Игры и игровые приемы для формирования фонематических процессов у дошкольников
консультация по логопедии (старшая группа) по теме

В консультации указаны игры и игровые приемы для равзития фонематических процессов у старших дошкольников. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практикум - семинар для воспитателей старших и подготовительных

Тема: «Игры и игровые приемы для формирования фонематических процессов у дошкольников».

Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь - основное средство общения. Также важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом.

Фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка, составляющих звуковую оболочку слова. Фм/с отличается от физиологического и является его составной частью.

Термином фм/с принято обозначать следующие фонематические процессы: фонематическое восприятие, фонематическое представление, фонематический анализ, фонематический синтез.

Фонематическое восприятие представляет собой способность различать фонемы (т.е. включает в себя фм/с) и определять звуковой состав слова ( т.е. подразумевает, что ребенок должен уметь слушать наличие или отсутствие звука в слове, различать слова близкие по составу, а именно, отличающиеся порядком звуков (волки-лодки), наличием лишнего звука, определением места звука в слове).

Фонематический слух начинает формироваться на первом году жизни и интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного возраста и перестраивается  в связи с усвоением письменной формы речи. Поэтому недоразвитие или нарушение фонематического слуха приводит к специфическим дефектам звукопроизношения, а отклонения в развитии фонематических процессов могут привести к затруднениям при овладении письмом и чтением.

Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки, порой просто не замечает, что неправильно произносит звуки. Поэтому наша задача научить ребенка слушать и слышать.

Выделяют следующие этапы:

- упражнения в различении неречевых звуков;

- упражнения в различении одинаковых звуков, слогов, слов, предложений, произносимых разным по высоте, силе, и тембру голосом;

- упражнения в различении похожих звуков, слогов, слов, различающихся одним звуком;

- упражнения, направленные на формирование и развитие навыков звукового анализа и синтеза.

Игры  на развитие слухового восприятия, внимания, памяти.

Различение неречевых звуков (голосов природы, шумов, звучание музыкальных инструментов, игрушек. Определение источника звука, места (что звучало? где звучало?) Определение качества звучания (как звучало? тихо - громко, долго - кратко).  

Различение высоты, силы и тембра голоса (мишка рычит грубым голосом, а маленький  - тонким, большой кот мяукает низко, а маленький котенок высоко.)

Следующий этап начинается с различения детьми правильно и неправильно произносимых педагогом слов. Это постепенно формирует у детей умение слышать ошибки сначала чужой, а потом и в своей речи, осуществлять наиболее простые формы фонематического восприятия.

Например, показываю и называю картинку с изображением панамы, а потом объясняю, что сейчас буду называть картинку правильно и неправильно, а дети должны поднять сигнал, если слово будет произнесено неправильно (натама, манама, памана, панама). Я начну слово, а ты закончи.

В работе над уточнением восприятия звука на слух, используем игровые приемы:

Дифференциация в ряду звуков (хлопни, или подними руку, если услышишь заданный звук); [р, л, м, р, н, д, в, р′]

В ряду слогов; ур, ал, ин, ро, лу, ды, ру, ны, во , ры.

В ряду слов; рот, нос, дом, дырка, красный, полка, помидоры, голубь.

В предложениях. Рома играет на барабанах. Клава полола лук.

Картинки, в названиях которых есть заданный звук, и где нет (разложить на две стопочки).

Выбрать картинки, в названиях которых есть заданный звук.

Игра «Мы едем, едем.»  Уточнение произношения звуков  артикуляторно далеких, акустически близких  [Т] и [П] (кот, утка, кит, бегемот, пума, попугай, мотылек). Различение артикуляторно близких, но акустически далеких [С] и [Ш] (собака, кошка, мышка, лиса, слон, лягушка, барсук). Различение артикуляторно и акустически близких звуков [Р[ и [Л] (ручка, карандаш, тетрадь, пенал, мел, краски, ластик, закладка, фломастеры).

Углубляя работу по развитию фонематического восприятия, учим детей различать звуки по «глухости – звонкости» (по дрожанию горлышка б-п), я начну слово, а дети добавляют слоги ба или па: гу, ли, ры, шу, ла, шля, применение карточек-символов звоночек и наушники.

По  твердости – мягкости для формирования понятия используют большую и маленькую игрушку, карточки- символы подушка и кирпич. Игра «Поможем кукле Кате». В корзинку синюю положить картинки, где есть звук [к], а в зеленую со звуком [к′].

Игра «Рыбалка» удочкой вылови картинку, произнеси слово.

Игра «Лото», «Доскажи словечко», «Золотая коробочка» (определение места звука в слове).

Определи на слух короткое и длинное слово.(короткое – прыгни, присядь, стань на носочки, длинное – покружись). Отстучи ритмический рисунок односложные, двухсложные, трехсложные слова.

Очень полезна игра по составлению слов из заданных слогов.

- Какое слово получится из слогов ва и та,  ки и но? Составь слово из слогов ва, ны, го.

Работа по формированию навыков звукового анализа и синтеза.  

Можно использовать игру «Парочки» (картинки: 1- мак, дом, аист, суп, диван; 2 – кот, тапки, папка, носки) Выбрать по одной картинке, название которой начинается с того звука, которым заканчивается название первой, пары: мак – кот, дом - мука, аист – тапки.

Игра «Цепочка» гном-мост-танк-кот.

Игра «Светофор»- определение места звука в слове. Красный кружок-начало слова, желтый – середина, зеленый – конец слова «Разноцветные круги» - достать по одной картинке и раскладывать их на круги в зависимости от, того, в какой части слова находится заданный звук. Если звук в начале – на красный, в середине - на желтый, в конце - на зеленый.

В подготовительной к школе группе дети могут проводить звуко-слоговые  анализы слов. Дети делят слово на слоги, определяют количество звуков, их очередность, дают характеристику каждому звуку. Полезны упражнения по подбору слов с заданным количеством слогов, звуков, с заданной последовательностью звуков. Дети подбирают слова к данным слоговым и звуковым схемам или готовые схемы к словам. Все это готовит дошкольников к обучению грамоте, помогает провести профилактику нарушений письменной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика формирования фонематических процессов у дошкольников 5-7 лет через систему специальных игр и игровых упражнений

Основной задачей  в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова, т.е. определению порядка следо...

Методическая разработка "Игровые приемы работы по формированию фонематических процессов у дошкольников "

Игровые приемы работы по формированию фонематических процессов у дошкольников с ФФНРИгровые приемы работы по формированию фонематических процессов у дошкольников с ФФНРОдной из основных задач любого д...

: «Игры и игровые приемы для формирования фонематических процессов у дошкольников».

Умение сосредоточиться на звуке - оченьважная особенность человека. Без неё нельзя научиться слушать и слышать, понимать речь, как основное средство общения. В практикуме для воспитателей старших и по...

«Игры и игровые приемы для формирования фонематических процессов у дошкольников».

Умение сосредоточиться на звуке - оченьважная особенность человека. Без неё нельзя научиться слушать и слышать, понимать речь, как основное средство общения. В практикуме для воспитателей старших и по...

Методическая разработка: «Игры по формированию фонематических процессов для дошкольников»

     Чаще всего несформированность фонематического слуха отражается в виде нарушений звукопроизношения, ребёнок не только плохо дифференцирует на слух некоторые звуки, но и не ов...

«Формирование фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи, через игровые приемы».

Игру не зря называют королевой детства, при умелом использовании она может стать незаменимым помощником педагога. Данный материал можно использовать в работе воспитателей групп компенсирующей направле...