тему

Современные  методы и оборудования  реабилитации детей с аутизмом . Помощь  специалистам (дефектологам,логопедам,психологам, воспитателям,учителям) и родителям детей с аутизом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_aspekty_reabilitatsii_detey_s_autizmom.docx21.66 КБ

Предварительный просмотр:

       Современные аспекты реабилитации детей с аутизмом.

Фундаментальное свойство человека – стремление к общению с окружающим миром и себе подобными, к коммуникации и социализации. Зародыши социальности в норме можно увидеть уже у  беспомощного младенца. Здоровый ребенок очень быстро начинает узнавать мать и выделять ее из окружения. При кормлении он приникает к материнской груди, принимая совсем не ту позу, которую можно видеть, например, когда посторонний человек кормит младенца из бутылочки.

Если младенец выворачивается при попытке матери взять его на руки , или лежит на руках у матери как неодушевленный предмет, или не смотрит ей в лицо, - это должно вызывать серьезные подозрения, касающиеся психического здоровья ребенка. Чаще всего ранняя «асоциальность» наблюдается у детей, страдающих  ранним детским аутизмом, или синдромом Каннера.

В жизни РДА обычно обнаруживается в связи с тем, что у таких детей не развивается речь. Именно с такой жалобой «наш ребенок все еще не говорит» родители начинают обращаться к врачам и логопедам. Таких детей становится все больше и больше.

Ранний детский аутизм- клинический синдром, впервые описанный Л. Каннером в 1943 году. Его основными признаками являются:

  1. Врожденная неспособность ребенка к установлению аффективного контакта посредством взгляда, мимики, жеста, не обусловленная низким интеллектуальным уровнем.
  2. Стереотипность поведения.
  3. Необычные реакции на раздражители.
  4. Нарушение речевого развития.
  5. Раннее проявление – до 30 месяца жизни.

Особенно ярко аутизм проявляется  в возрасте 3-5 лет и сопровождается страхами, негативизмом, агрессией. В дальнейшем острый период сменяется нарушением интеллектуального и личностного развития.

По данным психиатров Германии, США, Японии частота встречаемости с РДА исчисляется от 4 до 1 больного на 10000 детского населения. Соотношение мальчиков и девочек 4-5 к 1.

Механизмы проявления и  клиническая картина РДА.

Патогенетические механизмы РДА остаются недостаточно ясными, существуют предположения:

- о поломке биологических механизмов аффективности;

- о первичной слабости инстинктов;

- об информационной блокаде , связанной с расстройством восприятия;

- о недоразвития внутренней речи;

о центральном нарушении слуховых впечатлений, которое ведет к блокаде потребности в контактах;

 о нарушении активирующих влияний ретикулярной формации и т.д.

 

                Лечебная помощи при РДА.

Лечебная помощь при РДА должна быть обязательной  и  строится на база индивидуальной клинической верификации состояния ребенка и представляется лечебными профилями: психофармакотерапией, психотерапией (индивидуальной и семейной), физиотерапией, массажем и т.д.

Медикаментозное лнчение должно соотноситься с высокой чувствительностью маленьких  аутистов к нейролептикам, транквилизаторам, и необходимостью пребывания ребенка в условиях дома, в пути, с неустойчивой его активностью.

             Коррекционная работа с детьми РДА.

Коррекционная работа должна проводиться комплексно , группой специалистов различного профиля , включая детских психиатров, невропатологов,дефектологов, логопедов,психологов, педагогов воспитателей, музыкального работника (эвритмиста),  педагогов дополнительного образования (труд, ИЗО) ,социального педагога и т.д.

   

 Коррекционная работа опирается на ряд принципов:

  1. Партнерства специалистов между собой ;
  2. Партнерства специалиста и семьи, специалиста и ребенка – апелляция к ним, как к активным субъектам, а не как к пассивным объектам лечебных манипуляции;
  3. Разносторонность, разноплановость, комплексность  усилий;
  4. Единство биологических и психологических методов;
  5. ступенчатость как преемственный переход от одного  этапа помощи к другому;
  6. Цикличность, как возвращение к решению диагностических, терапевтических, и реабилитационных задач на качественно новых уровнях улучшения состояния и развития ребенка.

 

В коррекционной работе специалистов должны использоваться адаптированные для работы программы по обучению и организации игр для обычных и специализированных детских садов. Используются два режима: щадящий и активирующий. Адаптация ребенка базируется на использовании простейших – тактильных, пантомимических, моторных форм контактов. Используется индивидуальная , а позднее групповая игротерапия.

На первых этапах   коррекционно- развивающего процесса с дефектологом отрабатывается важнейшая реакция оживления и слежения, формируется зрительно-моторный комплекс. В процессе манипуляций с предметами развивают тактильное , зрительно- тактильное, кинестетическое восприятие, мышечное восприятие. Вырабатываются связи между определенными частями тела и их словесными обозначениями. У ребенка формируется представление о собственном теле, его частях, сторонах. Затем проводится работа по воспитанию навыков самообслуживания, участие в направленной деятельности.

У большинства детей на начальном этапе работы запас знаний, характер игровой деятельности отстает на 2-3 возрастных порядка. У них преобладает манипулятивная игра, отсутствует партнерство, не происходит соотнесение игры с истинным назначением игрушек. На следующем этапе переходят от манипулятивной игры к сюжетной.

Педагогические программы должны быть направлены на обучение детей понятиям числа, счету, определению временных категорий, углублению ориентировки в форме предметов , в пространстве.

Логопедическая работа должна начинаться с определения речевой патологии. Коррекция направлена на  развитие слухового внимания, фонематического и речевого слуха. Осуществляется постановка звуков, автоматизация, дыхательные , голосовые упражнения, расширение словарного запаса.

В  реабилитационном процессе широко используется:

- иппотерапия (лечение верховой ездой);

- кинологотерапия (канистерапия от латинского канис-собака);

- дельфинотерапия;

- фелинотерапия (лечение общением с кошками)

- трудотерапия;

- арттерапия;

- социализация детей через туризм.

                             Иппотерапия.

Лошадь передает всаднику более 100 разнообразных колебаний в минуту.Это вынуждает человеческий организм очень физиологично корректировать свою двигательную активность. Мышцы лошади не только тренируют его мускулатуру, но и своеобразным способом массируют его. При этом температура тела животного выше на 1,5-2 градуса, чем у человека, поэтому лошадь является одновременно и живым тренажером и «массажером с подогревом». Очень полезна верховая езда при ДЦП, аутизме, скалиозе, артрозе и т.д.

                           

Дельфинотерапия.

Очень важный и значимый метод реабилитации. Дельфины издают ультразвуковые волны, которые благотворно влияют на психоэмоциональное состояние ребенка, речь, сенсо-моторное и тактильное развитие ребенка.

               Современный аспект реабилитации.

                      Метод  Альфреда Томатиса.

Это система аудиовокальных тренировок, разработанная французским отолорингологом А.Томатисом. Метод помогает развить умение слушать других, окружающий мир и себя.

Оригинальный метод состоит в звуковом воздействии на мышцы среднего уха, посредством чего ваши уши «тренируются» слушать и воспринимать те звуки, которые не усваивались раньше.

Метод успешно зарекомендовал себя в следующих сферах:

- ускорение развития ребенка (речевые и моторные навыки);

- лечение задержек в развитии, аутизма,расстройства речи,расстройсва моторных -двигательных функций;

- развитие коммуникативных навыков, увеличение творческого потенциала и работоспособности;

проблемы учебы в школе (заикание , дислексия, дефицит концентрации внимания);

- отношение с людьми и самооценка;

-ускорение изучения иностранных языков  (исследования в ряде факультетов Европейских вузов показали ускорение в 2 раза );

- способность к пению и игре на музыкальных инструментах;

- профессиональная постановка голоса (для актеров, лекторов)..

                                    Список  литературы.

1.Баенская Е.Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием: младший дошкольный возраст. Альманах института коррекционной педагогики РАО. – 2001 г,№4

2. Баенская Е.Р., Никольская О.С., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи.М.: - Центр традиционного  и современного образования «Теревинф».- 1997 г.

3. Башина В.М. Ранний детский аутизм. Материалы сервера

4. Браудо Т.Е., Фрумкина Р.М. Детский аутизм, или странность разума. Человек,- 2002 г.,№1

5. Москаленко А.А. Нарушение психического развития детей- ранний детский аутизм. Дефектология. – 1998, №2 с. 89-92.

6. Орпик Н.И. Ранний детский аутизм. Сургутский государственный университет. Материалы сервера.

                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные аспекты подготовки детей обучению к школе в условиях детского сада

Быть готовым к школе- не значит уметь читать, писать и считать.Быть готовым к школе- значит быть готовым всему этому научиться.»              ...

Современные аспекты подготовки детей к школьному обучению

В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ?...

Психолого - педагогический аспект реабилитации детей после кохлеарной имплантации

После медико-технологического вмешательства ребенку требуется система реабилитационных мероприятий, которая должна осуществляться комплексно. В работу должны включаться разные специалисты : сурдопедаг...

«Современные аспекты подготовки детей к обучению к школе в условиях детского сада».

К концу дошкольного возраста ребенок становится готовым к принятию новой для него социальной роли школьника, усвоению новой (учебной) деятельности и системы конкретных и обобщенных знаний. Иначе...

«Современные аспекты подготовки детей к обучению к школе в условиях детского сада».

К концу дошкольного возраста ребенок становится готовым к принятию новой для него социальной роли школьника, усвоению новой (учебной) деятельности и системы конкретных и обобщенных знаний. Иначе...

План самообразования на тему "Современные аспекты подготовки детей к обучению к школе в условиях детского сада"

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию мой план самообразования на 2015-2016 учебный год....

Реабилитация детей с аутизмом при помощи музыкальных занятий

Аутисты - это особенные дети, и доказанно что стимуляция мозга музыкой активизирует связи между нервными клетками и предотвращает их дальнейшую дегродацию....