Современные ресурсы сохранения и укрепления психологического здоровья педагогов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
консультация

Мишина Лилия Юрьевна

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mishina.docx7.8 КБ

Предварительный просмотр:

        Современные ресурсы сохранения и укрепления психологического здоровья педагогов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

        Психологическое здоровье в современной науке рассматривается как совокупность личностных характеристик, являющихся предпосылками стрессоустойчивости, социальной адаптации, успешной самореализации (по И.В. Дубровиной).                                                                             
        В работе педагогов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья, существует ряд стрессовых факторов, которые способствуют психологическому выгоранию: эмоциональная насыщенность деятельности, постоянная концентрация внимания, трудности в установлении эмоционального контакта, особенно это типично для детей с расстройством аутистического спектра, высокий уровень ответственности за качество своей работы.

        У педагогов часто наблюдаются следующие симптомы психологического выгорания: усталость, нежелание работать, истощение, недовольство собой, нарушение сна, тревожность, низкая самооценка, соматические заболевания, снижение эмпатии, деперсонализация (разделение себя и своей профессиональной общности).

         Для сохранения и укрепления психологического здоровья педагогам  необходима помощь педагога-психолога ДОУ.  Он поможет найти внутренний ресурс, который позволит быть гармоничным как в личной так и в профессиональной жизни.

        В работе с педагогами я использую метафорические ассоциативные карты. История использования разнообразных комплектов карт в психологии насчитывает уже не один десяток лет. Они создаются в тесном контакте психологов и художников и широко используются в рамках позитивной психологии. Картинки набора карт «Она» автора К. Крюгер решены в позитивном ключе, чтобы вызывать положительные эмоции и интерес. Метафорические карты -  это инструмент работы, который может быть использован педагогом-психологом, исходя из его профессиональных предпочтений. В работе с картами используется механизм проекции.

         Карты используются  в работе с педагогами для:

-управления стрессом;

-развития творческого потенциала и поиска внутреннего ресурса;

-создания положительной (то есть безопасной) обстановки, в которой  осуществляется коммуникация;

-развития интереса к самопознанию и саморазвитию педагогов;

-развития творческих способностей;

 -содействия личностному росту педагогов;

-преодоления кризиса и исцеления от последствий психологической травмы;

-коррекции отношений и разрешения конфликтов в образовательной среде.

        Проведение тренингов с использованием метафорических ассоциативных карт позволило найти педагогам внутренний ресурс, который способствует сохранению и укреплению психологического здоровья. Метафорические карты помогают педагогам посмотреть на свои проблемы с другой стороны, раскрепоститься и найти внутренний баланс.

         Хореографическая терапия - это психотерапевтическое использование танца и движения как процесса, способствующего снятию психомышечного напряжения и гармонизации эмоционального и физического состояния педагогов.

        Цель хореографической терапии - осознание собственного тела, создание его позитивного образа, развитие навыков общения.  Музыкально-ритмическая активация способствует оживлению психомоторики, снятию скованности и напряжения у пассивных и инертных людей. У лиц возбудимых хореографическая терапия высвобождает скопившуюся агрессивность и раздражение и трансформирует их в двигательные упражнения. Таким образом, танец, свободное движение под музыку позволяют освежить ощущения и позитивный настрой у педагогов.  Во время танца происходит высвобождение сдерживаемых, подавляемых чувств и эмоций, в том числе социально нежелательных. Танец способствует моторно-ритмическому выражению, разрядке и перераспределению избыточной энергии, активизации организма, уменьшению тревожности, напряжения, агрессии. Помимо этого танец оказывает оздоровительное воздействие и способствует саморегуляции организма.

        Задачи хореографической терапии.

          1. Усиление чувства собственного достоинства у педагогов путем выработки у них более позитивного образа тела.  Танец позволяет сделать образ своего тела более привлекательным, что напрямую связано с более позитивным образом «Я».

        2. Создание «магического кольца». Занятия в группе подразумевают совместную работу педагогов, игры и эксперименты с жестами, позами, движениями и другими невербальными формами общения.

        3. Повышение двигательной активности и социотерапевтического общения педагогов.

        Техники танцевальной терапии.

        1. Неструктурированный танец. Одним из основных методов хореографической терапии является использование неструктурированного, спонтанного танца (индивидуального, диадного, группового) для самовыражения и выражения отношений.

        2. Круговой танец необходим для снижения тревожности и сопротивления;  развития внутригруппового единства и межличностных отношений педагогов.

          Этапы танцевальной терапии.

        Первый этап занимает несколько минут. Обычно на нем проводится разминка, помогающая каждому участнику подготовиться к работе. Разминочные упражнения затрагивают три аспекта: физический («разогрев»), психический (идентификация с чувствами) и социальный (установление контактов).

        На втором этапе происходит разработка общегрупповой темы. Например, разрабатывается тема «радости и грусти». На уровне движений могут «радоваться » и «грустить» отдельные части тела.

        На заключительном этапе занятия происходит релаксация педагогов под спокойную музыку. Характер движений определяют сами педагоги. Используются групповые игры «Зеркало», «Паруса», «Цепочка» и др.

        Хореографическая терапия способствует гармонизации эмоционального состояния педагогов, а также сохранению и укреплению их психологического здоровья.