Инновационный подход в организации психолого-педагогической помощи детям дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
статья на тему

Чижова Юлиана Владимировна

В статье раскрываются элементы современных технологий  формирования коммуникативного  подхода к организации и содержанию психолого-педагогической помощи детям дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnyy_podhod.docx21.18 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационный подход в организации психолого-педагогической помощи детям дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

                                                                         

В статье раскрываются элементы современных технологий  формирования коммуникативного  подхода к организации и содержанию психолого-педагогической помощи детям дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

Ключевые слова: коммуникативная компетентность, коммуникативная способность, коммуникативно-когнитивный подход, коррекционная стратегия, игровая технология.

Современный этап развития   системы специального образования характеризуется  использованием инновационных подходов и методов, направленных на раскрытие и развитие личностного потенциала детей  с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и определение оптимальных условий их успешной социализации.  Наиболее многочисленную группу среди детей  с  ОВЗ составляют дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).[ 7 ]

Несовершенство коммуникативных умений, речевая инактивность не обеспечивают процесса свободной коммуникации и, в свою очередь, не способствуют развитию  речемыслительной и познавательной деятельности, препятствуют овладению знаниями, отрицательно влияют на личностное развитие и поведение дошкольников  с ТНР. Недоразвитие речевых средств снижает уровень общения, способствует возникновению психологических особенностей, порождает специфические черты общего и речевого поведения, приводит к снижению активности в общении. (Т.Н.Волковская и др.)[ 1 ]

Такое отклонение в развитии как тяжелое нарушение речи (ТНР), которое сопровождается незрелостью отдельных психических функций, эмоциональной неустойчивостью, указывает на факт наличия стойких нарушений коммуникативного акта, что, в свою очередь, затрудняет, а иногда вообще делает невозможным развитие коммуникативной компетентности детей.

В связи с вышеизложенным особую актуальность для теории и практики логопсихологии приобретает проблема коммуникативного развития детей с ТНР речи, в частности с общим недоразвитием речи (ОНР),  и формирования у них значимых для продуктивного социального взаимодействия качеств личности. (Т.Н.Волковская, Г.В.Чиркина)

В настоящее  время ведущей коррекционной стратегией    по преодолению социальной дезадаптации таких детей  становится  коммуникативный подход (Г.В.Чиркина,  и ее научная  школа: Ю.Е.Вятлева, О.Е.Громова, С.А.Игнатьева, И.Ю.Кондратенко,  Л.Г.Соловьева, Е.Л.Черкасова.).  В контексте данного подхода   основной коррекционной задачей является формирование коммуникативной компетентности, которая включает в себя способность выбирать из доступных человеку грамматически правильных выражений те формы, которые наиболее соответствуют нормам вербального поведения в конкретных актах взаимодействия.  Особо выделяется необходимость развития внеречевых механизмов общения, в том числе и личностной составляющей коммуникативного процесса. Таким образом, новое понимание сущности проблем социализации детей с ТНР  ориентировано на межпредметные связи логопедии с практической психологией, что обусловило выделение  психологического компонента в системе коррекционного обучения данной категории детей.  

Речь развивается и функционирует в тесной связи со всей психикой ребенка, с различными ее процессами, протекающими в сенсорной, интеллектуальной, эмоционально-волевой сферах. Эти связи проявляются
как в нормальном, так и в аномальном развитии. Поэтому в ходе исправления речевых нарушений, устранения речевого недоразвития, возможно, корригировать и психические процессы, и, наоборот, воздействие на психические процессы и их развитие оказывает стимулирующее влияние на речь. Это обусловливает
комплексный подход в коррекционном обучении с использованием разнообразных средств, различных видов деятельности.

Теоретические позиции  коммуникативного направления, выдвинутые Г.В.Чиркиной,  стали научной базой модификации методов обучения детей с недостатками речи и составили основу функционального подхода к формированию средств общения. Помимо взаимосвязанного обучения видам речевой деятельности, ведущим условием такого подхода является принцип комплексной и ситуативно-тематической организации речевого материала, ориентирующий на выявление коммуникативных потребностей детей, учет сферы общения и цели коррекционного обучения.

Приведенные принципы должны  учитываться в методике развития речи детей с недостатками речи, в частности при отборе речевого материала для коррекционного обучения. Овладение речью должно происходить в процессе решения мыслительных и практических задач на занятиях и вне занятий в различных проблемных ситуациях. Таким образом, дети должны приобрести опыт  и знания, позволяющие ориентироваться в социальной жизни, научиться выделять мотивы поступков других людей.

 Наряду с традиционными 3 основными разделами по развитию речи: развитие речевых навыков, работа над словарем и воспитание грамматически правильной речи Г.В.Чиркиной аргументировано была выдвинута целесообразность включения специального раздела «Формирование коммуникативной способности».  Обучение ребенка активному использованию в речевых ситуациях разного вида и сложности,  постепенно расширяющихся под воздействием коррекционного обучения речевых средств есть основная задача специального раздела. Выдвинуты положения о необходимости усиления коммуникативной направленности коррекционного процесса:

- дети должны правильно воспринимать и понимать обращенные к ним речевые высказывания и сообщения, дифференцировать и правильно произносить фонемы,  адекватно использовать интонацию, ударение, владеть достаточным для своего уровня и возраста словарем и грамматически правильно строить высказывания;

- уметь пользоваться контекстно обусловленной речью для выражения и сообщения своих представлений, знаний и мыслей, уметь объясняться в детском саду, дома, в общественных местах с помощью связного диалога или короткого монолога;

- проявлять речевую активность.

В программе обучения детей с ТНР этот раздел должен занять доминирующее место.

 На сегодняшний день имеется ряд исследований, проведенных Г.В.Чиркиной совместно с сотрудниками лаборатории логопедии Института коррекционной педагогики РАО, экспериментально подтверждающих эффективность   применения коммуникативного подхода в обучении детей с ОНР в различных возрастных диапазонах.

В исследовании О.Е.Громовой  делается акцент на необходимости   стимуляции речевого и коммуникативного развития детей раннего возраста. Разрабатываются содержание и методы стимулирующего воздействия на первых этапах вербальной коммуникации детей данной категории с целью гармонизации коммуникативного развития и предупреждения формирования неправильных «безречевых» моделей поведения и «речевого негативизма».

Л.Г.Соловьевой изучались особенности и возможности развития различных форм вербальной коммуникации детей с (ОНР) в процессе формирования сюжетно-ролевой игры. Автор пришел к выводу, что речевые и коммуникативные затруднения препятствуют установлению и поддержанию контактов со сверстниками во время игры, формированию игры как деятельности. Была разработана и экспериментально подтверждена эффективность игровой технологии развития диалогического взаимодействия  дошкольников с недостатками речи: обучение общению в общении, организация полноценной речевой практики, моделирование разноплановых коммуникативных ситуаций обеспечило  формирования игры с целью развития вербальной коммуникации - педагог создавал варианты наиболее эффективных детских объединений. Необходимым условием создания объединения был учет интереса детей к определенным играм и друг другу.

Применение коммуникативно-когнитивного подхода в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста описали такие авторы,
как И.Ю.Кондратенко, Е.С.Тихонова.

В исследовании И.Ю. Кондратенко делается акцент на изучение коммуникативного поведения детей с речевыми нарушениями старшего дошкольного возраста в процессе проведения занятий по развитию речи
в условиях логопедического детского сада.

Автор отмечает, что в программном содержании по обучению
и воспитанию данного контингента детей уделено достаточно внимания коммуникативной направленности образовательного процесса. Однако
её наблюдения показывают, что на занятиях в основном реализуется вопросно-ответная форма работы педагога с детьми, отмечается недостаточная коммуникативная активность дошкольников в процессе различных ситуаций общения, что сказывается на особенностях их речевого поведения [3].

В связи с тем, что при существующей организации обучения не может быть достигнуто развитие процесса речевой коммуникации у детей
с нарушениями речи на должном уровне и поэтому И.Ю. Кондратенко считает, что необходимо дополнить существующую программу по развитию речи специальными методическими приемами коррекционной работы
по формированию коммуникативного поведения у детей с ОНР  старшего дошкольного возраста, что на ее взгляд повысит уровень процесса коммуникации в целом.

Автор выделяет основные направления коррекционной работы с ними:

1.  Развитие компонентов невербального поведения;

2.  Формирование коммуникативных умений и навыков [3].

Е. С. Тихонова выполнила свою работу в русле диалогического подхода
и рассматривала диалог как первичную, родовую форму человеческого общения, являющейся предпосылкой и условием личностного развития, развития сознания и самосознания и понимавшей диалог
как духовно-ориентированный, то есть предполагающий обращенность
к личности ребенка, его внутреннему духовному потенциалу. Автор полагает, что в основе речевого нарушения    лежит нарушение межличностного
и внутреннего диалога.

Е. С. Тихонова утверждает, что необходимым условием преодоления общего недоразвития речи у дошкольников выступает когнитивное развитие. Приоритетными направлениями в практической работе с детьми является развитие сенсорных функций, моторики, познавательной деятельности, прежде всего мышления, памяти, внимания. Однако автор отмечает,
что традиционный подход, являясь одним из возможных подходов
к преодолению ОНР, не исчерпывает потенциальные возможности помощи детям. Исследователи и практики подчеркивают необходимость разработки интегративного подхода к детям с ОНР, учитывающего целостность
и взаимосвязанность когнитивного, эмоционального, социального развития индивида [5].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что коммуникативно-когнитивный подход в организации коррекционно-развивающей среды является перспективным, так как позволяет одновременно воздействовать
и на формирование процесса речевого развития, и на развитие когнитивных процессов, а также на становление общефункциональных механизмов, лежащих в основе формирования и языковых, и неязыковых операций речевой деятельности.
 

Литература

  1. Волковская Т.Н.Концептуальные основания системы психологической помощи детям с недостатками речи [Текст]: моногр/ Т.Н.Волковская.-М.:ООО ГИД, 2012.
  2. Вятлева, Ю.Е. Формирование письменно-речевой коммуникации
    у учащихся начальных классов коррекционной школы Vвида // Коммуникативно-речевая деятельность детей с отклонениями в развитии: монография. – Архангельск, 2009.- 278 с.
  3. Кондратенко, И.Ю. Формирование коммуникативного поведения у детей с речевыми нарушениями старшего дошкольного возраста // Коммуникативно-речевая деятельность детей с отклонениями в развитии: монография. – Архангельск, 2009. – 130 с.
  4. Лалаева, Р.И. Когнитивные стратегии при коррекции нарушений письменной речи // Вариативные стратегии сопровождения учащихся
    с нарушением письма и чтения: материалы IV международной  конференции Российской ассоциации дислексии.- М., 2009. – 95 с.
  5. Тихонова, Е.С. Духовно-ориентированный диалог как условие преодоления общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста  // Автореф. М., 2009.
  6.  Чижова Ю.В.Проблема формирования коммуникативной компетентности  дошкольников старшего возраста с общим недоразвитием речи.//Материалы V научно - практической конференции Фундаментальные и прикладные науки сегодня 30-31 марта 2015 North Charleston, USA том 3
  7. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные направления психолого-педагогической помощи детям дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

В данной статье рассматриваются основные направления в работе с детьми раннего возраста с ДЦП в сочетании с ЗПРР в условиях Лекотеки....

Выступление на конференции 2013 г: "Адаптация и педагогическая помощь детям дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья".

Адаптация и педагогическая помощь детям дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья...

Центр оказания при дошкольном образовательном учреждении диагностической, консультативной и коррекционной помощи детям дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, не посещающим образовательное учреждение - «Росток».

Реализация проекта позволяет осуществлять реальную помощь детям со сложными дефектами развития и их семьям в условиях дошкольного образовательного учреждения....

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Приоритетным направлением развития системы государственной помощи детям с особыми нуждами является создание оптимальных условий для их обучения и воспитания, прежде всего – создание общей безбар...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Приоритетным направлением развития системы государственной помощи детям с особыми нуждами является создание оптимальных условий для их обучения и воспитания, прежде всего – создание общей безбар...