Формирование навыков описательной речи у старших дошкольников с дизартрией.
статья по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Пронина Евгения Николаевна

 

Начальной ступенью в развитии навыков связной монологической речи является обучение дошкольников рассказам описательного цикла. Необходимость и значимость обучению дошкольников описательному рассказу представлена в статье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Описательная речь дошкольников21.75 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование навыков описательной речи у старших дошкольников с дизартрией

 Начальной ступенью в развитии навыков связной монологической речи является обучение  дошкольников  рассказам описательного цикла. Необходимость и значимость обучения этому виду рассказывания не раз подчёркивали такие учёные, как К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, О.С. Ушакова, А.М.Деменьтева, В.В. Гербова, Н.Ф. Виноградова, А.А. Зрожевская, Л.Г. Шадрина и др [5]

        Хорошо сформированная  речь предоставляет возможность детям полноценного общения – понятно излагать свои идеи и эмоциональное состояние, договариваться со сверстниками об игре, отстаивать собственную позицию, правильно формулировать вопросы, задаваемые взрослым, об интересующих их предметах и явлениях. Поэтому  у детей с дизартрией появляется необходимость в  овладении навыками описательной речи для дальнейшего полноценного развития и последующего обучения в школе.

Вопросами разработки методов и средств по формированию  и закреплению навыков описания у детей с дизартрией  занимались многие авторы, в том числе Филичева[7], Глухов[3], Воробьёва[1], Ушакова, Чевелева, Чиркина, Мастюкова[6] и т.д.

Проанализируем некоторые из них.

  Так, Глухов  разработал методику , значительно облегчающую процесс становления описательной речи. С целью формирования мотивационного фона, который содействует ускорению усвоения детьми умений использования описательного  изложения, активно применяются игровые формы работы с включением элементов состязания, выбираются приёмы, которые могут стимулировать динамичность и инициативу детей.

Обучение осуществляется в несколько этапов  и включает следующие разновидности деятельности:

- предварительные упражнения, подготавливающие ребёнка к описанию предметов;

 - развитие предварительных навыков самостоятельного описания;

  - описание предметов , опираясь на  основные признаки;

 - обучение развёрнутому описанию предмета (с подключением различных признаков -микротем);

 - фиксирование полученных навыков, в том числе в ходе  игровых и предметно-практических действий;

-  начальную подготовку  сравнительному описанию предметов.[2]

Кроме Глухова, разработкой методических пособий и рекомендаций, которые  существенно  облегчают формирование навыков описания занималась Т.Б. Филичева.[7]

Суть её метода  состоит в том, что  при формировании у детей умений рассказывания  возникает необходимость правильно подобранного картинного и лексического материала, установки методических способов обучения , которые  учитывают возрастные и речевые возможности детей. Немаловажно, чтобы дети говорили и составляли рассказы о знакомых и живописных местах, о ярких игрушках и предметах. В подобных случаях эмоциональная развёрнутость высказывания будет на достаточно высоком уровне.

При выборе материала для занятий важно учитывать нравственную направленность сюжета, что позволяет  воспитывать у ребёнка положительное отношение к героям произведений, а также критически оценивать поступки отрицательных персонажей. Применяя в свой практической деятельности серии картинок, необходимо объяснить  детям систему определения причинно-следственных связей между событиями, как грамотно устанавливать логику расположения сюжетных звеньев

Принимая во внимание, то что из всего числа дошкольников выделяется довольно стойкий процент детей с проявлениями выраженных отклоненний речевого развития, следует широко использовать уже на начальных этапах различные упражнения, направленные  на закрепление навыков составления различных типов предложений:

а) по демонстрации действий,

б) по вопросам,

в) по картине,

г) по опорным словам. .[7, 36-38 С. ]

В результате совместной работы с И.Д. Какориным и Л.Н. Тюренковой был разработан и запатентованный электронный вариант методики. Созданная мультимедиа-версия полностью сохраняет в себе заданную в классическом варианте методики логику работы с помощью метода планомерно-поэтапного формирования умственных действий. Это программа развивает и совершенствует речевые способности через формирование грамотной речевой логики и возможности категориально классифицировать последовательные  образы различных объектов и их окружения; применяет определенный алгоритм описания объектов. Гарантирует  формирование ключевых мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения разных контекстных отношений и контроль деятельности. Функционирование программы обусловлено содержанием в ней  мультимедийной библиотеки, которая представляет собой сборник редактируемых иллюстраций  предметов,   разбитых на рубрики и  задачи, стоящим на определённом этапе обучения. Дошкольнику поочерёдно демонстрируются  карточки, на которых изображены  с легкостью узнаваемые предметы в различных контекстах. Каждая карточка представляет один предмет, которой предоставлен в двух различных типах категориальных связей:

в контексте своего окружения и в качестве контекста для составляющих его частей или свойств.

Программа содержит в себе следующие основные функциональные возможности:

 Имеет два режима работы — режим подготовки образного материала и редактирования рабочих карточек и режим предъявления карточек (рабочий режим).

 Каждая карточка посвящена одному предмету, который представлен в двух типах категориальных связей: в контексте своего окружения и в качестве контекста для составляющих его частей

или свойств.

 Регистрирует каждого учащегося, выполняющего программу.

 Позволяет формировать и сохранять в файле отчет по каждому учащемуся с оценкой продуктивности выполнения им предложенных заданий.

Так как список карточек уже сформирован можно приступать к регистрации ученика и подбору первой карточки по «теме» и «предмету» и собственно  осуществлять обучение. [4]

В целом при обучении составлению описательных рассказов решаются следующие практические задачи: развитие умений ориентироваться в предложенном текстовом и наглядном материале при составлении собственного рассказа; активизация имеющихся у детей знаний и представлений об окружающем; уточнение и развитие пространственных и временных представлений; развитие воссоздающего и творческого воображения.

Список литературы:

  1. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К. Воробьева.: ACT: Астрель : Транзиткнига, 2006. — 158[2] с. — (Высшая школа)
  2. Глухов В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию //  Дефектология. 1994, № 4.
  3. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. - 2-е изд., испр.. и доп. - М.: АРКТИ, 2004. - 168 с. - (Библиотека практикующего логопеда)
  4. Иванова Н.Н. Опыт практического использования методики и компьютерной программы для категориального представления образного материала по развитию описательной связной речи // Гуманитарное и естественно научное образование: сб. тр. XXI Междунар. конф. «Математика. Компьютер. Образование».

МоскваИжевск,2014.

  1. Стародубова, Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец.:- Дошк. педагогика и психология; 031000 (050707) - Педагогика и методика дошк. образования / Стародубова Н. А. - 4-е изд., стер. - М. : Академия, 2009. - 256 с.
  2. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста : учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / Ушакова О. С., Струнина Е. М. - М. : ВЛАДОС, 2008. - 287 с.
  3. Филичева Т.Б., Соболева А.Р. Развитие речи дошкольника: Методическое пособие с иллюстрациями —— Екатеринбург: Изд-во «АРГО», 1996. - 80 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговый практико-значимый проект Тема: «Формирование навыков связной описательной речи у старших дошкольников с ОНР»

Цель данного проекта является педагогическое сопровождение процесса формирования  навыков связной описательной речи у  старших дошкольников с ОНР....

Доклад на педсовете. Тема "Формирование навыков разговорной речи у старших дошкольников в повседневной жизни и в процессе образовательной деятельности", 23.03.20

Овладение языком, речью – необходимое условие формирования социально активной, творческой, мыслящей, занимающей активную жизненную позицию личности. В современном мире, когда возрастает значение...

Применение наглядного моделирования в логопедической работе по формированию навыков связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

В современой научно-педагогической литературе моделирование рассматривается как процесс применения наглядных моделей. Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются...

Статья на тему : Формирование навыков творческого рассказывания у старших дошкольников со стертой дизартрией

Статья на тему :  Формирование навыков творческого рассказывания у старших дошкольников со стертой дизартрией...

Формирование навыков разговорной речи у старших дошкольников в повседневной жизни

Развитие разговорной речи детей для нас, воспитателей логопедических групп, является одной из главных и приоритетных задач, и осуществляется оно, как правило, в повседневной жизни ребёнка через общени...