: «Игры и игровые приемы для формирования фонематических процессов у дошкольников».
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) на тему

Умение сосредоточиться на звуке - оченьважная особенность человека. Без неё нельзя научиться слушать и слышать, понимать речь, как основное средство общения. В практикуме для воспитателей старших и подготовительных групп подбраны и представлены игры и игровые упражнения для развития  фонематического слуха,  восприятия, памяти..

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_dlya_vospitateley.docx28.07 КБ

Предварительный просмотр:

Практикум - семинар для воспитателей групп старшего дошкольного возраста.

Тема: «Игры и игровые приемы для формирования фонематических процессов у дошкольников».

Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь - основное средство общения. Также важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом.

Фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка, составляющих звуковую оболочку слова. Фонематический слух отличается от физиологического и является его составной частью.

Термином фонематический слух принято обозначать следующие фонематические процессы: фонематическое восприятие, фонематическое представление, фонематический анализ, фонематический синтез.

Фонематическое восприятие представляет собой способность различать фонемы (т.е. включает в себя фонематический слух), и определять звуковой состав слова (т.е. подразумевает, что ребенок должен уметь слушать наличие или отсутствие звука в слове, различать слова близкие по составу, а именно, отличающиеся порядком звуков (волки-лодки), наличием лишнего звука, определением места звука в слове).

Фонематический слух начинает формироваться на первом году жизни и интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного возраста и перестраивается  в связи с усвоением письменной формы речи. Поэтому недоразвитие или нарушение фонематического слуха приводит к специфическим дефектам звукопроизношения, а отклонения в развитии фонематических процессов могут привести к затруднениям при овладении письмом и чтением.

Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки, порой просто не замечает, что неправильно произносит звуки. Поэтому наша задача научить ребенка слушать и слышать.

Выделяют следующие этапы:

- упражнения в различении неречевых звуков;

- упражнения в различении одинаковых звуков, слогов, слов, предложений, произносимых разным по высоте, силе, и тембру голосом;

- упражнения в различении похожих звуков, слогов, слов, различающихся одним звуком;

- упражнения, направленные на формирование и развитие навыков звукового анализа и синтеза.

Игры  на развитие слухового восприятия, внимания, памяти.

Цель всех этих игр – развитие слухового внимания (концентрации, устойчивости, переключения).

Различение неречевых звуков (голосов природы, шумов, звучание музыкальных инструментов, игрушек. Определение источника звука, места (что звучало? где звучало?) Определение качества звучания (как звучало? тихо - громко, долго - кратко).  

Различение высоты, силы и тембра голоса (мишка рычит грубым голосом, а маленький  - тонким, большой кот мяукает низко, а маленький котенок высоко.)

Игра «Отгадай, что звучит?»

Оборудование: ширма, различные игрушки, которыми можно производить характерные звуки: колокольчик, бубен, дудка, бумага, погремушка, фольга.

Ход. Взрослый за ширмой звенит бубном, шуршит бумагой, звенит колокольчиком и т.д. предлагает ребенку отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть и контрастными, чтобы ребенок мог их отгадать.

Игра «Солнце или дождик»

Оборудование: бубен.

Ход. Взрослый говорит ребенку, что они сейчас пойдут на прогулку. Погода хорошая, светит солнце. В это время взрослый звенит бубном. Затем он говорит, что погода испортилась, пошел дождь. Теперь взрослый стучит в бубен и говорит, чтобы ребенок подбежал к нему – спрятался от дождя. Взрослый объясняет, что тот должен внимательно слушать бубен и в соответствии с его звуками «гулять» или «прятаться».

Игра «Где позвонили?»

Оборудование: колокольчик.

Ход. Ребенок закрывает глаза, а взрослый тихо встает в стороне от ребенка (слева, справа, сзади) и звенит в колокольчик. Ребенок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук и не открывая глаза, рукой показать направление. После правильного ответа он открывает глаза, а взрослый поднимает и показывает колокольчик.

Игра «Угадай, кто кричит»

Оборудование: игрушки или картинки, изображающие знакомых ребенку домашних животных: корову, собаку, кота, лошадь и др.

Ход. Взрослый показывает ребенку приготовленные картинки и обыгрывает их, подражая крику соответствующих животных. Затем он просит ребенка послушать и угадать, кто придет к нам в гости. Взрослый закрывает рот листом бумаги и подает голос, подражая одному из животных. Ребенок угадывает, кто это.

Игра «Угадай, кто сказал»

Оборудование: картинки с изображением персонажей из сказки «Три медведя»

Ход. Ребенка предварительно знакомят со сказкой. Затем взрослый произносит фразы из текста, меняя высоту голоса. Подражая или Мишутке, или Настасье Петровне, или Михайле Ивановичу. Ребенок поднимает соответствующую картинку. Рекомендуется нарушать последовательность высказывания персонажей, принятую в сказке.

Игры для развития фонематического слуха.

Игра «Волшебная палочка»

Оборудование: предмет, который может сыграть роль волшебной палочки.

Ход. Взрослый и ребенок рассматривают предметы в кабинете. У взрослого в руке волшебная палочка, которой он дотрагивается до предмета и громко называет его. Вслед за этим название предмета произносит ребенок, стараясь сделать это как можно четче. Взрослый постоянно обращает внимание ребенка на то, что они произносят слова. Необходимо следить, чтобы ребенок правильно соотносил слова с предметами.

Следующий этап начинается с различения детьми правильно и неправильно произносимых педагогом слов. Это постепенно формирует у детей умение слышать ошибки сначала чужой, а потом и в своей речи, осуществлять наиболее простые формы фонематического восприятия.

Игра «Я начну слово, а ты закончи».

Ход. Показываю и называю картинку с изображением панамы, а потом объясняю, что сейчас буду называть картинку правильно и неправильно, а дети должны поднять сигнал, если слово будет произнесено неправильно (натама, манама, памана, панама).

В работе над уточнением восприятия звука на слух, используем игровые приемы:

 Игра «Поймай звук?»

Цель: развитие слухового внимания и фонематического восприятия

Ход. Я буду называть звуки, слоги, слова, а ты будешь хлопать, или поднимать руку, если услышишь заданный звук:

дифференциация в ряду звуков [р, л, м, р, н, д, в, р′] ;

в ряду слогов: ур, ал, ин, ро, лу, ды, ру, ны, во, ры;

в ряду слов: рот, нос, дом, дырка, красный, полка, помидоры, голубь;

в предложениях: Рома играет на барабанах. Клава полола лук.

Игра «Где живет звук?»

Цель: различение звуков в словах

Ход. Перед ребенком разложены картинки, в названиях которых есть заданный звук, и где нет (разложить на две стопочки).

Выбрать картинки, в названиях которых есть заданный звук.

Игра «Котроль ошибок» по системе М. Монтессори

Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация звуков.

Оборудование: карточки с изображением предметов с одной стороны и образа заданного звука с обратной стороны.

Ход. Ребенок берет карточку, называет слово, селит в свой домик, затем проверяет, правильно ли справился с заданием, перевернув карточку и сверив символ звука с образом (змейка, тигр, водичка и т.д.)

Игра «Мы едем, едем» 

Цель: Уточнение произношения звуков  артикуляторно далеких, акустически близких  [Т] и [П] (кот, утка, кит, бегемот, пума, попугай, мотылек). Различение артикуляторно близких, но акустически далеких [С] и [Ш] (собака, кошка, мышка, лиса, слон, лягушка, барсук). Различение артикуляторно и акустически близких звуков [Р] и [Л] (ручка, карандаш, тетрадь, пенал, мел, краски, ластик, закладка, фломастеры).

Углубляя работу по развитию фонематического восприятия, учим детей различать звуки:

по «глухости – звонкости» (по дрожанию горлышка б-п), я начну слово, а дети добавляют слоги ба или па: гу, ли, ры, шу, ла, шля, применение карточек-символов звоночек и наушники.

по  твердости – мягкости для формирования понятия используют большую и маленькую игрушку, карточки- символы подушка и кирпич.

Игра «Поможем кукле Кате».

Цель: дифференциация  звуков по твердости-мягкости

Ход. В корзинку синюю положить картинки, где есть звук [к], а в зеленую со звуком [к′].

Игра «Рыбалка» 

Цель: закреплять навыки выделения заданного звука из слов, определение звука в слове.

Оборудование: карточки с изображением предметов, удочка  с магнитом, карточки-схемы с определением места звука в слове.

Ход. Ребенок ловит удочкой карточку, называет слово, находит место положения заданного звука в слове.

Игра «Звуковые вагончики»

Оборудование: карточки с изображением предметов, карточки – схемы с определением места звука в слове

Ход. Ребенок берет карточку, называют слово, определяют место положения заданного звука в слове и соотносят с карточкой-схемой.

 Игра «Доскажи словечко»

Ход. Взрослый предлагает ребенку закончить фразу подходящим по смыслу и звучанию словом, определить наличие заданных звуков в слове.

Он соло пел среди ветвей

Его прозвали …(соловей)

Серый волк в густом лесу

Встретил рыжую …(лису)

Зайку бросила хозяйка – под дождем остался …(зайка) и т.д.

Игра «Длинные - короткие слова»

Цель: Определить на слух короткое и длинное слово (короткое – прыгни, присядь, стань на носочки, длинное – покружись). Отстучи ритмический рисунок односложные, двухсложные, трехсложные слова.

Игра «Собери слово»

Цель: формирование фонематического слуха, формирование звукового анализа и синтеза

Ход.

1-й вариант: Взмахнула злая фея волшебной палочкой и все слова рассыпались. Надо помочь собрать слова, добавляя слоги

- са или за  ли…, ва.., ко….

- су или зу  ве…, не…, ле….

2-й вариант - Какое слово получится из слогов ва и та,  ки и но? Составь слово из слогов ва, ны, го.

Игра «Расшифруй слова»

Цель: развитие навыков фонематического анализа и синтеза.

Оборудование: набор карточек, на которых нарисованы разнообразные предметы.

Ход. Ребенок называет нарисованные предметы, определяет первый звук в каждом названии и составляет из этих звуков слово.

Игра « 4-й лишний»

Цель: развитие навыков фонематического анализа и синтеза.

Оборудование: карточки (на каждой изображены 4 предмета, названия трех из которых начинаются с одного звука)

Ход. На доставшейся карточке ребенок находит предмет, название которого начинается с отличительного от других звука, и объясняет, почему этот предмет лишний.

Игра «Парочки» 

Оборудование: картинки: 1- мак, дом, аист, суп, диван;

2 – кот, тапки, папка, носки.

Ход. Выбрать по одной картинке, название которой начинается с того звука, которым заканчивается название первой, пары:

 мак – кот, дом - мука, аист – тапки.

Игра «Логопедические бусы» 

Оборудование: картинки

Ход: Ребенок берет карточку называет слово, следующее слово должно начинаться на звук, которым закончилось предшествующее слово, например, гном-мост-танк-кот.

Игра «Светофор»

Цель: определение места звука в слове.

Ход.  Красный кружок-начало слова, желтый – середина, зеленый – конец слова «Разноцветные круги» - достать по одной картинке и раскладывать их на круги в зависимости от, того, в какой части слова находится заданный звук. Если звук в начале – на красный, в середине - на желтый, в конце - на зеленый.

В подготовительной к школе группе дети могут проводить звуко-слоговые  анализы слов. Дети делят слово на слоги, определяют количество звуков, их очередность, дают характеристику каждому звуку. Полезны упражнения по подбору слов с заданным количеством слогов, звуков, с заданной последовательностью звуков. Дети подбирают слова к данным слоговым и звуковым схемам или готовые схемы к словам. Все это готовит дошкольников к обучению грамоте, помогает провести профилактику нарушений письменной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика формирования фонематических процессов у дошкольников 5-7 лет через систему специальных игр и игровых упражнений

Основной задачей  в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова, т.е. определению порядка следо...

Игры и игровые приемы для формирования фонематических процессов у дошкольников

В консультации указаны игры и игровые приемы для равзития фонематических процессов у старших дошкольников....

Методическая разработка "Игровые приемы работы по формированию фонематических процессов у дошкольников "

Игровые приемы работы по формированию фонематических процессов у дошкольников с ФФНРИгровые приемы работы по формированию фонематических процессов у дошкольников с ФФНРОдной из основных задач любого д...

«Игры и игровые приемы для формирования фонематических процессов у дошкольников».

Умение сосредоточиться на звуке - оченьважная особенность человека. Без неё нельзя научиться слушать и слышать, понимать речь, как основное средство общения. В практикуме для воспитателей старших и по...

Методическая разработка: «Игры по формированию фонематических процессов для дошкольников»

     Чаще всего несформированность фонематического слуха отражается в виде нарушений звукопроизношения, ребёнок не только плохо дифференцирует на слух некоторые звуки, но и не ов...

«Формирование фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи, через игровые приемы».

Игру не зря называют королевой детства, при умелом использовании она может стать незаменимым помощником педагога. Данный материал можно использовать в работе воспитателей групп компенсирующей направле...