Современные аспекты реабилитации детей с аутизмом
статья по коррекционной педагогике на тему
Современные методы и оборудования реабилитации детей с аутизмом . Помощь специалистам (дефектологам,логопедам,психологам, воспитателям,учителям) и родителям детей с аутизом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_aspekty_reabilitatsii_detey_s_autizmom.docx | 21.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные аспекты реабилитации детей с аутизмом.
Фундаментальное свойство человека – стремление к общению с окружающим миром и себе подобными, к коммуникации и социализации. Зародыши социальности в норме можно увидеть уже у беспомощного младенца. Здоровый ребенок очень быстро начинает узнавать мать и выделять ее из окружения. При кормлении он приникает к материнской груди, принимая совсем не ту позу, которую можно видеть, например, когда посторонний человек кормит младенца из бутылочки.
Если младенец выворачивается при попытке матери взять его на руки , или лежит на руках у матери как неодушевленный предмет, или не смотрит ей в лицо, - это должно вызывать серьезные подозрения, касающиеся психического здоровья ребенка. Чаще всего ранняя «асоциальность» наблюдается у детей, страдающих ранним детским аутизмом, или синдромом Каннера.
В жизни РДА обычно обнаруживается в связи с тем, что у таких детей не развивается речь. Именно с такой жалобой «наш ребенок все еще не говорит» родители начинают обращаться к врачам и логопедам. Таких детей становится все больше и больше.
Ранний детский аутизм- клинический синдром, впервые описанный Л. Каннером в 1943 году. Его основными признаками являются:
- Врожденная неспособность ребенка к установлению аффективного контакта посредством взгляда, мимики, жеста, не обусловленная низким интеллектуальным уровнем.
- Стереотипность поведения.
- Необычные реакции на раздражители.
- Нарушение речевого развития.
- Раннее проявление – до 30 месяца жизни.
Особенно ярко аутизм проявляется в возрасте 3-5 лет и сопровождается страхами, негативизмом, агрессией. В дальнейшем острый период сменяется нарушением интеллектуального и личностного развития.
По данным психиатров Германии, США, Японии частота встречаемости с РДА исчисляется от 4 до 1 больного на 10000 детского населения. Соотношение мальчиков и девочек 4-5 к 1.
Механизмы проявления и клиническая картина РДА.
Патогенетические механизмы РДА остаются недостаточно ясными, существуют предположения:
- о поломке биологических механизмов аффективности;
- о первичной слабости инстинктов;
- об информационной блокаде , связанной с расстройством восприятия;
- о недоразвития внутренней речи;
о центральном нарушении слуховых впечатлений, которое ведет к блокаде потребности в контактах;
о нарушении активирующих влияний ретикулярной формации и т.д.
Лечебная помощи при РДА.
Лечебная помощь при РДА должна быть обязательной и строится на база индивидуальной клинической верификации состояния ребенка и представляется лечебными профилями: психофармакотерапией, психотерапией (индивидуальной и семейной), физиотерапией, массажем и т.д.
Медикаментозное лнчение должно соотноситься с высокой чувствительностью маленьких аутистов к нейролептикам, транквилизаторам, и необходимостью пребывания ребенка в условиях дома, в пути, с неустойчивой его активностью.
Коррекционная работа с детьми РДА.
Коррекционная работа должна проводиться комплексно , группой специалистов различного профиля , включая детских психиатров, невропатологов,дефектологов, логопедов,психологов, педагогов воспитателей, музыкального работника (эвритмиста), педагогов дополнительного образования (труд, ИЗО) ,социального педагога и т.д.
Коррекционная работа опирается на ряд принципов:
- Партнерства специалистов между собой ;
- Партнерства специалиста и семьи, специалиста и ребенка – апелляция к ним, как к активным субъектам, а не как к пассивным объектам лечебных манипуляции;
- Разносторонность, разноплановость, комплексность усилий;
- Единство биологических и психологических методов;
- ступенчатость как преемственный переход от одного этапа помощи к другому;
- Цикличность, как возвращение к решению диагностических, терапевтических, и реабилитационных задач на качественно новых уровнях улучшения состояния и развития ребенка.
В коррекционной работе специалистов должны использоваться адаптированные для работы программы по обучению и организации игр для обычных и специализированных детских садов. Используются два режима: щадящий и активирующий. Адаптация ребенка базируется на использовании простейших – тактильных, пантомимических, моторных форм контактов. Используется индивидуальная , а позднее групповая игротерапия.
На первых этапах коррекционно- развивающего процесса с дефектологом отрабатывается важнейшая реакция оживления и слежения, формируется зрительно-моторный комплекс. В процессе манипуляций с предметами развивают тактильное , зрительно- тактильное, кинестетическое восприятие, мышечное восприятие. Вырабатываются связи между определенными частями тела и их словесными обозначениями. У ребенка формируется представление о собственном теле, его частях, сторонах. Затем проводится работа по воспитанию навыков самообслуживания, участие в направленной деятельности.
У большинства детей на начальном этапе работы запас знаний, характер игровой деятельности отстает на 2-3 возрастных порядка. У них преобладает манипулятивная игра, отсутствует партнерство, не происходит соотнесение игры с истинным назначением игрушек. На следующем этапе переходят от манипулятивной игры к сюжетной.
Педагогические программы должны быть направлены на обучение детей понятиям числа, счету, определению временных категорий, углублению ориентировки в форме предметов , в пространстве.
Логопедическая работа должна начинаться с определения речевой патологии. Коррекция направлена на развитие слухового внимания, фонематического и речевого слуха. Осуществляется постановка звуков, автоматизация, дыхательные , голосовые упражнения, расширение словарного запаса.
В реабилитационном процессе широко используется:
- иппотерапия (лечение верховой ездой);
- кинологотерапия (канистерапия от латинского канис-собака);
- дельфинотерапия;
- фелинотерапия (лечение общением с кошками)
- трудотерапия;
- арттерапия;
- социализация детей через туризм.
Иппотерапия.
Лошадь передает всаднику более 100 разнообразных колебаний в минуту.Это вынуждает человеческий организм очень физиологично корректировать свою двигательную активность. Мышцы лошади не только тренируют его мускулатуру, но и своеобразным способом массируют его. При этом температура тела животного выше на 1,5-2 градуса, чем у человека, поэтому лошадь является одновременно и живым тренажером и «массажером с подогревом». Очень полезна верховая езда при ДЦП, аутизме, скалиозе, артрозе и т.д.
Дельфинотерапия.
Очень важный и значимый метод реабилитации. Дельфины издают ультразвуковые волны, которые благотворно влияют на психоэмоциональное состояние ребенка, речь, сенсо-моторное и тактильное развитие ребенка.
Современный аспект реабилитации.
Метод Альфреда Томатиса.
Это система аудиовокальных тренировок, разработанная французским отолорингологом А.Томатисом. Метод помогает развить умение слушать других, окружающий мир и себя.
Оригинальный метод состоит в звуковом воздействии на мышцы среднего уха, посредством чего ваши уши «тренируются» слушать и воспринимать те звуки, которые не усваивались раньше.
Метод успешно зарекомендовал себя в следующих сферах:
- ускорение развития ребенка (речевые и моторные навыки);
- лечение задержек в развитии, аутизма,расстройства речи,расстройсва моторных -двигательных функций;
- развитие коммуникативных навыков, увеличение творческого потенциала и работоспособности;
проблемы учебы в школе (заикание , дислексия, дефицит концентрации внимания);
- отношение с людьми и самооценка;
-ускорение изучения иностранных языков (исследования в ряде факультетов Европейских вузов показали ускорение в 2 раза );
- способность к пению и игре на музыкальных инструментах;
- профессиональная постановка голоса (для актеров, лекторов)..
Список литературы.
1.Баенская Е.Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием: младший дошкольный возраст. Альманах института коррекционной педагогики РАО. – 2001 г,№4
2. Баенская Е.Р., Никольская О.С., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи.М.: - Центр традиционного и современного образования «Теревинф».- 1997 г.
3. Башина В.М. Ранний детский аутизм. Материалы сервера
4. Браудо Т.Е., Фрумкина Р.М. Детский аутизм, или странность разума. Человек,- 2002 г.,№1
5. Москаленко А.А. Нарушение психического развития детей- ранний детский аутизм. Дефектология. – 1998, №2 с. 89-92.
6. Орпик Н.И. Ранний детский аутизм. Сургутский государственный университет. Материалы сервера.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные аспекты подготовки детей обучению к школе в условиях детского сада
Быть готовым к школе- не значит уметь читать, писать и считать.Быть готовым к школе- значит быть готовым всему этому научиться.» ...
Современные аспекты подготовки детей к школьному обучению
В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ?...
Психолого - педагогический аспект реабилитации детей после кохлеарной имплантации
После медико-технологического вмешательства ребенку требуется система реабилитационных мероприятий, которая должна осуществляться комплексно. В работу должны включаться разные специалисты : сурдопедаг...
«Современные аспекты подготовки детей к обучению к школе в условиях детского сада».
К концу дошкольного возраста ребенок становится готовым к принятию новой для него социальной роли школьника, усвоению новой (учебной) деятельности и системы конкретных и обобщенных знаний. Иначе...
«Современные аспекты подготовки детей к обучению к школе в условиях детского сада».
К концу дошкольного возраста ребенок становится готовым к принятию новой для него социальной роли школьника, усвоению новой (учебной) деятельности и системы конкретных и обобщенных знаний. Иначе...
План самообразования на тему "Современные аспекты подготовки детей к обучению к школе в условиях детского сада"
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию мой план самообразования на 2015-2016 учебный год....
Реабилитация детей с аутизмом при помощи музыкальных занятий
Аутисты - это особенные дети, и доказанно что стимуляция мозга музыкой активизирует связи между нервными клетками и предотвращает их дальнейшую дегродацию....