Главные вкладки

    Современные ресурсы сохранения и укрепления психологического здоровья педагогов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
    консультация

    Мишина Лилия Юрьевна

    -

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл mishina.docx7.8 КБ

    Предварительный просмотр:

            Современные ресурсы сохранения и укрепления психологического здоровья педагогов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

            Психологическое здоровье в современной науке рассматривается как совокупность личностных характеристик, являющихся предпосылками стрессоустойчивости, социальной адаптации, успешной самореализации (по И.В. Дубровиной).                                                                             
            В работе педагогов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья, существует ряд стрессовых факторов, которые способствуют психологическому выгоранию: эмоциональная насыщенность деятельности, постоянная концентрация внимания, трудности в установлении эмоционального контакта, особенно это типично для детей с расстройством аутистического спектра, высокий уровень ответственности за качество своей работы.

            У педагогов часто наблюдаются следующие симптомы психологического выгорания: усталость, нежелание работать, истощение, недовольство собой, нарушение сна, тревожность, низкая самооценка, соматические заболевания, снижение эмпатии, деперсонализация (разделение себя и своей профессиональной общности).

             Для сохранения и укрепления психологического здоровья педагогам  необходима помощь педагога-психолога ДОУ.  Он поможет найти внутренний ресурс, который позволит быть гармоничным как в личной так и в профессиональной жизни.

            В работе с педагогами я использую метафорические ассоциативные карты. История использования разнообразных комплектов карт в психологии насчитывает уже не один десяток лет. Они создаются в тесном контакте психологов и художников и широко используются в рамках позитивной психологии. Картинки набора карт «Она» автора К. Крюгер решены в позитивном ключе, чтобы вызывать положительные эмоции и интерес. Метафорические карты -  это инструмент работы, который может быть использован педагогом-психологом, исходя из его профессиональных предпочтений. В работе с картами используется механизм проекции.

             Карты используются  в работе с педагогами для:

    -управления стрессом;

    -развития творческого потенциала и поиска внутреннего ресурса;

    -создания положительной (то есть безопасной) обстановки, в которой  осуществляется коммуникация;

    -развития интереса к самопознанию и саморазвитию педагогов;

    -развития творческих способностей;

     -содействия личностному росту педагогов;

    -преодоления кризиса и исцеления от последствий психологической травмы;

    -коррекции отношений и разрешения конфликтов в образовательной среде.

            Проведение тренингов с использованием метафорических ассоциативных карт позволило найти педагогам внутренний ресурс, который способствует сохранению и укреплению психологического здоровья. Метафорические карты помогают педагогам посмотреть на свои проблемы с другой стороны, раскрепоститься и найти внутренний баланс.

             Хореографическая терапия - это психотерапевтическое использование танца и движения как процесса, способствующего снятию психомышечного напряжения и гармонизации эмоционального и физического состояния педагогов.

            Цель хореографической терапии - осознание собственного тела, создание его позитивного образа, развитие навыков общения.  Музыкально-ритмическая активация способствует оживлению психомоторики, снятию скованности и напряжения у пассивных и инертных людей. У лиц возбудимых хореографическая терапия высвобождает скопившуюся агрессивность и раздражение и трансформирует их в двигательные упражнения. Таким образом, танец, свободное движение под музыку позволяют освежить ощущения и позитивный настрой у педагогов.  Во время танца происходит высвобождение сдерживаемых, подавляемых чувств и эмоций, в том числе социально нежелательных. Танец способствует моторно-ритмическому выражению, разрядке и перераспределению избыточной энергии, активизации организма, уменьшению тревожности, напряжения, агрессии. Помимо этого танец оказывает оздоровительное воздействие и способствует саморегуляции организма.

            Задачи хореографической терапии.

              1. Усиление чувства собственного достоинства у педагогов путем выработки у них более позитивного образа тела.  Танец позволяет сделать образ своего тела более привлекательным, что напрямую связано с более позитивным образом «Я».

            2. Создание «магического кольца». Занятия в группе подразумевают совместную работу педагогов, игры и эксперименты с жестами, позами, движениями и другими невербальными формами общения.

            3. Повышение двигательной активности и социотерапевтического общения педагогов.

            Техники танцевальной терапии.

            1. Неструктурированный танец. Одним из основных методов хореографической терапии является использование неструктурированного, спонтанного танца (индивидуального, диадного, группового) для самовыражения и выражения отношений.

            2. Круговой танец необходим для снижения тревожности и сопротивления;  развития внутригруппового единства и межличностных отношений педагогов.

              Этапы танцевальной терапии.

            Первый этап занимает несколько минут. Обычно на нем проводится разминка, помогающая каждому участнику подготовиться к работе. Разминочные упражнения затрагивают три аспекта: физический («разогрев»), психический (идентификация с чувствами) и социальный (установление контактов).

            На втором этапе происходит разработка общегрупповой темы. Например, разрабатывается тема «радости и грусти». На уровне движений могут «радоваться » и «грустить» отдельные части тела.

            На заключительном этапе занятия происходит релаксация педагогов под спокойную музыку. Характер движений определяют сами педагоги. Используются групповые игры «Зеркало», «Паруса», «Цепочка» и др.

            Хореографическая терапия способствует гармонизации эмоционального состояния педагогов, а также сохранению и укреплению их психологического здоровья.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Основные направления психолого-педагогической помощи детям дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

    В данной статье рассматриваются основные направления в работе с детьми раннего возраста с ДЦП в сочетании с ЗПРР в условиях Лекотеки....

    Загадка как возможность ознакомления с художественной литературой детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

    Данный материал может быть интересен воспитателям, методистам дошкольных образовательных учреждений, а также специалистам: логопедам, дефектолам, взаимодействующим с детьми, имеющим ограниченные возмо...

    Инновационный подход в организации психолого-педагогической помощи детям дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

    В статье раскрываются элементы современных технологий  формирования коммуникативного  подхода к организации и содержанию психолого-педагогической помощи детям дошкольного возраста с тяжелыми...

    «Сопровождение эффективной социализации детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»

    Статья для сборника РАО -  Инновационные площадки Российской академии образования в практику работы образовательных организаций. Сборник статей/ Российская академия образования, науч. ред. О.Венн...

    «Ландшафтный дизайн как один из ресурсов развития познавательной активности детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья».

    Ландшафтный дизайн как один из ресурсов развития познавательной активности детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья....

    РАСШИРЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Полякова И.С.

    Статья посвящена актуальной проблеме развития творческих способностей детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья....