ОСНОВНОЙ МЕТОД КОРРЕКЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ МЛАДЕНЧЕСКОГО И РАННЕГО ВОЗРАСТА
статья по коррекционной педагогике (младшая группа)

Габова П.Н.

Игра, как основной вид деятельности детей раннего возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 ОСНОВНОЙ МЕТОД КОРРЕКЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ МЛАДЕНЧЕСКОГО И РАННЕГО ВОЗРАСТА

        Л.С. Выготский и его последователи считали, что ребенок созревает психологически и социально вместе со своей «жизненной ситуацией развития», так как реально существует и развивается не ребенок, а система «взрослый-ребенок», из которой малыш постепенно выделяется как самостоятельный индивид. Причем учится он лишь у тех, кого любит, кому доверяет.  При этом общение с близкими и совместная деятельность с ними являются основными источниками развития личности ребенка. Поэтому, по мнению М.И. Лисиной, в качестве решающего фактора формирования у ребенка полноценной психики выступают те виды общения взрослых с ними, в которых он может быть полноценным участником межличностной ситуации.

       Следует подчеркнуть, что развитие – это не только новые приобретения, но и закрепление ранее достигнутого. И в этом плане особое значение имеет вид деятельности ребенка на данном возрастном этапе становления личности. Именно вид деятельности определяет новую ступень в психическом развитии ребенка.

      В периодизации Д.Б. Эльконина выделяются следующие виды деятельности:

  • непосредственно – эмоциональное общение ( 0-6 месяцев);
  • предметно – манипулятивная деятельность ( 6-12 месяцев);
  • предметно-орудийная деятельность ( 12-18 месяцев);
  • отобразительная игра ( 18-24 месяца);
  • сюжетно-ролевая игра ( с 2 до 6-7 лет);
  • учебная деятельность ( младший школьник);
  • интимно-личностное общение ( подросток);
  • учебно-профессиональная деятельность ( юношеский возраст);
  • трудовая деятельность ( взрослый человек).

      Именно на эти виды деятельности надо опираться, стимулируя развитие ребенка на определенной возрастной ступени. А.Н. Леонтьев писал:    

«Каждая стадия психического развития характеризуется определенным ведущим на данном этапе отношением ребенка к действительности, определенным ведущим видом деятельности. Признаком перехода от одной стадии к другой является именно изменение ведущего отношения ребенка к действительности». Причем возникновение новых видов деятельности или превращение их в ведущие не отменяет прежде существующих, а преобразует их, поднимая на новый уровень.

       Ведущий вид деятельности и основа становления личности ребенка до 3 лет – предметная игра. Поэтому с детьми данного возраста проводятся игры-занятия, в которых усвоение какого-либо материала протекает незаметно для детей, в практической деятельности.

       Игровая деятельность имеет исключительно важное значение в развитии ребенка. Она оказывает влияние на все стороны его психического развития.

        Игра – одно из важных средств познания окружающего. Это сложная, внутренне мотивированная, но в то же время легкая и радостная для ребенка деятельность. Она способствует поддержанию у него хорошего настроения, обогащению его чувственного опыта, развитию наглядно-образного мышления, воображения и речи. В ней закладываются основы творчества. Игра способствует развитию у детей произвольного поведения и самостоятельности.

       Игра является важным условием социального развития детей: в ней они знакомятся с разными видами деятельности взрослых, учатся понимать чувства и состояния других людей, сопереживать им, приобретают навыки общения.

       Игра способствует физическому развитию детей, стимулируя их двигательную активность. Она обладает прекрасным психотерапевтическим эффектом, так как через игровые действия ребенок может неосознанно и непроизвольно высвободить накопившиеся негативные переживания.

        Игра-наиболее естественный и продуктивный способ обучения детей: усвоение различных знаний и умений осуществляется в привлекательной и мотивированной для них деятельности.

         Для более сильного эффекта развития ребенка имеет место только полноценная игра, которая не возникает сама по себе, а развивается во взаимодействии с теми кто уже умеет играть – со взрослыми и старшими детьми. Многочисленные исследования и наблюдения показывают, что дети, с которыми ни кто и никогда не играл, не могут сами создать воображаемую ситуацию, придумать игровые замещения. Дети, растущие в закрытых детских учреждениях, в условиях дефицита общения со взрослыми, значительно отстают по уровню развития и срокам появления игры от своих сверстников, живущих в семье.

         Для того чтобы игра стала действительно развивающей, ребенка сначала нужно научить играть. Сензитивным периодом для зарождения игры является именно ранний возраст. В это время создаются условия для зарождения особого вида детской деятельности – процессуальной игры. В ее основе лежат предметные действия, которые осваивает ребенок, а также стремление подражать действиям взрослых, которые он наблюдает в повседневной жизни.

       Следует подчеркнуть, что в связи с особенностями развития проблемные дети особенно нуждаются в целенаправленном обучении. Они не усваивают общественный опыт спонтанно, особенно в раннем возрасте. Ученые, исследующие особенности развития детей с отклонениями в развитии, в первую очередь отмечают у них отсутствие интереса к окружающему. Поэтому для организации обучения и воспитания этих детей особую роль играют способы воздействия, направленные на активизацию их познавательной деятельности, где особое место принадлежит целенаправленной организации игр.

     

Место для ввода текста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование логопедического массажа как одного из методов коррекционно-педагогического воздействия на совершенствование процесса звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста

Массаж артикуляционного аппарата и артикуляционныеупражнения не только улучшают двигательную функцию отстающих систем мозга, но и вовлекают в работу близлежащие мозг...

Игровая терапия как средство коррекционно - педагогического воздействия в работе с детьми с ЗПР

Игровая терапия – это метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. Игра оказывает сильное влияние на развитие личности, способствует созданию близких о...

Методическая разработка "Конспекты коррекционных развивающих занятий с детьми младенческого и раннего возраста".

В конспектах представлены варианты интегрированных индивидуальных занятий  с малышами в полифункциональной среде сенсорной комнаты с использованием интерактивного оборудования....

Проект "Речевая игра как средство развития коммуникативного общения родителей с детьми младенческого и раннего возраста"

КУ Урайский специализированный Дом ребенкаПроект "Речевая игра как средство развития коммуникативного общения родителей с детьми младенческого и раннего возраста"Автор проекта: Степанова Еле...

КУ Урайский специализированный Дом ребенка Проектное планирование «Речевая игра как средство развития коммуникативного общения родителей с детьми младенческого и раннего возраста" Разработала: Степанова Елена Николаевна воспитатель гр.№6 «Ежата».

КУ Урайский специализированный Дом ребенка Проектное планирование «Речевая игра как средство развития коммуникативного общения родителей с детьми младенческого и раннего возраста"...