Игровая терапия как средство коррекционно - педагогического воздействия в работе с детьми с ЗПР
статья по коррекционной педагогике на тему

Ададурова Виктория Валерьевна

Игровая терапия – это метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. Игра оказывает сильное влияние на развитие личности, способствует созданию близких отношений между участниками группы, помогает снимать напряженность, повышаетсамооценку, позволяет поверить в себя в различных ситуациях общения,снимая опасность социально значимых последствий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrovye_tehnolgii.doc188 КБ

Предварительный просмотр:

Игровая терапия как средство коррекционно - педагогического

воздействия в работе с детьми с ЗПР

 Феномен игры в психолого-педагогических исследованиях

Наибольший интерес в работе с детьми представляют игровые

технологии. Игровые технологии связаны с игровой формой взаимодействия

педагога и учащихся через реализацию определенного сюжета (игры, сказки,

спектакли, деловое общение). При этом образовательные задачи включаются

в содержание игры. В образовательном процессе используют занимательные,

театрализованные, деловые, ролевые, компьютерные игры.

Игровые технологии являются составной частью педагогических

технологий. Проблема применения игровых технологий в образовательном

процессе в педагогической теории и практики не нова. Разработкой теории

игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы,

значения для развития обучаемого в отечественной педагогике занимались

Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.

В настоящее время игровые технологии представляют огромный

интерес для педагогов. Не раз возникала попытка научной классификации

игры и определение ее каким-нибудь одним исчерпывающим понятием, но к

настоящему моменту научно определены всего лишь связи между игрой и

человеческой культурой, выяснено значение, которое оказывает игра на

развитие личности ребенка и взрослого, эмпирическим путем выявлена

биологическая природа игры и ее обусловленность психологическими и

социальными факторами.

Между тем игровые технологии так и остаются «инновационными» в

системе российского образования. Забавно, что некоторые инноваторы,

провозгласив игру панацеей, но игнорируя опыт отечественных ученых, едут

обучаться игровым технологиям за границу, видя в ней непререкаемый

авторитет. Другие и вовсе не принимают игру, не считают ее особым или

самостоятельным направлением в педагогике, либо соглашаются с такими ее

формами, которые никакого отношения к игре не имеют.

Несомненно, и в отечественной и в мировой педагогической практике

накоплен багаж, который может быть использован. Это, в первую очередь,

игровые технологии. Они нашли широкое применение в нашей практике.

Игровые технологии имеют огромный потенциал с точки зрения

приоритетной образовательной задачи: формирования субъектной позиции

ребёнка в отношении собственной деятельности, общения и самого себя.

Игра как одно из древнейших педагогических средств обучения и

воспитания переживает в настоящее время период своеобразного расцвета.

Чем же вызвано возрастание интереса к игре в настоящее время? С одной

стороны, оно вызвано развитием педагогической теории и практики,

распространением проблемного обучения, с другой стороны, обусловлено

социальными и экономическими потребностями формирования

разносторонне активной личности.

Анализ философской, культурологической, психолого-педагогической

литературы показывает, что в современной науке нет целостной теории игры,

существует ряд ее концепций в разных отраслях науки.

В философии и культурологии игра рассматривается как способ бытия

человека, средство постижения окружающего мира, изучаются

аксиологические основания игры и этнокультурная ценность игрового

феномена.

В педагогической науке феномен игры рассматривается как способ

организации воспитания и обучения, как компонент педагогической

культуры, изучаются формы и способы оптимизации игровой деятельности

современного поколения.

В психологии игра рассматривается как средство активизации

психических процессов, средство диагностики, коррекции и адаптации к

жизни, исследуются социальные эмоции, сопровождающие игровой

феномен.

Одним из первых обратил внимание на феномен игры Ф. Шиллер. Он

рассматривал игру как один из действенных факторов формирования

мировоззрения человека. Шиллер считал, что человек в игре и посредством

игры творит себя и мир, в котором живет, что человеком можно стать, только

играя. Г. Спенсер особое внимание обращал на упражняющую функцию

игры. На значение игры как источника культуры обратил внимание

нидерландский историк культуры Й. Хейзинга. По его мнению, человеческая

культура возникает и развертывается в игре и как игра.

Наибольший вклад в научное понимание и толкование феномена игры

внесли такие западные философы и психологи, как Э. Берн, Р. Винклер, Г-

Х. Гадамер, Ж.-П. Сартр, З. Фрейд. В отечественной науке теорию игры в

аспекте выяснения ее социальной природы, внутренней структуры и

значения для психического развития ребенка разрабатывали И. Е. Берлянд,

Л. С. Выгодский, Н. Я. Михайленко, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.

Педагогику игры, место игры в педагогическом процессе, строение игровой

деятельности, руководство игрой разрабатывали Н. А. Аникеева,

Н. Н. Богомолова, В. Д. Пономарев, С. А. Смирнов, С. А. Шмаков и др.

Д. Б. Эльконин, анализируя феномен игры, приходит к выводу, что

игра – это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные

отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной

деятельности. По мнению Д. Б. Эльконина, главными структурными

единицами игры можно считать:

1) роли, которые берут на себя играющие;

2) сюжет, отношения, которые передаются в игре и копируются из

жизни взрослых, воспроизводятся играющими;

3) правила игры, которым играющие подчиняются.

Если рассматривать игру как деятельность, то в ее структуру органично

будут входить целеполагание, планирование, реализация цели, а также

анализ результатов, в которых личность реализует себя полностью как

субъект.

В структуру игры как процесса входят роли, взятые на себя

играющими; игровые действия как средство реализации этих ролей;

замещение реальных предметов игровыми; реальные отношения между

играющими; сюжет (содержание) – область действительности, условно

воспроизводимая в игре.

С. А. Шмаков выделяет следующие черты, присущие большинству игр:

1) свободная развивающая деятельность, предпринимаемая по

желанию самого человека, ради удовольствия от самого процесса

деятельности, а не только от результата («процедурное удовольствие»);

2) творческий, в значительной мере импровизационный, активный

характер этой деятельности («поле творчества»);

3) эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество,

состязательность, конкуренция («эмоциональное напряжение»);

4) наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание

игры, логическую и временную последовательность ее развития.

Многие исследователи игры (Ю. М. Лотман, С. Л. Рубинштейн,

Д. Э. Эльконин и др.) выделяют такое ее главное свойство, как

амбивалентность, т.е. игра предполагает реализацию одновременно

реального и условного поведения, но при этом отмечается, что воображаемы

только условия, в которые «человек играющий» себя мысленно ставит,

чувства, которые он в этих воображаемых условиях испытывает, - это

подлинные чувства. Условность игровых отношений мобилизует и

активизирует возможности личности, способствует реализации человеком

своего творческого потенциала, побуждает его искать новые, еще

неосвоенные способы решения игровых (жизненных) проблем, соблюдая

предписываемые игровой ролью правила и нормы поведения и отношений.

По мнению Д. Н. Узнадзе игра является формой психогенного

поведения, т.е. внутренне присущего, имманентного личности. Игру как

пространство «внутренней социализации» ребенка и средство усвоения

социальных установок представлял себе Л. С. Выготский.

Довольно интересно это понятие охарактеризовал А. Н. Леонтьев, а

именно как свободу личности в воображении, «иллюзорная реализация

нереализуемых интересов». На наш взгляд, наиболее полное определение

представлено у В. С. Кукушина. Он считает, что игра – это вид деятельности

в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение

общественного опыта, в котором складываются и совершенствуется

самоуправление поведением.

Значение игровой технологии невозможно исчерпать и оценить

развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен,

что являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в

творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений

в труде, воспитании. В современной школе, делающей ставку на

активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая технология

используется в следующих случаях:

1) в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия,

темы и даже раздела учебного предмета;

2) как элементы (иногда весьма существенные) более обширной

технологии;

3) в качестве технологии занятия или его фрагмента (введения,

объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

4) как технология внеклассной работы.

Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную

группу приемов организации педагогического процесса в форме разных

педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает

существенным признаком – четко поставленной целью обучения и

соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть

обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-

познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается на

уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство

побуждения, стимулирования к учебной деятельности. Деятельность

учащихся должна быть построена на творческом использовании игры и

игровых действий в учебно-воспитательном процессе с младшими

школьниками, наиболее удовлетворяющей возрастные потребности данной

категории учеников.

Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий

происходит по таким основным направлениям:

1) дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой

задачи;

2) учебная деятельность подчиняется правилам игры;

3) учебный материал используется в качестве её средства, в

учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит

дидактическую задачу в игровую;

4) успешное выполнение дидактического задания связывается с

игровым результатом.

При использовании игровых технологий на уроках необходимо

соблюдение следующих условий:

1) соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;

2) доступность для учащихся данного возраста;

3) умеренность в использовании игр на уроках.

Можно выделить такие виды уроков с использованием игровых

технологий:

1) ролевые игры на уроке;

2) игровая организация учебного процесса с использованием

игровых заданий (урок-соревнование, урок-конкурс, урок-путешествие, урок-

КВН);

3) игровая организация учебного процесса с использованием

заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке;

4) использование игры на определённом этапе урока (начало,

середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний,

умений, навыков, повторение и систематизация изученного);

5) различные виды внеклассной работы (КВН, экскурсии, вечера,

олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между учащимися разных

классов одной параллели.

Игровые технологии занимают важное место в учебно-воспитательном

процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных

интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других

функций:

1) правильно организованная с учётом специфики материала игра

тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;

2) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает

внимание и познавательный интерес к предмету;

3) игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников.

 Функции игры

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание

элементов игры и ученье во многом зависят от понимания учителем функций

педагогических игр. Функция игры – ее разнообразная полезность. У каждого

вида игры своя полезность. Выделим наиболее важные функции игры как

педагогического феномена культуры.

Социокультурное назначение игры. Игра – сильнейшее средство

социализации ребенка, включающее в себя как социально контролируемые

процессы целенаправленного воздействия их на становление личности,

усвоение знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу или

группе сверстников, так и спонтанные процессы, влияющие на

формирование человека. Социокультурное назначение игры может означать

синтез усвоения человеком богатства культуры, потенций воспитания и

формирования его как личности, позволяющей функционировать в качестве

полноправного члена коллектива.

Функция межнациональной коммуникации. И. Кант считал

человечество самой коммуникабельностью. Игры национальны и в то же

время интернациональны, межнациональны, общечеловечны. Игры дают

возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход из

конфликтов, не прибегая к агрессивности, учат разнообразию эмоций в

восприятии всего существующего в жизни.

Функция самореализации человека в игре. Это одна из основных

функций игры. Для человека игра важна как сфера реализации себя как

личности. Именно в этом плане ему важен сам процесс игры, а не ее

результата, конкурентность или достижение какой-либо цели. Процесс

игры – это пространство самореализации. Человеческая практика постоянно

вводится в игровую ситуацию, чтобы раскрыть возможные или даже

имеющиеся проблемы у человека и моделировать их снятие.

Коммуникативная игра. Игра – деятельность коммуникативная, хотя по

чисто игровым правилам и конкретная. Она вводит учащегося в реальный

контекст сложнейших человеческих отношений. Любое игровое общество –

коллектив, выступающей применительно к каждому игроку как организация

и коммуникативное начало, имеющее множество коммуникативных связей.

Если игра есть форма общения людей, то вне контактов взаимодействия,

взаимопонимания, взаимоуступок никакой игры между ними быть не может.

Диагностическая функция игры. Диагностика – способность

распознавать, процесс постановки диагноза. Игра обладает

предсказательностью; она диагностичнее, чем любая другая деятельность

человека, во-первых, потому, что индивид ведет себя в игре на максимуме

проявлений (интеллект, творчество); во-вторых, игра сама по себе – это

особое «поле самовыражения».

Игротерапевтическая функция игры. Игра может и должна быть

использована для преодоления различных трудностей, возникающих у

человека в поведении, в общении с окружающими, в учении. Оценивая

терапевтическое значение игровых приемов, Д. Б. Эльконин писал, что

эффект игровой терапии определяется практикой новых социальных

отношений, которые получает ребенок в ролевой игре.

Функция коррекции в игре. Психологическая коррекция в игре

происходит естественно, если все учащиеся усвоили правила и сюжет игры,

если каждый участник игры хорошо знает не только свою роль, но и роли

своих партнеров, если процесс и цель игры их объединяют. Коррекционные

игры способны оказать помощь учащимся с отклоняющимся поведением,

помочь им справиться с переживаниями, препятствующими их нормальному

самочувствию и общению со сверстниками в группе.

Развлекательная функция игры. Развлечение – это влечение к разному,

разнообразному. Развлекательная функция игры связана с созданием

определенного комфорта, благоприятной атмосферы, душевной радости как

защитных механизмов, т.е. стабилизации личности, реализации уровней ее

притязаний. Развлечение в играх – поиск. Игра обладает магией, способной

давать пищу фантазии, выводящей на развлекательность. 

 Классификация игр

В многочисленных литературных источниках встречаются различные

классификации игр. Принципы классификации многообразны. Сложность

классификации игр заключается в том, что они, как и любое явление

культуры, испытывают серьезное влияние исторического процесса любой

новой формации, идеологии разных социальных групп.

Так, классификация игр по Г. К. Селевко включает следующие группы

игр.

По области деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые,

социальные и психологические.

По характеру психологического процесса: 

1) обучающие, тренинговые, контролирующие, обобщающие;

2) познавательные, воспитательные, развивающие;

3) репродуктивные, продуктивные, творческие;

4) коммуникативные, диагностические, профориентационные,

психотехнические.

По игровой методике: предметные, сюжетные, ролевые, деловые,

имитационные и игры-драматизации.

По предметной области: 

1) математические, физические, экологические;

2) музыкальные, театральные, литературные;

3) трудовые, технические;

4) физкультурные, спортивные, военно-прикладные, туристические,

народные;

5) обществоведческие, управленческие, экономические.

По игровой среде: 

1) без предметов / с предметами;

2) настольные, комнатные, уличные, на местности;

3) компьютерные, телевизионные, ТСО;

4) технические, со средствами передвижения.

По продолжительности различают: 

1) короткие игры. К ним относятся предметные, сюжетно-ролевые

и иные игры, используемые для развития интереса к учебной деятельности и

решения отдельных конкретных задач: усвоение какого-нибудь конкретного

правила, отработка навыка и так далее;

2) игровые оболочки. Это игровые формы организации учебной

деятельности более продолжительны по времени. Чаще всего они

ограничены рамками одного занятия, но могут продолжаться и несколько

дольше. К ним относится такой прием, как создание единой игровой

оболочки, то есть представление урока в виде целостной учебы – игры.

3) длительные развивающие игры. Игры подобного типа рассчитаны

на различные временные промежутки и могут длиться от нескольких дней

или недель до нескольких лет. Они ориентированы на далекую идеальную

цель и направлены на формирование медленно образующих психических и

личностных качеств учащегося. Особенностью этой группы выступают

серьезность и деловитость.

Также выделяют игры с готовыми «жесткими» правилами; игры

«вольные», правила которых устанавливаются по ходу игровых действий;

игры, которые сочетают и свободную игровую организацию деятельности, и

правила, принятые в качестве условия игры и возникающие по ее ходу. 

При любой классификации игр, в том числе вышеназванных,

необходимы поиски форм, являющихся синтезом разных игр детей.

Многообразие видов, типов, форм игр неизбежно, как неизбежно

многообразие жизни, которую они отражают, как неизбежно многообразие,

несмотря на внешнюю схожесть, игр одного типа, модели.

Таким образом, игра – исторически обусловленный, естественный

элемент культуры, представляющий собой вид произвольной деятельности

индивида. В игре происходит воспроизводство и обогащение социального

опыта предшествующих поколений, освоение норм и правил человеческой

жизнедеятельности через добровольное принятие игровой роли, виртуальное

моделирование игрового пространства, условий своего собственного бытия в

мире. То есть игра является одним из способов освоения человеком мира и

отношений в нем, способом самоутверждения человека, состоящим в

произвольном конструировании действительности в условном плане. В

качестве средства, метода и технологии обучения разнообразные игры

широко используются в педагогическом процессе.

Игровая терапия как средство коррекционно-педагогического

воздействия в работе с детьми с ЗПР

Игровая терапия – это метод психотерапевтического воздействия на

детей и взрослых с использованием игры. Игра оказывает сильное влияние на

развитие личности, способствует созданию близких отношений между

участниками группы, помогает снимать напряженность, повышает

самооценку, позволяет поверить в себя в различных ситуациях общения,

снимая опасность социально значимых последствий.

Игровую терапию можно описать как опыт, чувства, мысли и желания

человека, проецируемые на игрушки и на различные вещества, такие как

песок, краска либо вода. Ребенок выбирает для себя такие игрушки, на

которые он может спроецировать свой прежний опыт, затем использует эти

объекты, чтобы примерить на них исследуемые роли и взаимоотношения.

Важность символической игры состоит в том, что это способ исследования

клиентом своего прошлого опыта с возможностью оставаться на безопасном

расстоянии от реальной действительности.

Игровая терапия - метод коррекции эмоциональных и поведенческих

расстройств у детей, в основу которого положен свойственный ребенку

способ взаимодействия с окружающим миром - игра.

Игра - это произвольная, внутренне мотивированная деятельность,

предусматривающая гибкость вопроса о том, как использовать тот или иной

предмет. Игра является для ребенка тем же, чем речь является для взрослого.

Это средство для выражения чувств, исследования отношений

самореализации. Игра отображает попытку ребенка организовать свой опыт,

свой личный мир. В процессе игры ребенок переживает чувства контроля над

ситуацией, даже если реальные обстоятельства этому противоречат.

Специалисты, работающие с проблемными детьми (психологи,

психотерапевты, педиатры, социальные работники и педагоги), уже давно

заметили, что ребенку намного проще выражать свои переживания,

потребности, мечты в игровом процессе. Первоначально игровая терапия

развивалась в рамках психоанализа (А. Фрейд, М. Кляйн, Г. Гуг-Гельмут).

Термин «игровая терапия» был в первый раз предложен известным

психоаналитиком М. Кляйн в 1920-х годах. Она предложила, что в детской

игровой деятельности всегда присутствует символический смысл. Через игру

ребенок выражает бессознательные импульсы, влечения, подавленные

фантазии и т. п. Таким образом, игра в работе с детьми заменяет метод

свободных ассоциаций, применяемый во взрослом психоанализе, и может

позволить аналитику конкретно соприкоснуться с бессознательным ребенка.

Основная цель применения игровой терапии в работе с детьми с ЗПР - 

помоҹь детям с задержкой психического развития выразить свои

переживания максимально приемлемым для него образом - через игру, а

также проявить творческую активность в разрешении сложных жизненных

ситуаций, «отыгрываемых» или моделируемых в игровом процессе.

Основные задачи игровой терапии в работе с детьми с задержкой

психического развития:

1) облегчение психологического страдания ребенка;

2) укрепление собственного Я ребенка, развитие чувства

самоценности;

3) развитие способности эмоциональной саморегуляции;

4) восстановление доверия к взрослым и сверстникам, оптимизация

отношений в системах «ребенок - взрослые», «ребенок - другие дети»;

5) коррекция и предупреждение деформации в формировании Я -

концепция;

6) коррекция и профилактика поведенческих отклонений.

Игровая терапия - большое по силе психологического воздействия

средство работы с детьми, имеющими ЗПР, мощный инструмент развития.

Игра окружает детей повсюду.

Интерес психологов к игре, как к терапии существует давно. Игра

может дать ключ для того, ҹтобы войти в действительность новыми путями,

может помочь ребенку с ЗПР узнать мир, может одарить его воображение и

научить критически воспринимать окружающее.

Игра является одним из сильных развивающих и психотерапевтических

средств для детей с ЗПР, так как игра является ведущим видом деятельности

для них.

Понимание и переживание через игру свойственно внутреннему миру

любого человека, позволяют ребенку распознать и обозначить собственные

переживания и собственные психические процессы, понять их смысл и

важность каждого из них, распознавать и выражать свои эмоции и

эмоциональные состояния.

Список литературы

1. Ермолаева М. Г. Игра в образовательном процессе: Методическое

пособие / М. Г. Ермолаева. – СПб.: СПб АППО, 2005. – 112 с.

2. Использование артпедагогических технологий в коррекционной работе с

детьми с особыми образовательными потребностями. Учебное пособие по

коррекционной педагогике / ред. Т. Г. Неретина. – М.: Флинта, 2011. – 186 с.

3. Пидкасистый П. И. Технология игры в обучении и развитии: учебное

пособие / П. И. Пидкасистый, Ж. С. Хайдаров. – М.:Рос.пед.агентство,1996. –

269 с.

4. Рыбакова С. Г. Арт-терапия для детей с задержкой психического

развития: Учебное пособие / С. Г. Рыбакова. – СПб.: Речь, 2007. – 144 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Песочная терапия, как нетрадиционный метод воздействия в работе с детьми, имеющими нарушения речи».

Практический материал для педагога по работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи....

Арт-терапия как средство развития когнитивных процессов в работе с детьми с нарушением слуха в дошкольном образовании

Учебно-методическая копилка приемов и методов психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ (нарушение слуха)...

Многофункциональное наглядно - игровое пособие «Помогатор», для комплексного коррекционного воздействия в работе с детьми, имеющими речевые нарушения.

Актуальность этого пособия заключается в том, что работая с детьми, имеющими нарушения речи, очень трудно бывает заинтересовать и удержать их внимание, пробудить интерес к содержанию занятия и процесс...

Песочная терапия как нетрадиционный метод воздействия в работе с детьми, имеющими нарушения речи

ЧТО ТАКОЕ ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ?Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапии. Принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, основателем аналитической терапии....