Главные вкладки

    «Сопровождение эффективной социализации детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»
    статья по коррекционной педагогике на тему

    Курышева Елена Сергеевна

    Статья для сборника РАО -  Инновационные площадки Российской академии образования в практику работы образовательных организаций. Сборник статей/ Российская академия образования, науч. ред. О.Веннец- кая. — М.: Линка-Пресс, 2018. — 328 c.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kurysheva_e.s._variant_4.docx27.91 КБ

    Предварительный просмотр:

    Сопровождение эффективной социализации

    детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

    Е.С. Курышева, учитель-логопед.ГБОУ «Школа №842», г.Москва, Россия.Elenalogoped1977@yandex.ru

    Ключевые слова: процесс социализации, дети с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивный подход, психолого-педагогическое сопровождение.

    В 2016 году коллектив Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы «Школа №842» (далее ГБОУ «Школа №842») приступил к реализации проекта инновационной деятельности по проблеме «Современная технология эффективной социализации детей в ДОО и школе: проектирование модели взаимодействия». Объектом исследования был выбран процесс эффективной социализации ребенка.

    Ядром образовательного процесса эффективной социализации ребенка является поддержка инициативы и самостоятельности детей путем содействия и сотрудничества с взрослыми и детьми (с участием родителей), построенного на основе индивидуализации и направленного на освоение социокультурного опыта, формирование познавательных интересов и познавательных действий. Социализация наших воспитанников происходит через внедрение инновационных педагогических технологий, изложенных в пособии Н.П. Гришаевой «Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной ОО».

    В корпусе 104 ГБОУ «Школа №842» выделяется группа детей дошкольного возраста (6,2 % - 12 детей) с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ), которые не могли быть включены в проектную деятельность на общих условиях вследствие тяжести и сложности нарушений развития или расстройств поведения. В состав данной группы вошли дети, имеющие по заключению ЦПМПК города Москвы, тяжелые нарушения речи -7 детей, трудности в обучении (задержка психического развития) – 4 ребенка, а также девочка с расстройством аутистического спектра (далее РАС).

    На сегодняшний момент инклюзивное образование предполагает включение в образовательный процесс всех детей и, в соответствии с Федеральным законом № 273, дети с ОВЗ получают образование не в отдельно взятой группе, а в общей вместе с нормально развивающимися сверстниками. Однако способность включиться в обычную группу детей характеризует не только возможности самого ребенка с ОВЗ, но и качество работы дошкольного учреждения, наличия в нем адекватных условий для развития воспитанников с особыми потребностями. Поэтому для полноценной и эффективной социализации необходимо было создать особые психолого-педагогические и социальные условия.

    Организация комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья предполагает участие каждого специалиста, а именно, старшего воспитателя, учителя-логопеда, дефектолога, педагога-психолога, воспитателей, музыкального руководителя. Мы столкнулись с недостаточным пониманием педагогами специфики инклюзивного образования, которое существенно затрудняло процесс входа детей с ОВЗ в организованную деятельность в условиях инновационной площадки по освоению технологий эффективной социализации, поэтому возникла необходимость проведения семинара «Реализация инклюзивного подхода в образовании детей дошкольного возраста с ОВЗ в ГБОУ Школа №842». На семинаре была подробно и наглядно представлена работа по психолого-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ, рассмотрены возможные пути включения особых детей в «Ежедневный рефлексивный круг», «Ситуацию месяца», «Клубный час». Также были представлены основные условия сопровождения детей с ОВЗ, разработанные учителем-логопедом, педагогом психологом, старшим воспитателем:

    -включение в занятия всех детей группы, независимо от особенностей развития, в том числе в реализацию технологий эффективной социализации по Гришаевой Н.П;

    - постепенное вовлечение воспитанников с ОВЗ в освоение авторских технологий через этапы: индивидуальная работа, работа в паре или мини-группе, коллективные занятия.

    - создание для детей с ОВЗ атмосферы доброжелательности, психологической безопасности;

    -корректная и гуманная оценка динамики продвижения ребенка через карты социального развития;

    - сравнение уровня развития социальных навыков ребенка с ограниченными возможностями здоровья не с другими детьми, а главным образом с собой на предыдущем уровне развития, считать положительным даже достижение краткосрочных целей, которые признаны специалистами реальными для данного ребенка на конкретном этапе.

    - строить педагогический прогноз на основе педагогического оптимизма, стремясь в каждом ребенке найти сохранные психомоторные функции, положительные стороны его личности и развития на которые можно опереться при реализации задач образовательной деятельности, технологий социального развития.

    - информирование родителей о работе инновационной площадки в учреждении, приглашение их к участию в технологиях эффективной социализации («Социальные акции», «Клубный час»).

    Таким образом, соблюдение этих условий, поможет создать особую среду для детей с ОВЗ. Основной целью создания таких условий является: снятие психоэмоционального напряжения, коррекция самооценки,  формирование навыков самостоятельности, преодоление отчужденности, особенно у ребёнка с РАС, формирование коммуникативных навыков и преодоление инертности у всех детей с ОВЗ.

    На итоговом педсовете мы проанализировали опыт работы по направлению эффективной социализации детей с ОВЗ, подробно разобрали возникшие затруднения, а также положительные результаты на конкретных примерах из практики.

    Катя К. 6 лет. Заключение ЦПМПК – РАС (расстройство аутистического спектра). В начале учебного года девочка не проявляла интереса к общению, хотя была доброжелательна к окружающим. Во время психолого-педагогического обследования показала высокий уровень интеллектуального развития. Особенности эмоциональной сферы проявлялись в раздражении от громких звуков, музыки, пения – девочка зажимала уши руками, начинала кричать. По результатам психолого-педагогического консилиума был дополнительно разработан маршрут по включению ребенка в освоение технологий эффективной социализации.

    - Наблюдение за ребенком в течение дня (воспитатели, психолог) – выявить с кем из сверстников возникает любой, даже поверхностный контакт. Мы отметили, что из группы Катя П. явно выделяет одну девочку – Пелагею Ш., остальные дети на этом этапе так и оставались «фоном».

    - Создание условий для организации совместной деятельности между Катей П и сверстниками. Это направление удалось реализовать через достаточно длительное время: диадная игра с Пелагеей П. в кабинете психолога, затем перенос игры в условия группы. Результатом стало возможно принятие и других детей, возникший  интерес к деятельности в группе.

    - Создание условий для диалога со сверстниками стало возможным после работы учителя-логопеда. Нам была известна «зона интересов» Кати П. – «Животные Северной Америки» - это и стало «точкой входа» в игровой диалог сначала слогопедом, а потом с Пелагеей Ш. Со временем стал возможен кратковременный избирательный диалог со сверстниками – девочками, что является важным достижением для ребенка с расстройством аутистического спектра.

    - Информирование мамы о работе инновационной площадки в дошкольном отделении, о технологиях эффективной социализации. Мы предложили свои варианты для совместной деятельности в условиях группы и мама Кати охотно включилась в работу: конкурсы поделок, создание  тематических стенгазет по «ситуациям месяца», участие в «Клубном часе» (сопровождение Кати).

    - Включение ребенка в «Ежедневный рефлексивный круг».Педагог-психолог во второй половине дня проводила тренинговые занятия в виде круга в пространстве группы со всеми детьми. К ним, по мере возможностей, присоединялась и мама Кати вместе с дочкой, особенно девочке нравилась игра «Летел лебедь по синему небу». Регулярная работа в кругу под направляющей помощью психолога и участием мамы, позволила со временем включить Катю в «Рефлексивный ежедневный круг», сначала в качестве наблюдателя, затем активного слушателя, а после и участника беседы.

    - Включение девочки в «Клубный час». Сначала это задача показалась нам нерешаемой, так как девочка упорно отказывалась идти в незнакомую группу даже с мамой. Тогда педагог-психолог за несколько дней до мероприятия, пока дети другой группы были на прогулке, прошла с Катей П. предполагаемый маршрут и познакомила с пространством. В день мероприятия девочку сопровождала мама, она спокойно покинула группу и посетила несколько площадок «Клубного часа».

    В итоге нам удалось создать условия для эффективной социализации девочки с РАС, благодаря слаженной работе специалистов, педагогов группы реализации индивидуального образовательно маршрута, но особое место в этом случае принадлежит маме Кате и работе педагога - психолога по сопровождению и обучению мамы (индивидуальные консультации, совместные занятия – консультации). Именно, привлечение мамы снизило тревожность девочки, в некоторой степени стабилизировало эмоциональный фон, что позволило постепенно сформировать у Кати представление о принадлежности к группе детского сада, желание принимать участие в совместных играх, она смогла спокойно посещать музыкальные занятия.

    Алексей К. 5 лет. Заключение ЦПМПК – ТНР (тяжелое нарушение речи). С первых дней учебного года учителем-логопедом, педагогом-психологом была выстроена коррекционно-развивающая работа с дополнительным планированием по включению мальчика в технологии эффективной социализации. Мы постарались связать свое календарно-тематическое планирование с  тематическим планированием по  «Ситуациям месяца», помогая мальчику осваивать новую лексику, понятия на доступном ему уровне, параллельно отрабатывая лексико-грамматические категории, слоговую структуру. Алексей К., принимал участие во всех технологиях, реализуемых в группе, но тяжелое нарушение речи, особенности внимания, памяти, мышления были серьезным препятствием для активного участия мальчика, чаще он был в роли наблюдателя, слушателя. Со временем его речевые возможности улучшились, и мы предложили Алексею принять участие в технологии «Дети-волонтеры». Учитель-логопед отработал с мальчиком пальчиковую игру «про ёжика», педагог  - психолог сделала пособие «Помоги ежику вернуть колючки» из серии «игры с прищепками» и сопровождала его в младшую группу. Алексей К. самостоятельно показал малышам пальчиковую игру,  «ежика» с прищепками, в результате получил одобрение со стороны взрослых и восторг со стороны малышей. Активное участие так понравилось мальчику, что он выразил желание и дальше принимать участие в технологии «Дети-волонтеры».

    В сопровождении Алексея принимали участие все специалисты, но ведущим направлением  в этом случае была работа учителя-логопеда: индивидуальная работа с ребенком по коррекции речевых нарушений, консультативная работа с воспитателями группы на протяжении учебного года.

    Также воспитанники с ОВЗ участвовали во всех мероприятиях, в театрализованной деятельности, в кружковой работе, в проведении совместных спортивных и традиционных праздниках ГБОУ «Школа №842» при обязательной предварительной работе учителя-логопеда, всех специалистов детского сада, родителей, их взаимодействии, что позволяет говорить о включении детей в систему эффективных социальных отношений.

    В качестве основного направления работы по сопровождению эффективной социализации детей с ОВЗ на следующий учебный год, мы выбираем оптимизацию командной работы. Только такое объединение, согласно нашему опыту, позволяет согласовывать основные подходы к социализации с разными категориями детей с ОВЗ, апробировать новые технологии, отбирать наиболее эффективные методы и приемы работы, проводить мероприятия инновационной площадки на более высоком уровне.

    Библиографический список

    1. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 года №761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» /http://ivo.garant.ru/#/document/70183566/paragraph/1:1

    2. «Закон об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года №273-ФЗ /http://ivo.garant.ru/#/document/70291362/paragraph/1033:2

    3. Московский международный салон образования -2016 //«Современное дошкольное образование. Теория и практика». 2016. №5(67).С. 16-26.

    4. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования  (пилотный вариант) /Под ред.Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой,  М.А. Васильевой. – 2-е изд.,испр. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.С.211-248.

    5. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации: методическое пособие / Н.П. Гришаева. – М.: Вентана-Граф, 2015. – 184 с. – (Тропинки).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Центр оказания при дошкольном образовательном учреждении диагностической, консультативной и коррекционной помощи детям дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, не посещающим образовательное учреждение - «Росток».

    Реализация проекта позволяет осуществлять реальную помощь детям со сложными дефектами развития и их семьям в условиях дошкольного образовательного учреждения....

    Социализация ребёнка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в общество.

    Аннотация: в статье рассматриваются факторы, которые позволяют определить и реализовать конкретные коррекционные, психолого-педагогические и социальные условия, обеспечивающие эффективность...

    Загадка как возможность ознакомления с художественной литературой детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

    Данный материал может быть интересен воспитателям, методистам дошкольных образовательных учреждений, а также специалистам: логопедам, дефектолам, взаимодействующим с детьми, имеющим ограниченные возмо...

    Образовательная программа коррекционно-развивающей направленности детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения

    В связи с вступлением в силу Федерального закона № 273 «Об образовании», а также вступлением в силу с 01 января 2014 года федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного...

    РАСШИРЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Полякова И.С.

    Статья посвящена актуальной проблеме развития творческих способностей детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья....

    Статья "СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ "в сборник материалов II научно-практической конференции с международным участием «Семья особого ребенка» (19 ноября 2020 г., г. Москва)

    СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Степина Ирина Юрьевна (МБДОУ детский сад №469 г. Екатеринбург) Аннотация. Целью статьи является и...